Конспекты по социальному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:40, курс лекций

Описание работы

Под принципами ПСО понимаются руководящие начала, положения, определяющие сущность, содержание и направление развития комплекса правовых норм ПСО.

Содержание

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРАВО НА ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПОСОБИЯ ГРАЖДАНАМ,ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ, И ИХ РАЗМЕРЫ
Трудовая пенсия по старости
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца
Трудовая пенсия по инвалидности

Работа содержит 1 файл

социальное право.docx

— 176.28 Кб (Скачать)

2) Положение  об особенностях порядка исчисления  средней заработной платы, утвержденное  Постановлением Правительства Российской  Федерации от 24.12.2007г. № 922 (далее  — Положение № 922); 

3) Разъяснение  о порядке предоставления и  оплаты дополнительных выходных  дней в месяц одному из работающих  родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами, утвержденное Министерством труда  и социального развития РФ  и Фонда социального страхования  РФ от 04.04.2000 года № 26/34 (с учетом  изменений, внесенных постановлением  Министерства труда и социального  развития РФ и Фонда социального  страхования РФ от 15.04.2002 года  № 26/40);  
4) Федеральный закон от 24.07.2009г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты...» (статьи 30, 37).  
2. Четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня для ухода за детьми - инвалидами предоставляются в календарном месяце одному из работающих родителей (опекуну, попечителю) по его заявлению и оформляются приказом (распоряжением) администрации организации.  
Документы, необходимые для предоставления дополнительных оплачиваемых выходных дней:  
1) Справка органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении (детские дома-интернаты на условиях пяти-шестидневного пребывания в неделю к специализированным детским учреждениям с полным государственным обеспечением не относятся).  
2) Работающий родитель представляет также справку с места работы другого родителя о том, что на момент обращения дополнительные оплачиваемые выходные дни в этом же календарном месяце им не использованы или использованы частично. В случае документального подтверждения расторжения брака между родителями ребенка - инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода (лишение свободы, служебные командировки свыше одного календарного месяца одного из родителей), работающему родителю, воспитывающему ребенка-инвалида, четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня предоставляются без предъявления справки с места работы другого родителя. В таком же порядке предоставляются указанные дни одиноким матерям.  
3) Если один из родителей ребенка-инвалида состоит в трудовых отношениях с работодателем, а другой в таких отношениях не состоит или самостоятельно обеспечивает себя работой (например, индивидуальный предприниматель, частный нотариус, частный охранник, адвокат, и т.д.) четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц предоставляются родителю, состоящему в трудовых отношениях с работодателем, при предъявлении им документа (копии), подтверждающего, что другой родитель в трудовых отношениях с работодателем не состоит (трудовая книжка, выписка из трудовой книжки) либо является лицом, самостоятельно обеспечивающим себя работой (например, свидетельство о регистрации в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица, удостоверение адвоката и другие). Данное правило применяется только с 01.02.2002 года (с момента вступления в силу Трудового кодекса РФ). 

Справка органов социальной защиты населения  об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении на полном государственном обеспечении предоставляется работающим родителем из органов социальной защиты населения по месту жительства ребенка — инвалида ежегодно. Другие вышеуказанные документы должны предоставляться работающим родителем при каждом его обращении с заявлением о предоставлении таких дней (то есть ежемесячно).  
Так, в случае, если одним из работающих родителей такие дни использованы частично, другому работающему родителю в этом же календарном месяце предоставляются для ухода оставшиеся дополнительные оплачиваемые выходные дни.  
Не предоставляются указанные дни в период очередного ежегодного оплачиваемого отпуска работающего родителя, отпуска без сохранения заработной платы, отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, оформляемых по личному заявлению. При этом у другого работающего родителя сохраняется право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня.  
При наличии в семье более одного ребенка-инвалида количество предоставляемых в месяц дополнительных оплачиваемых выходных дней не увеличивается. Если указанные дни были предоставлены работающему родителю, но не были им использованы в данном календарном месяце по причине его болезни, такие дни предоставляются ему в этом же календарном месяце (при условии окончания временной нетрудоспособности в указанном календарном месяце) и предъявления листка нетрудоспособности. 

  1. Оплата четырех дополнительных выходных дней для ухода за ребенком-инвалидом. Оплата каждого дополнительного выходного производится в размере среднего заработка и в порядке, который устанавливается федеральными законами. Средний заработок для оплаты дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом рассчитывается в порядке, установленном статьей 139 Трудового кодекса РФ и Положением № 922. Расчет средней заработной платы производится исходя из фактически начисленной заработной платы и фактически отработанного времени за 12 месяцев, предшествующих моменту выплаты (п.4 Положения № 922).
  2. В случае, когда работнику, имеющему право на четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня по уходу за ребенком - инвалидом, установлена сменная работа (например, сутки через трое), ему должно быть предоставлено и оплачено за счет средств Фонда социального страхования РФ не более 32 часов в месяц (нормальная продолжительность рабочего дня – 8 часов х 4 дня), поскольку нормальная продолжительность рабочего времени, установленная статьей 91 Трудового кодекса РФ, составляет 40 часов в неделю (при восьмичасовом рабочем дне). В указанном случае, когда работнику установлена сменная работа (например, сутки через трое), в качестве дополнительных оплачиваемых за счет средств Фонда социального страхования РФ выходных дней ему должны предоставить одну полную смену (24 часа) и, соответственно, 8 часов от следующей смены по графику работы. В качестве дополнительных оплачиваемых дней по уходу за ребенком - инвалидом работнику не может быть предоставлено и оплачено за счет средств Фонда социального страхования РФ две полные рабочие смены (по 24 часа), поскольку при нормальной продолжительности рабочей смены (8 часов), установленной законодательством, оплате подлежат не более 32 часов в месяц (8 час. х 4 дня). При суммированном учете рабочего времени средний дневной заработок, оплачиваемый за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов, подлежащих оплате. В таком же порядке производится оплата каждого дополнительного выходного дня в условиях неполного рабочего времени. 

10 Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П положения пункта 1 данной статьи признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Впредь до установления федеральным  законодателем соответствующего правового  регулирования Конституционным  Судом РФ установлен правовой механизм реализации пенсионных прав указанной категории граждан.

В то же время упомянутым Постановлением положения пункта 1 данной статьи, в той мере, в какой они закрепляют безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, и направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, признаны не противоречащими Конституции РФ.

О применении пункта 1 статьи 10 см. Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2007 N 798-О-О.

 

1. В страховой стаж включаются  периоды работы и (или) иной  деятельности, которые выполнялись  на территории Российской Федерации  лицами, указанными в части первой статьи 3настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

 

Пункт 2 статьи 10 данного документа  в системной взаимосвязи с  законоположениями, закрепляющими  безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в  полном объеме уплачивать страховые  взносы за своих работников, не может  истолковываться как исключающий  возможность зачета в страховой  стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому  договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2009 N 188-О-П).

 

2. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии состатьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Об отказе в принятии к  рассмотрению жалобы о признании  несоответствующей Конституции  РФ статьи 11 в той части, в которой  в ней не предусмотрено среди "иных периодов", засчитываемых  в страховой стаж, периодов учебы  в высших учебных заведениях, в  связи с тем, что по поставленному  вопросу ранее было принято Постановление Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 N 2-П, сохраняющее свою силу, см. определение Конституционного Суда РФ от 23.06.2005 N 276-О.

Статья 11. Иные периоды, засчитываемые  в страховой стаж

1. В страховой стаж наравне  с периодами работы и (или)  иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитываются:

1) период прохождения военной  службы, а также другой приравненной  к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

(в ред. Федеральных  законов от 25.07.2002 N 116-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) период получения пособия  по обязательному социальному  страхованию в период временной  нетрудоспособности;

(пп. 2 в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) период ухода одного  из родителей за каждым ребенком  до достижения им возраста  полутора лет, но не более  трех лет в общей сложности;

4) период получения пособия  по безработице, период участия  в оплачиваемых общественных  работах и период переезда  или переселения по направлению  государственной службы занятости  в другую местность для трудоустройства;

(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) период содержания под  стражей лиц, необоснованно привлеченных  к уголовной ответственности,  необоснованно репрессированных  и впоследствии реабилитированных,  и период отбывания наказания  этими лицами в местах лишения  свободы и ссылке;

6) период ухода, осуществляемого  трудоспособным лицом за инвалидом  I группы, ребенком-инвалидом или  за лицом, достигшим возраста 80 лет;

7) период проживания супругов  военнослужащих, проходящих военную  службу по контракту, вместе  с супругами в местностях, где  они не могли трудиться в  связи с отсутствием возможности  трудоустройства, но не более  пяти лет в общей сложности;

(пп. 7 введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 146-ФЗ)

8) период проживания за  границей супругов работников, направленных  в дипломатические представительства  и консульские учреждения Российской  Федерации, постоянные представительства  Российской Федерации при международных  организациях, торговые представительства  Российской Федерации в иностранных  государствах, представительства федеральных  органов исполнительной власти, государственных органов при  федеральных органах исполнительной  власти либо в качестве представителей  этих органов за рубежом, а  также в представительства государственных  учреждений Российской Федерации  (государственных органов и государственных учреждений СССР) за границей и международные организации, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, но не более пяти лет в общей сложности.

(пп. 8 введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 146-ФЗ)

2. Периоды, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 10 настоящего Федерального закона.

Статья 12. Порядок исчисления страхового стажа

1. Исчисление страхового  стажа, требуемого для приобретения  права на трудовую пенсию, производится  в календарном порядке. В случае  совпадения по времени нескольких  периодов, предусмотренных статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, при исчислении страхового стажа учитывается один из таких периодов по выбору лица, обратившегося за установлением указанной пенсии.

При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права  на страховую часть трудовой пенсии по старости гражданами, получающими  пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом.

(абзац введен Федеральным законом от 22.07.2008 N 156-ФЗ)

Информация о работе Конспекты по социальному праву