Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 09:59, курсовая работа
Цель: изучить феномен манипуляции общественным мнением в современной России. Задачи: Разобрать понятие манипуляции; Дать теоретическое обоснование манипуляции общественным мнением; Рассмотреть основные методы и технологии манипуляции общественным сознанием в современном обществе; Проанализировать актуальные примеры манипуляции общественным мнением в современной России.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретическое обоснование манипуляции и её влияния на общественное мнение.
1.1. Понятие манипуляции и его основные характеристики………….6
1.2. Теоретическое обоснование манипуляции общественным мнением…………………………………………………………………….10
2. Манипуляция общественным мнением как феномен современности
2.1. Основные методы и технологии манипуляции общественным мнением в современной России……………………………………………………..17
2.2. Манипуляция общественным мнением в России: актуальные примеры…………………………………………………………………….29
Заключение………………………………………………………………………..38
Список литературы………………………………………………………………40
Новосибирский
Государственный Архитектурно-
Кафедра
социологии, педагогики и психологии
Курсовая работа
Манипуляция
общественным мнением
в современной
России.
Новосибирск 2010
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение
Актуальность темы. Изучение такого явления, как общественное мнение, в современной России становится всё более актуальным. Общественное мнение неразрывно связано с демократией и гражданским обществом, необходимость и в какой-то мере наличие которых каждый день доказывается нашим правительством. Интересно, что то же правительство чаще всего контролирует основные средства массовой информации, ведущим из которых в настоящее время, как известно, является телевидение. Всякому очевидна связь между общественным мнением и телевидением. Чаще всего внимание общественности привлекает неистинность какой-либо транслируемой информации. Но, кроме содержания информации, на восприятие влияет и множество других факторов: способ подачи, частота повторения, престиж передачи и многое другое. Современное поколение, которое, так сказать, находится в периоде социальной активности, с детства воспринимало телевизор как неотъемлемый атрибут жизни, привыкая воспринимать информацию именно таким образом, что ещё увеличивает влияние телевидения. Кроме того, всё большее влияние приобретает интернет. А ещё печатная продукция, реклама во всех возможных проявлениях, сфера массовой культуры… И так далее. Можно до бесконечности перечислять факторы, действующие на воспитание, характер, способ восприятия, способ мышления и, наконец, на формирование мнения современного человека. И, учитывая тот факт, что большинство источников информации просто по определению действуют в собственных целях, хочется задать вопрос: есть ли общественное мнение вообще? Возможно ли его существование в чистом виде? Исходя их этих вопросов, можно сделать вывод об актуальности исследования общественного мнения в контексте современной информационной обстановки и её влиянии на содержание общественного мнения и стадии его существования.
Степень изученности. Актуальность темы манипулирования общественным мнением очевидна. В соответствии с этим, существует множество теоретических и практических исследований данной темы. Самым известным автором, рассматриваемым данную проблему, является, конечно, С. Г. Кара-Мурза. Но, как отмечают многие исследователи, однозначных выводов по данной проблеме пока не сделано, что и объясняет продолжение исследования темы манипулирования общественным мнением и общественным сознанием, наличие которого является главным условием существования общественного мнения. Конечно, само манипулирование появилось не в настоящем, а существовало, в принципе, давно. Как считают Решен С.В. и Шипова А.В., идейно-политическое манипулирование начинается тогда, когда появляется государство и власть [6]. Но такой размах и, следовательно, такую актуальность данная проблема приобрела с развитием технологий и появлением телевидения, интернета. Вообще, в эпоху глобализации информационные потоки всё сильнее охватывают мир, и всё большее количество информации приходится на каждого человека, что приводит к усложнению процесса фильтровки информации и затруднению восприятия информации с позиции истинности и ложности. Но если брать исторический аспект изучения проблемы, то Гарольда Лассуэлла можно считать основоположником научного направления, посвящённого роли слова в пропаганде, а затем и в манипуляции сознанием («Техника пропаганды в мировой войне» - 1927 г). Гарольд Лассуэлл разработал методы семантического анализа текстов – использования тех или иных слов для передачи или искажения смыслов. Далее следует упомянуть Уолтера Липпмана («Общественное мнение» 1922 г). По мнению Липпмана, для функционирования пропаганды необходим барьер между аудиторией и событием. Например, во время войны. Основной механизм, формирующий общественное мнение, в исследованиях Липпмана является стереотип, упрощающий реальность и облегчающий общение. Вообще, манипуляцию как явление начал изучать ещё Макиавелли, который предполагал наличие манипуляции как необходимого условия существования государства, что отразил в своей книге «Государь», написанной в 1513 году. И до нашего времени вместо термина манипуляция использовался термин макиавеллизм. Одна из первых книг, посвящённых манипуляции сознанием, – книга социолога из ФРГ Герберта Франке «Манипулируемый человек» 1964 года. «Манипулирование – психическое воздействие, которое производится тайно, а следовательно, и в ущерб тем лицам, на которых оно направлено» [7].
Из современников самыми известными авторами, изучающими манипуляцию общественным мнением и сознанием, являются С.Г. Кара-Мурза, С.А. Зелинский, Решен С.В., Шипова А.В. и другие.
Проблема: резкое увеличение информационного воздействия на людей и, как следствие, манипуляции общественным сознанием и мнением.
Объект: манипуляция общественным мнением.
Предмет: манипуляция общественным мнением как феномен российской современности
Цель: изучить
феномен манипуляции
Задачи:
Само слово "манипуляция" имеет корнем латинское слово manus - рука (maniрulus - пригоршня, горсть, от manus и рle – наполнять). В словарях европейских языков слово толкуется как обращение с объектами с определенными намерениями, целями (например, ручное управление, освидетельствование пациента врачом с помощью рук и т.д.). Имеется в виду, что для таких действий требуется ловкость и сноровка. В технике те приспособления для управления механизмами, которые как бы являются продолжением рук (рычаги, рукоятки), называются манипуляторами. А тот, кто работал с радиоактивными материалами, знаком с манипуляторами, которые просто имитируют человеческую руку. Отсюда произошло и современное переносное значение слова - ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами.
Таким образом, термин "манипуляция" есть метафора и употребляется в переносном смысле: ловкость рук в обращении с вещами перенесена в этой метафоре на ловкое управление людьми (и, конечно, уже не руками, а специальными "манипуляторами"). Заметим, что с самого начала это понятие ограничивает понимаемый как манипуляция набор способов управления - им обозначается только управление с ловкостью и даже скрытое управление [4].
Этот факт – скрытое управление – и является одним из основных признаков манипуляции.
Метафора манипуляции складывалась постепенно. Психологи считают, что важным этапом в ее развитии было обозначение этим словом фокусников, работающих без сложных приспособлений, руками ("фокусник-манипулятор"). Искусство этих артистов, следующих девизу "ловкость рук и никакого мошенничества", основано на свойствах человеческого восприятия и внимания - на знании психологии человека. Своих эффектов фокусник-манипулятор добивается, используя психологические стереотипы зрителей, отвлекая, перемещая и концентрируя их внимание, действуя на воображение - создавая иллюзии восприятия. Если артист владеет мастерством, то заметить манипуляцию очень трудно, хотя дошлые скептики смотрят во все глаза [4].
Данная информация показывает ещё одну немаловажную черту манипуляции: высокий уровень знаний и подготовки.
Именно когда все эти принципы вошли в технологию управления поведением людей, возникла метафора манипуляции в ее современном смысле - как программирование мнений и устремлений масс, их настроений и даже психического состояния с целью обеспечить такое их поведение, которое нужно тем, кто владеет средствами манипуляции [4].
Как уже упоминалось выше, понятие манипуляции появилось и вошло в обиход не так давно. Ранее употреблялся термин макиавеллизм, который начали использовать в конце XVI века в связи с работой Николо Макиавелли «Государь». Под этим термином подразумевалось управление другими людьми в собственных целях с помощью нефизических мер шантажа, запугивания, обмана и так далее. Позже это понятие получило более узкую интерпретацию и стало практически синонимом понятию манипуляции общественным сознанием.
В Современном словаре социологии манипуляция определяется как вид применения власти, при котором обладающий ею влияет на поведение других, не раскрывая характер поведения, которое он от них ожидает [8]. С.Г. Кара-Мурза пишет по этому поводу: манипуляция – ловкое обращение с людьми как с объектами, вещами [4]. Оксфордский словарь английского языка трактует манипуляцию как «акт влияния на людей или управления ими с ловкостью, особенно с пренебрежительным подтекстом, как скрытое управление или обработка».
В соответствии
с данными определениями
Следует отличать манипуляцию от шантажа, прямой угрозы и так далее.
Только
при выполнении этого условия
воздействие можно считать
Существуют
специальные техники
Также
Кара-Мурза выделил условия
- в подавляющем
большинстве случаев
Об этом
уже упоминалось выше: в современном
обществе потоки информации так обширны,
что сложно даже просто воспринимать
их, не говоря уже о том, чтобы
критично оценивать каждый поступающий
факт. Тут нужно ещё учитывать
психологию современного человека, который
со всё большим равнодушием относится
к окружающему миру. Это имеет под собой
множество причин, одной из которых является
массовая культура, которая с детства
окутывает человека упрощённым пониманием
мира, прививает интерес к ограниченным
формам проявления жизни, например, к сфере
межличностных (а чаще всего, межполовых)
отношений, показывая их весьма односторонне
и примитивно. Естественно, распространение
массовой культуры имеет под собой определённую
цель. Многие исследователи данного явления
утверждают, что массовая культура – это
средство управления обществом, отвлечения
его от действительно важных проблем,
что и есть, в сущности, манипуляция. То
есть получается неразрывная и логичная
последовательность: обществом манипулируют
для того, чтобы оно легче поддавалось
манипуляции.
Информация о работе Манипуляция общественным мнением в современной России