Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2010 в 22:38, курсовая работа
Вклад Макса Вебера в социологию. Анализ работ и концепций.
Введение……………………………………………………………………...1
Глава 1. Предмет и методы понимающей социологии………………........3
§1.Новый взгляд на роль естественных и социальных наук……………...3
§2.Социальные факты и ценности………………………………………….4
Глава 2. Понимание (Verstehen) социальных действий…………………...6
§1.Значение понимания по Веберу…………………………………………6
§2.Основные методы понимания основных действий…………………….7
Глава 3. Идеально-типические конструкции………………………………8
Глава 4. Типизация социальных действий………………………………..10
Глава 5. Основные социологические понятия……………………………14
§1.Понятия социологии и «смысла» социального действия…………….14
§2.Рациональность и иррациональность………………………………….23
§3.Анализ общества по характеру действий его членов………………....25
Заключение………………………………………………………………….32
Список источников и литературы…………………………………………34
§2. Основные методы понимания социальных действий
Проблемы понимания социального действия Вебер уделяет особое внимание, выделяя нескольких типов понимания. К первому типу он относит понимание через прямое наблюдение. Пример тому- наблюдение на телеэкране безмерной радости, благополучия того или иного современного российского политика, его соответствующие жесты, что резко контрастируют с имиджем политика даже 80-х гг.- всегда серьезного, озабоченного, сумрачного. Зритель может понять, скорее, прочувствовать положительное эмоциональное состояние практически любого человека от политики. Сам образ олицетворяет собой оптимизм, правоту, бескорыстность, устремленность в будущее. Но так ли это на самом деле? По Веберу, прямое наблюдение еще не достаточно, чтобы понять суть социального действия.
Второй тип интерпретации
Третий тип- причинное
Одной
из важнейших отличительных черт
науки о человеческом обществе должно
быть понимание. Вебер исходит из того,
что социология должна познавать те значения,
которые люди придают своим действиям.
Для этого и вводится термин Verstehen,
который дословно переводится с немецкого
как "понимание" и приобретает в социологическом
методе Вебера довольно автономное значение.
Суть использования Verstehen состоит
в том, чтобы поставить себя в положение
других людей для того, чтобы увидеть,
какое именно значение они придают своим
действиям или каким целям, по своему убеждению,
служат
Глава 3. Идеально- типические конструкции
Все три вышеназванных метода исследования не могут гарантировать полную картину того или иного социального действия. Понимание всегда приблизительно. Оно приблизительно даже в ситуации непосредственной интеракции людей друг с другом лицом к лицу. Социологу же нередко приходиться анализировать социальные действия, понимая социальную жизнь ее участников, когда они отдалены, причем не только в пространстве, но и во времени. В распоряжении ученого могут быть документы, эмпирические сведения, другие материалы, интерпретируя которые он старается понять субъективные значения, существовавшие в сознании людей, их отношение к тем или иным ценностям, чтобы дать комплексное представление единого социального процесса. Насколько возможно подобное комплексное представление? Каким образом социология как научная дисциплина способна определить степень приблизительности при анализе тех или иных конкретных социальных действий людей? А если человек даже сам не отдает себе отчета в собственных действиях (по состоянию здоровья или, находясь под влиянием митинговых страстей, подвергается психологическому давлению и т.д.), сможет ли социолог понять поведение такого индивида?
Рассматривая подобные проблемы
(причем в контексте различных
культур), Вебер для их разрешения
предложил оригинальный метод-
конструирование идеально-
По Веберу, чтобы уяснить действительные
причины связи, имеющие место
при создании социальной
Например, можно сконструировать
идеально- типическую модель студента
или государственного
Понятно, что в реальной жизни,
Мыслительное образование нереального, идеально- типического события позволяет понять, как действительно протекало то или иное историческое событие. Вебер обосновывает весьма оригинальный взгляд: по его мнению, история и социология- два направления научного интереса, а не две разные дисциплины. Так, чтобы выявить историческую причинность, необходимо перво- наперво выстроить идеально-типическую конструкцию исторического события, а затем следует сопоставить нереальный, мысленный ход событий с их реальным развитием. Тем самым исследователь перестает быть простым статистом исторических фактов и обретает возможность понять, насколько сильным было влияние обстоятельств, какова роль воздействия случайности или конкретной личности на данный момент истории.
В
качестве одного из важных исследовательских
инструментов в своем социальном анализе
Вебер использует понятие идеального
типа. Идеальный тип - это некая мыслительная
конструкция, которая извлекается не из
эмпирической реальности, а создается
в голове исследователя - в качестве теоретической
схемы изучаемого явления - и выступает
как своеобразный "эталон", сравнивая
с которым интересующий нас объект, мы
можем судить о мере удаления или, наоборот,
приближения к нему исследуемой эмпирической
реальности. Вебер подчеркивает, что сам
по себе идеальный тип не может дать знания
о соответствующих процессах и связях
изучаемого социального явления, а представляет
собою чисто методический инструмент.
Как указывает Ю.Н. Давыдов, "идеально-типическая
конструкция отвечает на вопрос, каким
был бы социальный процесс и фактические
обстоятельства его протекания, если бы
они целиком и полностью отвечали своему
принципу (правилу), своей логически непротиворечивой
схеме".
Глава 4. Типизация социальных действий
Одним из центральных понятий веберовской социологии выступает социальное действие. Вот как определяет его сам Вебер:
"Действием" мы называем действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. " Социальным" мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него" .
Однако действия и поступки людей изучают и многие другие науки, в частности, история и психология. В чем же качественное своеобразие чисто социологических подходов? Прежде всего, в том, что социология изучает обобщенное поведение людей как если бы оно протекало в неких идеальных условиях. При этом ее интересует не только ориентированность действий на других людей, но и степень наполненности их определенным смыслом. Понятие же смысла выводится из соотношения цели и средств. Изучение различных вариантов такого соотношения приводит Вебера к построению идеальной типологии социальных действий.
Вебер выделил четыре типа социальных действий индивидов, которые различались по степени рациональности, присутствующей в них. В действительности человек далеко не всегда знает, чего он хочет. Порой в поведении людей доминируют какие-либо ценностные установки или просто эмоции. Ориентируясь на возможное реальное поведение людей в жизни, Вебер выделяет следующие типы действия: 1) целерациональное; 2) ценностно-рациональное; 3) аффективное; 4) традиционное. Обратимся к самому Веберу: «Социальное действие, подобно любому другому поведению, может быть: 1) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определенного поведения предметов внешнего мира и других людей и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей рационально поставленной и продуманной цели; 2) ценностно-рациональным, основанным на вере в безусловную- эстетическую, религиозную или любую другую- самодовлеющую ценность определенного поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведет; 3) аффективным, прежде всего эмоциональным, то есть обусловленным аффектами или эмоциональным состоянием индивида; 4) традиционным, то есть основанным на длительной привычке»3.
Из этой классификации следует, что может быть социальное действие, в котором смысл действия и смысл действующего совпадают, в нем присутствует рельефно выраженная цель и адекватные ей осмысленные средства. Такое действие обозначено социологом понятием целерациональное действие. В нем оба выше названных момента совпадают: понять смысл действия- значит понять действующего, и наоборот.
Примером целерациональных
Если же, например, сильный и мужественный
человек после того, как его
ударили по одной щеке, подставил
другую, то здесь речь идет
о ценностно- рациональном
Аффективные действия можно
К традиционным действиям
В российской истории люди
практически не задумывались, почему
необходимо служить «царю-