Методы работы с детьми с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Среди важнейших социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, одной из основных является проблема реабилитации и социальной защиты детей – инвалидов, которые нуждаются, в первую очередь, в принятии и реализации такой системы мер политического, экономического и правового характера, которая позволила бы им стать полноправными членами общества в равной степени со здоровыми людьми, принимать активное участие во всех сторонах общественной жизни.

Содержание

1. Введение. стр. 3
2. Методы работы с детьми с ограниченными возможностями стр. 8
3. Первичная инвалидность в детском возрасте стр. 10
4. Динамика общего контингента детей – инвалидов
в Российской Федерации за 10 лет (1992-2001гг.) стр. 14
5. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) стр. 15
6. Социальные характеристики семьи
ребенка – инвалида и его родителей. стр.18
7. Социально – культурные реабилитационные технологии. стр. 20
8. Список литературы. стр. 25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 182.00 Кб (Скачать)
  • Социальную реабилитацию ребенка – инвалида, обеспечивающую реабилитацию ребенка – инвалида средствами искусствами и культуры, развитие разнообразных жизненно важных познавательных навыков, повышение уровня самооценки личности,  творческое самовыражение, развитие навыков общения, формирование у детей – инвалидов активной жизненной позиции. Мероприятия по социальной реабилитации детей – инвалидов могут включать занятия в музыкально – драматических коллективах, вокальных или хореографических студиях, школах ремесел, студиях рисования, различных кружках и т.д., а также участие в фестивалях, концертах, конкурсах, театрализованных представлениях, вечерах отдыхах и др.

      Форма и методы социальной реабилитации могут быть многообразны; арттерапия, библиотекотерапия, глинотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, гарденотерапия, иппотерапия, компьютерные технологии, анимационная терапия, туротерапия и др.

  • Реабилитация детей – инвалидов методами физической культуры и спорта, включая информирование и консультирование семей, имеющих детей – инвалидов, по этим вопросам, обучение детей – инвалидов навыкам занятий физкультурой и спортом; организацию и проведение занятий и спортивных мероприятий.

      При формировании программы социальной реабилитации необходимо определить:

  • Исполнителя (наименование учреждения);
  • Сроки выполнения (даты начала и окончания реабилитационного мероприятия)
  • Объем (содержание и количество реабилитационных мероприятий).
 

      Результатом выполнения программы социальной реабилитации ребенка – инвалида является достижение способности к самообслуживанию, самостоятельному проживанию; обеспечение интеграции ребенка – инвалида в семью и общество. 
     
     

    Социальные  характеристики семьи  ребенка – инвалида и его родителей. 
     

      Семья является основным социальным институтом. Роль ее значима в процессе воспитания и реабилитации детей – инвалидов. Социально – гигиеническая характеристика семьи, имеющая ребенка – инвалида, является показателем ситуации, в которой растет ребенок – инвалид, потребности семьи в мерах социальной защиты, а также возможности адаптации семьи к сложившейся в стране социально – экономической ситуации. 

Социальные  характеристик семьи и родителей ребенка инвалида

включают:

  • сведения о родителях (оба родителя живы; мать жива, отец умер или о нем нет сведений; отец жив, мать умерла или о ней нет сведений; мать одиночка; родителей нет)
  • сведения о брачном статусе родителей (официально незарегистрированный брак; гражданский брак; родители в разводе)
  • сведения о родителях, состоящих в разводе (проживают вместе, раздельно)
  • сведения о возрасте ребенка, когда родители развелись
  • сведения о том, выплачивает ли алименты родитель, проживающий отдельно от ребенка (да, нет)
  • сведения о матери (возраст, образование, социальный статус, есть ли родительские права; прекратила или перешла на другую работу  при появлении ребенка – инвалида; режим рабочего дня)
  • сведения об отце (возраст, образование, социальный статус, есть ли родительские права; прекратил или изменил работу в связи с появлением ребенка – инвалида; режим рабочего дня)
  • сведения об опекуне
  • сведения о том, кто из родственников тратит больше времени на уход за ребенком – инвалидом
  • сведения о том, есть ли в семье еще инвалиды
  • сведения о том, что пользуется ли семья льготными, установленными законодательством; знает ли семья действующее законодательство
  • сведения о психологическом климате в семье
  • сведения об изменении отношений в семье в связи с появлением ребенка – инвалида
  • сведения о материальном положении семьи и его изменении в связи с появлением ребенка – инвалида, денежный доход на одного члена семьи
  • сведения о готовности родителей помогать в коррекционной и учебно-воспитательной работе
  • сведения о благополучии семьи (здоровье семьи, употребление алкоголя)
  • сведения о том, использует ли семья платное лечение для ребенка – инвалида
  • сведения о качестве ухода за ребенком (удовлетворительное или нет).
 

   Типы  семей, воспитывающих  детей – инвалидов: 

   - полная семья – 64%

   - полная семья но родители живут  в гражданском браке – 2%

   - неполная семья (родители в  разводе) – 21%

   - неполная семья (мать одиночка) – 7%

   - неполная семья (умер один из  родителей или о нем нет  сведений) – 4%

   - ребенка воспитывает опекун –  2%

     Наиболее  часто родители ребенка – инвалида разводились тогда, когда дети в дошкольном возрасте (до 3 лет).

     Большинство родителей  имеют родительские права; лишены родительских прав 1,8% отцов  и 1% матерей детей – инвалидов.

     В разведенных семьях 44,8% отцов не платят алименты; 11,2% оплачивают алименты через суд и 37,6% - по договоренности. В 6,4% случаев отцы эпизодически оплачивают одежду и услуги т.д. 

     Социальный  статус матери, имеющий  ребенка – инвалида: 

   - рабочая – 17,1%

   - служащая – 32,7%

   - предприниматель – 2,2%

   - домохозяйка – 42,1%

   - пенсионерка – 1,2%

   - безработная – 1,4%  

      Социальный  статус отца, имеющего ребенка – инвалида: 

   - рабочий – 42,3%

   - служащий – 37,3%

   - предприниматель – 6,5%

   - домохозяин – 0,8%

   - пенсионер – 2,6%

   - безработный – 4,8%

   - самозанятый – 1,0  

      В семьях, живущих в зарегистрированном или гражданском браке с появлением ребенка – инвалида 42,6% матерей прекратили работу, а 12,5% - сменили место работы. В разведенных в 42,7%, семьях картина иная: мать осталась на прежнем месте работы в 42,7%, оставила работу – 32,5%, сменила работу – в 17,9% случаев. Изучение причин прекращения матерью работы показало, что в большинстве случаев это связанно с необходимостью постоянного постороннего ухода за ребенком; в 3,2% случаев мать была вынуждена уйти с работы из – за отрицательного отношения к ее проблемам администрации и сотрудников.

      Отношение к ребенку – инвалиду в семье  не однозначно. В 64,9% случаев отмечается правильное, адекватное понимание ситуации и проблем; в 33,5% случаев – гиперопека по отношению к ребенку – инвалиду; в 1,2% - случаев – равнодушие и в 0,3% случаев – неприязненное отношение членов семьи к ребенку – инвалиду. 
 

      Социально – культурные реабилитационные технологии. 

      Библиотерапия – социально – культурная реабилитационная технология, в основе которая реализуются различные виды деятельности с книжно – печатным материалом.

      В библиотерапии особое место отводится  художественным произведениям, а также  публицистическим и научно – популярными  изданиями. Она включает художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, тренинг – конкурс на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг и, конечно, регулярную работу читального зала и абонемента библиотеки.

      Библиотерапия обеспечивает развитие воображения, памяти, художественного вкуса, расширение познавательной сферы; кругозора, удовлетворение информационной потребности, налаживание коммуникативных связей с единомышленниками, творческое соотнесение своей личности с художественным образом, что способствует развитию виртуального сознания, приобщению к культуре страны и мира, развитию артикуляционных и речевых возможностей, формированию логопедического мышления при пересказе.

        Современная библиотека, как место  сбора кинофотоматериалов, является  фототекой, видеотекой, а иногда и музеем, выставочным залом, игротекой. Интеграция различных видах искусств позволяет библиотеке наиболее полно осуществить посредничество между культурой и личностью, создавать условия для самосовершенствования последней. С этой функцией тесно связаны другие стороны работы библиотеки – терапевтическая и рекреационная.

      Помимо  программ, направленных на помощь в  учебном процессе, удовлетворение познавательных интересов и потребностей в самообразовании, очень важным является использование  креативной педагогики, обеспечивающей организацию продуктивной деятельности, самостоятельного творчества читателя для его личностного, интеллектуального, эмоционального, духовного развития.

      Сказкотерапия – один из  основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. В социально – культурной деятельности является одним из ведущих видов и способов эмоционально – психологического, педагогического влияния, социально – нравственного формирования.

      Преобладающий вид деятельности – рассказ, пересказ, театрализация, исполнение. Форма деятельности – групповая, индивидуальная, массовая. Реабилитационная направленность –  тренинг эмоциональной сферы, апробация  в социальных ролях, познание своего статуса, овладение коммуникационными навыками, развитие образно – логического мышления. Преобладающие методы – диалог, импровизация, иллюстративность, показ, поощрение, рассказ.

      Варианты  работы со сказкой в социально  – культурной деятельности: праздники, театрализованные представления, использование фрагментов в конкурсах, шоу и др., литературно – художественные мероприятия, выставки, рисунки, по сказочным сюжетам, карнавал персонажей, семейные вечера, народные гулянья и др.

      Арттерапия  – реабилитационная технология, основанная на использовании возможных средств изобразительного искусства. Активно применяется в деятельности педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов, аниматоров и других специалистов в коррекции и развитии детей – инвалидов, а также в реабилитации взрослых людей, имеющих ограниченные возможности здоровья.

      Вид деятельности – художественно –  творческая, прикладная, изобразительная. Форма деятельности – индивидуальная, групповая. Реабилитационная направленность – развитие тонкой моторики, возможностей других частей тела (при отсутствии рук), самопознание, коррекция психоэмоциональной сферы, расширение кругозора, восприятие памяти, внимания, ассоциативного и образного мышления. Преобладающие методы – разъяснение, диалог, показ, иллюстративность, игра, поощрение.

      В процессе развития ребенка и в  коррекционном процессе особая роль принадлежит изобразительной деятельности (рисованию). Каждый ребенок на определенном отрезке своей жизни (обычно начиная  с 2-3 лет) увлеченно рисует. К началу подросткового периода это увлечение в большинстве случаев проходит.

      У умственно отсталых детей изобразительная  деятельность не возникает и не развивается  без специальных занятий и  обучения. Вместе с тем, специальное  обучение рисованию таких детей, часто дает положительный результат. Умственно отсталый ребенок в рисунке долго остается привязанным к стереотипному изображению, заимствованному из графического образца. Характерные особенности, имеющиеся в рисунках нормальных и аномальных детей, позволяют использовать детский рисунок в качестве диагностического инструмента для оценки умственного развития.

      Рисование детей может служить и способом решения психологических, внутриличностных проблем (страхи, тревога, неуверенность, одиночество, преодоление негативных переживаний, формирование умелости и уверенности руки, точности движений и др.)

      Музыкотерапия – метод социально – культурной реабилитации, использующий разнообразные музыкальные средства для психолого – педагогической и лечебно – оздоровительной коррекции личности инвалида, развития его творческих способностей, интеллектуальной сферы, кругозоры, активизации социально – значимых качеств. Виды деятельности – исполнение (вокальное, ансамблевое, хоровое и на музыкальных инструментах), прослушивание произведений или фрагментов. Формы деятельности – индивидуальная, групповая, массовая. Реабилитационная направленность – терапия психоэмоциональной сферы, развитие мелкой моторики(при исполнительстве), снятие зажимов, развитие слуха, образного мышления, расширение кругозора, общения, развитие социальной активности, профориентация. Преобладающие методы – тренинг, показ, диалог, поворот, рассказ, иллюстративность, игра.

Информация о работе Методы работы с детьми с ограниченными возможностями