Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 08:09, контрольная работа
В структуре социологического знания можно выделить отдельные уровни:
общесоциологические теории, или общетеоретическая социология;
специальные социологические теории, которые нередко характеризуются как частные;
конкретные социологические исследования.
Содержание
I Уровни социологического знания 2
II Социальный институт: сущность, качества, виды, функции 11
III Брак и семья как социальные институты.
Тенденции развития семейно-брачных отношений 23
IV Понятие социального статуса 36
Список литературы
Как правило, цель прикладных исследований – дать конкретное знание о состоянии дел в той или иной отрасли промышленности, на предприятии, разработать конкретные рекомендации, выяснить рейтинг популярности политика и т.д.
Цель фундаментальных исследований – выявить важнейшие тенденции в развитии социальной жизни, отдельных её сфер (экономика, политика, молодёжь, семья и т.п.). Так, «фундаментала» может не интересовать, сколько человек проголосует за того или иного кандидата. Главным для него может быть выяснение закономерностей поведения населения стран с зарождающимися демократическими традициями, анализ факторов, влияющих на формирование политических симпатий или антипатий.
Неверно было бы чрезмерно разводить эти виды социологических исследований. В идеале прикладные исследования разрабатываются на основе исходных понятий и идей, выдвигаемых социологией рекламы.
Но очень часто, кто решает прикладные задачи, опережают соответствующие фундаментальные исследования. Нередко, особенно в условиях нехватки средств на фундаментальные исследования, «прикладники» в своих работах накапливают серьёзный материал для фундаментальных поисков и обобщений.
В структуре социологического знания важно выделить общую социологию.
Общая социология исследует:
Итак,
современная социология представляет
собой многоуровневый комплекс теорий,
типов знания, которые тесно взаимосвязаны
друг с другом и образуют единую целостность
– современную социологическую науку.
II Социальный институт: сущность, качества, виды, функции
Основой общества,
на котором возвышается само его здание,
являются социальные институты. Это те
опоры, на которых держится весь социум,
благодаря которым общество выживает,
функционирует и эволюционирует.
Сам термин «институт» имеет множество значений. В переводе с латинского означает «установление», «устройство». Со временем это слово приобрело два значения: одно - узко-утилитарное, техническое (название научно - исследовательских и высших учебных заведений); другое - широко-социальное, обозначающее совокупность норм права, установлений и т.п. в сфере общественных отношений (институт семьи и брака, институт собственности, институт государства и т.д.).
В социологии понятие и выражающий его термин институт означают совокупность норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений, тех социальных действий, которые отличают одно общество от другого.
Впервые
понятие социальный институт
использовал в своих трудах Г. Спенсер.
Позднее определение социального института
дал известный американский социолог
Т. Веблен (1857—1929), профессор Чикагского
университета. В появившейся в 1899 г. своей
книге «Теория праздного класса» социальный
институт характеризовался им как совокупность
общественных обычаев, норм, установленных
привычек поведения, образ мысли и образ
жизни, передаваемый из поколения в поколение.
Появление и
развитие социальных институтов, их отбор
и эффективное использование обеспечивают
эволюцию общества. История цивилизации,
по мнению Т. Веблена, есть смена различных
социальных институтов.
Они обеспечивают надежность, жизнеспособность,
устойчивость в развитии общества, оберегают
его от разрушений и катаклизмов.
Веблен показал все это на примере зарождения и эволюции самого раннего социального института семьи и брака. В самом деле, на заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет - беспорядочные половые отношения. Он грозил всему человеческому роду полным генетическим и физическим вырождением. Постепенно его стали ограничивать запретами. Первое табу - запрет кровосмешения. Он запрещал половые отношения между кровными родственниками, например, матерью и сыном, братом и сестрой. Это первый и важнейший в истории вид социальных норм и правил. Позже появились и получили развитие другие социальные нормы, регулирующие половые отношения членов рода. Так у людей появился самый важный и самый ранний социальный институт - институт семьи и брака.
Социальные
институты Э. Дюркгейм
образно определял как «фабрики воспроизводства»
социальных отношений и связей. В данном
случае под институтами подразумеваются
определенные типы отношений между людьми,
которые постоянно востребованы обществом
и поэтому возрождаются вновь и вновь.
Примерами воспроизводства таких отношений
являются, например, церковь, государство,
собственность, семья и др.
Современный английский социолог про
Э. Гидденс профессор Кембриджского университета
Э. Гидденс дал следующее определение
исследуемого нами понятия. Социальные
институты — это устойчивые формы социальной
деятельности, воспроизводимые во времени
и пространстве, т.е. повторение схожих,
однотипных моделей действий и поведения
индивидов, отделенных друг от друга социальным
временем и пространством.
На феномен социального института у нас в стране впервые указал Ю.А. Левада. В своей книге «Лекции по социологии», вышедшей в 1969 г., «социальным институтом» он назвал «нечто подобное органу в живом организме: это узёл деятельности людей, сохраняющийся стабильным на протяжении определенного периода времени и обеспечивающий стабильность всей социальной системы».
Российские социологи Ю.Г. Волков и И.В. Мостовая предложили свое определение социального института. Социальный институт, по их мнению, - это устойчивый комплекс правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему; это совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности.
Видный российский социолог А.И. Кравченко дает следующее определение: социальные институты - относительно стабильные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которые управляют целыми сферами социальной жизни: семья, религия, образование, экономика, управление.
Американский социолог Н. Смелзер придерживается несколько иной точки зрения. По его мнению, социальные институты — это• человеческие инструменты, созданные для обеспечения устойчивых форм интеракции (взаимодействия), рассчитанные на удовлетворение той или иной социальной потребности. Современные общества, по его мнению, имеют разнообразие форм и изменчивость социальных институтов: образования, семьи и брака, религии, труда, экономики, организации.
Данный перечень можно было бы продолжить. В литературе можно насчитать свыше 20 определений понятия «социальный институт». Если суммировать множество подходов и определений понятия «социальный институт», то из них можно вычленитъ следующие элементы.
Итак, социальный институт – это:
Если же обобщить весь перечень элементов социальных институтов, то они предстанут перед нами в качестве глобальной социальной системы, существующей историческая длительное время, удовлетворяющей насущные потребности общества, обладающей легитимной силой и моральным авторитетом и регулируемой сводом социальных норм и правил.
Социальные институты имеют
Эти черты, органически присущие социальным институтам, выражают их внутреннее содержание. Можно выделить также некие «внешние свойства социальных институтов, которые, так или иначе, воспринимаются людьми. К таким свойствам можно отнести:
Для
того чтобы возник и развивался в обществе
тот или иной социальный институт, необходимы
особые, объективно заданные условия:
• в обществе должна возникнуть и распространиться
некая социальная потребность, которая,
будучи осознанной многими членами общества,
становится главной предпосылкой становления
нового института;
• должны быть в наличии операциональные
средства удовлетворения этой потребности,
т.е. сложившаяся система процедур, операций,
четких действий, направленных на реализацию
новой потребности;
• чтобы институт мог реально выполнять
свою роль, он наделяется необходимыми
ресурсами (материальными, финансовыми,
трудовыми, организационными), которые
общество должно постоянно пополнять;
• для обеспечения самостановления и
саморазвития того или иного института
необходима и особая культурная среда,
т.е. должна сформироваться определенная
субкультура (система социальных действий,
свод правил поведения, которые отличают
людей, принадлежащих к данному институту).
Без
этих условий и факторов возникновение,
становление и развитие конкретного
социального института невозможно.
Вся совокупность социальных институтов образует некую целостность, которую называют системой социальных институтов, или институциональной структурой обществ. Система социальных институтов обеспечивает социальный порядок в обществе, его стабильность и интеграцию. Большинство современных социологов сходятся в том, что система социальных институтов включает пять основополагающих институтов:
Все
эти институты возникли в глубокой
древности. Производство в человеческом
сообществе насчитывает 2 млн. лет, если
за отправную точку брать первые
орудия труда, созданные человеком.
Возраст семьи, по мнению антропологов,
составляет 500 тыс. лет. Государству примерно
столько же лет, сколько и образованию,
а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных
формах (фетишизм, анимизм, тотемизм) появились
30-40 тыс. лет назад.