Контрольная работа по «Социология управления»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:21, контрольная работа

Описание работы

Человек нуждается во взаимодействии с себе подобными. Уже на ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в социальные группы, которые способствовали их выживанию и развитию. Во все времена самым жестоким наказанием для людей считался остракизм – изгнание человека из общества, к которому он принадлежал. Люди взаимодействуют в группах. Однако не всегда это взаимодействие протекает гладко, не всегда группа достигает поставленных перед ней или ей самой целей.

Содержание

Введение
1. Группа как основа социальной организации
1.1 Понятие социальной организации
1.2 Организационные структуры социальной организации
2. Социальные группы.
2.1 Поведение, социальные действия, взаимодействия
2.2 Типология социальных групп
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа №1.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

  Референтные группы — означают реальную или  условную социальную общность, с которой  индивид соотносит себя как с эталоном. Иногда ингруппа и референтная группа совпадают — семья, этнос, друзья для подростка. Но может быть референтной и аутгруппа, например, рок-группа для своего фанатичного поклонника.

  

  Помимо  социальных групп социологи выделяют квазигруппы ("как бы" группы) —  неустойчивые социальные образования, возникающие спонтанно. Они могут  превратиться в группы, если в ходе взаимодействия между участниками будут устанавливаться отношения солидарности и контроля. К квазигруппам относят аудитории — сложные, неоднородные социальные образования с односторонним воздействием (оратор ® слушатели) со слабой обратной связью. Квазигруппой является толпа — временное собрание людей, объединенных в физически ограниченном пространстве общностью интересов. Толпа характеризуется следующими признаками: внушаемость, спонтанность поведения, основанная на эмоциях, анонимность и неуязвимость (в толпе отдельные ее члены чувствуют себя неузнаваемыми и неподконтрольными). Толпы можно разделить на несколько видов:

  —        случайная толпа, объединенная либо незначительной целью, либо бесцельным времяпрепровождением (например, толпа зевак, собравшаяся вокруг столкнувшихся автомобилей);

  —        обусловленная толпа — собрание людей, заранее планирующееся и относительно структурированное (например, толпа футбольных болельщиков на стадионе);

  —        экспрессивная толпа — собрание, организованное в целях личного удовольствия его членов (например, толпа на дискотеке, рок-фестивале);

  —        действующая толпа — это общность с экстремальными типами поведения (сборище линчевателей, восставших и т. п.), самый опасный вид толпы. Формами поведения действующей толпы являются массовые истерии (состояние всеобщей нервозности), слухи (сведения из неизвестных источников, распространяющиеся неофициально), паника (нескоординированные реакции участников толпы), погромы (коллективные акты насилия толпы против личности или собственности), бунты, мятежи, восстания.

  Наиболее  близким к устойчивым социальным группам видом квазигрупп являются социальные круги — свободные  союзы, основанные на контактах с  очень слабо установленной связью, лишенные устойчивых отношений между  членами. Взаимодействие в них направлено почти полностью на обмен информацией. Выделяют следующие разновидности социальных кругов:

  —        контактные круги — возникают среди людей, постоянно встречающихся на стадионах, в транспорте, очередях;

  —         профессиональные круги (круги коллег) — члены этих общностей собираются для обмена информацией по профессиональному признаку;

  —        дружеские круги — приятельские компании, собирающиеся время от времени;

  —        статусные социальные круги - общности, образующиеся для обмена информацией среди индивидов, имеющих одинаковые или близкие статусы (например, бомонд, женский круг, круг бомжей и т. п.).

  В социальных кругах формируется общественное мнение; кроме того, они могут  стать основой для образования  целерациональных активно действующих групп — организаций, а также социальных институтов.

  Итак, социальная группа — своеобразный посредник между отдельным человеком  и обществом в целом. Принадлежность к группе может быть реальной, осознаваемой и обозначаемой индивидом, но может  и никак не осознаваться, а использоваться социологами в качестве критерия классификации людей по социальным категориям.

 
 
 
 
 
 
 

  Заключение

  Социальные  институты можно разделить на два вида – регламентные (нормативно-правовые) и организационные (структурные). Первые регламентируют (упорядочивают) взаимоотношения членов общества или организации. Это своего рода «правила игры», в соответствии с которыми действуют члены организации. К ним относятся обычаи, традиции, нормы права, нравственные нормы. Организационные институты – это организационные структуры, закрепляющие отношения между членами общества. К организационным институтам могут быть отнесены не только социальные организации, но и другие организационные формирования (например, государство, правительство, дума).

  Социальная организация - система социальных групп и отношений между ними. Различают производственные, трудовые, общественно-политические и другие социальные организации.

  В социальной организации, центром которой  является человек, объективно выполняется  ряд общих и особенных законов и принципов, которые представляют единое целое в мире организаций. Поэтому любую фирму, компанию, организацию следует рассматривать как социально-экономическую систему, так как важнейшими отношениями в них выступают социальные и экономические.

  Среди элементов, влияющих на формализованные  коммуникации и неформальные отношения, можно выделить общее и особенное. Общее в отношениях людей в  организации можно прогнозировать и на этой базе создавать различные  виды нормативной документации. Особенное – это колорит отношений, который в отдельных случаях может иметь решающее значение в деятельности организации. Сочетание общего и особенного в отношениях людей существенно влияет на общее и особенное в деятельности самой социальной организации, ее реакции на действие того или иного закона.

  В организации переплетаются и  уживаются интересы личностей и  групп, устанавливаются правила  и нормы отношений, дисциплина и  творчество. У каждой организации  – своя миссия, культура, имидж. Организации  изменяются в соответствии с требованиями окружающей среды и погибают, когда не способны их выполнить. Класс социально-экономических систем несравненно сложнее, чем класс социо-технических систем.

  Классификация организаций позволяет сгруппировать  их по сходным признакам или параметрам для выработки общих методов анализа хозяйственной деятельности, совершенствования управления и регулирования. Классификация и типология организаций необходима также для определения государственной политики по отношению к различных типам предприятий.

  Первые  социальные организации на Земле  имели естественное происхождение. Искусственные организации появились  позднее естественных, которые первоначально  служили в качестве эталонов для  создания искусственных организаций.

  Естественно-искусственные организации являются промежуточной (смешанной) формой социальной организации, сочетающей в себе как искусственные, так и естественные образцы организационной культуры.

  В настоящее время доминирующими  являются искусственные и естественно-искусственные организации, которые вытесняют естественные организации из всех сфер человеческой деятельности, что предъявляет высокие требования к социальным инженерам, от которых зависит не только эффективность создаваемых организаций, но также их жизнеспособность, а главное, социальная защищенность членов организации. Для этого социальные проекты должны включать в себе не только производственную, но и социальную составляющую.

 
 
 
 

  Библиографический список:

 

1.Захарова  Л.Л. Социология управления. Учебное  пособие.- Т.: 2003 г.;

 

2.Социальная структура и социальные процессы. Словарь-справочник. — М.: Наука, 1990.

3. Андреев Ю.А., Коржеевская Н.М., Костини Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. — Свердловск: Урал, 1989.

4. Гавра Д.П. Социальные институты // Социально-политический журнал. — 1998.

5. Файоль  А. Общее и промышленное управление // Управление — это наука и  искусство. — М.: Прогресс, 1992.

 

6. Парахина, В.Н. Теория организации: Учеб. Пособие / В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко - М.: КНОРУС, 2004 г.;

 

7. Рогожин, С.В. Теория организации: Учеб. пособие / С.В. Рогожин. - М.: Моск. гос. ун-т коммерции, 1998 г.;

 

 8. Смелзер Н. Социология. - М., 1999 г.;

 

9.  Франчук, В.И. Основы общей теории социальных организаций / В.И. Франчук - М.: ИОС, 1998 г.;

10. Фролов С.С. Социология. - М., 1998 г.

Информация о работе Контрольная работа по «Социология управления»