Клубные формы работы с детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:34, методичка

Описание работы

В данном сборнике раскрываются основы моделирования клубов, а также анализируется опыт работы подростковых и молодежных клубов различной направленности.

Содержание

Введение

Моделирование деятельности клуба

Молодежно-подростковый клуб «Звездный» (Свердловск)

Подростковый центр «Невский» (Санкт-Петербург)

Клуб-мастерская «Левша» (Москва)

Клубные формы работы с аутичными детьми и подростками (Москва)

Клуб «КАРСТ» (Пермь)

Работа содержит 1 файл

Клубные формы работы с детьми.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Часть времени каждой встречи была гораздо менее структурирована: это было совместное с родителями неторопливое чаепитие, за которым роли «ведущих» (специалистов) и «участников» смешивались, в разговоры вовлекались родители. Такой более расслабленный период был важен после эмоционально напряженной игры, важно и то, что за чайным столом во взаимодействие включались родители - они могли видеть своих детей в довольно необычных условиях, по-своему «открывая» их.

Таким образом, можно рассматривать подобные клубные встречи как средство очень интенсивной, но при этом комплексной и сбалансированной (многоуровневой) эмоциональной стимуляции аутичных детей и подростков, адекватной их возможностям и уровню развития. В Клубе изначально обращаются к переживаниям, эмоциональному опыту каждого участника и активизируют их, при этом не давая «зациклиться» на переживаниях определенного уровня.

Общая игра с теми или иными изменениями просуществовала в течение 2-3 сезонов. Одним из существенных изменений, в частности, стала подготовка вопросов для игры не только сотрудниками, но и родителями участников и ими самими. Таким образом, они активнее участвовали не только в процессе, но и в подготовке игры, лучше стали понимать «кухню» общего события. Смягчалась их позиция чистых «потребителей развлечения», вероятно, неизбежная на начальном этапе групповой работы. Кроме того, они лучше узнавали не только друг друга, но и близких - своих товарищей (при предъявлении задания ведущие всегда объявляли его авторство).

Кроме общего игрового действа, клубные встречи принимали и другие формы. Так, довольно ярким событием явился устроенный «смотр самодеятельности» - своеобразный праздник индивидуальных творческих возможностей. Подобная форма педагогической работы - публичное выступление перед доброжелательной аудиторией, вынос на суд зрителей результатов творческого увлечения ребенка - представляется очень насущной, дающей неоценимый опыт любому ребенку в младшем и среднем школьном возрастах. Ценность такого смотра в том, что здесь каждый может побыть и «в зрительном зале», и «на сцене», научиться не только находиться в центре публичного внимания, но и быть внимательным радушным зрителем.

Вечеру самодеятельности предшествовала определенная психологическая подготовка: каждому участнику предлагалось заранее подумать, что бы он мог показать другим детям и родителям. Никаких «жюри», «мест» и «сравнения успехов» в этот вечер не было - таланты каждого принимались безоговорочно. Каждому давалась возможность почувствовать себя в чем-то первым.

Спустя 2-3 года Клуб стал отчетливо и неуклонно двигаться в направлении меньшей структурированности, менее жесткой заданности происходящего, а значит - большей спонтанности и естественности. Задача удержания внимания участников постепенно становилась не такой первоочередной, как ранее. На первый план выступила задача организации диалога между членами Клуба.

В соответствии с этой сменой встречи в Клубе также изменились по форме - исчезло игровое шоу. Доминирующее место заняли просто разговоры, беседы знакомых людей на разные темы. При этом постепенно стиралась граница между позициями участников и ведущих. Здесь можно выделить несколько отчетливых этапов по степени регламентированности, структурированности общения. Вначале каждый желающий участник делал какое-то сообщение, приготовленное заранее дома, то есть это был своего рода тренинг способности выступать публично. Деятельность ведущих во время таких сообщений сводилась к эмоциональной поддержке выступавших и к привлечению внимания слушателей к рассказу (следует напомнить о монологичности аутичных людей, трудностях эмпатического вчувствования и концентрации внимания на собеседнике, эгоцентричности).

При общем акценте на успех сообщения важной задачей было помогать участникам конструктивно относиться к замеченным недостаткам. Использование обратной связи от одноклубников, как и смотр самодеятельности, позволило каждому участнику побывать в разных ролях – оратора и слушателя.

Кроме того, на этапе подготовки сообщений ведущие отдельно с каждым готовившимся участником обсуждали, насколько это будет интересно слушателям. Но каждый самостоятельно решал, о чем бы ему хотелось рассказать.

В дальнейшем форма клубных бесед сделала еще один шаг к обычной незаданной беседе. Заранее каждый участник писал на бумажке, о чем бы ему хотелось поговорить на ближайших встречах. Потом по принципу жребия вытаскивалась одна конкретная тема и организовывалась беседа. На некоторое время «вытягивание бумажек из шляпы» стало привычным ритуалом в Клубе. Естественно, разговор почти всегда спонтанно выходил за рамки заданной темы, и это также было важно в смысле повышения терпимости ребят к изменению сценария, к новому, к неопределенности.

На этом этапе встречи в Клубе стали проходить за общим кругом - с самого начала участники, ведущие и родители сидели все вместе. Родители сразу стали вносить новый колорит в клубные беседы. Важно отметить то, что с этого времени и до сих пор позиции участников Клуба, родителей и ведущих в принципе не различаются, все сидящие за кругом равны. Это, безусловно, не означает, что общение в Клубе перестало быть специально организованным, однако ведущие и родители детей здесь высказываются так же, как и те участники Клуба, ради которых он был организован - от своего имени, как отдельные, ценные сами по себе личности.

В настоящее время общение на встречах является полностью незаданным, незапланированным, в значительной степени непредсказуемым. Таким образом, оно все больше и больше становится тренингом переживания неопределенности, неожиданности. Если кто-то из членов Клуба начинает говорить об интересующем его предмете (как правило, это монолог), то часто эта тема подхватывается, начинают высказываться и другие присутствующие, разговор может пойти в иное русло - и участник поневоле втягивается в диалогическое общение со всей его непредсказуемостью.

Важная часть идеологии Клуба - приветствие гостей по всем законам гостеприимства. Никто из посторонних, приходящих в Клуб, не остается за кругом, как это иногда практикуется на групповых психотерапевтических сессиях. Вновь прибывший человек обязательно садится вместе со всеми за стол, становится полноценным участником разговора. Иногда, чтобы легче ввести «новичка» в поле общения (независимо от того, пришел он на одну встречу или будет ходить регулярно), используется такой ритуал: новичок должен рассказать какую-нибудь интересную историю из своей жизни. Следует помнить, что при высокой социальной сензитивности, столь характерной для аутичных людей, неожиданный приход незнакомца в уже ставшие привычными и хорошо освоенные условия может стать достаточно мощным стрессом.

Если обобщить самые частые темы клубных бесед, можно отметить также их неслучайность. Наиболее популярные в Клубе темы разговоров составляют основу общего переживания, дают каждому участнику важный индивидуальный и групповой опыт. Среди таких тем - переработка детского опыта. Воспоминания присутствующих о детстве – это благодатный материал для общего обсуждения, сравнения, сопереживания. Как правило, впечатления детства у людей с аутизмом глубоки, очень аффективно насыщены, часты не изжитые до конца страхи или просто впечатавшиеся в память впечатления-штампы. Сравнение детских радостей, интересов, страхов всех участников помогает еще раз прожить и структурировать аффективное впечатление, «завершить гештальт».

Важнейшее место в реабилитации особых детей, так и в воспитании в целом, традиционно занимают средства культуры. Поэтому книжные, музыкальные и художественные пристрастия являются одной из излюбленных и культивируемых тем клубных бесед. Происходит их обсуждение в основном в той же самой форме сравнения впечатлений и интересов, образуя замечательное основание для развития диалогического общения. Такое сравнение - «что кому нравится» - позволяет находить и радоваться точкам соприкосновения, делиться опытом и впечатлениями, создавать «банк» общих, разделяемых многими впечатлений.

Клубное общение является во многих отношениях своеобразным тренингом для его участников (в отношении социальных навыков, учета интересов другого человека, терпимости к новизне). И все же регулярные встречи за чайным столом – это, в первую очередь, аффективный стереотип, устойчивая и стабильная эмоциональная база, на фоне которой возможно осуществление гибкой адаптации к непонятной и неисследованной «большой жизни». Нарабатывать эти адаптационные механизмы необходимо постоянно, выходя за пределы привычных и освоенных ситуаций. Поэтому фактически с самого начала существования Клуба помимо обычных встреч практиковались выезды на природу, к кому-нибудь в гости, позднее - в музеи, на концерты. В подобных выездах важно не создавать чересчур тепличных условий, например, ехать за город не на заказанном автобусе, а на обычной электричке. Наработанный опыт совместного общения, доверие в группе во время подобных путешествий (как к ведущим, так и к товарищам) являются необходимой базой для освоения неизведанного. По этой причине следует осторожно предпринимать подобные выходы на первых порах работы с группой. Кроме того, в целом сложность ситуаций для участников должна увеличиваться постепенно.

В групповой работе с аутичными детьми и подростками следует соблюдать определенные правила. Во-первых, не следует объединять в одной группе слишком разных по интеллектуальному или эмоциональному развитию участников. Как уже указывалось, члены Клуба при всей разнице между ними в уровне и способах достигнутой адаптации - это люди без интеллектуального снижения и с возможностями активной речи, часто очень высокими. И тем не менее на клубных встречах регулярно возникают ситуации, когда один или несколько участников одновременно «выпадают» из общего разговора: кому-то становится скучно, кто-то начинает погружаться в свои стереотипные занятия или темы, кого-то происходящее в данный момент не затрагивает эмоционально. Вовлечение каждого сидящего за столом в процесс группового взаимодействия, создание общей атмосферы - это кропотливая и непрерывная работа ведущих. Если какой-то участник намного ниже других по своим интеллектуальным возможностям, то он, вероятнее всего, окажется выключенным из общего группового действа, так же как окажется выключенным, например, ребенок-дошкольник, когда взрослые вокруг него ведут интересные для них, но кажущиеся ему скучными разговоры.

Во-вторых, индивидуальная психокоррекционная работа обязательно должна предварять групповую. Индивидуальная работа помогает сформировать базовую готовность к пребыванию в группе, возможность испытывать радость от пребывания с другими людьми. В занятиях с педагогом или психологом размягчаются стереотипы аутичного ребенка, формируются предпосылки диалогического общения. Без всего этого ситуация дружеского клубного общения может не достичь цели.

С предыдущими правилами связано и третье: клубные встречи должны вести одновременно двое или несколько ведущих. Одному специалисту, даже очень внимательному и искусному, крайне трудно уследить за всем, что происходит в кругу, вовлечь в общее событие каждого участника. При одном ведущем фактически невозможно раскрыть для каждого полностью клубные встречи. Кроме того, работать одному с группой аутичных людей - это очень сильная эмоциональная нагрузка, которую специалисту лучше не испытывать для сохранения полноценной работоспособности и психологической стабильности.

 


Клуб «КАРСТ»
(Пермь)

 

Клубная форма работы признается многими учителями как одна из наиболее перспективных и интересных для учащихся. От других форм она отличается возможностью привлечения учащихся разного возраста, большим разнообразием в выборе содержания, широтой информации, привлечением специалистов из разных областей, необходимостью установления контактов с другими организациями, клубами. В отличие от научного общества учащихся клубная форма отличается большей массовостью, преобладанием активных форм деятельности и широким использованием межпредметных связей в работе.

Геологический клуб «Карст» в прошлом году отметил 15-летний юбилей. Он объединяет любителей походов и путешествий, интересующихся природой и историей родного края, увлеченных геологической наукой. Цель Клуба - изучение основ геологии: деятельное освоение радиометрии и шлихового дела, ведение геологического маршрута и составление геологического разреза, знакомство с минеральными богатствами планеты.

Результатом работы стало образование в школе юношеской геологической партии, участвующей в летних экспедициях по конкретному заданию. Такие задания разрабатываются областной комиссией по геологическим походам, которая, в свою очередь, принимает отчеты по выполненным работам.

Так, юношеская геологическая партия начала свою деятельность со сбора коллекционного материала для создания школьного геологического музея и сырья для изготовления сувениров и украшений из природного камня. Затем к этой работе добавилась научная - изучение динамики берегов камского водохранилища, карстовых процессов полуострова, оползневых процессов в районе Усть-Гаревой, образования песчаных отмелей в районе поселка Висим Добрянского района. Эти работы велись под руководством кафедры инженерной геологии Пермского государственного университета. По завершении инженерно-геологических работ члены Клуба приступили к работе по заданию Пермского аэрогеологического отряда - взятие проб на геохимический анализ для поиска рудных тел в Добрянской аномальной зоне. Эта работа была продолжена в Молебкинской аномальной зоне отбором проб коры деревьев на биогеохимический анализ.

Работа школьников в геологическом клубе и участие в геологическом движении - это не только профессиональная ориентация. Прежде всего, учащимся предлагается целенаправленный и занимательный отдых, а также осуществляется обучение и воспитание через геологию. Ребята много путешествуют как по области, так и по стране.

Основные формы занятий - лекции, практические работы, просмотры научно-популярных фильмов, экскурсии, конференции и другие. Члены Клуба готовят рефераты и доклады, проводят беседы с младшими школьниками, читают лекции, выполняют практические работы на местности, организовывают КВН и устные журналы.

Геологические знания позволяют учащимся читать карты, составлять разрезы, различать горные породы, минералы, полезные ископаемые, некоторые виды окаменелостей, самостоятельно зарисовывать и описывать обнажения горных пород, отбирать образцы, видеть динамику геологических процессов, работать с геологическими приборами.

Привлечение детей к геологии начинается с младших классов в секции «Геологическая азбука», работающей по авторской программе Л.А. Мансветовой. В игровой форме происходит знакомство детей со свойствами материалов, формой кристаллов, эндогенными и экзогенными процессами в природе, палеонтологическими находками.

Информация о работе Клубные формы работы с детьми