Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 23:46, курсовая работа
Среди важнейших социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, одной из основных является проблема реабилитации и социальной защиты детей – инвалидов, которые нуждаются, в первую очередь, в принятии и реализации такой системы мер политического, экономического и правового характера, которая позволила бы им стать полноправными членами общества в равной степени со здоровыми людьми, принимать активное участие во всех сторонах общественной жизни.
1. Введение. стр. 3
2. Методы работы с детьми с ограниченными возможностями стр. 8
3. Первичная инвалидность в детском возрасте стр. 10
4. Динамика общего контингента детей – инвалидов
в Российской Федерации за 10 лет (1992-2001гг.) стр. 14
5. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) стр. 15
6. Социальные характеристики семьи
ребенка – инвалида и его родителей. стр.18
7. Социально – культурные реабилитационные технологии. стр. 20
8. Список литературы. стр. 25
Форма и методы социальной реабилитации могут быть многообразны; арттерапия, библиотекотерапия, глинотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, гарденотерапия, иппотерапия, компьютерные технологии, анимационная терапия, туротерапия и др.
При формировании программы социальной реабилитации необходимо определить:
Результатом
выполнения программы социальной реабилитации
ребенка – инвалида является достижение
способности к самообслуживанию, самостоятельному
проживанию; обеспечение интеграции ребенка
– инвалида в семью и общество.
Социальные
характеристики семьи
ребенка – инвалида
и его родителей.
Семья
является основным социальным институтом.
Роль ее значима в процессе воспитания
и реабилитации детей – инвалидов.
Социально – гигиеническая
Социальные характеристик семьи и родителей ребенка инвалида
включают:
Типы
семей, воспитывающих
детей – инвалидов:
- полная семья – 64%
-
полная семья но родители
- неполная семья (родители в разводе) – 21%
- неполная семья (мать одиночка) – 7%
- неполная семья (умер один из родителей или о нем нет сведений) – 4%
- ребенка воспитывает опекун – 2%
Наиболее часто родители ребенка – инвалида разводились тогда, когда дети в дошкольном возрасте (до 3 лет).
Большинство родителей имеют родительские права; лишены родительских прав 1,8% отцов и 1% матерей детей – инвалидов.
В
разведенных семьях 44,8% отцов не
платят алименты; 11,2% оплачивают алименты
через суд и 37,6% - по договоренности. В 6,4%
случаев отцы эпизодически оплачивают
одежду и услуги т.д.
Социальный
статус матери, имеющий
ребенка – инвалида:
- рабочая – 17,1%
- служащая – 32,7%
- предприниматель – 2,2%
- домохозяйка – 42,1%
- пенсионерка – 1,2%
-
безработная – 1,4%
Социальный
статус отца, имеющего
ребенка – инвалида:
- рабочий – 42,3%
- служащий – 37,3%
- предприниматель – 6,5%
- домохозяин – 0,8%
- пенсионер – 2,6%
- безработный – 4,8%
-
самозанятый – 1,0
В семьях, живущих в зарегистрированном или гражданском браке с появлением ребенка – инвалида 42,6% матерей прекратили работу, а 12,5% - сменили место работы. В разведенных в 42,7%, семьях картина иная: мать осталась на прежнем месте работы в 42,7%, оставила работу – 32,5%, сменила работу – в 17,9% случаев. Изучение причин прекращения матерью работы показало, что в большинстве случаев это связанно с необходимостью постоянного постороннего ухода за ребенком; в 3,2% случаев мать была вынуждена уйти с работы из – за отрицательного отношения к ее проблемам администрации и сотрудников.
Отношение
к ребенку – инвалиду в семье
не однозначно. В 64,9% случаев отмечается
правильное, адекватное понимание ситуации
и проблем; в 33,5% случаев – гиперопека
по отношению к ребенку –
Социально
– культурные реабилитационные
технологии.
Библиотерапия – социально – культурная реабилитационная технология, в основе которая реализуются различные виды деятельности с книжно – печатным материалом.
В библиотерапии особое место отводится художественным произведениям, а также публицистическим и научно – популярными изданиями. Она включает художественное чтение, дискуссии, литературные вечера, встречи с персонажами произведений и их авторами, тренинг – конкурс на скорочтение, литературные и поэтические клубы, выставки книг и, конечно, регулярную работу читального зала и абонемента библиотеки.
Библиотерапия обеспечивает развитие воображения, памяти, художественного вкуса, расширение познавательной сферы; кругозора, удовлетворение информационной потребности, налаживание коммуникативных связей с единомышленниками, творческое соотнесение своей личности с художественным образом, что способствует развитию виртуального сознания, приобщению к культуре страны и мира, развитию артикуляционных и речевых возможностей, формированию логопедического мышления при пересказе.
Современная библиотека, как место сбора кинофотоматериалов, является фототекой, видеотекой, а иногда и музеем, выставочным залом, игротекой. Интеграция различных видах искусств позволяет библиотеке наиболее полно осуществить посредничество между культурой и личностью, создавать условия для самосовершенствования последней. С этой функцией тесно связаны другие стороны работы библиотеки – терапевтическая и рекреационная.
Помимо программ, направленных на помощь в учебном процессе, удовлетворение познавательных интересов и потребностей в самообразовании, очень важным является использование креативной педагогики, обеспечивающей организацию продуктивной деятельности, самостоятельного творчества читателя для его личностного, интеллектуального, эмоционального, духовного развития.
Сказкотерапия – один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. В социально – культурной деятельности является одним из ведущих видов и способов эмоционально – психологического, педагогического влияния, социально – нравственного формирования.
Преобладающий вид деятельности – рассказ, пересказ, театрализация, исполнение. Форма деятельности – групповая, индивидуальная, массовая. Реабилитационная направленность – тренинг эмоциональной сферы, апробация в социальных ролях, познание своего статуса, овладение коммуникационными навыками, развитие образно – логического мышления. Преобладающие методы – диалог, импровизация, иллюстративность, показ, поощрение, рассказ.
Варианты работы со сказкой в социально – культурной деятельности: праздники, театрализованные представления, использование фрагментов в конкурсах, шоу и др., литературно – художественные мероприятия, выставки, рисунки, по сказочным сюжетам, карнавал персонажей, семейные вечера, народные гулянья и др.
Арттерапия – реабилитационная технология, основанная на использовании возможных средств изобразительного искусства. Активно применяется в деятельности педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов, аниматоров и других специалистов в коррекции и развитии детей – инвалидов, а также в реабилитации взрослых людей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Вид деятельности – художественно – творческая, прикладная, изобразительная. Форма деятельности – индивидуальная, групповая. Реабилитационная направленность – развитие тонкой моторики, возможностей других частей тела (при отсутствии рук), самопознание, коррекция психоэмоциональной сферы, расширение кругозора, восприятие памяти, внимания, ассоциативного и образного мышления. Преобладающие методы – разъяснение, диалог, показ, иллюстративность, игра, поощрение.
В
процессе развития ребенка и в
коррекционном процессе особая роль
принадлежит изобразительной
У умственно отсталых детей изобразительная деятельность не возникает и не развивается без специальных занятий и обучения. Вместе с тем, специальное обучение рисованию таких детей, часто дает положительный результат. Умственно отсталый ребенок в рисунке долго остается привязанным к стереотипному изображению, заимствованному из графического образца. Характерные особенности, имеющиеся в рисунках нормальных и аномальных детей, позволяют использовать детский рисунок в качестве диагностического инструмента для оценки умственного развития.
Рисование детей может служить и способом решения психологических, внутриличностных проблем (страхи, тревога, неуверенность, одиночество, преодоление негативных переживаний, формирование умелости и уверенности руки, точности движений и др.)
Музыкотерапия – метод социально – культурной реабилитации, использующий разнообразные музыкальные средства для психолого – педагогической и лечебно – оздоровительной коррекции личности инвалида, развития его творческих способностей, интеллектуальной сферы, кругозоры, активизации социально – значимых качеств. Виды деятельности – исполнение (вокальное, ансамблевое, хоровое и на музыкальных инструментах), прослушивание произведений или фрагментов. Формы деятельности – индивидуальная, групповая, массовая. Реабилитационная направленность – терапия психоэмоциональной сферы, развитие мелкой моторики(при исполнительстве), снятие зажимов, развитие слуха, образного мышления, расширение кругозора, общения, развитие социальной активности, профориентация. Преобладающие методы – тренинг, показ, диалог, поворот, рассказ, иллюстративность, игра.
Информация о работе Методы работы с детьми с ограниченными возможностями