Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 08:09, контрольная работа
В структуре социологического знания можно выделить отдельные уровни:
общесоциологические теории, или общетеоретическая социология;
специальные социологические теории, которые нередко характеризуются как частные;
конкретные социологические исследования.
Содержание
I Уровни социологического знания 2
II Социальный институт: сущность, качества, виды, функции 11
III Брак и семья как социальные институты.
Тенденции развития семейно-брачных отношений 23
IV Понятие социального статуса 36
Список литературы
Без институционализации не может существовать ни одно современное общество. Институционализация как процесс упорядочения, укрепления социальных связей и отношений предполагает появление соответствующей социальной потребности — материальной, физиологической, духовной и т.д. Благодаря ей бессмысленные ссоры и драки превращаются в высокоформализованные спортивные поединки, беспорядочная половая жизнь — в институт семьи и брака, стихийные движения протеста — в политические партии. Институты выступают опорными точками общественного порядка, теми китами, на которых держится социальный мир, базируется само общество.
Система социальных институтов весьма динамична. Динамизм социальных институтов понимается в единстве следующих взаимосвязанных процессов:
Жизненный цикл института включает четыре относительно самостоятельных, автономных стадии (фаз), которые имеют свои качественные характеристики.
Первая фаза - зарождение и формирование социального института. Американский исследователь Г. Ленски определил ряд ключевых социальных потребностей, которые порождают процессы появления и формирования социальных институтов:
Вторая фаза — фаза эффективности, в этот период институт достигает пика зрелости, полного расцвета.
Третья фаза — период формализации норм, принципов, ознаменованный обюрокрачиванием, когда правила становятся самоцелью. Господство правил, подчинивших себе живых людей, возникает от чрезмерного стремления к аккуратности, четкости, субординированности. Одни институты (церковь, армия, государство, власть) наполняются частоколом инструкций, правил, нормативов, а другие от этого вырождаются и погибают, например, институты образования, здравоохранения.
Четвертая фаза - дезорганизация, дезадаптация, когда институт теряет свой динамизм, прежнюю гибкость и жизнеспособность и агонизирует. Институт ликвидируется или трансформируется в новый.
Функционирование
зрелого института
Если происходит «сбой» в функционировании социальных институтов, то это сразу же вызывает напряжение в социальной системе в, целом. Это можно продемонстрировать на следующем примере. В 60-х годах прошлого века в СССР готовили специалистов с высшим образованием на душу населения значительно больше, чем любая страна мира. Проходили десятилетия и система образования в 80—90 годы, практически не изменялась. Образовался серьезный разрыв между уровнем подготовки специалистов и требованиями практики. Пришлось срочно перестраивать учебные планы, перенимать современные технологии Запада, который за 15-20 лет сделал рывок в модернизации системы образования. Но время было упущено: российское народное хозяйство осталось без сотен тысяч грамотных специалистов, знающих современные технологии. Экономический ущерб составил астрономические цифры. Отсюда вы вод: нормальное функционирование социальных институтов - необходимое условие для развития общества, а неправильное - колоссальное зло.
Система социальных институтов постоянно развивается. Эволюцию претерпевают сфера производства, политические институты, институты религии, образования. Значительные изменения происходят в институте семьи. Если сравнить с ХIХ в., то за последние полвёка изменились средний возраст вступления в брак, размер семьи, время начала трудовой жизни, распределение супружеских обязанностей, стиль лидерства в семье, сексуальное поведение мужчин и женщин.
Эволюция социальных институтов приводит к тому, что современное общество характеризуется разнообразием и усложнением системы институтов. С одной стороны, одна и та же базовая потребность порождает к жизни появление и существование нескольких специализированных институтов, с другой стороны, каждый институциональный феномен, скажем семья, государство, церковь и т.д. реализует целую серию фундаментальных потребностей, в том числе в коммуникации, в производстве услуг, и в распределении благ, в обеспечении безопасности граждан, в их индивидуальной и коллективной защите, в поддержании порядка и контроля, в развитии духовной сферы жизни общества и т.д.
В современном обществе социальные и институты выполняют самые разнообразные функции. Функцией социального института нередко называют ту пользу, которую он приносит обществу, людям. Функция, в конечном счете, реализуется как решение каких-то задач, достижение поставленных целей, эффективность оказываемых услуг.
Главной, основополагающей функцией социальных институтов удовлетворение насущных витальных (жизненных) потребностей общества, т.е. того, без чего оно в принципе не может существовать. Общество не в состоянии выживать, если не будет иметь демографического воспроизводства населения, производить средства пропитания и другие предметы потребления. Общество не сможет существовать, если в нем не будет мира и согласия, необходимого порядка, если оно не будет в состоянии добывать новые знания и накапливать необходимый опыт, передавать их следующим поколениям, заниматься решением духовных вопросов.
Немаловажной является также функция социализации (образование и воспитание) людей. Она предполагает усвоение необходимых знаний, умений, навыков, культурных норм, а также освоение социальных ролей.
Функция контроля за поведением членов общества направлена на создание условий для их конструктивной (созидательной) деятельности и разрешения возникающих социальных и межличностных противоречий и конфликтов. Эту функцию в наибольшей степени осуществляют политические и правовые институты, а также институты духовной культуры. Еще Г. Спенсер отметил, что социальный контроль держится на «страхе перед живыми и мертвыми». «Страх перед живыми» поддерживается государством, а «страх перед мертвыми» - церковью, - писал он.
Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные нормы, с другой - к одобрению желательного для общества поведения.
Функцию регулирования властных отношений осуществляют политические институты. Они обеспечивают воспроизводство и устойчивое сохранение демократических ценностей, а также стабилизируют существующую в обществе социальную структуру.
Функцию коммуникации между членами общества выполняют культурные и образовательные институты. Они регулируют на основе принятых норм повседневные контакты людей, разнообразные акты группового и межгруппового поведения; определяют порядок и способы взаимного общения; регламентируют методы передачи и обмена информацией, приветствия, обращения и т.д.
Функцию защиты членов общества от физической опасности, обеспечения личной безопасности граждан выполняют правовые, военные институты.
В современном обществе социальные институты используют принцип дифференциации и интеграции в реализации функций. дело в том, что ряд институтов выполняет несколько функций одновременно, и в то же время на выполнении одной, значимой для общества функции, могут специализироваться сразу несколько институтов. Функцию воспитания или социализации подрастающего поколения, например, выполняют такие институты, как семья, школа, церковь, государство. В то же время институт семьи и брака выполняет такие функции, как воспроизводство людей, воспитание детей и ряд других. Функции, выполняющиеся одним институтом, со временем могут передаваться другим или распределяться, частично или полностью между ними. Скажем, в далеком прошлом институт семьи выполнял более пяти - семи функций, однако сегодня некоторые из них переданы другим. Воспитанием наряду с семьей занимается школа, организацией отдыха - специальные институты досуга и рекреации.
Первоначально государство выполняло узкий круг карательных функций, связанных, прежде всего с налаживанием и поддержанием внутренней и внешней безопасности. По мере усложнения общества усложняется и государство. Сегодня оно выполняет не только функцию подавления, защиты границ, борьбы с организованной преступностью, но, главным образом, развивает социальные функции: создание социально ориентированной экономики, социальная защита и помощь малоимущим, развитие системы здравоохранения, образования и т.д. Церковь создавалась ради решения важнейших мировоззренческих вопросов и установления высших нравственных законов, нормативов. Но со временем она стала заниматься также образованием (создание воскресных школ), развивать экономическую деятельность (монастырское хозяйство), а также попечительством (покровительством) и филантропией (помощь особо нуждающимся).
Таким
образом, функции, выполняемые социальными
институтами, со временем изменяются.
Одни исчезают, другие перемещаются к
другим институтам, третьи уменьшаются
или, напротив, увеличиваются в объеме.
III Брак и семья как социальные институты. Тенденции развития семейно-брачных отношений.
Существуют
две формы социальных институтов:
простая и сложная. Простые социальные
институты - организованные объединения
людей,
которые выполняют определенные социально
значимые функции, обеспечивающие совместное
достижение целей на основе выполнения
членами института своих социальных ролей,
обусловленных социальными ценностями,
идеалами, нормами.
Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций. Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.
Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:
1.
вступление в брак –
2. начало деторождения - рождение первого ребенка;
3. окончание деторождения - рождение последнего ребенка;
4. «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;