Методы работы с детьми с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Среди важнейших социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, одной из основных является проблема реабилитации и социальной защиты детей – инвалидов, которые нуждаются, в первую очередь, в принятии и реализации такой системы мер политического, экономического и правового характера, которая позволила бы им стать полноправными членами общества в равной степени со здоровыми людьми, принимать активное участие во всех сторонах общественной жизни.

Содержание

1. Введение. стр. 3
2. Методы работы с детьми с ограниченными возможностями стр. 8
3. Первичная инвалидность в детском возрасте стр. 10
4. Динамика общего контингента детей – инвалидов
в Российской Федерации за 10 лет (1992-2001гг.) стр. 14
5. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) стр. 15
6. Социальные характеристики семьи
ребенка – инвалида и его родителей. стр.18
7. Социально – культурные реабилитационные технологии. стр. 20
8. Список литературы. стр. 25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

11. Инвалиды должны иметь возможность пользоваться квалифицированной юридической помощью, когда подобная помощь является необходимой для защиты их личности и имущества; если они являются объектом судебного преследования, они должны пользоваться обычной процедурой, полностью учитывающей их физическое или умственное состояние. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     МЕТОДЫ  РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С  ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ. 

     Инвалидность  у детей означает существенное ограничение  жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социализации. Понятие "социализация" характеризует в обобщенном виде процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.  
 Социализацию не следует сводить к образованию и воспитанию, хотя она и включает эти процессы. Социализация личности осуществляется под влиянием совокупности многих условий, как социально-контролируемых, и направленно-организуемых, так и стихийных, возникающих спонтанно.  
 Она и есть атрибут образа жизни личности, и может рассматриваться как ее условие и как результат. Непременным условием социализации является культурная самоактуализация личности, ее активная работа над своим социальным совершенствованием.  
Какими бы благоприятными ни были условия социализации, ее результаты во многом зависят от активности самой личности.  
 В традиционной отечественной социологии социализация рассматривается как саморазвитие личности в процесса ее взаимодействия с различными социальными группами, институтами, организациями, в результате которых вырабатывается активная жизненная позиция личности.  
 Важно иметь в виду, что социализация есть процесс, продолженный в течение всей жизни человека.  
 В связи с этим обычно различают определенные этапы социализации: дотрудовой (детство, обучение), трудовой и послетрудовой.  
 Социализация личности - это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.  
 Одной из главных целей социализации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, что служит, пожалуй, наиболее возможным условием нормального функционирования общества. Социализация личности - сложный, противоречивый процесс, длящийся на протяжении всей жизни человека.  
 

     Существуют  различные подходы к выделению  стадий социализации. Основания для  ее периодизации различны: ведущий вид деятельности, ведущий институт социализации и т.д. Наиболее признанной является точка зрения, согласно которой этапы социализации соотносятся с возрастной периодизаций жизни человека. Так, выделяют младенчество (от рождения до 1 года), раннее детство (1-3 года), дошкольное детство (3-6 лет), младший школьный возраст (6-10 лет), подростковый (10-14 лет), ранний юношеский (15-17 лет), юношеский (18-23 года), молодость (23-33 года), зрелость (34-50 лет), пожилой возраст (50-60 лет), старость (60-70 лет), долгожительство (свыше 70 лет).

     Многие  исследователи обращают внимание на определяющую роль в этом процессе первичных стадий социализации, связанных  с периодом детства, с формированием  основных психических функций и  элементарных форм существенного поведения.

       Для каждого возраста или этапа социализации выделяют три группы задач: естественно-культурные, социально-культурные и психологические.  
Решение этих задач является объективной необходимостью для развития человека.  
 Естественно-культурные задачи - достижение на каждом возрастном этапе определенного уровня физического и сексуального развития. Этот уровень носит конкретно-исторический характер (у разных народов различные представления об идеалах мужественности и женственности, различные темпы полового созревания и т.д.).

     Социально-культурные задачи - познавательные, морально-нравственные, ценностно-смысловые. На каждой стадии социализации человек должен обладать не только определенной суммой знаний, умений, навыков, но и принимать соответствующее участие в жизни общества. Эти задачи объективно определится обществом в целом, уровнем его развития, региональным и ближайшим окружением человека.  
 Социально-психологические задачи - это становление самосознания личности, ее самоопределения в актуальной жизни и на перспективу, самореализации и самоутверждение. Конечно, для каждого этапа социализации содержание стих задач и средства их реализации различны.  
 По мнению А. В. Мудрика, если какая-либо группа задач или существенные задачи какой-либо группы остаются нерешенными на том или ином возрастном этапе, то это либо задерживает развитие человека, либо делают его неполным.
 

      В настоящее время принято выделять несколько категорий (типов) детей с нарушениями развития:

- с нарушениями  слуха (неслышащие и слабослышащие)

- с нарушениями  зрения (незрячие и слабовидящие)

- с нарушениями  функций опорно – двигательного  аппарата

- с тяжелыми  нарушениями речи

- с задержкой  психического развития

- умственно  отсталые

- с тяжелыми  нарушениями эмоционально – волевой сферы

- с нарушениями  поведения

- со  сложными нарушениями развития, у которых сочетаются два или  более первичных нарушения.

      Каждая  категория детей имеет специфические  психолого-педагогические особенности, которые необходимо учитывать при  определении стратегии и тактики психолого-педагогического изучения.

      Таким образом, в результате сочетания  первичных и вторичных нарушений  при аномальном развитии формируется  сложная картина нарушений, которая, с одной стороны, индивидуальна у каждого ребенка, а с другой стороны – имеет много сходных характеристик в пределах каждого типа нарушенного развития.

      Эта специфика определяет необходимость  создания специальных образовательных  условий, соответствующих психическим  особенностям детей, относящихся к  каждому типу нарушенного развития.

      Таким образом, ведущими теоретико-методологическими  положениями, на которых строится современная  психодиагностика нарушенного развития, являются следующие.

  1. каждый тип нарушенного развития характеризуется свойственной  только ему специфической психологической структурой. Эта структура определяется соотношением первичного и вторичного нарушений, иерархией вторичного нарушений.
  2. внутри каждого типа нарушенного развития наблюдается многообразие проявлении, особенно по степени и выраженности нарушений.
  3. диагностика строится с учетом общих и специфических закономерностей нарушенного развития.
  4. диагностика ориентируется на выявление не только общих и специфических недостатков развития, но и положительных свойств ребенка, его потенциальных возможностей.
  5. итогом диагностики нарушенного развития является установление  психолого-педагогического диагноза, который не ограничивается типом нарушенного развития.
 

Первичная инвалидность детского населения. 

      С 1999г. В России появилась форма  государственной статистической отчетности бюро МСЭ  по освидетельствованию детского населения. Поэтому представилось возможность изучить состояние первичной инвалидности детского населения по данным 40 территорий РФ, в которых освидетельствование детского населения проводилось учреждениями государственной службы МСЭ в течение 1999 г. Всего в этих 40 территориях учреждениями МСЭ признано инвалидами впервые 40 059 детей, что составляет 31,6 на 10 тыс. детского населения данных территорий.

      Показатель  первичной инвалидности детей в возрасте от 0 до 3 лет включительно составляет 68,7 на 10 тыс. детей данного возраста, в возрасте от 8 до 14 лет – 25,4; в 15-летнем возрасте – 11,4.

      Среди мальчиков от 0 до 3 лет показатель первичной инвалидности составил 73,7, а среди девочек – 63,3 на 10 тыс. детей соответствующего возраста. В возрастной группе от 4 до 7 лет уровень инвалидности у мальчиков составил 34,6, а у девочек – 26,1. в возрасте от 8 до 14 лет показатель первичной инвалидности у мальчиков был 29,3, а у девочек – 21,3. У 15-летних подростков уровень первичной инвалидности у мальчиков составил 13,4, а у девочек 9,5 на 10 тыс. детей соответствующего пола и возраста.

      Наиболее  высокий уровень первичной инвалидности у детей отмечен в связи  с врожденными аномалиями и хромосомными болезнями (3,8 на 10 тыс. детей в возрасте от 0 до 15 лет). На 2-м месте стоят заболевания нервной системы (3,4), на 3-м – психические расстройства (3,2 в том числе умственная отсталость – 2,4). Во всех остальных классах болезней показатель первичной инвалидности детского населения более чем в 2 раза ниже; болезни костно – мышечной системы и соединительной ткани – 1,4; травмы и отравления – 1,2;  болезни глаза и болезни органов дыхания – 1,1; болезни мочеполовой системы и прочие болезни – 1,0; болезни эндокринной системы – 0,8; новообразования – 0,6; болезни слуха, болезни органов пищеварения и отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде – 0,5; болезни системы кровообращения – 0,3; туберкулез – 0,2.    

      Дети  инвалиды – инвалиды, не достигшие возраста 16 лет (другое название – дети с ограниченными возможностями). Ограничение статуса детской инвалидности 16 годами противоречит как Гражданскому и Семейному кодексам, по которым состояние детства прекращается только в 18 лет, так и практике социально – реабилитационных учреждений.

      Дети  – инвалиды обслуживаются учреждениями трех ведомств. Дети в возрасте до 4 лет, страдающие тяжелыми поражениями  опорно-двигательного аппарата и  с задержкой умственного развития, получают лечение и уход в специализированных дамах ребенка Министерства здравоохранения РФ. Дети с нерезко выраженными аномалиями в физическом и умственном развитии обучаются в специализированных школах (интернатах) Министерства общего и профессионального образования РФ. Дети в возрасте от 4 до 18 лет с более глубокими психосоматическими нарушениями проживают в домах – интернатах системы социальной защиты населения.

      Между учреждениями этих трех ведомств тесное взаимодействие, осуществляется преемственность  в их работе. Отбор детей в этих учреждения возложен на медико – педагогические комиссии, в состав которых входят врачи – психиатры, психологи, дефектологи, логопеды, представители учреждений социальной защиты населения. Процедуры отбора включает осмотр ребенка, диагностика степени заболевания, оформление документации.

     Складывается  медико-демографическая ситуация, негативные тенденции в динамике показателей  соматического, физического и психологического здоровья детей, влияние на формирующийся  организм риск – факторов среды, падение  нравственности и морали, множественные проблемы медико – социального генеза, ощутимый дефицит питания, досуга, ослабление института семьи свидетельствует о важности повышения внимания к проблеме детей с ограниченными возможностями со стороны государственных институтов, специалистов, общественности.

      Демографическая ситуация в Российской Федерации  в 2001 году характеризовалось дальнейшим сокращением детей, что обусловлено  главным образом низким уровнем  рождаемости. Суммарный показатель рождаемости сохраняется на уровне прежних лет и составляет 1,2 рождений при необходимом для простого воспроизводства населения уровне – 2,15.

      В последние годы фиксируется снижение уровня младенческой смертности, тем  не менее, этот показатель, рассматривающийся  в качестве своеобразного барометра общественного здоровья, в России  - один из самых высоких среди стран Центральной и Восточной Европы.

      Анализ  показателей, характеризующих состояние  здоровья матери и ребенка за последние 10-15 лет позволили выделить неблагоприятные  факторы, способствующие формированию инвалидности с детства в Российской Федерации: высокая частота осложненного течения беременности и родов (36,8%), рождение недоношенных детей (15,0%), алкоголизм родителей (11,3%), инфекционные заболевания в младенческом возрасте (10,0%), отягощенная наследственность психическими заболеваниями (6,3%).

Информация о работе Методы работы с детьми с ограниченными возможностями