Конспекты по социальному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:40, курс лекций

Описание работы

Под принципами ПСО понимаются руководящие начала, положения, определяющие сущность, содержание и направление развития комплекса правовых норм ПСО.

Содержание

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРАВО НА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОСОБИЯ ГРАЖДАНАМ,ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ, И ИХ РАЗМЕРЫ
Трудовая пенсия по старости
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца
Трудовая пенсия по инвалидности

Работа содержит 1 файл

социальное право.docx

— 176.28 Кб (Скачать)

осуществляют в  соответствии с законодательством  прием на работу и увольнение работников аппарата региональных, центральных  отраслевых отделений Фонда, руководителей  подведомственных филиалов;

регулярно информируют  о своей деятельности и состоянии  социального страхования в регионе  Фонд, главу исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо общероссийские объединения профессионального  Союза и работников отраслей.

26. Региональные  и отраслевые координационные  советы Фонда являются коллегиальными  совещательными органами, рассматривающими  вопросы деятельности Фонда по  социальному страхованию.

Региональные координационные  советы Фонда формируются из лиц, входящих в них по должности (управляющий  региональным исполнительным отделением Фонда и его заместители), представительствующих  на постоянной основе (по одному представителю  от органов труда и занятости  населения, социальной защиты населения, государственной налоговой службы, финансового органа, учреждений Центрального банка Российской Федерации субъектов  Российской Федерации) и представительствующих  на основе ротации (представители от объединений профсоюзов, работодателей  организаций, деятельность которых связана с защитой интересов семей работников). Порядок делегирования представителей на ротационной основе определяется правлением Фонда.

Управляющий региональным отделением Фонда является председателем  координационного совета. Решения координационного совета оформляются Постановлениями  или Приказами управляющего региональным отделением Фонда.

Центральные отраслевые координационные советы Фонда создаются  при центральных отраслевых отделениях Фонда и формируются из лиц, входящих в них по должности (управляющий  центральным отраслевым отделением Фонда и его заместители, председатель общероссийского объединения профессионального  союза), представительствующих на постоянной основе (по одному представителю от Министерства труда Российской Федерации, соответствующего министерства (министерств), а также представительствующих  на основе ротации (представители работодателей  и региональных отделений (филиалов) Фонда). Порядок делегирования представителей на ротационной основе определяется правлением Фонда.

В случаях несогласия координационного совета с решением управляющего отделением Фонда последний принимает самостоятельное решение, о чем в 5-дневный срок информирует председателя Фонда.

Ротация членов координационных  советов осуществляется не реже одного раза в год.

Члены координационных  советов утверждаются председателем  Фонда по представлению управляющих  отделениями Фонда.

Работа членов координационных  советов не является платной. Все  расходы членов координационных  советов, связанные с работой  в советах (командировочные и  другие), оплачиваются за счет средств  Фонда.

Координационные советы региональных и отраслевых органов  Фонда рассматривают вопросы, связанные  с деятельностью региональных и  центральных отраслевых отделений  Фонда, в том числе:

предложения страхователей  отделений и филиалов Фонда о  совершенствовании социального  страхования;

проекты бюджетов региональных и отраслевых органов Фонда и  их исполнение, предложения по формированию и использованию резервных средств;

отчеты о результатах  деятельности региональных и центральных  отраслевых отделений Фонда;

предложения органов  Фонда по определению размера  тарифа страховых взносов.

VI. Контроль за начислением, поступлением

и расходованием  средств государственного социального

страхования и финансово-хозяйственной

деятельностью Фонда

27. Контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей осуществляется Фондом совместно с Государственной налоговой службой Российской Федерации, а за правильным и рациональным расходованием этих средств на предприятиях - Фондом с участием профессиональных союзов.

Дополнительно взысканные налоговыми органами в результате контрольной  работы суммы страховых взносов (платежей), штрафов, пеней и других финансовых санкций зачисляются  в доходы Фонда с учетом отчислений, производимых налоговым органом  в соответствии с законодательством.

28. Контроль финансово-хозяйственной  деятельности региональных и  центральных отраслевых отделений  Фонда осуществляется путем проведения  периодических ревизий и проверок  контрольно-ревизионной службой  Фонда, которая осуществляет свою  деятельность на основании положения,  одобренного правлением Фонда  и утвержденного председателем  Фонда.

29. Работники контрольно-ревизионной  службы, осуществляющие контроль за полнотой и своевременностью начисления и уплаты страхователями страховых взносов и иных платежей Фонда, подлежат обязательному государственному личному страхованию и имеют право на возмещение причиненного им ущерба в порядке и на условиях, установленных Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации.

30. Проверка финансово-хозяйственной  деятельности центрального аппарата  Фонда осуществляется не реже  одного раза в год специализированной  аудиторской организацией, имеющей  соответствующую лицензию.

Система ОМС. Общие  положения

 

Система обязательного медицинского страхования создана с целью  обеспечения конституционных прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи, закрепленных в  статье 41 Конституции Российской Федерации.

Медицинское страхование  является формой социальной защиты интересов  населения в охране здоровья.

Важнейшим нормативным правовым актом, регулирующим обязательное медицинское  страхование является Закон Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», принятый в 1991 году. С этого момента было положено начало развитию новой отрасли здравоохранения – страховой медицине.

Закон установил правовые, экономические и организационные  основы медицинского страхования населения  в Российской Федерации, определил  средства обязательного медицинского страхования в качестве одного из источников финансирования медицинских  учреждений и заложил основу для  создания в стране системы страховой  модели финансирования здравоохранения.

Обязательное медицинское  страхование является составной  частью государственного социального  страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации  равные возможности в получении  медицинской и лекарственной  помощи, предоставляемой за счет средств  обязательного медицинского страхования  в объеме и на условиях, соответствующих  программам обязательного медицинского страхования.

Для реализации государственной  политики в области обязательного  медицинского страхования граждан  созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. 

Как формируются  средства ОМС для финансирования медицинской помощи?

Финансовые средства фонда  обязательного медицинского страхования  образуются за счет части единого  социального налога по ставкам, установленным  законодательством Российской Федерации, части единого налога на вмененный  доход для определенных видов  деятельности в установленном законодательством  размере, страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего  населения, уплачиваемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления с учетом территориальных  программ обязательного медицинского страхования в пределах средств, предусмотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение, иных поступлений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Источники финансирования медицинской помощи

Федеральным законом РФ от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ «О внесении изменений  в отдельные законодательные  акты Российской Федерации в связи  с совершенствованием разграничения  полномочий» с 1 января 2008 года конкретизирован  список видов медицинской помощи, оказываемой гражданам в рамках государственных гарантий. Теперь он включает в себя первичную медико-санитарную помощь, неотложную медицинскую помощь, скорую медицинскую помощь, в том  числе и специализированную (санитарно-авиационную), специализированную медицинскую помощь, в том числе высокотехнологичную. Законом определены источники финансирования.

За счет средств обязательного  медицинского страхования оплачивается медицинская помощь, оказываемая  в соответствии с базовой программой ОМС, являющейся составной частью Программы  государственных гарантий и предусматривающей  первичную медико-санитарную, специализированную (за исключением высокотехнологичной) медицинскую помощь, а также обеспечение  необходимыми лекарственными препаратами  в соответствии с законодательством  Российской Федерации в случаях  заболеваний (за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, туберкулеза, ВИЧ-инфекции и синдрома приобретенного иммунодефицита), травмах, отравлениях, врожденных аномалиях (пороках развития), деформациях и хромосомных заболеваниях, при беременности, родах, послеродовом периоде, абортах, отдельных состояниях, возникающих у детей в перинатальном периоде. 

За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета предоставляются:

  • специализированная медицинская помощь, оказываемая в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации органом исполнительной власти;
  • высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских организациях в соответствии с государственным заданием, сформированном в порядке, определяемом Минздравсоцразвития России;
  • медицинская помощь, предусмотренная  федеральными законами для определенных категорий граждан, оказываемая в соответствии с сформированным государственным заданием и в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
  • дополнительные мероприятия по развитию профилактического направления медицинской помощи (диспансеризация пребывающих в стационарных учреждениях детей - сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, дополнительная диспансеризация работающих граждан, иммунизация граждан, ранняя диагностика отдельных заболеваний) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Федерального медико-биологического агентства;
  • дополнительная медицинская помощь, оказываемая врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, медицинскими сестрами участковыми врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики (семейных врачей) учреждений здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта РФ) при условии размещения в этих учреждениях муниципального заказа на оказание первичной медико-санитарной помощи;
  • скорая медицинская помощь, а также первичная медико-санитарная и специализированная медицинская помощь, оказываемая федеральными государственными учреждениями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству, работникам организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, а также населению закрытых административно-территориальных образований, наукоградов Российской Федерации, территорий с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, за исключением затрат, финансируемых за счет средств обязательного медицинского страхования;
  • лекарственные препараты, предназначенные для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, муковисцедозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) по перечню лекарственным препаратов, утверждаемому Правительством Российской Федерации. 

Необходимо отметить, что  оказание высокотехнологичной медицинской  помощи гражданам осуществляется за счет средств федерального бюджета  в соответствии с установленным  государственным заданием и в  порядке, определяемом уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти в любых, независимо от формы  собственности и уровня подчиненности, специализированных медицинских организациях. В соответствии с частью 6 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании  в Российской Федерации" финансовое обеспечение высокотехнологичной  медицинской помощью осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования с 1 января 2015 года. 

Согласно части 5 статьи 51 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании  в Российской Федерации" финансовое обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи) осуществляется за счет средств обязательного медицинского страхования с 1 января 2013 года. Порядок передачи бюджетных ассигнований бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в бюджеты фондом обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение скорой медицинской помощи (за исключением специализированной (санитарно-авиационной) скорой медицинской помощи) устанавливается федеральным законом, определяющим размер тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения. 

Расходы бюджетов субъектов  РФ включают в себя:

  • специализированную (санитарно-авиационную) скорую медицинскую помощь;
  • специализированную медицинскую помощь, оказываемую в онкологических диспансерах (в части содержания), в кожно-венерологических, противотуберкулезных, наркологических диспансерах и других специализированных медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации, при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ;
  • высокотехнологичная медицинская помощь, оказываемая в медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации дополнительно к государственному заданию, сформированному в порядке, определяемом Минздравсоцразвития России;
  • лекарственные препараты в соответствии:
    • с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственным средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, включая обеспечение граждан лекарственными препаратами, предназначенными для больных гемофилией, муковисцедозом, гипофизарными нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
    • с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственным средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой со свободных цен.

За счет бюджетных ассигнований местных бюджетов, за исключением  муниципальных образований, медицинская  помощь населению которых в соответствии с законодательством Российской Федерации оказывается федеральными государственными учреждениями, подведомственными  Федеральному медико-биологическому агентству, предоставляются: 

  • скорая медицинская помощь, за исключением специализированной (санитарно-авиационной);
  • первичная медико-санитарная помощь, оказываемая гражданам при заболеваниях, передающихся половым путем, туберкулезе, психических расстройствах и расстройствах поведения, в том числе связанных с употреблением психоактивных веществ. 

В соответствии с законодательством  Российской Федерации расходы соответствующих  бюджетов включают в себя обеспечение  медицинских организаций лекарственными препаратами и иными средствами, изделиями медицинского назначения, иммунобиологическими препаратами  и дезинфекционными средствами, донорской  кровью и ее компонентами.

Кроме того, за счет бюджетных  ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации  и местных бюджетов в установленном  порядке предоставляются медицинская  помощь и иные услуги в медицинских  учреждениях, входящих в номенклатуру учреждений здравоохранения, утверждаемую Министерством здравоохранения  и социального развития Российской Федерации, а также в медицинских  организациях, которые не участвуют  в реализации территориальной программы  ОМС. 

Кто управляет средствами ОМС

Средствами обязательного  медицинского страхования управляют  Федеральный фонд ОМС и территориальные  фонды ОМС, которые созданы на основании "Положения о Федеральном  фонде обязательного медицинского страхования" и "Положения о  территориальном фонде обязательного  медицинского страхования", утвержденных Постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 4543-1 от 24.02.93 года. 

 

В основе положений о фондах обязательного медицинского страхования  лежит правовая конструкция, учитывающая  мировой опыт наиболее эффективной  защиты общественных средств от нецелевого их использования. Создание фондов ОМС  позволяет обеспечить финансовые условия  для сохранения бесплатной для граждан  медицинской помощи. 

 

В отличие от государственных  финансовых органов, которые решают множество проблем, возникающих  в национальном хозяйстве страны и отдельных ее регионов, и при  необходимости используют средства бюджета здравоохранения на другие нужды, фонды ОМС занимаются финансированием  медицинской помощи в рамках территориальных  программ ОМС, тем самым гарантируют  целевое их использование. При этом территориальные фонды ОМС аккумулируют страховые взносы и обеспечивают их использование на оплату медицинской  помощи застрахованным гражданам в  рамках территориальных программ ОМС. Федеральный фонд ОМС обеспечивает единство системы обязательного  медицинского страхования в России, выравнивает финансовые условия  оказания медицинской помощи застрахованным гражданам всей территории Российской Федерации. Федеральный фонд ОМС  осуществляет также сбор и анализ информации о финансовых ресурсах системы  ОМС, проводит методическую работу по совершенствованию ее деятельности. Следует подчеркнуть, что фонды  ОМС — это некоммерческие финансово-кредитные  учреждения.

 


  • 13 1. Правое положение Фонда социального страхования

Социальное страхование  в России существует уже около 100 лет. С 1933 по 1993 годы средствами государственного страхования ведали профсоюзы. В 1991 году в нашей стране был создан Фонд социального страхования и  с 1994 года в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации  Фонд стал самостоятельным специализированным финансово-кредитным учреждением. Фонд, выступая гарантом социальной защищенности трудящихся, обеспечивает граждан пособиями  по временной нетрудоспособности, страхует от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Выдает пособия по беременности и родам, по уходу за ребенком. Предоставляет  санаторно-курортное лечение работникам и членам их семей, оплачивает содержание детей в оздоровительных лагерях. Заботится об инвалидах, ветеранах  Великой Отечественной войны  и пострадавших от радиации.

Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Положением о  Фонде социального страхования, утвержденным постановлением Правительства  РФ от 12.02.94г. № 101.

Созданный при Правительстве  Российской Федерации, Фонд представляет собой финансово-кредитную систему. Денежные средства и имущество находятся в оперативном управлении Фонда и являются Федеральной собственностью.

Денежные средства Фонда  не входят в состав бюджетов соответствующих  уровней, других Фондов и изъятию  не подлежат.

Бюджет Фонда и отчет  о его исполнении утверждается Федеральным  законом. В соответствии с Порядком регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденным постановлением Фонда социального страхования РФ от 4 декабря 2000 г. № 119, юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, одновременно с регистрацией в качестве страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний учитываются исполнительными органами Фонда в качестве страхователей по государственному социальному страхованию (п. 1.9. Порядка). Страховое свидетельство установленной формы подтверждает регистрацию юридического лица (либо индивидуального предпринимателя) в Фонде социального страхования РФ, как страхователя по государственному социальному страхованию и обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Нормативные акты, регулирующие деятельность Фонда социального  страхования РФ

Федеральный Закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ "Об основах обязательного  социального страхования"

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний"

Положение о Фонде социального  страхования, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.02.94г. № 101

Постановление Правительства  Российской Федерации от 7 июля 1999 г. № 765 "О перечне выплат, на которые  не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования  РФ"

Правила начисления, учета  и расходования средств на осуществление  обязательного социального страхования  от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 184

Инструкция о порядке  расходования средств Фонда социального  страхования РФ, утвержденная Постановлением Фонда социального страхования  РФ от 09.02.01 г. № 11

2) Регулирующие обеспечение по государственному социальному страхованию

Трудовой кодекс Российской Федерации

Положение о порядке обеспечения  пособиями по государственному социальному  страхованию, утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 12 ноября 1984 г. № 13-6 с последующими изменениями и  дополнениями

Федеральный Закон от 19 мая 1995 года № 81-ФЗ "О государственных  пособиях гражданам, имеющим детей"

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле";

Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 юля 1993 г. № 5487-1

Инструкция о порядке  выдачи документов, удостоверяющих временную  нетрудоспособность граждан, утвержденная приказом Министерства здравоохранения  и медицинской промышленности Российской Федерации, постановлением Фонда социального  страхования РФ от 19 октября 1994 г. № 206/21

Разъяснение Министерства труда  и социального развития Российской Федерации и Фонда социального  страхования Российской Федерации  от 4 апреля 2000 г. № 3/02-18/05-2256 "О порядке  предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами"

Положение о приобретении, распределении, выдаче путевок на санаторно-курортное  лечение и оздоровление работников и членов их семей, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации  ль 21.04.2001 г. № 309

Основной задачей Фонда , в соответствии с Инструкцией о порядке расходования средств Фонда социального страхования РФ, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от 09.02.01 г. № 11, является обеспечение работающих граждан гарантированными государством пособиями по социальному страхованию:

Информация о работе Конспекты по социальному праву