Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:34, методичка
В данном сборнике раскрываются основы моделирования клубов, а также анализируется опыт работы подростковых и молодежных клубов различной направленности.
Введение
Моделирование деятельности клуба
Молодежно-подростковый клуб «Звездный» (Свердловск)
Подростковый центр «Невский» (Санкт-Петербург)
Клуб-мастерская «Левша» (Москва)
Клубные формы работы с аутичными детьми и подростками (Москва)
Клуб «КАРСТ» (Пермь)
6. Проведение совместной работы клубов с инспекторами ОППН.
6.1. Организация индивидуальной профилактической работы с подростками, состоящими на учете в ОППН. Организация сопровождения этих подростков в клубе и за его пределами - в семье, в учебном заведении, на работе. Организация работы социальных педагогов в девяти базовых клубах.
6.2. Создание информационной базы о подростках «группы риска».
6.3. Информирование инспекторов ОППН о работе клубов; посещение инспекторами ОППН массовых мероприятий; проведение инспекторами ОППН индивидуальных и групповых бесед с подростками в клубах; организация направлений в клубы подростков, состоящих на учете в ОППН.
6.4. Проведение районного смотра-конкурса по работе с подростками «групп риска».
7. Проведение работы по профессиональной ориентации и трудоустройству подростков.
7.1. Организация совместной работы с районным центром занятости населения, регулярное информирование подростков о проводимых «Ярмарках вакансий рабочих и учебно-производственных мест на предприятиях».
7.2. Организация работы подростков по распространению газет по договорам.
7.3. Привлечение подростков - воспитанников клубов - к работе в качестве руководителей кружков и секций.
8. Организация методической работы.
8.1. Организация обучающих семинаров для педагогов-организаторов подросткового Центра.
8.2. Проведение семинаров по работе с подростками «группы риска» на базе района.
8.3. Участие в республиканских и городских семинарах по работе с подростками «группы риска».
Основная цель Клуба-мастерской - дать детям возможность осуществить прикладную деятельность, которой они лишены в условиях современных квартир. Причем, свободно, без скованности и без боязни насорить, или напачкать, испортить инструмент или полированную мебель.
В книге Я.Корчака «Как любить детей» хорошо сформулированы требования для такой мастерской: «Если детская комната, вопреки нашим запретам, так часто бывает мастерской и складом хлама, а значит складом материалов для предполагаемых работ, не в этом ли направлении обратить нам поиски? Быть может для комнаты маленького ребенка нужен не линолеум, а воз полезного для здоровья желтого песку, изрядная вязанка палок и тачка камней? Быть может, доска, картон, фунт гвоздей, пила, молоток, токарный станок были бы более желанным подарком, чем игра, а учитель труда полезнее, чем преподаватель гимнастики или игры на пианино?»
Внешнее оформление мастерской подчинено принципу функциональности - все должно быть удобно для работы, все можно брать, всем оборудованием можно пользоваться. В неофициальном уставе Клуба есть только один запретительный пункт - не вредить людям! Сами посетители должны контролировать свои действия: учиняешь беспорядок - вредишь людям, делаешь опасный предмет (например, холодное оружие) - тоже вредишь людям.
Оформление помещения согласуется и с психологическим микроклиматом Клуба. Специалисты ориентируются на таких ребят, которые уже вкусили неформальное общение на чердаках и в подвалах. Им не нужна роскошь обстановки. Они ищут места, где можно было бы почувствовать себя свободно, «расправить», раскрыть все стороны своей личности. Поэтому атмосфера Клуба мало чем отличается от той неформальной среды общения, к которой они уже привыкли.
Нет в Клубе и процедуры приема. Единственный мотив к приобщению – интерес к делу. Предпринята попытка создать воспитательное учреждение промежуточного типа между семейным и государственным воспитанием, где форма сохраняется подчеркнуто неформальная, домашняя, а содержание реализует заказ государственной воспитательной политики. Порядок прав и обязанностей обратный государственному учреждению: сначала удовлетворяются права, желания посетителей, и только по мере вживания в коллектив возлагаются обязанности. Этот процесс происходит без нажима руководителя, добровольно. Мера обязанности является степенью признанности новичка коллективом.
Учитывается и то, что в досуговом учреждении обязательно должна происходить смена стереотипа по отношению к основной деятельности (к школе). В повседневной школьной деятельности дети используют активное внимание, что очень их истощает. Вечером, в сфере свободной деятельности их надо переключить на пассивное внимание, т.е. работа должна быть эмоционально окрашенной, проходить в игровой форме, без волевого напряжения. Тогда отдыхает активное внимание.
Все детские и досуговые учреждения по отношению к школе должны носить рекреативный характер. Бесконечно эксплуатировать волевую деятельность детей нельзя. Чрезмерная адресованность к чувству долга у детей приводит к его атрофии, девальвирует это понятие. Сплошь и рядом, не задумываясь о последствиях, детям постоянно внушают: «Ты должен то, ты должен это!» О чувстве долга они слышат с разных сторон. Упоминание о долге вызывает у многих из них злобу (при сохраненной активной реакции протеста). Чем меньше напоминать детям о чувстве долга, тем выше будет цена этого понятия.
Основная форма деятельности - общение на фоне труда и по поводу труда. Главное - сформировать у детей такое отношение к труду, чтобы оно стало потребностью, показать им возможность самовыражения через созидание. К работе Клуба привлекаются взрослые, увлеченные какой-либо прикладной деятельностью. Вокруг них группируются дети. Таким образом, коллектив Клуба не только детский. Работа ориентируется на детей и ради детей, но силами взрослых. Без взрослых она была бы невозможна, без детей - бессмысленна. На каждом занятии на 10-15 детей присутствует 3-5 взрослых, часто это родители этих детей. Каждое занятие заканчивается чаепитием в непринужденной обстановке.
В Клубе нет выборных должностей, что, однако, не исключает лидерства. Только лидерство, как и во всяком неформальном коллективе, определяется в соответствии с уровнем компетентности. Кто-то считается авторитетом в столярном деле, кто-то в фотографии. Формальная незакрепленность этих ролей дает каждому члену коллектива возможность индивидуального роста. Не всегда лидерами являются взрослые. Например, в вопросах отладки и регулировки микродвигателей и веломоторов первенство стойко держат мальчики. А уж если заходит вопрос, где найти какой-нибудь металлолом - тут им нет равных, перед вами профессора своего дела.
Увлеченность делом стирает возрастные грани между членами Клуба, то есть ломает психологические межкагортные барьеры. Пенсионер, изготавливающий для себя рыболовные снасти, исподволь включается в педагогический процесс, когда рядом оказывается неуемный подросток, у которого что-то не получается. Несколько нужных советов опытного мастера - и контакт установлен. И не нужно трибуны, актового зала, графина и президиума, состоящего из ветеранов труда, участников войны или революции. Ведь по сути дела меняется только форма общения, содержание тут же восстанавливается. Дети тянутся к такому общению, и пенсионерам это нравится. Не надо только их искусственно и насильно сводить. Пусть такие контакты происходят как бы сами собой, когда у одних возникает стремление что-то узнать, а у других - желание поделиться. Главное, чтобы содержательная часть диалога опережала его форму. Все попытки обратного построения не дают результата. Важнейшим условием для налаживания такого непринужденного контакта между старшими и младшими является широта технологических возможностей.
Иногда учредителей Клуба упрекают в разбрасываемости видов деятельности. Дом пионеров и тот в свое время не обладал такой широтой направлений. Разнообразие видов деятельности необходимо для того, чтобы ребенок мог себя попробовать в трех основных прикладных направлениях деятельности: техническом творчестве, естественно-биологическом и художественном. На этих трех «китах» базируется профессиональная ориентация. Никогда заранее нельзя быть уверенным, какому виду деятельности ребенок отдаст предпочтение.
Эта маленькая мастерская становится первым полигоном прикладной деятельности будущего гражданина. Она оборудована серьезным «взрослым» инструментом. Есть токарный станок, электросварочный аппарат. Но в Клубе очень мало выхода готовой продукции в материальном воплощении. Основная деятельность у детей и подростков остается игровой. Они играют в труд. Ведь они еще ничего не умеют. В игре приходится учиться овладению навыками, а это очень не быстрое дело. Они только приобщаются к труду и отказаться от игры еще не могут. Они даже еще не осознали своего неумения. Начинается только проба своих сил, только эксперимент может показать им их несостоятельность как созидателей. Но неуспехи расхолаживают, являются причиной для смены деятельности. Вот тут на помощь должны прийти взрослые.
На первых порах руководителю приходится брать на себя всю практическую несостоятельность авторов созидаемых проектов. Фантазия ребят идеализированная, но при воплощении они сами приходят в уныние от несоответствия своих фантазий с реальностью. Зачастую этот образ носит чисто абстрактный характер. Ребенок не может свой замысел формулировать или изобразить на бумаге в виде эскиза, а тем более чертежа. Иногда приходится прибегать к объемному изображению из глины или пластилина, чтобы автор зрительно увидел будущее изделие.
Из комбинации отдельных навыков и процессов складывается технологическая цепочка материального воплощения замысла. Чем большим количеством этих технологий ребенок овладевает, тем шире станет палитра его возможностей. Сами дети это быстро осознают и стремятся расширить спектр своих навыков.
Цель деятельности Клуба-мастерской - формирование личности умельца, человека, умеющего соизмерить желания со своими возможностями, не боящегося трудностей чернового этапа созидания, умеющего преодолевать препятствия на пути достижения своей цели. Материальный результат труда - это только приманка для втягивания новичка в процесс деятельности, в процесс познания и овладения технологиями. В Клубе не готовят специалистов по какой-то конкретной профессии. Детей не натаскивают на высокий профессиональный уровень по обработке древесины или радиомонтажу. Овладение технологиями развивает у них операционное мышление и дает возможность самим выстраивать технологическую цепочку по осуществлению желания. В конечном итоге это формирует активную жизненную позицию и «заземляет» их уровень притязаний, опираясь на собственные возможности.
Это стремление к расширению собственных возможностей в сфере прикладной деятельности можно называть методикой рационального оптимизма. Такая черта характера свойственна многим умельцам, а тяга к овладению новыми навыками становится чертой характера. У настоящих умельцев это свойство сохраняется на всю жизнь, толкая их на путь постоянного развития.
В процессе занятий трудно усмотреть позитивные изменения, происходящие с членами Клуба. Качественный скачок в их личностном становлении обнаруживается только тогда, когда приходят новенькие. При сравнении «постоянных детей» с новичками заметен возросший уровень их рационального мышления, умение актуализировать задачу, соотнести желание с возможностями и организовать себя на деятельность.
Рано или поздно наступает время, когда ребенок уже пресытился игрой в труд, когда он перестал «разбрасываться», когда сформировалось стойкое увлечение одним видом деятельности (сложилась доминантная деятельность). Тогда считается, что возможности Клуба для его развития исчерпаны и ему рекомендуется переходить в узкопрофильный кружок, где он сможет совершенствоваться в профессиональном мастерстве.
Анализ многолетней работы Клуба-мастерской позволил сделать следующие выводы. Для учреждения такого типа характерны:
- многопрофильность, широкий спектр технологических возможностей;
- разновозрастность;
- обратный государственному учреждению порядок прав и обязанностей (сначала удовлетворяются права, потом налагаются обязанности);
- неформальный характер общения;
- игровой характер работы;
- смена школьного стереотипа (мотивом деятельности становится не обязанность, а потребность);
- процесс обучения идет не от теории к практике, а наоборот, от практики к теории;
- привлечение к деятельности детей и их родителей; использование в работе клуба педагогического потенциала взрослых членов Клуба;
- создание условий для преемственности производственной культуры, преодоление конфликта поколений; кооперация педагогических усилий родителей и кооперация материальных средств.
В Институте коррекционной педагогики на протяжении 8 лет существует «Клуб друзей». Клуб возник из спонтанных встреч детей на регулярных психокоррекционных и педагогических занятиях и совместных праздниках. Поначалу Клуб объединял 6-8 мальчиков в возрасте от 11 до 18 лет с довольно разной клинико-психологической картиной аутизма. Всех участников Клуба, однако, объединяло отсутствие значительного интеллектуального снижения. Кроме того, с каждым из этих ребят к тому времени достаточно долго (не менее 2-3 лет) велась индивидуальная психокоррекционная и педагогическая работа. Формой клубной работы на первых порах была избрана общая интеллектуальная игра с использованием эстетики и атрибутов популярных телевизионных игровых шоу («Что? Где? Когда?», «Поле чудес»). Это сходство не случайно. Следует отметить, что в условиях дефицита реального общения, трудностей произвольной деятельности, как правило, щадящего учебного режима (многие обучались на дому) телевизор становится для них одним из основных средств структурирования времени, а для некоторых - еще и одним из немногочисленных способов установления контакта.
Клубная игра получила название «Колесо фортуны», а центральным игровым атрибутом стало вращающееся колесо, поделенное на сектора. Во время игры на нем выпадали определенные номера, каждому из которых соответствовало то или иное задание, а далее эти задания по принципу лото распределялись между участниками.
Можно сказать, что игра «Колесо фортуны» помогала ее участникам хотя бы запоздало прожить важнейший опыт действия по правилам в игровой ситуации (а не «по обязанности» - как, например, это происходит в классе). Игра «Колесо фортуны» способствовала и развитию сферы общения ее участников: дети учились не только говорить сами, но и слушать друг друга, уступать. Часть заданий была сделана так, что участникам нужно было что-то делать вместе как группе; часто возникала необходимость принимать какие-то совместные решения, касающиеся клубных встреч. Все это способствовало развитию группы, ее сплачиванию.