Культурно - досуговые учреждения по организации досуга молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Молодежь современного Казахстана — это фактически первое поколение, родившееся и выросшее в независимой Республике Казахстан. Поколение, взрослевшее в сложной обстановке разрушения стереотипов, стремительных и не всегда гладких социально-экономических трансформаций. В ходе проводимых реформ в Казахстане произошли существенные изменения базовых основ жизни общества, и новые социально-экономические реалии вызывают тесно связанные друг с другом противоречивые тенденции в развитии молодежи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1
Условия организации досуговой деятельности молодежи в культурно – досуговых центрах………………………………………………………………......7

1.1 Принципы досуговой деятельности молодежи в культурных центрах………………………………………………………………………………14

1.2 Анализ деятельности культурно – досуговых центров по организации досуга молодежи…………………………………………………………………...17

Глава 2
План проекта молодежной организации «Грация»…………………………………………………………….........................18

Заключение………………………………………………………………………...22

Литература…………………………………………………………………..……..26

Работа содержит 1 файл

нирс сабина.docx

— 62.93 Кб (Скачать)

по содержанию (познавательные, развлекательные);

по времени (кратковременные, периодические, систематические);

по характеру (пассивные, активные);

по направленности контактов ( непосредственные и опосредованные).

Надо подчеркнуть, что  характеристика молодежного досуга с точки зрения культуры его организации  и проведения охватывает многие стороны  данного явления – как личностные, так и общественные. Культура досуга – это, прежде всего, внутренняя культура человека, предполагающая наличие у  него определенных личностных свойств, которые позволяют содержательно  и с пользой проводить свободное  время. Склад ума, характер, организованность, потребности и интересы, умения, вкусы, жизненные цели, желания –  все это составляет личностный, индивидуально-субъективный аспект культуры досуга молодежи. Существует прямая зависимость между духовным богатством человека и содержанием  его досуга. Но справедлива и обратная связь. Культурным может быть только содержательно насыщенный и, следовательно, эффективный по своему воздействию  на личность досуг.

Культура досуга характеризуют  также те занятия, которым отдается предпочтение в свободное время. Речь идет только о таких видах  досуговой деятельности, которые  способствуют нормальному воспроизводству  способности к труду, совершенствованию  и развитию молодого человека. Во многих из них он должен непременно участвовать  сам.

Отличным качеством культурного  молодежного досуга является эмоциональная окрашенность, привнести возможность заниматься любимым делом, встречаться с интересными людьми, посещать значимые для него места, быть участником важных событий.

Высший смысл истинного  досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное любимое и отделить или  упразднить пустое, ненужное. Здесь  досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно  насыщенными выводами деятельности. Основные особенности культурного  досуга молодежи – высокий уровень  культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых  технологий и форм, методов, эстетически  насыщенное пространство и высокий  художественный уровень досугового процесса.

В современных культурно-досуговых  учреждениях нужно добиваться преодоления  потребительского отношения к досугу, которое присуще многим людям, считающим, что содержательное проведение свободного времени им должны обеспечить кто-то, но только не они сами. Следовательно, эффективность использования молодежного  досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры, интересов  и т.д. Деятельность человека в свободное  время определяется его объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью сетью культурно-досугового учреждения и т.д.

Деятельность культурно-досугового учреждения и ее улучшение зависит  не только от умелой организации досуга, но и от учета психолого-педагогических факторов. Деятельность молодых людей  в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе на интересе к общению и творчеству. В этой связи встают вопросы общения  в коллективах, и типологии досугового поведения. Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, род деятельности людей, организаторы досуга и создают такие мероприятия, в которых заложены программы саморазвития и творчества. Это является коренным отличием деятельности в условиях культурно-досугового учреждения, от регламентированных условий (учебный процесс, трудовая деятельность), где развитие и обогащение личности носят не столь добровольный характер.

Но в этих условиях нельзя не учитывать общих психологических  особенностей человека, проявляющихся  и в познавательной и творческой деятельности. Поэтому нельзя отказываться от общих методов педагогических воздействий на личность. Объектом этих воздействий в учреждении культуры является и каждая личность в отдельности, и группа людей, коллектив, нестабильная аудитория и различные социальные общности, посещающие культурно-досуговое учреждение. Недаром говорят, что культурно-досуговые учреждения – являются посредником между личностью и обществом.

Все эти условия нужно  учитывать в организации досуга молодежи и в его совершенствовании.

Система организации досуга определяется интересами и потребностями  молодых людей в свободное  время. Потребности в сфере досуга имеют определенную последовательность проявления. Удовлетворения одной потребности  порождает обычно новую. Это позволяет  менять вид деятельности и обогащать  досуг. В сфере досуга должен осуществляться переход от простых форм деятельности но все более сложным, от пассивного отдыха – к активному, от удовлетворения более глубоких социальных и культурных стремлений, от физических форм рекреации  – к духовным наслаждениям, от пассивного усвоения культурных ценностей –  к творчеству и т.п.

Структура досуга состоит  из нескольких уровней, которые отличаются друг от друга своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

Конечно, досуговое творчество, которое является по преимуществу любительским, не всегда достигает высшего, профессионального  уровня, тем не менее, оно, выступая в качестве надежного средства, раскрытия  таланта каждого человека, имеет  большой общественный эффект.

Еще более характерной  для культурно-досугового учреждения общностью является коллектив. Природа  отношений в коллективе обладает особым свойством: признанием важнейшей  роли совместной деятельности в качестве фактора, образующего коллектив и систему отношений между его членами. Важнейший признак коллектива, по Макаренко, - «это не любая совместная деятельность, а социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. Коллектив не является замкнутой системой, он включен во всю систему отношений общества, и поэтому успешность его действий может быть реализована лишь в том случае, когда нет разногласий целей коллектива и общества».

Складывающийся в досуговом  коллективе характер и уровень взаимоотношений  людей движет или тормозит развитие «досуговых» интересов, влияя на отношение к отдыху. Поэтому очень  важно в культурно-досуговом учреждении учитывать различные соотношения  личностных и групповых моментов с различными социальными процессами.

Это позволяет найти как  можно больше вариантов социального  уравновешивания молодого человека со средой занятий на досуге, а также  это расширит мобильность как  отдельных людей, так и целых  групп посетителей учреждения.

Отбор материала для любых  мероприятий сложен и противоречив. Ведь в массовой аудитории могут  быть люди с разным образованием, возрастом. Социальным положением, культурным уровнем. Одни требуют высокого качества мероприятия, другие об этом не задумываются, поэтому  нужно удовлетворить вкусы представителей и низкого и высокого уровня подготовки, надо дать материал, выполняющий простые  и более сложные организационные функции.

Исходя из этого, сформулируем требования к организации и проведению досуга молодежи. Прежде всего необходимо подходить к нему как к средству воспитания и самовоспитания человека, формирования всесторонне, гармонически развитой личности. При выборе и  организации тех или иных занятий, форм досуговой деятельности необходимо учитывать их воспитательное значение, четко представлять, какие качества личности они помогут сформировать или закрепить в человеке.

Задача человека всесторонне  развивать свои способности имеет  особый характер. Дело в том, что  формирование и развитие способностей может быть реализовано на основе удовлетворения потребностей.

Последние, в данной взаимосвязи, являются движущей силой способностей. В связи с этим указанная задача предполагает всестороннее развитие способностей человека и столь же всестороннее удовлетворение его потребностей. Ясно, что решение данной задачи невозможно без сферы досуга, где находит  удовлетворение целый комплекс потребностей, в том числе и потребность  личности в развитии, самосовершенствовании. Она проявляется как ее сознательное желание специально воздействовать на себя определенными занятиями, упражнениями с целью самосовершенствования, развития.

Значение данной потребности  чрезвычайно велико, ведь наличия  только внешних, хотя бы и определяющих условий, недостаточно для реализации целей всестороннего развития человека. Надо, чтобы и сам человек хотел  этого развития, понимал его необходимость. А если он по натуре и мироощущению Обломов, если он не приучен ставить  перед собой задачу, быть активным, самосовершенствоваться, то, сколько  не строй для него, например, стадионов, спортивных площадок, он не пойдет заниматься физкультурой и спортом.

Второе требование к организации  молодежного досуга состоит в  том, что он, несомненно должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный  и ненавязчивый характер. С помощью  каких же средств достигаются  названные качества досуга? Разумеется, тут важны как содержание, так  и форма предлагаемых занятий, развлечений, которые должны отвечать потребностям и интересам молодежи, органически  восприниматься юношами и девушками. Единственный способ обеспечить именно такой досуг—это предоставить возможность  каждому активно проявить себя, свою инициативу в различных видах  отдыха и развлечений.

Клуб – сравнительно небольшое  объединение людей, охваченных общим  интересом, занятием. Он является –  школой учебы воспитания и общения. В клуб приходят люди, желающие в  совершенстве овладеть определенным занятием, досуговой «квалификацией». Некоторые  клубы и любительские объединения  даже организуют соответствующие формы  занятий.

Наблюдения за работой  клубных объединений убеждают: чтобы  досуг стал действительно привлекательным  для молодежи, необходимо строить  работу обеспечивающих его учреждений и организаций на интересах каждого  молодого человека. Надо не только хорошо знать сегодняшние культурные запросы  молодых, предвидеть их изменение, но и  уметь быстро реагировать на них  регулированием соответствующих форм и видов досуговых занятий.

Дифференциация досуга по интересам должна дополняться разделением  его проведения с учетом различных  групп молодежи. В возрастном, профессиональном, территориальном отношении молодежь, как особая социальная группа, неоднородна: сельская, городская, учащаяся, занятая  в различных сферах народного  хозяйства, семейная и несемейная и  т. д. Естественно, что все эти  подгруппы молодежи отличаются друг от друга потребностями, уровнем  культурной и профессиональной подготовленности, бюджетами свободного времени и  отношением к нему. Как раз это  и должны учитывать организаторы досуга, предлагая наиболее эффективные  в каждом конкретном случае занятия, развлечения, игры.

Игры занимают «важное» место  в жизни молодежи, однако далеко не всем юношам и девушкам присуща  высокая игровая культура. Привлекают молодых досуговые игры, связанные  с использованием игровых автоматов  и компьютеров.

Набирает силу самый серьезный  способ проведения свободного времени, рассчитанный непосредственно не на потребление, а на созидание культурных ценностей – творчество. Элемент  творчества заключают в себе многие формы молодежного досуга, причем возможности творить открываются  всем без исключения. Но если иметь  в виду собственно творческие формы  досуга, то их суть состоит в том, что свое свободное время человек  посвящает созданию чего-то нового.

Итак, досуг дает возможность  современному молодому человеку развивать  многие стороны своей личности, даже собственный талант. Для этого  необходимо, чтобы к досугу он подходил с позиций своей жизненной  задачи, своего призвания – всесторонне  развивать собственные способности, сознательно формировать себя. Каковы же наиболее общие тенденции и  проблемы современного молодежного  досуга?

Что должен учитывать молодой  человек, избирая те или иные формы  досуга? Прежде всего его отношение  к ним не должно быть односторонним. Нужно учиться видеть в каждом виде досуга все его содержание (познавательные, эстетические, воспитательные, развлекательные  элементы). Это поможет правильно  управлять своим собственным  развитием.

Актуальной для нашего общества является и проблема совершенствования  механизма управления свободным  временем, досуговой деятельностью, стимулирования последней, формирования у личности осознанной потребности  в творчестве, образовательной, культурной и социально – досуговой деятельности.

В силу этого на передний план выдвигается проблема совершенствования  досуга молодежи.

Сфера молодежного досуга имеет свои особенности. Досуг молодежи существенно отличается от досуга других возрастных групп в силу его специфических  духовных и физических потребностей и присущих ей социально психологических  особенностей. К таким особенностям можно отнести повышенную эмоциональную, физическую подвижность, динамическую смену настроений, зрительную и интеллектуальную восприимчивость. Молодых людей  влечет к себе все новое, неизвестное. К специфическим чертам молодости  относится преобладание у нее  поисковой активности. Можно выделить наиболее привлекательные для молодежи формы развлечений: зрелища, легкая музыка, танцы, игры, телепрограммы  типа игры –зрелища, КВН. Сегодня, ввиду  возвышения духовных потребностей молодых, роста уровня их образования, культуры, наиболее характерной особенностью молодежного досуга является возрастание  в нем доли духовных форм и способов проведения свободного времени, соединяющих  развлекательность, насыщенность информацией, возможность творчества и познания нового. Такими «синтетическими» формами  организации досуга стали клубы  по интересам, любительские объединения, семейные клубы, кружки художественного  и технического творчества, дискотеки, молодежные кафе-клубы.

Информация о работе Культурно - досуговые учреждения по организации досуга молодежи