Культурно - досуговые учреждения по организации досуга молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 12:02, курсовая работа

Описание работы

Молодежь современного Казахстана — это фактически первое поколение, родившееся и выросшее в независимой Республике Казахстан. Поколение, взрослевшее в сложной обстановке разрушения стереотипов, стремительных и не всегда гладких социально-экономических трансформаций. В ходе проводимых реформ в Казахстане произошли существенные изменения базовых основ жизни общества, и новые социально-экономические реалии вызывают тесно связанные друг с другом противоречивые тенденции в развитии молодежи.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1
Условия организации досуговой деятельности молодежи в культурно – досуговых центрах………………………………………………………………......7

1.1 Принципы досуговой деятельности молодежи в культурных центрах………………………………………………………………………………14

1.2 Анализ деятельности культурно – досуговых центров по организации досуга молодежи…………………………………………………………………...17

Глава 2
План проекта молодежной организации «Грация»…………………………………………………………….........................18

Заключение………………………………………………………………………...22

Литература…………………………………………………………………..……..26

Работа содержит 1 файл

нирс сабина.docx

— 62.93 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Республики Казахстан

Республиканский конкурс  научно- исследовательских работ  студентов

 

 

 

 

 

 

 

Культурно- досуговые учреждения по                 организации досуга молодежи.

                                                                  

                                                                     

 

                                                                                

 

 

 

                                                    

 

                                                                            Раздел: Социально - гуманитарное                                                  

 

 

 

 

                                                 2011 год

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………….3

 

Глава 1

Условия организации досуговой деятельности молодежи в культурно – досуговых центрах………………………………………………………………......7

 

1.1 Принципы досуговой деятельности молодежи в культурных центрах………………………………………………………………………………14

 

1.2  Анализ деятельности культурно – досуговых центров по организации досуга молодежи…………………………………………………………………...17

 

Глава 2

  План проекта молодежной организации «Грация»…………………………………………………………….........................18

 

Заключение………………………………………………………………………...22

 

Литература…………………………………………………………………..……..26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                          Введение

 

Молодежь современного Казахстана — это фактически первое поколение, родившееся и выросшее в независимой  Республике Казахстан. Поколение, взрослевшее  в сложной обстановке разрушения стереотипов, стремительных и не всегда гладких социально-экономических  трансформаций. В ходе проводимых реформ в Казахстане произошли существенные изменения базовых основ жизни  общества, и новые социально-экономические  реалии вызывают тесно связанные  друг с другом противоречивые тенденции  в развитии молодежи. Поэтому для  сегодняшнего Казахстана вопросы о  том, что представляет собой современная  молодежь, каков ее потенциал, особенно актуальны.

Крушение многих исторически  сложившихся устойчивых идеалов  и ценностей, отсутствие новых ориентиров привели значительную часть молодежи к бездуховности, проявлениям безответственности, безнравственности, к агрессивности, преступности, к снижению уровня культуры.

Анализ ситуации в обществе показывает, что в молодежной среде  наблюдается рост таких негативных социальных явлений как неуверенность  в завтрашнем дне, увеличение числа  стрессовых ситуаций, наличие конфликтов межличностных отношениях. Положение  осложняется тем что, духовное состояние  подрастающего поколения, внутренний мир, эмоциональная сфера остаются без внимания общества.

В кризисных условиях больше всего  подвержены крушению идеалов, обострению нигилизма, апатии молодежь т.к. система  ценностей подвижна, мировоззрение  не устоявшееся, что приводит к потере нравственного и духовного здоровья нации.

К сожалению, в силу социально-экономических  трудностей общества, большого количества безработных, отсутствия должного количества культурных учреждений и недостаточное  внимание к организации досуга молодежи со стороны местных и культурно - досуговых учреждений, происходит развитие внеинституциональных форм молодежного досуга. Свободное время является одним из важных средств формирования личности молодого человека. Оно непосредственно влияет и на его производственно-трудовую сферу деятельности, ибо в условиях свободного времени наиболее благоприятно происходят рекреационно-восстановительные процессы, снимающие интенсивные физические и психические нагрузки. Использование свободного времени молодежью является своеобразным индикатором ее культуры, круга духовных потребностей и интересов конкретной личности молодого человека или социальной группы.

Являясь частью свободного времени, досуг привлекает молодежь его нерегламентированностью и  добровольностью выбора его различных  форм, демократичностью, эмоциональной  окрашенностью, возможностью сочетать не физическую и интеллектуальную деятельность, творческую и созерцательную, производственную и игровую. Для значительной части молодых людей социальные институты досуга являются ведущими сферами социально культурной интеграции и личностной самореализации. Однако все эти преимущества досуговой сферы деятельности пока еще не стали достоянием, привычным атрибутом образа жизни молодежи.

Одной из актуальных проблем  деятельности культурно-досуговых  учреждений на пути решения данной задачи, является организация досуга молодежи. Практика молодежного досуга показывает, что наиболее привлекательными формами для молодежи являются музыка, танцы, игры, ток-шоу, КВН, однако, не всегда культурно-досуговые центры строят свою работу, исходя из интересов молодых людей. Надо не только знать сегодняшние культурные запросы молодых, предвидеть их изменение, но и уметь быстро реагировать на них, суметь предложить новые формы и виды досуговых занятий.

Культурно - досуговые центры по организации и совершенствованию  досуга молодежи сегодня является актуальной проблемой. И ее решение должно идти активно по всем направлениям: совершенствование  молодежи, разработка концепций учреждений культуры в новых условиях, подходы  к модели профессии, содержание деятельности, планирование и управление учреждений сферы досуга. Таким образом, современный  этап развития культурно-досугового учреждения, характеризуется переходом от критики  существующего положения к конструктивным решениям.

Социально-философские проблемы молодежи как важной социальной группы общества нашли свое отражение в  исследованиях С.Н. Иконниковой, И.М. Ильинского, И.С. Копа, В.Т. Лисовского и  др. Значительный вклад в исследовании досуга молодежи внесли Г.А. Пруденский, Б.А. Трушин, В.Д. Петрушев, В.Н. Пименова, А.А. Гордон, Э.В. Соколов, И.В. Бестужев-Лада. К изучаемой нами проблеме близки работы по саморазвитию и самореализации личности в сфере досуга (А.И. Беляева, А.С. Каргин, Т.И. Бакланова), по вопросам психологии личности (Г.М. Андреева, А.В. Петровский и др.).

В научный анализ теории и практики культурно-досуговой  деятельности значительный вклад внесли Ю.А. Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М. Чижиков, В.А. Ковшаров, Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников.

Исследования названных  авторов имеют важное значение для  совершенствования теории и методики культурно-досуговой деятельности молодежи. Но еще ряд вопросов и  проблем по этой теме остаются на стадии изучения.

Объект исследования – молодежный досуг.

Предмет исследования – деятельность культурно-досуговых центров по организации молодежного досуга.

 

Цель исследования изучить особенности организации молодежного досуга в условиях культурно-досуговых центров и выработать практические рекомендации по его совершенствованию.

Задачи исследования:

Определить сущность и  функции досуга молодежи.

Рассмотреть социокультурные  технологии молодежного досуга.

Проанализировать деятельность культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи.

Определить пути совершенствования  деятельности культурно-досугового центра по организации молодежного досуга.

Практическая  значимость: изученные материалы по молодежному досугу могут быть использованы педагогами-организаторами в образовательных учреждениях, а так же специалистами культурно-досуговых учреждений в качестве методических рекомендаций по организации досуга молодежи.

 

Методы исследования:

теоретический анализ специальной  литературы;

изучение опыта деятельности культурно-досуговых учреждений по организации досуга молодежи;

Структура работы – обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.

Гипотеза исследования. Совершенствование студентов вузов в процессе культурно-досуговой деятельности  осуществляется более эффективно при реализации следующего комплекса организационно-педагогических условий:

- внедрение психолого-педагогических  принципов культурно-досуговой деятельности  в клубных объединениях, адекватных  самореализации студентов вузов  ;

-организация  деятельности  студенческих клубных объединений  на основе самоуправления;

-использование  зарубежного  опыта работы отбора  и подготовки  специалистов по организации  культурно-досуговой деятельности  в высшей школе.

Научная новизна  заключается в следующем:

-сформулированы структурные  компоненты самореализации студентов  в процессе культурно-досуговой  деятельности , осуществляемые в  личностно-значимой социально-культурной  сфере, способствующие формированию  социально-ориентированной зрелой  личности через развитие и  удовлетворение ее культурно-образовательных,  культурно творческих потребностей  и интересов;

- введены в научный  оборот работы зарубежных исследователей, периодика, информационно - статистический  материал и документы, которые  до настоящего времени не использовались  в отечественной теории и практике, культурно- досуговой и педагогической деятельности.

Результаты проекта  могут быть использованы при подготовке специалистов по таким направлениям как «Организация работы с молодежью», « Социально- культурная  деятельность», в воспитательной  работе кураторов учебных групп

 

 

 

 

Глава 1. Условия организации досуговой деятельности молодежи в культурно – досуговых центрах

 

Специфика и содержание молодежного  досуга.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей  жизненной программы, развитие и  совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие молодого человека, его удовлетворенность  своим свободным временем. Многочисленные наблюдения за практикой подготовки и проведения молодежных культурно-досуговых  мероприятий свидетельствует о  том, что их успех в значительной мере зависит от включения в их структуры игровых блоков, стимулирующих  у молодых людей стремление к  состязательности, импровизации и изобретательности.

К другим особенностям молодежного  досуга относится своеобразие среды  его протекания. Родительская среда, как правило, не является приоритетным центром проведения досуга молодежи. Подавляющее большинство молодых  людей предпочитают проводить свободное  время вне дома, в компании сверстников. Когда речь идет о решении серьезных  жизненных проблем, молодые люди охотно принимают советы и наставления  родителей, но в области специфических  досуговых интересов, то есть при  выборе форм поведения, друзей, книг, одежды, они ведут себя самостоятельно. Эту  особенность молодежного возраста точно подметил и описал И.В. Бестужев –Лада: «..для молодежи «посидеть  компанией» - жгучая потребность, один из факультетов жизненной школы, одна из форм самоутверждения!.. При  всей важности и силе социализации молодого человека в учебном и  производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста  «индустрии свободного времени» - туризма, спорта, библиотечного и клубного дела – при всем этом молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании – это форма досуга, в которой  юный человек нуждается органически» Тяга к общению со сверстниками, объясняется огромной потребностью молодежи в эмоциональных контактах. Его можно рассматривать как:

необходимое условие жизнедеятельности  человека и общества;

источник творческого  преобразования индивида в личность;

форму передачи знаний и  социального опыта;

исходный пункт самосознания личности;

регулятор поведения людей  в обществе;

самостоятельный вид деятельности;

Примечательной особенностью досуговой деятельности молодежи стало  ярко выраженное стремление к комфорту в общении, стремлении приобрести определенные навыки общения с людьми различного социально-психологического склада. Общение  молодежи в условиях досуговой деятельности удовлетворяет, прежде всего, следующие  ее потребности:

в эмоциональном контакте, сопереживании;

в информации;

в объединении усилий для  совместных действий.

Потребность в сопереживании  удовлетворяется, как правило, в  малых, первичных группах (семья, группа друзей, молодежное неформальное объединение). Потребность в информации образует второй тип молодежного общения. Общение в информационной группе организуется, как правило, вокруг «эрудитов», лиц, обладающих определенной информацией, которой нет у других и которая  имеет ценность для этих других. Общение ради совместных согласованных  действий молодежи возникает не только в производственно – экономической, но и в досуговой сфере деятельности. Все многообразие форм общения молодежи в условиях досуговой деятельности можно классифицировать по следующим  основным признакам:

Информация о работе Культурно - досуговые учреждения по организации досуга молодежи