Методы работы с детьми с ограниченными возможностями

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Среди важнейших социальных проблем, стоящих перед государством в настоящее время, одной из основных является проблема реабилитации и социальной защиты детей – инвалидов, которые нуждаются, в первую очередь, в принятии и реализации такой системы мер политического, экономического и правового характера, которая позволила бы им стать полноправными членами общества в равной степени со здоровыми людьми, принимать активное участие во всех сторонах общественной жизни.

Содержание

1. Введение. стр. 3
2. Методы работы с детьми с ограниченными возможностями стр. 8
3. Первичная инвалидность в детском возрасте стр. 10
4. Динамика общего контингента детей – инвалидов
в Российской Федерации за 10 лет (1992-2001гг.) стр. 14
5. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР) стр. 15
6. Социальные характеристики семьи
ребенка – инвалида и его родителей. стр.18
7. Социально – культурные реабилитационные технологии. стр. 20
8. Список литературы. стр. 25

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

      За  последнее десятилетие катастрофически  растет заболеваемость детей. Отмечены высокие темпы роста числа  таких заболеваний среди детей  до 14 лет, как анемия (в 1,3 раза), болезни  эндокринной (в 1,5 раза) и костно-мышечной системы (в 1,5 раза), аллергические болезни (в 1,3 раза), болезни системы кровообращения (в 1,3 раза), новообразования (в 1,3 раза).

      Наиболее  серьезная ситуация фиксируется  среди подростков. Отмечается рост анемии в 1,8 раза, болезней эндокринной системы в 1,9 раза, аллергических болезней в 1,6 раза, болезней системы кровообращения в 1,5 раза, новообразований в 1,8 раза, болезней мочеполовой системы в 1,5 раза, костно-мышечной системы в 1,9 раза.

      Вследствие  увеличения доли длительного текущих соматических болезней за этот период вдвое возросла психосоматическая патология: как ответ на воздействие негативных факторов внешней среды, на треть увеличилось число реактивных состояний и психопатий.

      Число наркологических расстройств в 90-х годах возросло в 3,7 раза, наркомания – в 15 раз, алкогольных психозов – в 15,5 раз, хронических алкоголизма – в 2 раза. По данным специальных исследований, реальное число больных алкоголизмом подростков увеличилось в 2-3 раза, страдающих наркоманиями и токсикоманиями  в 6-10 раз, токсикоманов – в 5,6 раз.

      Доля  наследственно обусловленных заболеваний  в структуре причин инвалидности составляет –30%, мультифакторных – 80,1%, а у детей раннего возраста инвалидность вследствие врожденных аномалий занимает первое место и составляет – 4,5%.

      Профилактика  и снижение детской инвалидности – одна из самых актуальных проблем  государства и общества, которая  требует проведения комплексных  мероприятий со стороны не только органов здравоохранения, социальной защиты населения, но и ведущих министерств, ведомств и местных административных органов.

      Для уменьшения отрицательного воздействия  причин инвалидизирующей патологии, необходимо решить следующие задачи:

    • Развитие службы планирования семьи, рациональная организация диспансеризации беременных женщин, в том числе перинатальная диагностика патологических состояний плода, профилактика внутриутробных инфекций.
    • Уменьшение недостаточной информативности населения о важнейших факторах риска развития патологии плода, повышение медицинской активности женщин, планирующих беременность.
    • Организация адекватной медицинской помощи женщинам в родах со средним и высоким неблагоприятного исхода для плода.
    • Организация адекватной реанимационной помощи детям, родившимся в асфиксии, с низкой массой тела, задержкой внутриутробного развития и другими причинами.

      В нашей стране в настоящее время  не создана единая государственной  службы реабилитации детей – инвалидов. Отсутствует четкая координация  и преемственность между отдельными этапами реабилитации, поэтому не удается достичь достаточно высоких показателей реабилитации детей – инвалидов. Профиль реабилитационных учреждений не отражает тенденции в причинной и возрастной структуре детской инвалидности и тех заболеваний, последствия которых формируют инвалидность у детей.

      Реабилитационные  учреждения чаще имеют медицинскую  направленность, где больше внимания уделяется диагностическому процессу. А реабилитационные, психологические  и социальные только начинают использоваться.

      На  начало 2002 года в Российской Федерации  в органах социальной защиты населения  составили на учете 658,1 тысяч детей  – инвалидов в возрасте до 18 лет. На  формировании основ комплексного решения проблем детей с ограниченными  возможностями и семей, их воспитывающих, нацелены мероприятия федеральной целевой программы «Дети – инвалиды», направленные на улучшение условий жизни  и развития медико-социальной реабилитации детей, имеющих недостатки в физическом и психическом развитии, в том числе находящихся в домах – интернатах. 
 

      ДИНАМИКА  ОБЩЕГО КОНТИНГЕНТА  ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ  В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ЗА 10 ЛЕТ (1992-2001г.) 
 

      Анализ  динамики детской инвалидности в  РФ за 10 лет выявил следующие особенности.

      Общее число детей – инвалидов, состоящих  на учете социальной защиты увеличилось с 284,7 тыс. человек в 1992 г. до 342,8 тыс. человек в 1993-1994 гг., в 1995 г. составило уже 453,6 тыс. инвалидов, в 1996 г. число инвалидов увеличилось с 513,7 тыс. человек до 597,2 тыс. и 592,2 человек в 1997-1998 гг. т.е. составило более 0,5 млн. человек. В 2000 г. контингент детей – инвалидов составил 675,4 тыс. человек, в 2001 г. незначительно уменьшилось и составило 658,1 тыс. человек. В среднем в год число детей – инвалидов составляет 508 тыс. человек или 0,5 млн. человек. Эти данные свидетельствуют о том, что число детей – инвалидов в РФ. Постепенно растет с высокими темпами роста в 1993-1994 гг. на 20,4% и 16,4%, в последующие годы темпы роста составляли 13-14%, только в 1999 и 2001 гг. имело место незначительное снижение числа инвалидов. Показатель наглядности показывает, что за 10 лет число детей – инвалидов увеличилось в 2,3 раза.

      Уровень инвалидности у детей – инвалидов  постепенно растет. Если в 1992-1993 гг. уровень  инвалидности был равен 82,4 инвалида и 99,3 инвалида (т.е. менее 100 инвалидов), то в последующие годы возрастает до 179,7 инвалидов в 1997 г. и 196,9 инвалидов в 1998 г. с высокими темпами роста (17-22%).

      С 1999 г. уровень инвалидности более 200 инвалидов, составил в 1999 г. – 203,8 инвалида, в 2000 г. – 205,7 инвалидов, в 2001 г. 208,7 инвалид на 10 тыс. детского населения. Показатель наглядности показывает, что уровень детской инвалидности за 10 лет увеличился в 2,5 раза. 
 
 
 
 
 
 

      Динамика  контингента детей  – инвалидов

        в РФ за 1992-2001 гг. 

Годы Общее число  детей – инвалидов (абс. число) Темп  роста или убыли Показатель  наглядности (1992г. взят за 100%) Уровень инвалидности на 10тыс. соответствующего населения Темп  роста или убыли Показатель  наглядности (1992 г. взят за 100%)
Абс. число % Абс. число %
1992 284717     100,0 82,4     100,0
1993 342759 +58042 +20,4 120,4 99,3 +16,9 +20,5 120,5
1994 398943 +56184 +16,4 140,1 117,5 +18,2 +18,3 142,6
1995 453619 +54676 +13,7 159,3 136,6 +19,1 +16,3 165,8
1996 513711 +60092 +13,2 180,4 156,9 +20,3 +14,9 190,4
1997 563719 +50008 +9,7 198,0 179,7 +22,8 +14,5 218,1
1998 597228 +33509 +5,9 209,8 196,9 +17,2 +9,6 239,0
1999 592219 -5009 -0,8 208,0 203,8 +6,9 +3,5 247,3
2000 675394 +83175 +14,0 237,2 205,7 +1,9 +0,9 249,6
2001 658066 -17328 -2,6 2131,1 208,1 +2,4 +1,2 252,5
В среднем  за год 508037,5       158,7      
 
 
 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ  ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ РЕБЕНКА – ИНВАЛИДА (ИПР) 

      Социальная  реабилитация инвалидов – это  система и процесс восстановления способностей инвалида к самостоятельной  общественной и семейно – бытовой деятельности.

      Программа социальной реабилитации ребенка – инвалида включает:

  • Информирование и консультирование семьи ( законного представителя ребенка – инвалида) по вопросам социальной реабилитации.
  • Консультирование по правовым вопросам семьи ребенка – инвалида, которое должно обеспечивать правовую помощь семье ребенка – инвалида, в области социальной защиты и реабилитации.
  • Социально – психологический патронаж семьи ребенка – инвалида, обеспечивающий диагностику внутрисемейных отношений и их коррекцию, особенно в неблагополучных и неполных семьях, в семьях риска, организацию обучения родителей методам психологического воздействия на ребенка, организацию психологической помощи.
  • Социально – культурный патронаж семьи ребенка – инвалида, обеспечивающий вовлечение ребенка в активные игры, познавательную внеучебную деятельность, посещение (или представление на дом) зрелищных мероприятий, а также участие в спортивных мероприятиях
  • Адаптационное обучение семьи ребенка – инвалида, которое должно обеспечивать информирование, консультирование и обучение ребенка – инвалида и его семьи основам осуществления бытовой и общественной деятельности:

    а) обучение ребенка – инвалида самообслуживанию, включая обучение навыкам персонального ухода; социальным навыкам; персональной сохранности; информирование семьи и обучение ребенка – инвалида пользованию техническими средствами реабилитации для самообслуживания; организацию жизни ребенка – инвалида в быту, включая архитектурно – планировочное решение проблемы адаптации жилого помещения к потребностям ребенка – инвалида, оснащение техническими средствами реабилитации, перепланировку жилых помещений.

      б) обучение ребенка – инвалида передвижению (способность к перемене удерживанию положения тела, к сохранению равновесия при передвижении в состоянии покоя, к преодолению препятствий при ходьбе и др.)

    в) обучение ребенка – инвалида ориентации (способности к ориентации во времени, местонахождении и др., в том числе с помощью технических средств)

    г) обучение ребенка  – инвалида общению (способности к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации, в том числе с использованием при необходимости вспомогательных технических средств помощи)

  • Обеспечение ребенка – инвалида техническими средствами реабилитации для бытовой и общественной деятельности, включая подбор технического средства в соответствии с медицинскими показаниями, доставку технического средства, его сервисное обслуживание, обучение ребенка – инвалида пользованию техническими средствами реабилитации. В соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых ребенку – инвалиду за счет средств федерального бюджета, в его ИПР могут быть включены: трости опорные и тактильные различных модификаций и комплектующие к ним; костыли различных  модификаций и типоразмеров и принадлежности к ним; опоры (ходунки, манеж, рамы, палки – опоры) различных модификаций и комплектующие к ним; кресло – коляски с ручным приводом (различных модификаций), комплектующие и принадлежности к ним, кресло – стулья с санитарным оснащением различных модификаций; приборы для письма рельефно – точечным шрифтом Брайля (4-х, 6-ти, 12-строчный, 48-строчный); книги со специальным рельефно – точечным шрифтом Брайля (для обучения); декодеры приема телепрограмм с субтитрами
  • Психологическую реабилитацию ребенка – инвалида и его семьи, в том числе:

    - психотерапию  – комплексное лечение психических,  нервных и психосоматических  расстройств, патопсихологических  и психопатологических изменений, решающее задачи по смягчению или ликвидации имеющей симптоматики и изменению отношений ребенка к социальному окружению и собственной личности.

    -   психологическую коррекцию, включающую  психологический тренинг (целенаправленное  восстановление, развитие, формирование отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности, утраченных или ослабленных в силу заболевания или особенностей социальной среды, которые выступают в качестве препятствий для успешной самореализации личности в различных видах деятельности);

    -    психологическое консультирование  – ориентацию ребенка в широком  круге проблем взаимоотношений,  общения и т.п., позволяющую разрешать  конструктивно всевозможные психологические  коллизии, препятствующие самореализации  личности, развитию благоприятных семейных и других социально – психологических отношений. 

Информация о работе Методы работы с детьми с ограниченными возможностями