Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:02, курсовая работа
Молодежь современного Казахстана — это фактически первое поколение, родившееся и выросшее в независимой Республике Казахстан. Поколение, взрослевшее в сложной обстановке разрушения стереотипов, стремительных и не всегда гладких социально-экономических трансформаций. В ходе проводимых реформ в Казахстане произошли существенные изменения базовых основ жизни общества, и новые социально-экономические реалии вызывают тесно связанные друг с другом противоречивые тенденции в развитии молодежи.
Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1
Условия организации досуговой деятельности молодежи в культурно – досуговых центрах………………………………………………………………......7
1.1 Принципы досуговой деятельности молодежи в культурных центрах………………………………………………………………………………14
1.2 Анализ деятельности культурно – досуговых центров по организации досуга молодежи…………………………………………………………………...17
Глава 2
План проекта молодежной организации «Грация»…………………………………………………………….........................18
Заключение………………………………………………………………………...22
Литература…………………………………………………………………..……..26
по содержанию (познавательные, развлекательные);
по времени (кратковременные, периодические, систематические);
по характеру (пассивные, активные);
по направленности контактов ( непосредственные и опосредованные).
Надо подчеркнуть, что
характеристика молодежного досуга
с точки зрения культуры его организации
и проведения охватывает многие стороны
данного явления – как
Культура досуга характеризуют также те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет только о таких видах досуговой деятельности, которые способствуют нормальному воспроизводству способности к труду, совершенствованию и развитию молодого человека. Во многих из них он должен непременно участвовать сам.
Отличным качеством
Высший смысл истинного
досуга состоит в том, чтобы приблизить
ценное любимое и отделить или
упразднить пустое, ненужное. Здесь
досуг для молодого человека превращается
в образ жизни, в заполнении свободного
времени разнообразными, содержательно
насыщенными выводами деятельности.
Основные особенности культурного
досуга молодежи – высокий уровень
культурно-технической
В современных культурно-
Деятельность культурно-
Но в этих условиях нельзя
не учитывать общих
Все эти условия нужно учитывать в организации досуга молодежи и в его совершенствовании.
Система организации досуга определяется интересами и потребностями молодых людей в свободное время. Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной потребности порождает обычно новую. Это позволяет менять вид деятельности и обогащать досуг. В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности но все более сложным, от пассивного отдыха – к активному, от удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации – к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей – к творчеству и т.п.
Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.
Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального уровня, тем не менее, оно, выступая в качестве надежного средства, раскрытия таланта каждого человека, имеет большой общественный эффект.
Еще более характерной для культурно-досугового учреждения общностью является коллектив. Природа отношений в коллективе обладает особым свойством: признанием важнейшей роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и систему отношений между его членами. Важнейший признак коллектива, по Макаренко, - «это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. Коллектив не является замкнутой системой, он включен во всю систему отношений общества, и поэтому успешность его действий может быть реализована лишь в том случае, когда нет разногласий целей коллектива и общества».
Складывающийся в досуговом
коллективе характер и уровень взаимоотношений
людей движет или тормозит развитие
«досуговых» интересов, влияя на
отношение к отдыху. Поэтому очень
важно в культурно-досуговом
Это позволяет найти как можно больше вариантов социального уравновешивания молодого человека со средой занятий на досуге, а также это расширит мобильность как отдельных людей, так и целых групп посетителей учреждения.
Отбор материала для любых
мероприятий сложен и противоречив.
Ведь в массовой аудитории могут
быть люди с разным образованием, возрастом.
Социальным положением, культурным уровнем.
Одни требуют высокого качества мероприятия,
другие об этом не задумываются, поэтому
нужно удовлетворить вкусы
Исходя из этого, сформулируем требования к организации и проведению досуга молодежи. Прежде всего необходимо подходить к нему как к средству воспитания и самовоспитания человека, формирования всесторонне, гармонически развитой личности. При выборе и организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке.
Задача человека всесторонне развивать свои способности имеет особый характер. Дело в том, что формирование и развитие способностей может быть реализовано на основе удовлетворения потребностей.
Последние, в данной взаимосвязи, являются движущей силой способностей. В связи с этим указанная задача предполагает всестороннее развитие способностей человека и столь же всестороннее удовлетворение его потребностей. Ясно, что решение данной задачи невозможно без сферы досуга, где находит удовлетворение целый комплекс потребностей, в том числе и потребность личности в развитии, самосовершенствовании. Она проявляется как ее сознательное желание специально воздействовать на себя определенными занятиями, упражнениями с целью самосовершенствования, развития.
Значение данной потребности чрезвычайно велико, ведь наличия только внешних, хотя бы и определяющих условий, недостаточно для реализации целей всестороннего развития человека. Надо, чтобы и сам человек хотел этого развития, понимал его необходимость. А если он по натуре и мироощущению Обломов, если он не приучен ставить перед собой задачу, быть активным, самосовершенствоваться, то, сколько не строй для него, например, стадионов, спортивных площадок, он не пойдет заниматься физкультурой и спортом.
Второе требование к организации молодежного досуга состоит в том, что он, несомненно должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. С помощью каких же средств достигаются названные качества досуга? Разумеется, тут важны как содержание, так и форма предлагаемых занятий, развлечений, которые должны отвечать потребностям и интересам молодежи, органически восприниматься юношами и девушками. Единственный способ обеспечить именно такой досуг—это предоставить возможность каждому активно проявить себя, свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.
Клуб – сравнительно небольшое объединение людей, охваченных общим интересом, занятием. Он является – школой учебы воспитания и общения. В клуб приходят люди, желающие в совершенстве овладеть определенным занятием, досуговой «квалификацией». Некоторые клубы и любительские объединения даже организуют соответствующие формы занятий.
Наблюдения за работой клубных объединений убеждают: чтобы досуг стал действительно привлекательным для молодежи, необходимо строить работу обеспечивающих его учреждений и организаций на интересах каждого молодого человека. Надо не только хорошо знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них регулированием соответствующих форм и видов досуговых занятий.
Дифференциация досуга по
интересам должна дополняться разделением
его проведения с учетом различных
групп молодежи. В возрастном, профессиональном,
территориальном отношении
Игры занимают «важное» место в жизни молодежи, однако далеко не всем юношам и девушкам присуща высокая игровая культура. Привлекают молодых досуговые игры, связанные с использованием игровых автоматов и компьютеров.
Набирает силу самый серьезный
способ проведения свободного времени,
рассчитанный непосредственно не на
потребление, а на созидание культурных
ценностей – творчество. Элемент
творчества заключают в себе многие
формы молодежного досуга, причем
возможности творить
Итак, досуг дает возможность
современному молодому человеку развивать
многие стороны своей личности, даже
собственный талант. Для этого
необходимо, чтобы к досугу он подходил
с позиций своей жизненной
задачи, своего призвания – всесторонне
развивать собственные
Что должен учитывать молодой человек, избирая те или иные формы досуга? Прежде всего его отношение к ним не должно быть односторонним. Нужно учиться видеть в каждом виде досуга все его содержание (познавательные, эстетические, воспитательные, развлекательные элементы). Это поможет правильно управлять своим собственным развитием.
Актуальной для нашего
общества является и проблема совершенствования
механизма управления свободным
временем, досуговой деятельностью,
стимулирования последней, формирования
у личности осознанной потребности
в творчестве, образовательной, культурной
и социально – досуговой
В силу этого на передний план выдвигается проблема совершенствования досуга молодежи.
Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости относится преобладание у нее поисковой активности. Можно выделить наиболее привлекательные для молодежи формы развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы типа игры –зрелища, КВН. Сегодня, ввиду возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами организации досуга стали клубы по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.
Информация о работе Культурно - досуговые учреждения по организации досуга молодежи