Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 09:59, курсовая работа
Цель: изучить феномен манипуляции общественным мнением в современной России. Задачи: Разобрать понятие манипуляции; Дать теоретическое обоснование манипуляции общественным мнением; Рассмотреть основные методы и технологии манипуляции общественным сознанием в современном обществе; Проанализировать актуальные примеры манипуляции общественным мнением в современной России.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретическое обоснование манипуляции и её влияния на общественное мнение.
1.1. Понятие манипуляции и его основные характеристики………….6
1.2. Теоретическое обоснование манипуляции общественным мнением…………………………………………………………………….10
2. Манипуляция общественным мнением как феномен современности
2.1. Основные методы и технологии манипуляции общественным мнением в современной России……………………………………………………..17
2.2. Манипуляция общественным мнением в России: актуальные примеры…………………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………………………………………40
Особенностью политической жизни конца ХХ в. стало освоение политиками и даже учёными уголовного мышления в его крайнем выражении «беспредела» - мышления с полным нарушением и смешением всех норм. Всего за несколько последних лет мы видели в разных частях мира заговоры и интриги немыслимой конфигурации, многослойные и «отрицающие» друг друга.
Всё это вместе означало переход в новую эру – постмодерн, с совершенно новыми, непривычными нам этическими и эстетическими нормами. Этот переход накладывается на более широкий фон антимодерна – отрицания норм рационального сознания, норм Просвещения. Что это означает в политической тактике? Прежде всего, постоянные разрывы непрерывности. Действия с огромным «перебором», которых никак не ожидаешь. Человек не может воспринимать их как реальность и потому не может на них действенно реагировать – он парализован. Так, отброшен принцип соизмеримости «наказания и преступления». Пример – бомбардировки Ирака, вовсе не нужные для освобождения Кувейта (не говоря уж о ракетном ударе по Багдаду в 1993 г.). Аналогичным актом был танковый расстрел Дома Советов в 1993 г. Ведь никто тогда и подумать не мог, что устроят такое в Москве. Следом – разрушение в 1995 г. Грозного, с военной точки зрения – бессмысленное. Затем – бомбёжки Югославии, затем – Афганистан.
Западные
философы, изучающие современность,
говорят о возникновении
Общество спектакля – это то общество, в котором всю реальность средства массовой информации превратили в сплошное шоу, непрерывный спектакль, беспрерывную череду сериалов и мыльных опер, юмористических и пародийных передач, фальсифицируемых новостей и сфабрикованной политической картины мира. И простые люди, не знающие чем занять свою жизнь, занимают ее просмотром этого бесконечного спектакля по ТВ.
Детальный анализ манипулирования сознанием человека, живущего в современном обществе спектакля, дал французский философ Ги Дебор в известной книге «Общество спектакля» (с французского «La Société du spectacle»). Он показал, что современные технологии манипуляции сознанием через СМИ способны разрушить в человеке знание, полученное от реального исторического и жизненного опыта, заменить его искусственно сконструированным СМИ знанием. Вернее, иллюзией знания.
Речь идет о важном сдвиге в культуре, о сознательном стирании грани между жизнью и спектаклем, о придании самой жизни черт карнавала, бесконечного теле-шоу, непрерывного парада звезд, сериалов и фильмов. В работе «Общество спектакля» Дебор пришел к выводу о том, что современное общество является глобальным шоу, в котором все виды деятельности человека - будь то власть, политика, знание, общественные движения и т.д. - имеют форму представления, не связанного с подлинной реальностью.
Человек все больше отдаляется от реальности, все больше погружается в яркий и заманчивый мир виртуальной реальности, создаваемый СМИ, миром кино и шоу-бизнеса. В его сознании складывается убеждение, что настоящая реальность - это, что он видит каждый день по ТВ. При этом историческое время превращается в совершенно новый тип времени - время спектакля, пассивного созерцания.
И оторваться от него нельзя, так как перед глазами человека проходят образы, гораздо более яркие, чем он видит в своей обычной реальной жизни. Конкретная и реальная жизнь деградирует до спекулятивного пространства.
Если упрощать идеи Дебора, их суть - в последовательной замене реальности виртуальными образами. Место реальности заняло зрелище. СМИ командуют воображением людей, которые перестали разговаривать друг с другом и совершать обычные человеческие поступки, поскольку замкнуты в роли зрителей.
Выключение человеческой активности
Как пишет известный автор Сергей Кара-Мурза, ценность этой технологии для власти в том, что человек, погруженный в спектакль, утрачивает способность к критическому анализу и выходит из режима активного участия в реальной жизни, он оказывается в социальной изоляции. Человек, потребляющий виртуальные картины мира из телевизора, так к ним привязывается, что выпадает из реальности и из мира простого человеческого общения. Режиссеры спектакля становятся абсолютными хозяевами воспоминаний человека, его устремлений и проектов.
Общество спектакля - это «вечное настоящее». Как пишет Ги Дебор, «оно достигается посредством нескончаемой череды зрелищных картинок, заманчивых образов, которые нескончаемой чередой обрушиваются на сознание человека». Вспомнить хотя бы, с какой очередностью на наше сознание обрушиваются новые голливудские фильмы, один за одним. Не успевает человек посмотреть и насладиться одним фильмом, как тут же на экраны выходит еще десяток фильмов, еще более красочных и завораживающих.
Однако самое опасное - это даже не фильмы и сериалы, а подмена настоящей жизни умело фабрикуемыми новостями, якобы, объективной аналитикой происходящих событий, специальными репортажами, в которых корреспонденты живо и со страстью передают нам последнюю информацию с места событий. В них зачастую замалчиваются, действительно важные сведения и смакуются отвлекающие от истины детали, реальность зачастую подменяется постановочными кадрами, события прошлого подаются и трактуются так, как это выгодно властям.
Сергей Кара-Мурза образно описывает то, что происходит с человеком в обществе спектакля, для которого исчезает грань между реальностью и виртуальным спектаклем: «Сцена - весь мир, и невидимый режиссер и нас втягивает в массовки, а артисты спускаются со сцены в зал. И мы уже теряем ощущение реальности, перестаем понимать, где игра актеров, а где реальная жизнь. Что это льется - кровь или краска? Эти женщины и дети, что упали, как подкошенные, в Бендерах, Сараево или Ходжалы - прекрасно «играют смерть» или вправду убиты?»
Примеры манипуляции
Однако
проблема не только в том, что нам
скармливают с телеэкрана искусно
состряпанные виртуальные картинки.
Но и в том, что сама реальная жизнь
вокруг нас становится объектом манипулирования
со стороны политтехнологов и
манипуляторов, которые с помощью
ряда провокаций и успешного использования
СМИ полностью управляют
Вот как описывает эту технологию Кара-Мурза на примере событий пражской «бархатной революции» 1989 года: «Ни демонстранты, ни полиция в Праге не желали проявить агрессивность - не тот темперамент. Единственный улов мирового ТВ: полицейский замахивается дубинкой на парня, но так и не бьет! И вдруг, о ужас, убивают студента.
Разумеется, «кровавый диктаторский режим» Чехословакии сразу сдается. Демократия заплатила молодой жизнью за победу. Но, как говорят, «безжизненное тело» забитого диктатурой студента, которое под стрекот десятков телекамер запихивали в «скорую помощь», сыграл лейтенант чешского КГБ.
Все в
университете переполошились - там
оказалось два студента с именем
и фамилией жертвы. Кого из них убили?
Понять было невозможно. Позже выяснилось,
что ни одного не было тогда на месте,
один в США, другой где-то в провинции.
Спектакль был подготовлен
Та же
самая технология, только уже намного
жестче, была реализована в Иране
во время последних акций
Специалист Института востоковедения Александр Лукоянов пишет: «Лучше наберите «Иран обвиняет ЦРУ в убийстве Неды Ага-Солтан (видео)» - и тогда точно выйдете на нужные видеоматериалы. На видеокадрах показано уже лежащее тело убитой Неды. Нет крови на лице. Кровь почему-то около ног. Глаза открыты.
Видно, как начали нажимать на грудную клетку. Слышится крик «Фешар!» («Дави!»). Зачем давить при ранении в грудь или голову? Чтобы было больше крови? Что сделали с лицом! Есть видеокадры, когда Неду снимали еще живой на демонстрации вместе с человеком в полосатой рубашке. Как будто готовили к смерти. Выбирали образ. Смерть заснята профессионально. В Иране было разыграно кровавое шоу».
Похожие версии появились и в некоторых зарубежных СМИ, сочувствующих иранским властям. Так, азербайджанский еженедельник «Пульс», издающийся в Баку, назвал это убийство заговором, спланированным спецслужбами Запада, в частности ЦРУ. По мнению издания, «разыгранный сценарий со смертью Неды Ага-Солтан был разработан заранее. Как только была убита эта девушка – вдали от места, где разгорались основные волнения в иранской столице, – западные СМИ немедленно стали передавать новости об этом происшествии и преувеличивать данный инцидент с целью лоббирования своих мерзких целей».
Другой автор, публицист Николай Стариков, приводит свою версию убийства: «На улице Тегерана стоял корректировщик, подбиравший жертву для снайпера и руководивший его стрельбой. И оператор, которому сказали, где надо стоять, чтобы поймать красивый кадр. Работала целая команда. Команда смерти... Этот снайпер был там, чтобы убить именно девушку. Желательно красивую и молодую. Одну - одним выстрелом. И тем дать старт кампании очернения Ирана».
(ЛЕНА с. 269). [2].
В общем, существует множество примеров манипуляции общественным сознанием, как и множество классификаций технологий манипулирования. Например, С.Г. Кара-Мурза приводит следующую.
В замысловатую ткань средств массовой информации, которые являются основным инструментом манипуляции, заплетено много чего интересного. Методов манипуляции сознанием довольно много, но далее рассматривается основные девять способов, которые применяются чаще всего.
1. Использование внушения. Средство массовой информации и, в частности, журналист должен убедить аудиторию в собственной компетентности, войти к ней в доверие, став как бы её альтер-эго, вторым я. Надо ввести публику в т. н. суггестивное состояние — в этом случае слушатель/читатель/зритель принимает всё на веру, не требуя доказательств. Это реактивное поведение публики — озадаченного стада. На этом методе построены все религии: «Не надо думать, надо верить».
2. Перенос частного факта в сферу общего, в систему. Например, был убит один студент, исповедовавший т. н. антифашистские взгляды (см. антифашизм). Кем убит — неизвестно, но журналисты надрываются во всю, обвиняя во всём, естественно, русских фашистов. Но даже если и так — что с того? А то, что средства массовой информации, поддерживающие наиболее шокирующую версию события, стараются вогнать его в некую систему, коей является вымышленный всё теми же средствами массовой информации беспросветный русский фашизм в России. Хотя любому ясно, что единичный частный случай никак не показатель общей системы...
3. Использование слухов, домыслов, толкований в неясной политической или социальной ситуации. Метод, который тесно связан с предыдущим. Опять, всё тот же пример с убитым студентом. Никто точно не знает — кто убил, за что убил и т. д. Но бульварные средства массовой информации все в один голос подхватили, что это сделали злобные фашисты. Началась цепная реакция, которую уже́ не могут контролировать сами журналисты и редакторы. Так же было, к слову, и с «таджикской девочкой» Х. Султановой, и с «перуанским мальчиком» Э. Артуро, и со многими, многими другими. Средства массовой информации во всех этих случаях, домыслив немыслимое, сели в лужу, не пожелав, однако, об этом громко афишировать.
4. Метод под названием «нужны трупы», т. е. эмоциональное воздействие на аудиторию с помощью крови, секса, насилия, стрельбы, убийства и т. д. Попросту, эмоциональное зомбирование. Это, во-первых, привлекает читателя/слушателя/зрителя, во-вторых, у него в подсознание откладывается мысль вроде «Как же так можно! Это же ужасно!», или, если это ребёнок, вроде «Хочу быть таким же крутым!». Так, под видом безобидных фильмов или информационных заметок в подсознание публики прокрадывается затаившаяся в них идеология.
5. Метод «страшилок», когда аудиторию ставят перед выбором меньшего из двух зол. В результате живописного рассказа всей ужасности большего зла меньшее зло представляется уже́ не как зло, а как очень даже добро. Например, сейчас в ходу такая постановка проблемы: «А вот придут к власти националисты — и начнутся грандиозные репрессии, сопровождающиеся обмерами черепов». И красочное описание этого процесса с апеллированием к истории Третьего Рейха (хотя, естественно, никакого отношения Третий Рейх к нынешней ситуации в России и в мире, а равно как и к современным русским националистам не имеет).
Информация о работе Манипуляция общественным мнением в современной России