Контрольная работа по «Социология управления»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:21, контрольная работа

Описание работы

Человек нуждается во взаимодействии с себе подобными. Уже на ранних этапах развития человеческого общества люди собирались в социальные группы, которые способствовали их выживанию и развитию. Во все времена самым жестоким наказанием для людей считался остракизм – изгнание человека из общества, к которому он принадлежал. Люди взаимодействуют в группах. Однако не всегда это взаимодействие протекает гладко, не всегда группа достигает поставленных перед ней или ей самой целей.

Содержание

Введение
1. Группа как основа социальной организации
1.1 Понятие социальной организации
1.2 Организационные структуры социальной организации
2. Социальные группы.
2.1 Поведение, социальные действия, взаимодействия
2.2 Типология социальных групп
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

Контрольная работа №1.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

   Р. К. Мертон определяет группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами  группы с точки зрения других людей.

   Таким образом, малую группу можно охарактеризовать как группу, состоящую не менее чем из двух человек, вступающих в непосредственные межличностные контакты, имеющие общую цель, осознание своей принадлежности к этой группе и общие нормы взаимодействия в группе.

   Среди малых групп выделяют первичные  и вторичные группы. Первичная группа состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются отношения, основанные на индивидуальных особенностях. Впервые понятие первичной группы ввел Ч. Кули в 1909 году применительно к семье.

   Первичная группа отличается высокой степенью солидарности и глубоко развитым чувством «мы». Характерными чертами ее являются: малочисленный состав, пространственная близость членов, длительность существования, единство цели, добровольность вступления в группу, неформальный контроль за поведением членов группы. Ч. Кули отмечал, что первичные группы выполняют две функции: являются источником моральных норм, которые ребенок получает в детстве и которыми руководствуется в течении всей жизни, а также первичные группы служат средством поддержки и стабилизации взрослого человека.

   Вторичная группа образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные  отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не межличностным качествам, а умению выполнять определенные функции.

   Также группы подразделяются на формальные и неформальные. Формальные группы создаются для выполнения определенной цели, их деятельность сознательно контролируется, координируется. Образование такой группы оформляется юридически.

   Неформальные  группы образуются самопроизвольно, в  том числе и в рамках формальной организации, на основе межличностных взаимоотношений, общих интересов, взаимных симпатий. Неформальные группы характеризуются относительной независимостью от формальных структур, иногда нечетко выраженной целью деятельности, неформальным контролем за членами группы. Такие группы иногда называют группами по интересам.

   Выделяют  также референтные или эталонные  группы. Таковой является группа, мнением которой человек дорожит и принадлежность к которой старается сохранить. Как правило, индивид соотносит себя с референтной группой как с эталоном. На нормы, ценности и оценки этой группы он ориентируется в  своем поведении и самооценке. В свою очередь референтные группы делятся на реальные и вымышленные, на позитивные и негативные. Социальная организация предприятия включает различные виды групп. Группы воздействуют на своих членов и обеспечивают соблюдение ими социальных норм, то есть осуществляют социальный контроль.

   Для управления социальной организацией определение  разнородных групп и социальных структур имеет важное значение, так как их границы могут не совпадать, может происходить наложение групп. Члены одной группы могут быть также членами других групп.

   Социология  управления неразрывно связана с  социологией организаций, поскольку  управленческая деятельность может  осуществляться только в организации. Организация – это, с одной стороны, социальная категория, а с другой – средство достижения целей. Организация состоит из людей, которые строят в ней определенные отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности организации и организационную эффективность. Руководителю необходимо знать как взаимодействовать с ними. Еще одним необходимым условием эффективности управления является умение работать в малых группах, и умение строить взаимоотношения с сотрудниками организации.

 
 
 
 

  1.1 Понятие социальной  организации

  Организационные системы - это системы, которым присуща  функция управления (сознательная, целенаправленная деятельность) и в  которых главными элементами являются люди. Понятия «организация», «организационная система» и «социальная система» являются синонимами, так как ориентируют науку и практику, прежде всего на поиски закономерностей механизмов соединения разнородных компонентов в единое, целостное эффективное образование.

  Организационной системе присущи все основные свойства и признаки сложных систем. Признаки системы: множество элементов, единство главной цели для всех элементов, наличие связей между ними, целостность и единство элементов, структура и иерархичность, относительная самостоятельность, четко выраженное управление.

  Подсистема  – это набор элементов, представляющих автономную область внутри системы.

  Основные  свойства системы: стремление сохранить  свою структуру (основано на объективном  законе организации – законе самосохранения); потребность в управлении (существует набор потребностей у человека, у животного, у общества, у стада животных, у большого социума); наличие сложной зависимости от свойств входящих в нее элементов и подсистем (система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств этих элементов).

  Каждая  система имеет входное воздействие, технологию ее обработки, конечные результаты и обратную связь.

  Основная  классификация систем – разделение каждой из них на три подсистемы: техническую, биологическую и социальную.

  Социальная  подсистема характеризуется наличием человека как субъекта и объекта  управления в совокупности взаимосвязанных  элементов. В качестве характерных  примеров социальных подсистем можно  привести семью, производственный коллектив, неформальную организацию и даже одного человека (самого по себе).

  Эти подсистемы существенно опережают  биологические по разнообразию функционирования. Набор решений в социальной подсистеме характеризуется большим динамизмом. Это объясняется достаточно высокими темпами изменения сознания человека, а также нюансов в его реакциях на одинаковые и однотипные ситуации.

  Социальная  подсистема может включать биологическую  и техническую подсистемы, а биологическая  подсистема – техническую подсистему.

  Крупные подсистемы обычно называют системами. Социальные системы могут быть: искусственными и естественными, открытыми и  закрытыми, полностью и частично предсказуемыми, жесткими и мягкими.

  Система, в набор элементов которой  входит человек или предназначенная для человека, называется социальной. В зависимости от целей, поставленных в системах, они могут иметь политическую, образовательную, экономическую, медицинскую, правовую направленность.

  Наиболее  распространены социально-экономические  системы. В реальной жизни социальные системы реализуются в виде организаций, компаний, фирм и т. д.

  Социальные  системы, которые реализуют себя в производстве товаров, услуг, информации и знаний, называются социальными  организациями. Социальные организации  объединяют деятельность людей в обществе. Взаимодействие людей через социализацию создает условия и предпосылки для совершенствования общественных и производственных отношений.

  Таким образом, в теории организации выделяют социально-политические, социально-образовательные, социально-экономические и другие виды организаций.

  Каждый  из этих видов имеет приоритет  собственных целей.

  Так, для социально-экономических организаций  главная цель – получение максимальной прибыли; для социально-культурных – достижение эстетических целей, а получение максимальной прибыли является второй целью; для социально-образовательных – достижение современного уровня знаний, а получение прибыли также является вторичной целью.

  Известны  сотни определений понятия «социальная  организация», отражающих сложность этого феномена и множество научных дисциплин, его изучающих (теория организаций, социология организаций, экономика организаций, менеджмент и др.).

  Среди множества различных трактовок  этого понятия в экономике  и социологии (в меньшей степени) доминирует рационалистическая (целевая), заключающаяся в том, что организация рассматривается как рационально построенная система, действующая для достижения общей цели (или целей).

  В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в виду способы  упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.

  В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой  заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий.

  Одна  из трудностей определения этого  понятия состоит в том, что  организация (процесс организации) не представляет собой конкретной, материальной сущности, но вместе с  тем она может иметь ряд  свойств как материальных, так  и нематериальных. Так, любая фирма обладает многими материальными объектами, имуществом, активами и т.д., но она имеет также много социальных аспектов, которые нельзя увидеть или потрогать, например, человеческие отношения.

  Дополнительные  трудности в определении этого понятия вызываются тем обстоятельством, что существует много разновидностей организаций, начиная с организации в семье и кончая организацией в неформальных рабочих группах и в формальных системах, таких, как “клиника Федорова”, “Уралмаш”, профсоюз шахтеров, министерство здравоохранения и организация Объединенных Наций.

  Можно представить себе множество разновидностей организации, начиная с организации, охватывающей деятельность отдельной  личности, и кончая организацией сильно формализованного типа, например, Правительство России, а также большое разнообразие социальных организаций, которые находятся между этими двумя крайними случаями.

  Однако  все организации обладают некоторыми общими элементами.

  Организации – это:

  1) социальные системы, т.е. люди, объединенные в группы;

  2) их деятельность интегрирована  (люди работают вместе, сообща)

  3) их действия целенаправленны  (люди имеют цель, намерение).

  Таким образом, социальную организацию можно  определить и так: «Социальная организация - это непрерывная система дифференцированных и координируемых видов человеческой деятельности, заключающейся в использовании, преобразовании и объединении специфической совокупности трудовых, материальных, финансовых, интеллектуальных и природных ресурсов в некоторое уникальное, решающее проблемы целое. Функция этого целого состоит в удовлетворении частных потребностей человека путем взаимодействия с другими системами, включающими разные виды человеческой деятельности и ресурсы в их конкретном окружении» .

  Между людьми в организации возникают многообразные отношения, строящиеся на различных уровнях симпатии, престижа и лидерства. Большая часть этих отношений стандартизирована в виде кодексов, правил и норм. Однако многие нюансы организационных отношений не отражены в нормативных документах либо в силу своей новизны, либо в силу сложности, либо в силу нецелесообразности.

  Социальные  организации играют существенную роль в современном мире. Их особенности:

  - реализация потенциальных возможностей  и способностей человека;

  - формирование единства интересов людей (личных, коллективных, общественных). Единство целей и интересов служит системообразующим фактором;

  - сложность, динамизм и высокий  уровень неопределенности.

  Социальные  организации охватывают различные  сферы деятельности людей в обществе. Механизмы взаимодействия людей через социализацию создают условия и предпосылки развития коммуникабельности, формирования позитивных моральных норм людей в общественных и производственных отношениях. Они также создают систему контроля, включающую наказание и поощрение индивидов, так чтобы выбираемые ими действия не выходили за рамки доступных для данной системы норм и правил.

  В социальных организациях проходят объективные (естественные) и субъективные (искусственные, по воле человека) процессы.

 

 К объективным относятся циклические процессы спада-подъема в деятельности социальной организации, процессы, связанные с действиями законов социальной организации, например, синергии, композиции и пропорциональности, информированности. К субъективным относятся процессы, связанные с принятием управленческих решений (например, процессы, связанные с приватизацией социальной организации).

Информация о работе Контрольная работа по «Социология управления»