Концепция Макса Вебера

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 22:38, курсовая работа

Описание работы

Вклад Макса Вебера в социологию. Анализ работ и концепций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...1
Глава 1. Предмет и методы понимающей социологии………………........3
§1.Новый взгляд на роль естественных и социальных наук……………...3
§2.Социальные факты и ценности………………………………………….4
Глава 2. Понимание (Verstehen) социальных действий…………………...6
§1.Значение понимания по Веберу…………………………………………6
§2.Основные методы понимания основных действий…………………….7
Глава 3. Идеально-типические конструкции………………………………8
Глава 4. Типизация социальных действий………………………………..10
Глава 5. Основные социологические понятия……………………………14
§1.Понятия социологии и «смысла» социального действия…………….14
§2.Рациональность и иррациональность………………………………….23
§3.Анализ общества по характеру действий его членов………………....25
Заключение………………………………………………………………….32
Список источников и литературы…………………………………………34

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ

     Макс  Вебер- немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологии, в центре которой изучение социальных действий как движущих факторов всего человеческого  существования в его универсальности. Под углом изучения социальных действий социолог создал свои концепции экономики, политики, бюрократии, религии, права.

       Максимилиа́н Карл Эми́ль Ве́бер (Макс Ве́бер нем. Max Weber; родился 21 апреля 1864 г.; умер 14 июня 1920 г.)

     В 18921894 годах приват-доцент, а затем экстраординарный профессор в Берлине, в 1894—1896 годах — профессор национальной экономии во Фрейбургском, с 1896 — в Гейдельбергском, с 1919 — в Мюнхенском университете. Один из основателей «Немецкого социологического общества» (1909). С 1918 года профессор национальной экономии в Вене. В 1919 году — советник немецкой делегации на Версальских переговорах.

     Труды Вебера оказали существеннейшее  влияние на социальную культурологию XX века и продолжают быть актуальными сегодня. Многие разделяют его точку зрения о том, что все социальные явления, в конечном счете, складываются из различных сочетаний индивидуальных действий, и любая попытка рассматривать общие понятия, такие как государство, общественно-историческая формация и другие, в качестве реальных исторических сущностей является ошибочной. Поэтому понимание смысла и значения человеческих действий есть исходная предпосылка социологического исследования.

     Цель  моего исследования- проанализировать концепцию М. Вебера и оценить  ее значение для социальной культурологи. 

     Свою  концепцию Вебер называл «понимающей  социологией». Социология анализирует  социальное действие и пытается объяснить его причину. Понимание означает познание социального действия через его субъективно подразумеваемый смысл, т. е. смысл, который вкладывает в данное действие сам его субъект. Поэтому в социологии находят своё отражение всё многообразие идей и мировоззрений, регулирующих человеческую деятельность, т. е. всё многообразие человеческой культуры. В отличие от своих современников Вебер не стремился строить социологию по образцу естественных наук, относя её к гуманитарным наукам или, в его терминах, к наукам о культуре, которые как по методологии, так и по предмету составляют автономную область знания. Основные категории понимающей социологии — это поведение, действие и социальное действие. Поведение — наиболее общая категория деятельности, которая становится действием, если действующий связывает с ним субъективный смысл. О социальном действии можно говорить тогда, когда действие соотносится с действиями других людей и ориентируется на них. Сочетания социальных действий образуют «смысловые связи», на основе которых формируются социальные отношения и институты. Результат понимания по Веберу — гипотеза высокой степени вероятности, которая затем должна быть подтверждена объективными научными методами.

     Социальное  отношение по Веберу является системой социальных действий, к социальным отношениям относятся такие понятия  как борьба, любовь, дружба, конкуренция, обмен и т. д. Социальное отношение, воспринимаемое индивидом как обязательное, обретает статус законного социального порядка. В соответствии с видами социальных действий выделяются четыре типа законного (легитимного) порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный и легальный.

     Метод социологии Вебера определяется, помимо концепции понимания, учением об идеальном типе, а также постулатом свободы от ценностных суждений. Идеальный тип по Веберу фиксирует «культурный смысл» того или иного явления, причём идеальный тип становится эвристической гипотезой, способной упорядочивать многообразие исторического материала без привязки к некоторой заранее заданной схеме. Относительно принципа свободы от ценностных суждений Вебер различает две проблемы: проблему свободы от ценностных суждений в строгом смысле и проблему соотношений познания и ценности. В первом случае следует строго отличать установленные факты и их оценку с мировоззренческих позиций исследователя. Во втором — речь идёт о теоретической проблеме анализа связанности любого познания с ценностями познающего, т. е. проблеме взаимозависимости науки и культурного контекста. Вебер выдвигает понятие «познавательного интереса», который определяет выбор и способ изучения эмпирического объекта в каждом конкретном случае, и понятие «ценностной идеи», которая определяется специфическим способом видения мира в данном культурном контексте. В «науках о культуре» эта проблема приобретает особую значимость, т. к. в данном случае ценности выступают как необходимое условие возможности существования таких наук: мы, существующие в некоторой культуре, не можем изучать мир, не оценивая его и не наделяя его смыслом. В данном случае, таким образом, речь идёт не о субъективных пристрастиях того или иного учёного, но прежде всего о «духе времени» той или иной культуры: именно он играет ключевую роль в формировании «ценностных идей».

     Данные  теоретические постулаты позволяют  Веберу интерпретировать социологию в «культурологическом» ключе. 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1.Предмет и методы понимающей социологии.

     §1. Новый взгляд на роль естественных и социальных наук .

     М.Вебер  одним из первых стал проводить принципиальное различие между естественными и  социальными науками: если задача первых состоит в открытии детерминистских законов, то задача вторых- дать причинное объяснение и понимание социальных действий людей конкретного общества лишь в определенном культурном и историческом контексте, учитывая, что общие поведенческие ориентиры, обусловленные конкретными ценностями, всегда историчны и относительны. Раз так, то может показаться, что причинность исчезает вообще и общество не поддается научному познанию .Как же тогда изучать связи явлений, как основу типизации общественных процессов?

     По  Веберу, отличие естественных наук от наук социальных в том, что они  по-разному трактуют причинность. Причинность  в социальных науках означает вероятность, что  событие произойдет или одно событие зависимо от другого. В этой связи, по Веберу, человеческое общество не есть нечто «исторически неизбежное», а результат «множества возможностей». Так ученый видел в определенном религиозном воззрении (протестантской этике) один из факторов возникновения духа современного капитализма, но считал «глупостью», что это был единственный социальный фактор. Чтобы разграничить причинность в естественных науках от причинности в науках социальных, он вводит понятие «адекватной причинности» применительно к социальным наукам. Отсюда социология изначально может иметь дело с вероятностными утверждениями о взаимосвязях между  социальными явлениями. Ее цель- установить степень того, что при событии х имеется определенная степень вероятности наступления события у. Как видно, понятия и само знание в социальных науках имеют иное содержание, чем знания в естественных науках.

     Принципиальное  же отличие социальных наук от естественных, по Веберу, заключается в способности  первых дать понимание социальным явлениям, так или иначе имеющих отношение  к мысли, рациональности. «Социологическое объяснение»,- писал он,- ставит своей целью именно рациональное толкование»¹. Естественные науки просто не имеют дела с пониманием поведения физических тел, ибо в их движении мысль отсутствует. Вместе с тем социальные науки, имея свою специфику, обладают общими качествами, характерными для наук вообще. Так, социология является научной дисциплиной благодаря тому факту, что люди действуют рационально по крайней мере значительную часть времени и это позволяет осуществлять типизацию их поведения, систематизацию собственно социальных фактов.1 
 
 
 

     §2. Социальные факты и ценности.

     Социология  становиться наукой и благодаря  тому, что она должна использовать объективные методы, быть свободной  от оценочных суждений исследователя. В работе «Смысл «свободы от оценки»  в  социологической и экономической науке» Вебер обосновывает положение о том , что социология- социальная наука, свободная от ценностных суждений. Это, разумеется, не предполагает отказа ученого от собственных пристрастий, но они не должны вторгаться в научные разработки. Тем более, это нельзя понимать как отказ от анализа ценностей вообще. Напротив, предметом социологии является изучение действий людей с учетом детерминации общезначимых ценностей- истины, справедливости, красоты и т.д.

     Вместе  с тем социолог различает ценности практические (социокультурные основания конкретного общества в определенный период его развития) и ценности научные (истина). Вебер верил, что при проведении анализа социальных реалий и изучении их ценностных составляющих можно в принципе отделить социальные факты от ценностей. Ценности социальных фактов необходимо обязательно относить к конкретному историческому периоду. По его мнению, социология как научная дисциплина обретает характер «понимающей» социальной науки, поскольку ориентирована на интерпретацию социальных действий людей, которые надсубъективны, общезначимы, но не вообще, а в рамках определенной исторической эпохи.

        Социология имеет отношения к  ценностям и в том смысле, что  исследователь выбирает для изучения  конкретные социальные факты (включая факты, имеющие отношения к прошлому) исходя из современной системы ценностей.

       Своим декларированным принципам  о разграничении социальных фактов  и ценностей самому Веберу  не всегда удавалось следовать.  Не случайно его называют «буржуазным Марксом.  

       Действительно, Вебер, как и  Маркс, изучал те же социальные реалии- современные капиталистические отношения, но в отличие от Маркса занимал сторону капиталистов и бюрократов, видя только в них (даже не в среднем классе!) социальную силу, способную инициировать и возглавить исторический прогресс. Некоторые современные зарубежные исследователи творчества Вебера упрекают его в нарциссизме в отношении к немецкому государству и протестантизму, что сказалось на конкретных выводах его теории. Вебер, как и Маркс, был нетерпим к своим оппонентам, особенно к самому Марксу, критикуя его теорию за экономический детерминизм. Так, в Венском университете Вебером прочитан курс лекций с характерным названием «Позитивная критика материалистической концепции истории».

       «Понимающая» социология Вебера  подвергалась критике за абсолютизацию  западной рациональности и индивидуалистической  системы ценностей.

       Мировая социологическая мысль  ценит Вебера за то, что он  создал принципиально новую социологическую  парадигму, предложил оригинальный теоретико-методологический инструментарий исследования поведения людей и социальных реалий в целом, а также за новаторские принципы основания социологического знания.

     Социологическая теория М. Вебера возникла на волне  антипозитивистской реакции, представители которой отстаивали специфику социального познания, которую они усматривали в необходимости «понимания человеческих действий», использовании идеографического метода и отнесения к ценностям.

    По  мнению М. Вебера, социология должна учитывать субъективные аспекты социально-исторических явлений, т.е. интересы, потребности и цели человеческой деятельности, но в то же время она не может игнорировать присущие научной методологии требования объективности и эмпирической проверяемости.

    Социология должна быть ценностно-нейтральной наукой, а ее главная задача заключается в том, чтобы понимать смысл и значение человеческих действий и с учетом их раскрывать причинные законы развития общества. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Понимание (Verstehen) социальных действий.

       §1. Значение Понимания по Веберу.

     В термин Verstehen Вебер вкладывает свой особый смысл. Это- рациональная процедура изучения действий социальных субъектов (микроуровень), а через них- изучение культуры конкретного общества (макроуровень). Вебер был сторонником социального номинализма- теоретической и методологической ориентации, предполагающей, что характер индивидов, их действий в конечном счете определяет суть общества.

        Как считает Вебер, анализ и  типизация социальных действий людей является предметом социологии. «Социология…- писал он, - есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие»¹. Однако не каждый поведенческий акт индивида можно считать социальным действием. Действие человека обретает характер социального действия, если в нем присутствуют два принципиальных момента: 1) субъективная мотивация индивида, который вкладывает в свой акт определенный смысл; 2) ориентация на поведение других людей. Вебер отмечает: «Действием» мы называем действие человека (независимо от того, носит оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому принятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него»2.

     Суть  использования Verstehen состоит в том, чтобы поставить себя в положение других людей для того, чтобы увидеть, какое именно значение они придают своим действиям или каким целям, по своему убеждению, служат. Если социологи намерены, например, проанализировать социальные причины, по которым люди размахивают руками, они должны иметь какие-то основания для того, чтобы решить, что именно является побудительными мотивами взмахов чьей-то руки вверх и вниз (вправо-влево), и почему другие так не поступают в аналогичной ситуации. Если вы оказываетесь неспособны к исследованию такого рода значений, это может стать источником серьезных заблуждений, когда какие-то группы действий будут отнесены к одной и той же категории, в то время как в действительности они принадлежат к различным категориям. Исследование значений человеческих поступков - это в какой-то степени просто развитие наших повседневных попыток понять действия множества различных окружающих нас людей. 
 
 
 

Информация о работе Концепция Макса Вебера