Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 22:38, курсовая работа
Вклад Макса Вебера в социологию. Анализ работ и концепций.
Введение……………………………………………………………………...1
Глава 1. Предмет и методы понимающей социологии………………........3
§1.Новый взгляд на роль естественных и социальных наук……………...3
§2.Социальные факты и ценности………………………………………….4
Глава 2. Понимание (Verstehen) социальных действий…………………...6
§1.Значение понимания по Веберу…………………………………………6
§2.Основные методы понимания основных действий…………………….7
Глава 3. Идеально-типические конструкции………………………………8
Глава 4. Типизация социальных действий………………………………..10
Глава 5. Основные социологические понятия……………………………14
§1.Понятия социологии и «смысла» социального действия…………….14
§2.Рациональность и иррациональность………………………………….23
§3.Анализ общества по характеру действий его членов………………....25
Заключение………………………………………………………………….32
Список источников и литературы…………………………………………34
При
харизматическом господстве действует
репрессивное право. Власть закона сведена
к минимуму, который дифференцированно
применяется к лицам с
С
позиций веберовских
3. При традиционном господстве административный аппарат, по существу, полностью зависит от властителя и, стало быть, верность ему, а не компетентность, не следование законам служит основанием для занятия той или иной должности. Традиционное господство- «это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение».
Как
считает Вебер, общая тенденция развития
управления идет по пути увеличения рациональных
социальных действий и у тех, кто управляет,
и у тех, кем управляют. В конечном сете
может утвердиться господство, при котором
повиновение обусловлено соображениями
интереса, преимуществами и невыгодами,
т.е. в основе лежат целерациональные действия.
Так формируются в принципе условия для
рационализации межличностных отношениях
во всех сферах общественной жизни. Однако
рационализация не означает для всех и
всегда благо.
Иррациональная рациональность
Вебер,
отмечая несомненные
Опасения Вебера о возможности иррациональной рациональности вскоре подтвердились на практике. Холокост может служить тому примером. У Холокоста были все основания характеристики рациональной организации: невиданная прежде эффективная машина по массовому уничтожению людей, которая функционировала с четкой калькуляцией, сколько могло быть уничтожено людей за определенный период времени, следовательно, результат был предсказуем, и наконец, все жертвы строго контролировались с помощью нечеловеческой технологии, включавшей функционирование бюрократии, лагерей, газовых камер, крематориев, транспорта и т.д.
М. Вебер утверждал, что в процессе развития мировой цивилизации имеет место усиление рационалистических начал в жизни общества. Изучение рациональности как ведущей тенденции западноевропейского капитализма явилось главной темой его основной работы "Протестантская этика и дух капитализма". В этой работе он показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-исторические предпосылки, но и духовные истоки, среди которых важнейшая роль принадлежала протестантской религиозной этике, внушающей человеку ценности бережливого и рачительного труда.
Большой вклад внес М. Вебер в развитие политической социологии, выделив три типа господства: харизматический, основывающийся на аффективном действии и слепой вере в вождя; традиционный и бюрократический, которые соответствуют трем типам социального действия: аффективному, традиционному и целерациональному.
М. Вебер заложил
основы современной теории социальной
стратификации, которая является попыткой
преодолеть ограниченность марксистской
концепции экономической стратификации.
Он полагал, что не только экономический
фактор в виде собственности, но и политический
фактор (власть) и статус (престиж) могут
рассматриваться в качестве критериев
социальной стратификации, вследствие
чего она становится многомерной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социологическая теория М. Вебера возникла на волне антипозитивистской реакции, представители которой отстаивали специфику социального познания, которую они усматривали в необходимости «понимания человеческих действий», использовании идеографического метода и отнесения к ценностям.
По мнению М. Вебера, социология должна учитывать субъективные аспекты социально-исторических явлений, т.е. интересы, потребности и цели человеческой деятельности, но в то же время она не может игнорировать присущие научной методологии требования объективности и эмпирической проверяемости.
Социология должна быть ценностно-нейтральной наукой, а ее главная задача заключается в том, чтобы понимать смысл и значение человеческих действий и с учетом их раскрывать причинные законы развития общества.
Свою
концепцию Вебер называл «
М. Вебер выделял четыре основных типа социальных действий:
1) целерациональный, в котором имеют место соответствие целей и средств действия;
2) ценностно-рациональный, в котором действие совершается ради какой-то ценности;
3) аффективный, базирующийся на эмоциональных реакциях людей;
4) традиционный, происходящий в соответствии с традициями и обычаями.
Конструированные
социологические понятия
Большой вклад внес М. Вебер в развитие политической социологии, выделив три типа господства: харизматический, основывающийся на аффективном действии и слепой вере в вождя; традиционный и бюрократический, которые соответствуют трем типам социального действия: аффективному, традиционному и целерациональному.
М. Вебер заложил
основы современной теории социальной
стратификации, которая является попыткой
преодолеть ограниченность марксистской
концепции экономической стратификации.
Он полагал, что не только экономический
фактор в виде собственности, но и политический
фактор (власть) и статус (престиж) могут
рассматриваться в качестве критериев
социальной стратификации, вследствие
чего она становится многомерной.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
И ЛИТЕРАТУРЫ:
Источники:
Вебер М. Город.
http://www.gorod.org.ru.
Вебер М. Критические исследования в области логики наук о культуре.
http://www.gorod.org.ru.
Вебер М. Наука
как призвание и профессия. http://www.gorod.org.ru.
Вебер М. Протестантская
этика и дух капитализма. http://www.gorod.org.biblio.
Литература:
Вебер М. Избранные произведения.- М.: Прогресс, 1990. С. 496-628.
Давыдов Ю.Н. «Веберовский
ренессанс» и обновленный интерес к классике//
В кн.: История теоретической социологии.
Т. 4. – СПБ.: РХГИ, 2000.-Часть 4, раздел I.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Предмет и методы понимающей социологии………………........3
§1.Новый взгляд на роль естественных и социальных наук……………...3
§2.Социальные факты и ценности………………………………………….4
Глава 2. Понимание (Verstehen) социальных действий…………………...6
§1.Значение понимания по Веберу…………………………………………6
§2.Основные методы понимания основных действий…………………….7
Глава 3. Идеально-типические конструкции………………………………8
Глава 4. Типизация социальных действий………………………………..10
Глава 5. Основные
социологические понятия…………………
§1.Понятия социологии и «смысла» социального действия…………….14
§2.Рациональность
и иррациональность………………………………
§3.Анализ общества по характеру действий его членов………………....25
Заключение……………………………………………………
Список источников и литературы…………………………………………34