Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:21, контрольная работа
Человек нуждается во взаимодействии с себе подобными. Уже на ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в социальные группы, которые способствовали их выживанию и развитию. Во все времена самым жестоким наказанием для людей считался остракизм – изгнание человека из общества, к которому он принадлежал. Люди взаимодействуют в группах. Однако не всегда это взаимодействие протекает гладко, не всегда группа достигает поставленных перед ней или ей самой целей.
Введение
1. Группа как основа социальной организации
1.1 Понятие социальной организации
1.2 Организационные структуры социальной организации
2. Социальные группы.
2.1 Поведение, социальные действия, взаимодействия
2.2 Типология социальных групп
Заключение
Библиографический список
Совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действия других людей. Происходит обмен действиями или социальное взаимодействие — интеракция.
Интеракция — система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью. Большую роль в осуществлении взаимодействий играет система взаимных ожиданий, случайных или устойчивых, предъявляемых людьми и социальными группами друг к другу. Пассажир автобуса и кондуктор, вступают во взаимодействие, ожидая: один, что его без проблем и вовремя довезут до нужной остановки, другой — что за проезд будет заплачено. В этом примере интеракция, как правило, случайна, но она может продолжаться становиться все более устойчивой. По мере укрепления взаимодействия взаимные ожидания видоизменяются, формируется их определенный набор, придающий интеракции достаточно упорядоченный и предсказуемый вид. Такие упорядоченные и устойчивые социальные взаимодействия называют социальными отношениями.
Типы взаимодействия.
На основе различных видов социального действия выделяются: физическое взаимодействие (например, драка), словесное (например, разговор двух друзей), жестовое (улыбка, рукопожатие). На основе систем социальных статусов (социальных сфер) можно выделить экономическое, профессиональное, семейно-родственное, демографическое, политическое, религиозное, территориально-поселенческое взаимодействия.
Все многообразие типов социального взаимодействия и социальных отношений принято делить на первичную и вторичную сферы интеракции. Первичная сфера — область личных отношений и взаимодействия, существующая среди друзей, в группах сверстников, в кругу семьи. Вторичная сфера — область деловых или формальных отношений и взаимодействий в школе, магазине, фирме, банке, церкви и т. д.
Принято
различать три главные формы
интеракции — кооперацию, конкуренцию
и конфликт. Кооперация — сотрудничество
нескольких индивидов ради решения
общей задачи. Конкуренция — борьба
за обладание дефицитными
Социальное взаимодействие (интеракция, обмен).
В
социологии существует несколько теорий
социального взаимодействия. Особый
интерес представляет теория обмена
Дж. Хоманса. Согласно его представлениям,
специфическим признаком
1. Чем чаще вознаграждается данный тип действий, тем вероятнее, что он будет повторяться. Если он регулярно приводит к успеху, то мотивация к его повторению увеличивается. В случаях неудачи он снижается.
2. Если успех определенного типа действий зависит от тех или иных условий, то, скорее всего, человек будет к ним стремиться. Если бизнесмен получает прибыль в результате ведения дел согласно законам, он будет соблюдать законы. И наоборот.
3. Если вознаграждение велико, человек готов преодолеть любые трудности ради его получения.
4. Когда потребности человека близки к насыщению, он все в меньшей и меньшей степени прилагает усилия к их удовлетворению. То есть, если работник несколько месяцев подряд получает завышенную зарплату, он снижает производительность труда.
В
целом, социальное взаимодействие —
сложная система обменов, обусловленных
способами уравновешивания
В идеале обмен должен происходить на эквивалентной основе. В действительности происходят различные отклонения, т. к. стремление экономить усилия и желание максимального успеха могут действовать одновременно, но разнонаправлено.
Другая важная теория социального взаимодействия была предложена Дж. Мидом, родоначальником символического интеракционизма. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на коммуникации, и считал, что мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения. Взаимодействие между людьми является, по сути, непрерывным диалогом, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Мид выделил два типа действий:
1)
незначимый жест –
2)
значимый жест. В последнем случае
люди не реагируют
К символическому интеракционизму примыкает этнометодология, основоположником которой стал Гарольд Гарфинкель. Данная наука изучает принятые на веру правила, регулирующие взаимодействия между людьми. Эти правила определяют, когда уместно что-то сказать или промолчать, пошутить или уклониться от насмешки, тактично прекратить разговор и т.д. Цель этнометодологов – определить, каким образом нарушение этих правил затрудняет межличностное общение.
И символический интеракционизм, и этнометодология обращают главное внимание на взаимопонимание между индивидами, участвующими в процессе общения. Это взаимодействие облегчает общение между людьми, делает их поведение предсказуемым.
2.2 Типология социальных групп
В процессе обмена - взаимодействия происходит оформление социальных отношений и формирование социальных групп.
Социальная группа — коллектив или множество индивидов, ограниченных неформальными либо формальными критериями членства. Социальная группа существует тогда, когда ее члены вовлечены в социальные интеракции – взаимодействия, включающие взаимные роли и связи. Р.Мертон выделил три основных признака группы. Первый – определенный способ взаимодействия между ее членами. Второй – членство – чувство принадлежности к данной группе. Третий – групповая идентичность с точки зрения значимых других.
Общество представляет собой совокупность самых различных групп. Количество групп по оценкам специалистов превышает численность населения Земли в 1,5-2 раза. И все это потому, что один индивид может состоять сразу в 5-6 группах.
Каковы функции социальной группы?
И общество и отдельный человек живут по законам группы. Многие особенности человека, такие как способность абстрактно мыслить, говорить, контролировать себя, вести себя согласно нравственным нормам, сформировались под влиянием групп. Следовательно, группа играет решающую роль в социализации личности.
Группа является основным фактором, способствующим выживанию. Благодаря разделению ролей члены группы могут добывать пищу и защищаться от врагов более эффективно, чем действуя в одиночку.
Люди образуют группы для выполнения определенной работы (пример – организация) и для удовлетворения стремления членов групп к социальному одобрению, уважению и доверию (компании друзей).
Все группы можно типологизировать в зависимости от особенностей внутригруппового взаимодействия, социально значимых критериев, особенности идентификации личности с группой.
Классификация социальных общностей:
На основе особенностей внутригруппового взаимодействия выделяются первичные, вторичные и малые группы. Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Чарлз Кули впервые ввел понятие первичной группы применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. Семья первична потому, что она является первой социализирующей группой в жизни человека. Впоследствии социологи стали применять этот термин при изучении любой группы, в которой сформировались тесные личные отношения, например, друзей, влюбленных, соседей и т.д. Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. Примером вторичной группы можно назвать организацию – фирму, футбольный клуб, правительство и т.д.
К
малым группам относятся
1. Ограниченное число членов группы — от 2 до 20 человек. Большинство малых групп включает 5-7 человек;
2. Стабильность состава, основанная на индивидуальной неповторимости и незаменимости участников;
3. Структура группы — состоит из системы неформальных ролей, статусов, включает механизм социального контроля;
4. Чем меньше группа, тем интенсивнее взаимодействия, тем более личностный характер оно носит;
5. Число связей между ее членами растет в геометрической прогрессии, если количество членов увеличивается арифметически, в группе из трех человек возможны четыре отношения, в группе из семи человек — 120 связей;
6. Размеры группы зависят от характера деятельности группы: группы конкретного действия состоят из 6-7 человек, группы, занятые теоретической работой, например, парламентские комитеты, включает 14-15 человек;
7. Удовлетворение наибольшего числа жизненно важных потребностей человека;
8. Каждый член группы должен делать максимальный вклад в ее деятельность.
Исходными формами малой группы являются диада и триада.
Диада, состоящая из двух человек, основана на эмоциональных межличностных взаимодействиях — любви, дружбе, доброжелательности, ревности и т. д. Обмен услугами эквивалентен, наличествует взаимность чувств и отношений.
Триада — активное взаимодействие трех человек. В отличие от диады в ней впервые появляется мнение большинства, а с ним рождается социальное отношение. В ней возникает разделение труда, происходит обмен ролями, в результате никто не доминирует.
Малая группа строится из диад и триад и может представлять собой весьма сложное динамичное образование. Нужно отметить, что данная группа может быть и первичной, и вторичной.
К процессам групповой динамики относятся руководство и лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы.
На основе социально значимых критериев (пол, возраст, национальность, профессия, раса, место жительства, доход и т.п.) выделяются следующие группы:
— демографические (мужчины, женщины, дети, подростки, взрослые, старики);
— стратификационные (рабство, касты, сословия, классы);
— кровнородственные (клан, нация, народ, племя, раса);
— территориальные (горожане, селяне, выходцы из одной местности); иногда эти группы называют социальными общностями;
— формальные группы — организации (промышленные предприятия, кооперативы, банки, школы и т. п.);
— профессиональные и др.
По особенностям идентификации с группой выделяются ингруппы, аутгруппы, референтные группы.
Ингруппы — группы, члены которых расценивают друг друга как "мы". Для членов этих групп все остальные общности будут аутгруппами — "другими". Понятия ин- и аутгрупп важны потому, что самоотнесение каждой личности к ним оказывает существенное влияние на поведение индивидов в группах. Аутгруппы обычно воспринимаются индивидами в виде стереотипов, разделяемых ингруппой. Так, распространенными этностереотипами являются представления о том, что французы легкомысленны, англичане замкнуты, немцы дисциплинированы и жестоки. "Мы", как правило, добры, храбры, упорны, "они" — злы, глупы, трусливы. Рудольф Хесс, комендант Освенцима, где было уничтожено 700 тыс. евреев, назвал эту бойню "удаление чуждых расово-биологических тел". Ин- и аутгрупповая идентификация в данном случае привели к немыслимой жестокости и цинизму.
Информация о работе Контрольная работа по «Социология управления»