Контрольная работа по «Социология управления»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:21, контрольная работа

Описание работы

Человек нуждается во взаимодействии с себе подобными. Уже на ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в социальные группы, которые способствовали их выживанию и развитию. Во все времена самым жестоким наказанием для людей считался остракизм – изгнание человека из общества, к которому он принадлежал. Люди взаимодействуют в группах. Однако не всегда это взаимодействие протекает гладко, не всегда группа достигает поставленных перед ней или ей самой целей.

Содержание

Введение
1. Группа как основа социальной организации
1.1 Понятие социальной организации
1.2 Организационные структуры социальной организации
2. Социальные группы.
2.1 Поведение, социальные действия, взаимодействия
2.2 Типология социальных групп
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа №1.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

  В социальной организации имеются  формальные и неформальные лидеры. Лидер – это физическое лицо, которое оказывает наибольшее влияние на работников бригады, цеха, участка, отдела и т.д. Он воплощает групповые нормы и ценности и выступает в защиту этих норм. Лидером обычно становится человек, у которого профессиональный или организаторский потенциал существенно выше потенциала его коллег в какой-либо области деятельности.

  Формальный  лидер (руководитель) назначается вышестоящим  руководством и наделяется необходимыми для этого правами и обязанностями.

  Неформальный  лидер – это член социальной организации, признанный группой людей как  профессионал (авторитет) или защитник в интересующих их вопросах. В коллективе могут существовать несколько неформальных лидеров только в непересекающихся сферах деятельности.

  Вышестоящее руководство должно стремиться при  назначении руководителя учитывать  возможность совмещения в одном лице формального и неформального лидера.

  Основу  социальной организации составляет малая группа людей. Малая группа объединяет до 30 человек, выполняет  однотипные или связанные между  собой функции и расположена  в территориальной близости (в одной комнате, на одном этаже и т.д.).

  Таким образом, стремительно изменяющийся мир  бросает вызов способности человека правильно ориентироваться в  нем и принимать разумные решения, что требует адекватного восприятия реальности. Однако такое восприятие, через призму общественных наук, нередко бывает затруднено или искажено ввиду разобщенности социального знания, что не позволяет различать и исправлять многие недостатки, присущие современному обществу, и в частности социальным организациям, в которых человек проводит всю свою жизнь.

 

  1.2 Организационные  структуры социальной  организации

  Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала  целям и задачам деятельности предприятия и была приспособлена  к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций

  Структура выявляет и устанавливает взаимоотношения  сотрудников внутри организации. То есть, структура организации устанавливает  некоторый общий набор предварительных положений и предпосылок, определяющих, какие члены организации несут ответственность за те или иные виды решений.

  Для каждой социальной организации существует наилучшая и только ей присущая организационная  структура. Организационная структура характеризуется распределением целей и задач между подразделениями и сотрудниками организации.

  Организационная структура управления - совокупность управленческих звеньев, расположенных  в строгой соподчиненности и  обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами. Внутренним выражением организационной структуры является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. В структуре управления организацией выделяют звенья, уровни и связи.

  Несмотря на существующую типологию организационных структур управления (линейную, функциональную, штабную и др.), в каждой организации имеются особенности (нюансы) ее построения в зависимости от набора и сочетания субъективных факторов. Каждая организация, как и человек, неповторима, поэтому нет никакого смысла полностью копировать ее структуру, методы и т.п. для других организации.

  Линейная  схема (рис.1.) хорошо работает в небольших  социальных организациях при высоком  профессионализме и авторитете руководителя; а также большой заинтересованности подчиненных в успешной работе социальной организации.

  

  Рис.1. Линейная схема

  Кольцевая схема (рис.2) хорошо зарекомендовала  себя в небольших социальных организациях или в подразделения средних социальных организаций социальная организация стабильной продукцией и рынком, в которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников.

   Рис.2. Кольцевая схема (функциональные связи)

  Схема "колесо" (рис.3) хорошо зарекомендовала  себя в небольших социальных организациях или в подразделениях средних  социальных организаций с неустойчивой номенклатурой выпуска и рынками сбыта, на которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников. Руководитель реализует линейные (административные) воздействия, а работники выполняют положенные им функциональные обязанности.

   Рис.3. Схема «колесо» (линейно-функциональные связи)

   Схема "звезда" (рис.4) дает положительные  результаты при филиальной структуре  социальной организации и при  необходимости соблюдения конфиденциальности в деятельности каждой составляющей социальной организации.

  Рис.4. Схема «звезда» (линейная связь)

  Базовые схемы дают возможность формировать  большое разнообразие производных  от них схем отношений.

  Иерархическая схема (рис.5) основана на схеме "колесо" и применима для больших организаций с явно выраженным разделением труда.

 
 

   
Рис. 5. Иерархическая схема (линейно-функциональные связи)

  Штабная схема (рис.6) основана на базовой схеме "звезда". Она предусматривает  создание функциональных штабов при  руководителе в форме отделов  или групп (например, финансовый отдел, отдел кадров и т.д.).

  Эти штабы готовят руководителю проекты  решений по соответствующим вопросам. Затем руководитель принимает решение и сам доводит его до соответствующего подразделения.

  Штабная схема имеет преимущество при  необходимости осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым подразделениям социальной организации[7].

  

  Рис. 6. Штабная схема (линейная связь)

    
В основе матричной схемы (рис.7) лежат  схемы "линия" и "кольцо". Она  предусматривает создание двух ветвей связей подчинения: административную – от непосредственного руководителя и функциональную – от специалистов, которые могут и не находиться в подчинении того же руководителя (например, это могут быть специалисты консультационной фирмы или передовой организации). Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг и знаний.

 

  Рис. 7. Матричная схема (линейные и функциональные связи).

    

  Рис. 8. Смешанная схема отношений в  социальной организации.

  В смешанной схеме (рис.8.) средний уровень управления определяет гибкость организационной структуры социальной организации – это наиболее активная ее часть. Высший и низший уровни должны быть наиболее консервативны по структуре.

  В рамках одной социальной организации и даже в рамках одного типа социальных организаций может существовать несколько типов отношений.

  Таким образом, управление организацией - это  непрерывный процесс влияния  на производительность работника, группы или организации в целом для  наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели.

  Базой, на которой строится вся управленческая деятельность, служат организационные  структуры. Любая организация в  процессе ее создания и развития ориентируется  на достижение вполне определенных целей, поэтому и её организационная структура является преднамеренно и целенаправленно созданной и ориентированной на достижение установленных целей.

  Организационную структуру управления можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

 
 

  2. Социальные группы

  Существует  несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа», но в научном понимании они представляют собой нечто другое. В одном  случае термин «группа» обозначает некоторых индивидов, физически, пространственно находящихся в определенном месте: индивиды, едущие в одном вагоне, проживающие в одном городе и т.д. В научном смысле такое территориальное сообщество определяется как «агрегация» – некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.

  Второй  случай – это применение понятия  группы к социальной общности, объединяющей индивидов с одной или несколькими  схожими характеристиками. Примерами таких общностей могут служить мужчины, выпускники школ и т.д. С научной точки зрения для определения общности людей с одной или несколькими сходными характеристиками точнее подходит термин «категория».

  Социальная  группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

  Анализируя  это определение, можно выделить два условия, необходимых для  того, чтобы совокупность считалась  группой:

  ·          Наличие взаимодействия между ее членами;

  ·          Появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.

 
 

  2.1 Поведение, социальные  действия, взаимодействия

  Социальное  действие, поведение — проявление социальной активности.

  Активность  присуща всем живым существам. Формами ее проявления выступают произвольные движения — от элементарных актов до рассудочной деятельности. Деятельность — внутренняя (психическая) и внешняя (физическая) активность человека, регулируемая сознанием.

  Деятельность  присуща только человеку. Она включает в себя цели, потребности, действия.

  Цель  — осознанный образ предвосхищаемого действия. Потребность — состояние  психологического напряжения, вызванное  нуждой в каком-либо объекте (предмете или человеке), стремлением к достижению цели. Действие — элементарный акт, состоящий из движений – является единицей деятельности.

  Поведение — непосредственно наблюдаемая  деятельность, оно может быть только открытым, видимым. Деятельность включает осознанные цели, планируемые действия. Она совершается ради какого-либо вознаграждения, выполняющего роль внешнего стимула, например, почета, дохода, спасения и т. д. Поведение часто не преследует никакой цели. Но в нем содержатся потребности, мотивация, ожидания. Внешне поведение представляет собой совокупность поступков. Мотивация — это побудитель поведения, придающий действию субъективный смысл. Действие мотивировано, если его цели и логика понимаются и осознаются действующим человеком.

  Зачем социологии изучать мотивацию? Без  ее учета мы не сможем установить причинные связи, которые позволяют создать объективное представление о социальном процессе. Но понятным может быть только осмысленное действие, т. е. направленное на ясную цель и использующее средства, которые вы признаете соответствующими этим целям. Поведение, обладающее указанными признаками, называется целерациональным. М. Вебер положил в основу своей теории социального действия именно этот его тип. Сравнивая с ним все прочие действия, Вебер выделил ценностно-рациональный и традиционный типы. Ценностно-рациональное действие основано на вере в том, что наш поступок имеет эстетическую, этическую, религиозную или какую-либо еще ценность. Оно бескорыстно. С целерациональным его сближает наличие мотива, средств, ориентации на других, отличает же отсутствие цели, результата, успеха. Традиционное действие — действие, совершаемое автоматически, в силу привычек. Ничего общего с целерациональным нет, следовательно, традиционное действие несоциально. М. Вебер определял социальное действие как любое осознанно мотивированное и ориентированное на других действие.

Информация о работе Контрольная работа по «Социология управления»