Контрольная работа по "Социологии"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 08:09, контрольная работа

Описание работы

В структуре социологического знания можно выделить отдельные уровни:
общесоциологические теории, или общетеоретическая социология;
специальные социологические теории, которые нередко характеризуются как частные;
конкретные социологические исследования.

Содержание

Содержание
I Уровни социологического знания 2
II Социальный институт: сущность, качества, виды, функции 11
III Брак и семья как социальные институты.
Тенденции развития семейно-брачных отношений 23
IV Понятие социального статуса 36
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Соц. экзамен.doc

— 226.00 Кб (Скачать)

    Как правило, цель прикладных исследований – дать конкретное знание о состоянии  дел в той или иной отрасли  промышленности, на предприятии, разработать  конкретные рекомендации, выяснить рейтинг  популярности политика и т.д.

    Цель  фундаментальных исследований –  выявить важнейшие тенденции  в развитии социальной жизни, отдельных  её сфер (экономика, политика, молодёжь, семья и т.п.). Так, «фундаментала» может не интересовать, сколько человек  проголосует за того или иного кандидата. Главным для него может быть выяснение закономерностей поведения населения стран с зарождающимися демократическими традициями, анализ факторов, влияющих на формирование политических симпатий или антипатий.

    Неверно было бы чрезмерно разводить эти виды социологических исследований. В идеале прикладные исследования разрабатываются на основе исходных понятий и идей, выдвигаемых социологией рекламы.

    Но  очень часто, кто решает прикладные задачи, опережают соответствующие  фундаментальные исследования. Нередко, особенно в условиях нехватки средств на фундаментальные исследования, «прикладники» в своих работах накапливают серьёзный материал для фундаментальных поисков и обобщений.

    В структуре социологического знания важно выделить общую социологию.

    Общая социология исследует:

    • родовые свойства всех базовых социокультурных явлений, форм взаимодействий, идёт ли речь о социальных группах или институтах, культуре личности или обществе;
    • основные связи между этими базовыми социокультурными явлениями, формами взаимодействий;
    • основные связи между обществом как  целостной системой социальных взаимодействий и каждым из базовых социокультурных явлений, форм (т.е. роль этих явлений, форм в обществе как системе).

    Итак, современная социология представляет собой многоуровневый комплекс теорий, типов знания, которые тесно взаимосвязаны друг с другом и образуют единую целостность – современную социологическую науку. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    II Социальный институт: сущность, качества, виды, функции 

     
        Основой общества, на котором возвышается само его здание, являются социальные институты. Это те опоры, на которых держится весь социум, благодаря которым общество выживает, функционирует и эволюционирует.

    Сам термин «институт» имеет множество  значений. В переводе с латинского означает «установление», «устройство». Со временем это слово приобрело два значения: одно - узко-утилитарное, техническое (название научно - исследовательских и высших учебных заведений); другое - широко-социальное, обозначающее совокупность норм права, установлений и т.п. в сфере общественных отношений (институт семьи и брака, институт собственности, институт государства и т.д.).

    В социологии понятие и выражающий его термин институт означают совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, тех социальных действий, которые отличают одно общество от другого.

    Впервые понятие социальный институт использовал в своих трудах Г. Спенсер. Позднее определение социального института дал известный американский социолог Т. Веблен (1857—1929), профессор Чикагского университета. В появившейся в 1899 г. своей книге «Теория праздного класса» социальный институт характеризовался им как совокупность общественных обычаев, норм, установленных привычек поведения, образ мысли и образ жизни, передаваемый из поколения в поколение. Появление и  
развитие социальных институтов, их отбор и эффективное использование обеспечивают эволюцию общества. История цивилизации, по мнению Т. Веблена, есть смена различных социальных институтов.  
Они обеспечивают надежность, жизнеспособность, устойчивость в развитии общества, оберегают его от разрушений и катаклизмов.

    Веблен  показал все это на примере  зарождения и эволюции самого раннего  социального института семьи и брака. В самом деле, на заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет - беспорядочные половые отношения. Он грозил всему человеческому роду полным генетическим и физическим вырождением. Постепенно его стали ограничивать запретами. Первое табу - запрет кровосмешения. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками, например, матерью и сыном, братом и сестрой. Это первый и важнейший в истории вид социальных норм и правил. Позже появились и получили развитие другие социальные нормы, регулирующие половые отношения членов рода. Так у людей появился самый важный и самый ранний социальный институт - институт семьи и брака.

    Социальные  институты Э. Дюркгейм образно определял как «фабрики воспроизводства» социальных отношений и связей. В данном случае под институтами подразумеваются определенные типы отношений между людьми, которые постоянно востребованы обществом и поэтому возрождаются вновь и вновь. Примерами воспроизводства таких отношений являются, например, церковь, государство, собственность, семья и др.  
Современный английский социолог про Э. Гидденс профессор Кембриджского университета Э. Гидденс дал следующее определение исследуемого нами понятия. Социальные институты — это устойчивые формы социальной деятельности, воспроизводимые во времени и пространстве, т.е. повторение схожих, однотипных моделей действий и поведения индивидов, отделенных друг от друга социальным временем и пространством.

    На  феномен социального института  у нас в стране впервые указал Ю.А. Левада. В своей книге «Лекции по социологии», вышедшей в 1969 г., «социальным институтом» он назвал «нечто подобное органу в живом организме: это узёл деятельности людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы».

    Российские  социологи Ю.Г. Волков и И.В. Мостовая предложили свое определение социального института. Социальный институт, по их мнению, - это устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему; это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности.

    Видный  российский социолог А.И. Кравченко дает следующее определение: социальные институты - относительно стабильные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни: семья, религия, образование, экономика, управление.

    Американский  социолог Н. Смелзер придерживается несколько иной точки зрения. По его мнению, социальные институты — это• человеческие инструменты, созданные для обеспечения устойчивых форм интеракции (взаимодействия), рассчитанные на удовлетворение той или иной социальной потребности. Современные общества, по его мнению, имеют разнообразие форм и изменчивость социальных институтов: образования, семьи и брака, религии, труда, экономики, организации.

    Данный перечень можно было бы продолжить. В литературе можно насчитать свыше 20 определений понятия «социальный институт». Если суммировать множество подходов и определений понятия «социальный институт», то из них можно вычленитъ следующие элементы.

    Итак, социальный институт – это: 

    • ролевая система, в которую включены те или иные нормы, статусы и роли;
    • совокупность обычаев, традиций и правил поведения людей;
    • организованная система формальных и неформальных структур;
    • совокупность норм и учреждений, регулирующих ту или иную сферу общественных отношений;  
    • устойчивый комплекс социальных действий. 

    Если  же обобщить весь перечень элементов социальных институтов, то они предстанут перед нами в качестве глобальной социальной системы, существующей историческая длительное время, удовлетворяющей насущные потребности общества, обладающей легитимной силой и моральным авторитетом и регулируемой сводом социальных норм и правил.

          Социальные институты имеют некие  институциональные признаки, т.е. черты и свойства, которые присущи им всем. Выделяют пять специфических черт:

    1. стандарты и образцы поведения (лояльность, ответственность, уважение, послушание, субординация и т.д.);
    2. символы и знаки (герб государства, флаг, крест, обручальное кольцо, иконы и др.);
    3. кодексы и уставы (запреты, законы, правила, привычки);
    4. физические объекты и сооружения (дом для семьи, общественные здания для государства, заводы и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для храмы для религии);
    5. ценности и идеи (любовь в семье, демократия в обществе, свободы, православие и католицизм в христианстве).

    Эти черты, органически присущие социальным институтам, выражают их внутреннее содержание. Можно выделить также некие «внешние свойства социальных институтов, которые, так или иначе, воспринимаются людьми. К таким свойствам можно отнести:

    1. объективность, когда мы воспринимаем институты семьи, государства, собственности, производства, образования и религии в виде определенных объектов, существующих независимо от нашей воли и сознания;
    2. принудительность, ведь институты не только не зависят от нашей воли и желаний, но навязывают нам такое поведение, мысли и поступки, которые мы не всегда желали бы для себя. Скажем, государство обязывает юношей защищать свою страну, налоговая инспекция вынуждает нас заполнять декларации и платить налоги;
    3. моральный авторитет, легитимность (законность) социальных институтов. Государство — это единственный институт, имеющий право применять силу на своей территории на основе принятых законов. Религия имеет свой авторитет на основе традиций, морального доверия людей к церкви;
    4. историчность социальных институтов. Это свойство предполагает, что за любым из них скрывается многовековая история, в течение которой он зарождался, укреплялся, трансформировался (видоизменялся). Каждый из нас застает эти институты готовыми, созданными раньше и существовавшими до нас.

    Для того чтобы возник и развивался в обществе тот или иной социальный институт, необходимы особые, объективно заданные условия:  
• в обществе должна возникнуть и распространиться некая социальная потребность, которая, будучи осознанной многими членами общества, становится главной предпосылкой становления нового института;  
• должны быть в наличии операциональные средства удовлетворения этой потребности, т.е. сложившаяся система процедур, операций, четких действий, направленных на реализацию новой потребности;  
• чтобы институт мог реально выполнять свою роль, он наделяется необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми, организационными), которые общество должно постоянно пополнять;  
• для обеспечения самостановления и саморазвития того или иного института необходима и особая культурная среда, т.е. должна сформироваться определенная субкультура (система социальных действий, свод правил поведения, которые отличают людей, принадлежащих к данному институту).

    Без этих условий и факторов возникновение, становление и развитие конкретного  социального института невозможно. 

    Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую называют системой социальных  институтов, или  институциональной структурой обществ. Система социальных институтов обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию. Большинство современных социологов сходятся в том, что система социальных институтов включает пять основополагающих институтов:

    1. институты семьи и брака, являющиеся институтами первичной социализации, обеспечивающие воспроизводство человеческого рода, демографический рост населения;
    2. политические институты, государство, обеспечивающее управление в различных сферах общества, безопасность и социальный порядок;
    3. экономические институты, производство, современные технологии, обеспечивающие опережающее технико-экономическое развитие общества;
    4. институты образования и культуры, обеспечивающие преемственность между поколениями людей в передаче социального опыта, знаний, в развитии подрастающего поколения, подготовке кадров;
    5. институты религии, способствующие решению разного рода духовных проблем.

    Все эти институты возникли в глубокой древности. Производство в человеческом сообществе насчитывает 2 млн. лет, если за отправную точку брать первые орудия труда, созданные человеком. Возраст семьи, по мнению антропологов, составляет 500 тыс. лет. Государству примерно столько же лет, сколько и образованию, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, анимизм, тотемизм) появились 30-40 тыс. лет назад. 

Информация о работе Контрольная работа по "Социологии"