Концепция Макса Вебера

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Вклад Макса Вебера в социологию. Анализ работ и концепций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...1
Глава 1. Предмет и методы понимающей социологии………………........3
§1.Новый взгляд на роль естественных и социальных наук……………...3
§2.Социальные факты и ценности………………………………………….4
Глава 2. Понимание (Verstehen) социальных действий…………………...6
§1.Значение понимания по Веберу…………………………………………6
§2.Основные методы понимания основных действий…………………….7
Глава 3. Идеально-типические конструкции………………………………8
Глава 4. Типизация социальных действий………………………………..10
Глава 5. Основные социологические понятия……………………………14
§1.Понятия социологии и «смысла» социального действия…………….14
§2.Рациональность и иррациональность………………………………….23
§3.Анализ общества по характеру действий его членов………………....25
Заключение………………………………………………………………….32
Список источников и литературы…………………………………………34

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

     При харизматическом господстве действует  репрессивное право. Власть закона сведена  к минимуму, который дифференцированно  применяется к лицам с различными социальными статусами. Харизматическому господству свойственна совершенно иная бюрократия, ценностно и политически ориентированная. Ее черты следующие: нравственный конформизм, верность существующему политическому порядку, личная преданность вышестоящим руководителям, продвижение по службе обусловлено не столько профессиональными качествами, сколько покровительством и протекционизмом. Статус бюрократа дает ему дополнительные формально не санкционированные привилегии, особенно привилегии материального толка, связанные с распределение того или иного дефицита «по своему хотению и велению».

     С позиций веберовских представлений о формально-рациональной  бюрократии совершенно ненормальной представляется ситуация в нашей стране и в прошлом, и сегодня, когда миллионы людей, вместо того чтобы компетентно заниматься своим профессиональным делом, создавая материальные и духовные блага, устремляются в управленческие структуры. Остается в стороне даже сам вопрос о способности к специфически рациональному управлению людьми. Вожделение чиновничьих постов у нас приобрело рельефно выраженный иррациональный характер. Не удивительно, что у ряда новых управляющих самых разных рангов, пришедших к власти на «демократической волне», есть харизма, но нет элементарной управленческой культуры, отсутствует служебная компетенция, что сказывается и на характере их социальных действий, и на содержании принимаемых управленческих решений.

     3. При традиционном господстве  административный аппарат, по  существу, полностью зависит от  властителя и, стало быть, верность  ему, а не компетентность, не следование законам служит основанием для занятия той или иной должности. Традиционное господство- «это авторитет «вечно вчерашнего»: авторитет нравов, освященных исконной значимостью и привычной ориентацией на их соблюдение».

     Как считает Вебер, общая тенденция развития управления идет по пути увеличения рациональных социальных действий и у тех, кто управляет, и у тех, кем управляют. В конечном сете может утвердиться господство, при котором повиновение обусловлено соображениями интереса, преимуществами и невыгодами, т.е. в основе лежат целерациональные действия. Так формируются в принципе условия для рационализации межличностных отношениях во всех сферах общественной жизни. Однако рационализация не означает для всех и всегда благо. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Иррациональная рациональность

     Вебер, отмечая несомненные преимущества рационального господства, тем не менее признавал его латентные, скрытые опасности в виде «иррациональных  элементов». Дело в том, что любая  рациональная система имеет следующие  тенденции: 1) заменять человека нечеловеческой по сути технологией (бюрократические правила, машины, юридические лица вместо живых конкретных людей и т.д.); 2) сводить к минимуму фактор человеческого разума, что угрожает возникновению потенциальной возможности ее дегуманизации вообще; 3) воспроизводить в той или иной степени иррациональные последствия; 4) современные нечеловеческие технологии способны вызвать озлобление у самих чиновников, которые становятся функционально ненужными.

     Опасения  Вебера о возможности иррациональной рациональности вскоре подтвердились на практике. Холокост может служить тому примером. У Холокоста были все основания характеристики рациональной организации: невиданная прежде эффективная машина по массовому уничтожению людей, которая функционировала с четкой калькуляцией, сколько могло быть уничтожено людей за определенный период времени, следовательно, результат был предсказуем, и наконец, все жертвы строго контролировались с помощью нечеловеческой технологии, включавшей функционирование бюрократии, лагерей, газовых камер, крематориев, транспорта и т.д.

    М. Вебер утверждал, что в процессе развития мировой цивилизации имеет место усиление рационалистических начал в жизни общества. Изучение рациональности как ведущей тенденции западноевропейского капитализма явилось главной темой его основной работы "Протестантская этика и дух капитализма". В этой работе он показал, что возникновение капитализма в Европе имело не только социально-исторические предпосылки, но и духовные истоки, среди которых важнейшая роль принадлежала протестантской религиозной этике, внушающей человеку ценности бережливого и рачительного труда.

    Большой вклад внес М. Вебер в развитие политической социологии, выделив три типа господства: харизматический, основывающийся на аффективном действии и слепой вере в вождя; традиционный и бюрократический, которые соответствуют трем типам социального действия: аффективному, традиционному и целерациональному.

М. Вебер заложил  основы современной теории социальной стратификации, которая является попыткой преодолеть ограниченность марксистской концепции экономической стратификации. Он полагал, что не только экономический фактор в виде собственности, но и политический фактор (власть) и статус (престиж) могут рассматриваться в качестве критериев социальной стратификации, вследствие чего она становится многомерной. 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Социологическая теория М. Вебера возникла на волне  антипозитивистской реакции, представители которой отстаивали специфику социального познания, которую они усматривали в необходимости «понимания человеческих действий», использовании идеографического метода и отнесения к ценностям.

    По  мнению М. Вебера, социология должна учитывать  субъективные аспекты социально-исторических явлений, т.е. интересы, потребности и цели человеческой деятельности, но в то же время она не может игнорировать присущие научной методологии требования объективности и эмпирической проверяемости.

    Социология  должна быть ценностно-нейтральной  наукой, а ее главная задача заключается в том, чтобы понимать смысл и значение человеческих действий и с учетом их раскрывать причинные законы развития общества.

     Свою  концепцию Вебер называл «понимающей  социологией». Социология анализирует  социальное действие и пытается объяснить  его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. Одной из важнейших отличительных черт науки о человеческом обществе должно быть понимание. Вебер исходит из того, что социология должна познавать те значения, которые люди придают своим действиям. Для этого и вводится термин Verstehen, который дословно переводится с немецкого как "понимание" и приобретает в социологическом методе Вебера довольно автономное значение. Суть использования Verstehen состоит в том, чтобы поставить себя в положение других людей для того, чтобы увидеть, какое именно значение они придают своим действиям или каким целям, по своему убеждению, служат.

         М. Вебер выделял четыре основных типа социальных действий:

     1)     целерациональный, в котором имеют место соответствие целей и средств действия;

     2)  ценностно-рациональный, в котором действие совершается ради какой-то ценности;

     3)  аффективный, базирующийся на эмоциональных реакциях людей;

     4)  традиционный, происходящий в соответствии с традициями и обычаями.

     Конструированные  социологические понятия идеально-типичны  не только в применении к внешним  событиям, но и к явлениям внутренней жизни людей. «Предполагаемый смысл» реального поведения в подавляющем большинстве случаев сознается смутно или вообще не сознается. Действующий индивид лишь неопределенно «ощущает» этот смысл, а отнюдь не знает его, «ясно его себе не представляет»; в своем поведении он в большинстве случаев руководствуется инстинктом или привычкой. Очень редко люди, а при массово-однородном поведении лишь отдельные индивиды отчетливо осознают его (рациональный или иррациональный) смысл. В реальной действительности подлинно эффективное, то есть полностью осознанное и ясное по своему смыслу, поведение- всегда лишь пограничный случай. Об этом необходимо помнить при исследовании реальности в исторической и социологической науке.

    Большой вклад внес М. Вебер в развитие политической социологии, выделив три типа господства: харизматический, основывающийся на аффективном действии и слепой вере в вождя; традиционный и бюрократический, которые соответствуют трем типам социального действия: аффективному, традиционному и целерациональному.

М. Вебер заложил  основы современной теории социальной стратификации, которая является попыткой преодолеть ограниченность марксистской концепции экономической стратификации. Он полагал, что не только экономический фактор в виде собственности, но и политический фактор (власть) и статус (престиж) могут рассматриваться в качестве критериев социальной стратификации, вследствие чего она становится многомерной. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 

Источники:

Вебер М. Город. http://www.gorod.org.ru.biblio.shtml.

Вебер М. Критические  исследования в области логики наук о культуре.

http://www.gorod.org.ru.biblio.shtml.

Вебер М. Наука  как призвание и профессия. http://www.gorod.org.ru.biblio.shtml.

Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма. http://www.gorod.org.biblio.shtml. 

Литература:

Вебер М. Избранные  произведения.- М.: Прогресс, 1990. С. 496-628.

Давыдов Ю.Н. «Веберовский ренессанс» и обновленный интерес к классике// В кн.: История теоретической социологии. Т. 4. – СПБ.: РХГИ, 2000.-Часть 4, раздел I. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ: 

Введение……………………………………………………………………...1

Глава 1. Предмет  и методы понимающей социологии………………........3

§1.Новый взгляд на роль естественных и социальных наук……………...3

§2.Социальные факты  и ценности………………………………………….4

Глава 2. Понимание (Verstehen) социальных действий…………………...6

§1.Значение понимания  по Веберу…………………………………………6

§2.Основные методы понимания основных действий…………………….7

Глава 3. Идеально-типические конструкции………………………………8

Глава 4. Типизация  социальных действий………………………………..10

Глава 5. Основные социологические понятия……………………………14

§1.Понятия социологии и «смысла» социального действия…………….14

§2.Рациональность и иррациональность………………………………….23

§3.Анализ общества по характеру действий его членов………………....25

Заключение………………………………………………………………….32

Список источников и литературы…………………………………………34

Информация о работе Концепция Макса Вебера