Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2011 в 14:21, контрольная работа
Слово «эмпирический» буквально означает «то, что воспринимается органами чувств». Таким образом, эмпирические данные – это не что иное как сведения собранные на основе чувственного восприятия объектов исследования (например, людей). То есть эмпирическое исследование – это оценка каких-либо качественных показателей, которые не всегда с точностью можно привести к количественному значению, что значительно усложняет их анализ и обработку.
1. Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу. 3
2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социальных данных. 7
3. Структура отчета о социальном исследовании. Требования к его составлению. 13
4. Список литературы
ВСЕРОССИЙСКИЙ
ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-
КАФЕДРА
ФИЛОСОФИИ
Контрольная работа
по
социологии
Вариант
№ 29
Выполнила: ст. IV курса
Группа
финансы и кредит вечер
Преподаватель:
Нечаева
О.А.
Калуга 2011г.
Содержание
1. Подготовка
эмпирических данных к |
3 |
2. Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социальных данных. | 7 |
3. Структура
отчета о социальном |
13 |
4. Список литературы | 14 |
Подготовка эмпирических данных к обработке и анализу
Слово «эмпирический» буквально означает «то, что воспринимается органами чувств». Таким образом, эмпирические данные – это не что иное как сведения собранные на основе чувственного восприятия объектов исследования (например, людей). То есть эмпирическое исследование – это оценка каких-либо качественных показателей, которые не всегда с точностью можно привести к количественному значению, что значительно усложняет их анализ и обработку.
Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т.д. Возможно, и сам бывает вовлечен в эти исследования в качестве респондента, т.е. источника первичной информации об изучаемых процессах и явлениях.
В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур: 1) подготовительный (разработка программы исследования);
2) основной (проведение эмпирического исследования);
3) завершающий (обработка и анализ данных, формирование выводов и рекомендаций).
Обработка и анализ данных происходит на завершающем этапе, но основывается на первых двух. Критерии анализа задаются на первом этапе, на втором же собираются те данные, которые необходимо будет обработать.
Метод обработки и анализа данных на прямую зависит от метода сбора данных и цели самого исследования.
Методы сбора социальной информации : выборка, анализ документов, наблюдение, опрос: анкетирование, интервьюирование.
1˚ Анализ документов.
Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов является анализ документов. Он имеет и ряд других преимуществ по сравнению с другими методами:
1) Анализ
документов позволяет
2) Эта информация носит объективный характер.
Но при этом нельзя забывать об ограничениях, связанных с качеством такой информации:
- учетная и отчетная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдениями опросов;
- часть этой информации устаревает;
- цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в своем исследовании, поэтому информация, содержащаяся в документах, должна перерабатываться, переосмысливаться социологом;
- подавляющее большинство данных в ведомственной документации не содержит информации о состоянии сознания работников. Поэтому анализ документов достаточен лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточно фактографической информации.
2˚ Наблюдение.
Под наблюдением в социологическом исследовании понимается метод сбора первичных эмпирических данных, который заключается в преднамеренном, целенаправленном, систематическом непосредственном восприятии и регистрации социальных фактов, подвергающихся контролю и проверке. Главным преимуществом непосредственного наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать события и элементы человеческого поведения в момент их совершения. Другим важным достоинством этого метода является то, что исследователь в определенной степени не зависит от объекта своего исследования, он может собирать факты независимо от желания индивидов или группы говорить или от их умения отвечать на вопросы.
В наблюдении заложена определенная доля объективности, которая задается самой установкой фиксирования происходящих ситуаций, явлений, фактов. Однако в этой процедуре имеется и субъективный элемент. Наблюдение предполагает неразрывную связь наблюдателя с объектом наблюдения, которая накладывает отпечаток и на восприятие наблюдателем социальной действительности, и на понимание сути наблюдаемых явлений, их интерпретацию. В зависимости от характера процесса наблюдения выделяют его следующие типы: контролируемое и неконтролируемое, включенное и не включенное, полевое и лабораторное, случайное и систематическое и т.д.
3˚ Опрос.
Опрос предусматривает, во-первых, устное или письменное обращение исследователя к определенной совокупности людей — респондентов с вопросами, содержание которых представляет изучаемую проблему на уровне эмпирических индикаторов, во-вторых, регистрацию и статистическую обработку полученных ответов, а также их теоретическую интерпретацию. По формам и условиям общения социолога с респондентом различаются письменные (анкетирование) и устные (интервью) опросы, по месту жительства, по месту работы и в целевых аудиториях (зрители в кинотеатрах, пациенты в клиниках и т.д.) , очные (личные) и заочные (обращение с анкетой через газету, телевидение, по телефону) , групповые и индивидуальные и т.д.
Метод опроса используется в ряде случаев:
1) Когда
изучаемая проблема
2) Когда предмет исследования или отдельные его характеристики недоступны для наблюдения.
3) Когда
предметом изучения являются
элементы общественного или
4) В качестве
контрольного (дополнительного) метода
для расширения возможностей
описания и анализа изучаемых
характеристик и для
Для обобщения и анализа эмпирических данных все собранные анкеты или бланки необходимо проверить, закодировать, ввести в ЭВМ, сгруппировать полученные данные, составить таблицы, графики, диаграммы и т.д.
Анализ получаемых в ходе исследования данных начинается с контроля за качеством заполнения инструментария, исправления ошибок и выбраковки некачественно заполненных анкет, бланков, карточек и т.п. Категории качества заполнения инструментария разнообразны. Обычно исследователи стараются «довести» инструментарий до нужного качественного уровня.
1! Вначале
выявляется правильность
Например, на вопрос: «Знаете ли вы условия трудового договора вашего коллектива с администрацией предприятия?» отвечают: «да, знаю». Но далее в анкете стоит открытый контрольный вопрос: «Если знаете, назовите их, пожалуйста». Если он остается незаполненным, то альтернативу «да, знаю» необходимо заменить «затрудняется ответить». Затем подсчитываются неправильные ответы. При исправлении каждого третьего ответа в анкете, ее лучше не готовить к машинной обработке. В случае если респондент не ответил на 10-15% основных вопросов, против них контролер ставит отметку «нет ответа», и анкета идет на обработку в ЭВМ.
Более жесткие
требования предъявляются к вопросам
социально-демографических
2! Далее происходит кодирование допущенных к обработке документов, которые перед этим нумеруются. На каждый открытый вопрос составляют не менее пяти шифров-кодов, которые отражают шкалу интенсивности ответов на данный вопрос и группируются по смысловой близости, каждой группе присваивается свой шифр или код.
3! Группировка
данных. Выделяются существенные
признаки (возраст, пол, образование,
семейное положение), и респондент
зачисляется в ту или иную
группу в соответствии с
4! Обработка информации (расчет средних величин, установление корреляционных связей, составление группировок, таблиц, графиков и пр.). Статистический анализ. Этот шаг является ключевым в процессе анализа социологических данных. В ходе статистического анализа выявляются некоторые статистические закономерности и зависимости, которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы. Для проведения статистического анализа социологи используют большое число различных математических методов, позволяющих полно и всесторонне анализировать собранную информацию. В современной социологии для этой цели активно применяются ЭВМ, дополненные программами математико-статистической обработки.
В зависимости от методов получения первичной информации возможно применение различных приемов обработки и анализа данных. Социолог использует два основных метода анализа документов: неформализованный (традиционный) и формализованный (контент-анализ) . Традиционный анализ основан на восприятии, понимании, осмыслении и интерпретации содержания документов в соответствии с целью исследования. Формализованный анализ документальных источников ( контент-анализ — анализ содержания) рассчитан на извлечение социологических информаций из больших массивов документальных источников, недоступных традиционному интуитивному анализу. Он основан на выявлении некоторых количественных статистических характеристик текстов (или сообщений). При этом предполагается, что количественные характеристики содержания документов отражают некоторые существенные черты изучаемых социальных явлений и процессов.
Формализованный анализ документов основан на стандартизации процедур поиска, определения в содержании документа единиц счета, которыми могут быть отдельные слова (термины, географические названия, имена политических деятелей и т.д.), суждения, выраженные в виде предложений, абзацев, фрагментов текстов и т.д., а также различные виды публикаций (по жанру, типу авторов, темам и т.п.). Единицы счета определяются в зависимости от целей социологического исследования. Процедура исследования, основанного на технике контент-анализа, состоит из 18 операций, описанных в специальной литературе.
При обработке и анализу данных, полученных методом опроса, широко применяются методы ранжирования, шкалирования, корреляции и др. Так, ранжирование — это процедура установления относительной значимости (предпочтительности) исследуемых объектов на основе их упорядочивания. Ранг — это показатель, характеризующий порядковое место оцениваемого объекта в группе, и других объектов, обладающих существенными для оценки свойствами. Для каждого объекта вычисляют сумму рангов, полученную от всех экспертов, затем упорядочивают эту сумму. Ранг 1 присваивают объекту, получившему наименьшую сумму, самый низкий ранг — объекту с наивысшей суммой. Ранжирование дополняется, как правило, другими методами экспертных оценок.
Сущность и виды группировок. Таблицы и графики: их роль в анализе социальных данных
Понятия сводки и группировки статистических данных:
Собранный в процессе статистического наблюдения материал нуждается в определенной обработке, сведении разрозненных данных воедино. Научно организованная обработка материалов наблюдения (по заранее разработанной программе), включающая в себя кроме обязательного контроля собранных данных систематизацию, группировку материалов, составление таблиц, получение итогов и производных показателей (средних, относительных величин), называется в статистике сводкой.
Сводка представляет собой второй этап статистического исследования. Целью сводки является получение на основе сведенных материалов обобщающих статистических показателей, отражающих сущность социально-экономических явлений и определенные статистические закономерности.
Статистическая сводка осуществляется по программе, которая должна разрабатываться еще до сбора статистических данных, практически одновременно с составлением плана и программы статистического наблюдения. Программа сводки включает определение групп и подгрупп; системы показателей; видов таблиц.