Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Августа 2011 в 12:27, контрольная работа
1. Изменения в современной семье: проблемы и тенденции.
2.Основные проблемы формирования семейных ценностей.
1.
Изменения в современной
семье: проблемы
и тенденции.
Вопрос формирования установок на семью и семейный образ жизни ученые начали исследовать недавно. Прежде всего, это связано с изменением самого типа семьи, а также системным кризисом института семьи в современных российских условиях.
Исследователи
современной семьи отмечают низкий
уровень информированности
Отечественные исследователи связывают нынешний кризис семьи, деформацию многих семейных ценностей среди различных категорий населения не только с изменением ценностных ориентаций современной молодежи, но и с общемировыми тенденциями. Происходит переход от патриархальной семьи к нуклеарной, а также от детоцентристкой к эгалитарной.
Институт традиционной семьи претерпевает трансформацию. Патриархальная семья сдала свои позиции в 1960-1970-е г.г. в результате антипатриархальной пропаганды. Семья преимущественно становится эгалитарной, в обществе утверждается понятие “социалистическая семья” как прогрессивная форма брака.
Наряду со становлением нового типа семьи, происходит отказ от единой ее модели для всех групп населения. Происходит совмещение нескольких тенденций одновременно, а также параллельное существование и функционирование нескольких видов семейных отношений. Так, в сельской местности чаще встречаются семьи, где несколько поколений проживают под одной крышей, что вызвано не столько трудностями в жилищном вопросе, сколько определенным укладом жизни. Однако и в городе и сельской местности видны перемены в сфере семейных отношений. Например, одной из общемировых тенденций является проживание молодой пары без регистрации.
В современной российской семье главной функцией становиться не ведение совместного хозяйства, не физическое рождение детей, а отношения между супругами. Речь идет об оказании психологической поддержки членам семьи.
Разрушение семейного образа жизни приводит к тому, что все больше людей тяготеют к так называемым альтернативным моделям устройства семейных отношений: это «открытый» брак, фактически узаконивающий право на измену, сознательно бездетный брак, свингерство (“шведская семья”), внебрачные интимные отношения, гомосексуальные пары, “гостевой” брак, предполагающий встречи супругов лишь по необходимости и т.д. Наиболее распространенной формой альтернативных семейных отношений стал так называемый гражданский брак или сожительство, в котором мужчина и женщина строят свою совместную жизнь без официальной регистрации. Гражданский брак чаще встречается среди представителей молодого поколения, чем среди старшего; чаще среди городской молодежи, чем сельской молодежи. Молодежи считает: гражданский брак - это ступень к будущей регистрации брака и созданию семьи - (54%), это новая модель семьи (34%); это негативное явление, ставящее под сомнение ценность семьи и брака (11%). Но большинство молодежи принимает гражданский брак.
Соответственно многие студенты (31% юношей и 52% девушек) высказались одобрительно отношение о такой форме внебрачных связей, как гражданский брак. Примечательно, что у девушек в данном случае показатели значительно превышают те, которые демонстрируют юноши. На наш взгляд, эта тенденция связана со следующими обстоятельствами: во-первых, половое созревание девушек, несмотря на внутриполовые вариации, начинается на два-три года раньше, чем у юношей; во-вторых, сказывается ослабление сдерживающих факторов, таких, как социальные регламентации и контроль со стороны родителей, нравственных запретов, что связано с резко изменившимся политическим, экономическим и нравственным укладом в стране; в-третьих, в последние годы в гендерных исследованиях признаются чёткая закономерность более раннего вступления женщин в брачные отношения.
Социологи признают, что хотя добрачное сожительство молодёжи и является довольно распространённым явлением среди молодёжи и позволяет им приобрести какую-то форму начального опыта совместной жизни, тем не менее, вряд ли оно является институтом, который обеспечивает стабильность будущего брака. Такого рода опыт совместной жизни не оказывает особого влияния на дальнейшую регистрацию отношений: лишь пять процентов таких пар официально регистрируют свои отношения Психологические мотивы выбора “гражданского брака” современными мужчинами и женщинами связаны с наличием глубинного страха близких межличностных отношений, которые подразумевают взаимные обязательства и ответственность. Отсутствие официальных регламентаций, существующих в рамках этого брака, неурегулированность имущественных отношений, ослабление значения духовно-нравственных ценностей, скрепляющих этот союз, предопределяет неустойчивость этой формы сожительства. Большинство студентов высказываются за юридически оформленный брак.
Одиночество
– еще одна альтернатива супружеству.
Все больше людей сознательно избирают
одиночество как способ существования.
Так, по данным социологических исследований
2/3 молодых людей в 25-летнем возрасте (наиболее
оптимальном для деторождения) не состоят
в браке, в возрасте около 35 лет – 1/3 не
имеют своей семьи. Российская семья начинает
ориентироваться на
западные ценности: ценности индивидуализма
(собственного “я”), жизни для себя, что
составляет отличительную черту западного
стиля жизни. В то время как российский
менталитет изначально направлен на соборность,
единение (понятие “мы”), превознося социальное
или общественное в человеке.
Остановимся на практическом исследовании, которое показывает взаимосвязь традиционных основ семьи с личностными качествами и установками на брак современной молодежи. Приведем краткое описание программы эксперимента, который проводился в два этапа. Первый этап был посвящен исследованию брачно-семейных установок студентов. Второй этап был направлен на исследование взаимосвязи традиционной модели семьи с личностными качествами студентов. В рамках эксперимента было сформировании две выборки. Первая выборка составила 525 студентов различных вузов (средний возраст обследованных 19,2 года). Выборка второго этапа эксперимента составила 105 человек (средний возраст – 18,3 лет), которая включала в себя три подгруппы: 1) учащиеся вечерних школ г. Самары с девиантным поведением, которое проявилось в таких формах дезадаптаций как: стойкие прогулы, неуспеваемость, эпизодическое употребление алкоголя и наркотиков; 2) студенты-семинаристы, обучающиеся на пастырском и регентском отделениях Самарской Православной Духовной семинарии; 3) студенты-железнодорожники, обучающиеся в Самарском государственном университете путей сообщения.
В результате первого этапа проведенного эксперимента было выявлено, что у студентов существуют следующие типы брачно-семейных установок: эгоцентрическая, социоцентрическая, традициоцентрическая.
Каждая модель в представлениях молодежи имеет свои особые характеристики[4]. Например, основными чертами традиционной модели семьи, выявленными посредством методик, определяющих целостный образ феномена, являются «брак», «родительство», «муж-кормилец», «родственные связи», «друзья»; детоцептрической семьи — «любовь к детям», «жена-домохозяйка», «домашние животные», «юмор, смех», «счастливый ребенок», «самопожертвование». Социоцентрическая модель семьи в представлениях молодежи характеризуется «брачным контрактом», «карьерой супругов», «элитным обучением детей», «материальным благополучием», «интересными и важными знакомствами», «яркостью, новомодностъю» и «динамичностью», «компетентностью», «здоровым образом жизни». Супружеской модели семьи были даны такие характеристики, как «беззаботность», «взаимопонимание», «любовь», «домашний очаг», «дружба, теплота, сопереживание», «демократичность», а встречающейся - «автономность», «ребенок», «секс», «доверие», «оригинальность».
Традиционная установка в области брака предполагает высокую значимость семьи в системе ценностей личности современных юношей и девушек, а также создает благоприятные репродуктивные и воспитательные установки и соотносится с понятием семейного долга, что способствует преодолению потребительских тенденций в браке.
Результаты второго этапа эксперимента показали следующее. В группе студентов-семинаристов представления о реальной и идеальной модели семьи в большинстве своем носит традиционный характер, подразумевающий иерархию, главенство в семье мужчины, выполнение женщиной традиционных женских ролей, соподчиненность младших старшим. В группе студентов-железнодорожников представления о семье в большинстве своем носят социоцентрический характер, т.е. ориентированны на партнерство, товарищество, демократизм в отношениях, равное распределение ролей и обязанностей. В группе учащихся-вечерников (дезадаптивных юношей и девушек) отмечается значительное расхождение между идеальной и реальной моделями семей: реальная семья в большинстве своем носит эгоцентрический характер, имеющий в своем основании ориентацию на личные интересы, потребности членов семьи, а идеальная семья тяготеет к социоцентрической модели. Средние значения гармоничных (эмоционально близких) отношений в семье значимо выше в семьях студентов-семинаристов. В большей степени конфликтными являются семьи учащихся вечерней школы.
В отношении респондентов к видам брака не было особых различий между полами. Большинство (80%) считает наиболее приемлемым брак, основанный на взаимной любви, так как любовь и взаимопонимание – основные ценности семьи. Однако 5% считают приемлемым брак по договору, а 15% - по расчету, в которых определяющим является взаимная выгода партнеров, а не чувства.
Ранний брак 61% респондентов считает нормальным, но все считают, что он длится недолго. Тем не менее, 85%опрошенных считают, что самый приемлемый возраст для вступления в брак 20-30 лет, всего лишь незначительная часть (4%) считают от 30 и старше и 11%, что в 18-20 лет.
Ответы на вопросы о семье также не были однозначными. 52% девушек и 78% парней считают, что главой семьи должен быть мужчина, остальные ответили, что совместно. Только 1% респондентов ответил, что главой семьи должна быть женщина [Приложение 1 / График 12.].
Среди причин расторжения брака только 7% девушек и 2% парней назвали материальные проблемы. Были также следующие варианты ответов: 15% считают причиной расторжения брака скуку, 32% - измену, а 36% - различие в характерах. Такой разброс в ответах респондентов можно объяснить тем, что в собственном браке они не состояли, а значит, исходили из опыта знакомых, родственников или друзей.
Мнения по поводу вопроса «Кто должен приносить основной доход семьи?» разделились следующим образом: 44% человек мужского и 42% человек женского пола считают, что основной доход должен приносить мужчина, 48% парней и 52% девушек считают, что по обстоятельствам, остальные ответили, что в равной степени.Такое распределение ответов свидетельствует о том, что к XXI веку женщина наряду с избирательными политическими правами получила и серьёзные обязанности по материальному содержанию семьи.
Относительно ориентаций молодежи на модели организации внутрисемейной жизни получены следующие данные: Традиционная модель организации семейных отношений, в рамках которой мужчи- на занимается профессиональной деятельностью и материальным обеспечением семьи, а женщина ведением домашнего хозяйства и воспитанием детей, привлекательна для 17,7% респондентов. 80,2% респондентов ориентируется на модель с двумя работающими супругами. На бездетную семью ориентируется 2,2% респондентов, однодетную – 20,7%, двухдетную –60,3%, многодетную – 16,8%.
При выборе моделей организации семейной жизни, напротив, юноши чаще, чем девушки, занимают более консервативную позицию и предпочитают традиционный уклад семейной жизни (27% и 10% соответственно). Подавляющее большинство девушек (88%) ориентируется на модель совмещения профессиональной деятельности и семейной жизни.
Проведенные исследования
Исследования показывают, что довольно
часто именно родительская
Респонденты из психологически неблагополучных семей имеют более высокий уровень социальной неуверенности, являются более уязвимыми.