Методы работы с детьми с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Среди важнейших социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, одной из основных является проблема реабилитации и социальной защиты детей – инвалидов, которые нуждаются, в первую очередь, в принятии и реализации такой системы мер политического, экономического и правового характера, которая позволила бы им стать полноправными членами общества в равной степени со здоровыми людьми, принимать активное участие во всех сторонах общественной жизни.

Содержание

1. Введение. стр. 3
2. Методы работы с детьми с ограниченными возможностями стр. 8
3. Первичная инвалидность в детском возрасте стр. 10
4. Динамика общего контингента детей – инвалидов
в Российской Федерации за 10 лет (1992-2001гг.) стр. 14
5. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) стр. 15
6. Социальные характеристики семьи
ребенка – инвалида и его родителей. стр.18
7. Социально – культурные реабилитационные технологии. стр. 20
8. Список литературы. стр. 25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

        Для реабилитационного процесса может использоваться любая музыка, соответствующая по характеру и степени воздействия его целям. Для повышения эффекта воздействия в социально – культурной деятельности следует прислушиваться к советам психолога, т.к. восприятие музыки у инвалидов происходит по-разному, что формирует разноречивые чувства и поведенческие реакции.

      Особое  значение для реабилитации имеет  собственное исполнение на музыкальных  инструментах. Инвалид сразу чувствует  свое «Я», ответственность за красивое исполнение. Тем самым повышается его статус среди окружающих; взгляды которых устремлены на исполнителя.

      Основными задачами коррекционных музыкально – игровых занятий являются стимуляция умственного и физического развития ребенка, преодоление имеющихся  у него нарушений в соответствии с его возможностями.

      Танцетерапия. Танцевально – двигательная терапия – социально – культурная реабилитационная технология, ставящая своей целью создание и разрешение контролируемых кризисов в безопасной среде на основе видов танцевального искусства для обучения детей, не способных адаптироваться к травмирующим жизненным обстоятельствам.

      Виды  деятельности – разучивание и  исполнение движений, участие в танцевальной программе. Форма деятельности –  индивидуальная, групповая, массовая. Реабилитационная направленность –  развитие опорно – двигательного  аппарата и мышечной системы, пластики, формирование коммуникативной сферы, коррекция психоэмоциональных состояний, решение научных проблем, развитие эстетического вкуса, овладение этикетом. Преобладающие методы – показ, диалог, тренинг, поворот.

      В социально – культурной реабилитации в качестве коррекционного средства используется потребность человеческого организма в движении, которая реализуется посредствам танца (классического, бального, спортивного, современного, ретро и др.). С помощью танца преодолевается явление гиподинамики, развивается опорно – двигательный аппарат, повышается интеллектуальный и эстетический уровень.

      Занятие с группой проводится по облегченной  программе и определенной схеме: классический танец и подготовительный экзерсис, музыкально – танцевальные движения, занятия методом танцевальной терапии – как подготавливающая основа для обучения танцу, как фактору физического, психического и духовного воспитания детей – инвалидов.

      Глинотерапия -  эффективный способ реабилитации сочетающий комплекс медицинских, валеологических, культуроориентированных, креативных компонентов, имеющий в совей основе работу с пластическими материалами (глина, пластилин, тесто и др.).

      Вид деятельности – манипуляции с  пластическими материалами (разминание, лепка, размазывание по рабочему полю, фантазирование образов и сюжетов). Форма деятельности – индивидуальная, групповая. Реабилитационная направленность – развитие психических сенсорных функций, тренинг моторинговых функций, снятие зажимов, расширение спектра общения, повышение социальной активности, интеллекта, профориентация, апробирование социальных ролей. Преобладающие методы – диалог, поворот, показ, рассказ, пример, разъяснение.

      Существуют  примеры активного использования  глины помогает, например, слепому  ребенку реконструировать образ того или иного животного, человека, довести его до уровня понимания и принятия. Формируется приближенная к реальному картина его мира. Чтобы изготовить глиняную игрушку необходимо постичь все тайны ее происхождения, смыслового назначения, специфики изготовления. Поэтому практические занятия сочетаются с доступным и увлекательным пояснением, рассказом, то есть с освоением теоретических знаний. Изучается каждый регион – родина игрушки, традиции местности, техника изготовления наиболее трудных игрушек – свистка, колокольчика.

      Лекотерапия – метод социально – культурной и психологической реабилитации детей с помощью игрушек.

      Вид деятельности – манипуляция с  игрушкой, фантазирование образов и  сюжетов. Форма деятельности – индивидуальная, групповая. Реабилитационная направленность – развитие психических сенсорных функций, тренинг, эмоций, снятие зажимов, расширении спектра общения, повышение социальной активности, интеллекта, ориентация в пространстве, профориентация, апробирование социальный ролей. Преобладающие методы – диалог, поворот, показ, рассказ, пример. Игрушки – игровые предметы, изображающие живое существо или модель неодушевленного мира, которые помогают ребенку удовлетворять потребность осознания окружающих явлений и событий, эмоционально – психологического восприятия и отношения. 
 

      Полезные  игрушки. 

Возраст Игрушки Что развивают
От  года Сборные игрушки Координация и  сообразительность
1,5 года Игрушки на веревочках, колесиках Помогает малышам  учиться ходить
2-3 года Формочки, кубики, говорящие зверушки Развивают у  детей творческое начало
От 3-х  лет Копии вещей  из взрослой жизни, игрушечная посуда Ответственность, самостоятельность, трудолюбие, артистизм 
 

      Наиболее  удачными видом игровой терапии  является куклотерапия. Ее образность, наглядность и материальность позволяют ребенку глубже вживаться в игровую ситуацию, врезаются в память на всю жизнь вместе с приобретенным во время игры опытом.

      Ограниченное  общение детей с куклами способствует диагностике ранних психологических  затруднений и их безболезненной коррекции, ибо игра сопровождается доверием, добром, искренностью и радостью самого ребенка. 
 
 
 
 
 

      СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ. 

      
  1. Авторский коллектив: О.С. Андреева – заслуженный  врач РФ, доктор медицинских наук (ФЦЭРИ), С.Н. Пузин – заслуженный врач РФ, чл.- кор. РАМП (ФЦЭРИ), И.К. Сырников –  заслуженный врач РФ, кандидат медицинских наук (Комитет социальной защиты населения Москвы), Д.И. Лаврова –  заслуженный врач РФ, профессор (ФЦЭРИ), В.С. Сазонов – заслуженный врач РФ, кандидат юридических наук (ФЦЭРИ), В. И. Бублик – юрист (Академия управления при Президенте РФ). Положение инвалидов в Москве. – М.: Медицина, П52 2004. – 20 с.
  2. Авторские коллектив: А.И. Осадчих – доктор медицинских наук, профессор, С.Н. Пузин – доктор медицинских наук, профессор, Д.И. Лаврова –  доктор медицинских наук, профессор, В.В. Линник – кандидат медицинских наук, Н.Д. Талалаева – кандидат медицинских наук, О.С. Андреева –  кандидат медицинских наук, Л.Н. Чикинова –  доктор медицинских наук, профессор. Проблемы инвалидности в России. Состояние и перспективы. – М.: Медицина, 2002. – 368 с.
  3. Авторский коллектив: О.С. Андреева, С.Н. Пузин, Д.И. Лаврова, Н.Б. Шабалина, С.Т. Кадырова, О.А. Лунев, Е.В. Кириенко. Актуальные вопросы социальной реабилитации детей – инвалидов. М. – 2006.
  4. Психолого – педагогическая диагностика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамная, Т.А. Добровольская и д.; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д, Забрамной. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 320с.
  5. Творчество инвалидов – путь в мир равных прав и возможностей. М. -2003
  6. Первый заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов Т.В. Золотцева. Реабилитация детей – инвалидов 1995г.
    1. «Круг жизни», социально – экологический журнал №3 – 2005г.
    1. «Круг жизни», социально – экологический журнал №5 – 2006г.
    2. «Круг жизни», социально – экологический журнал №6 – 2006г.
    3. «Круг жизни», социально – экологический журнал №7 – 2006г.
    4. «Круг жизни», социально – экологический журнал №8 – 2006г.
    5. «Социальная работа», научно – популярный журнал №3 -2006г.
    6. «Социальная работа», научно – популярный журнал №4 -2006г.
    7. «Социальная работа», научно – популярный журнал №1 -2007г.
    8. «Социальная работа», научно – популярный журнал №2 -2007г.
  1. Проблематика детских болезней: учеб. пособие для студ. высш. мед. учеб. заведений / О.И. Чапова, Г.Ю. Лазарева. – М.: Издательство ВЛАДОС – ПРЕСС, 2005. – 359с.
  1. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 435с.
  2. История социальной работы: Учеб. пособие для высшей школы. – М.: Академический Проект: Трикста,2004. – 608с.
  3. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». Федеральный закон «О социальной защите инвалидов РФ». 2-е изд. – М.: Ось – 89, 2003. – 64с.
  4. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей. В.И. Лубовский. - М. – 1995г. – Гл.II
  5. Психолого – педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1998.
  6. Психологически проблемы диагностики аномального развития детей. В.И. Лубовский – М., 1989
  7. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекция. Т.Д. Марцинковская. – М. 1992г.
  8. Лекция по теории социальной работы.
 
 
 

  

Информация о работе Методы работы с детьми с ограниченными возможностями