Клубные формы работы с детьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 10:34, методичка

Описание работы

В данном сборнике раскрываются основы моделирования клубов, а также анализируется опыт работы подростковых и молодежных клубов различной направленности.

Содержание

Введение

Моделирование деятельности клуба

Молодежно-подростковый клуб «Звездный» (Свердловск)

Подростковый центр «Невский» (Санкт-Петербург)

Клуб-мастерская «Левша» (Москва)

Клубные формы работы с аутичными детьми и подростками (Москва)

Клуб «КАРСТ» (Пермь)

Работа содержит 1 файл

Клубные формы работы с детьми.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

3. Нормативные документы, регламентирующие деятельность клубных работников, в большей мере должны стимулировать их на работу с подростками и молодежью (преимущественно в вечернее время на базе досуговых и социальных технологий).

 

 


Молодежно-подростковый клуб «Звездный»
(Свердловск)

 

Функциональное назначение Клуба - организация разносторонней образовательно-развивающей, культурной и досуговой деятельности для детей, подростков и молодёжи микрорайона. Благодаря созданию разнообразных студий, кружков, творческих объединений Клуб привлек самые различные категории современных подростков.

Основные задачи Клуба:

-         создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития гуманистической атмосферы в различных творческих сообществах;

-         забота об эмоционально-нравственном и физическом благополучии каждой личности, её развитии;

-         взаимодействие с семьей.

Вся деятельность клуба «Звёздный» разворачивается с учётом его основных задач и принципов воспитательного процесса в рамках следующих рабочих гипотез:

-         обогащение и дальнейшее развитие жизнедеятельности МПК «Звёздный» возможно на основе устойчивых гуманистических отношений, что создаёт наиболее благоприятные условия для полноценного развития личности;

-         устойчивые гуманистические отношения способны сформировать образовательно-развивающее пространство и стать местом, определяющим социо-культурную среду микрорайона.

Для реализации гипотез создана организационно-управленческая модель, способная решить весь комплекс методических, учебно-воспитательных и практических задач.

Руководящую функцию в Клубе выполняет координационный совет. Он обеспечивает выполнение основных направлений экспериментально-опытной программы. В совет входят: директор, начальник районного отдела по делам молодёжи и научный консультант. В клубе существуют пять отделов: учебно-воспитательный (его возглавляет заместитель директора по учебно-воспитательной работе), методический и социальный отделы (ими руководит заместитель директора по методической и социальной работе), хозяйственный (его работой руководит заведующий хозяйственной частью) и бухгалтерия.

Работа учебно-воспитательного отдела ведется по четырем направлениям:

- образовательно-развивающему (обеспечение условий для гуманистического воспитания и развития личности путём отбора наиболее оптимальных форм и методов работы, способствующих формированию и развитию гуманистических отношений между взрослыми и детьми);

- психолого-педагогическому (осуществление диагностики и коррекции личностных качеств и умений каждого ребенка; создание оптимального психологического климата в детских, юношеских и педагогическом коллективах; просвещение взрослого населения в области психологии, педагогики, медицины);

- оздоровительно-валеологическому (укрепление здоровья подрастающего поколения на основе формирования здорового образа жизни, развития физических качеств, двигательных навыков и умений, воспитания интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней);

- культурно-досуговому (формирование духовной культуры детей и взрослых; удовлетворение их потребности в творчестве, общении, расширении кругозора, развлечениях; обеспечение их эмоционального здоровья).

Специалисты отдела организуют работу с детьми и подростками, привлекая их в различные кружки, студии, секции и объединения в течение всего календарного года, увеличивая её объём в каникулярное время, выходные и праздничные дни. Для обеспечения наиболее полного развития ребёнка как гуманистической личности сотрудники отдела осуществляют взаимодействие с его семьей, используя для этого различные формы работы, приглашая специалистов различных областей.

Формирование гуманистических отношений невозможно без научно-методической базы, поэтому появилась необходимость в создании методического отдела. Работа этого отдела способствует углублению содержания деятельности, расширению форм и методов работы с детьми в новой социальной ситуации развития, а также своевременному информированию работников о педагогических новациях.

Специалисты отдела осуществляют информационно-методическое обеспечение клуба, ориентируют педагогов дополнительного образования в поиске новых форм и методов организации жизнедеятельности коллективов, консультируют педагогов при разработке ими авторских программ.

Клубы в целом имеют возможность решать своими силами самые разнохарактерные проблемы той или иной семьи, помочь преодолеть ей различные социальные и психологические трудности, предоставляя комплекс разнообразных социально-медицинских, психолого-педагогических, культурно-досуговых, образовательно-развивающих и других услуг. Именно поэтому появилась необходимость в создании отдела социальной работы, основной задачей которого является реализация социального направления деятельности Клуба. Основными направлениями отдела являются:

- обеспечение связи с разными категориями населения;

- обследование семей с целью выявления трудностей, конфликтных ситуаций, отклонений в поведении детей и других членов их семьи;

- установление их причин и поиск адекватных мер по их социальной защите и поддержке;

- осуществление патронажа детей из неблагополучных семей;

- консультирование по проблемам семьи и детства.

Представленная модель жизнедеятельности Клуба динамична, направлена на саморазвитие, и, в то же время, каждое из ее звеньев способно самостоятельно решать поставленные перед ним проблемы, включая в процесс творческого сотрудничества детей, педагогов и семью, одновременно позволяя коллективу Клуба выйти на профессиональный уровень самостоятельной творческой работы. При этом педагог, принимая и разделяя ответственность за цель, задачи и принципы деятельности Клуба, несет самостоятельную ответственность в выборе содержания и форм работы с детьми, творчески организует процесс формирования гуманистических отношений, поскольку опыт гуманистических отношений, приобретенных ребенком в процессе его становления, делает личность способной к саморазвитию, самовоспитанию.                                                                     

             


Подростковый центр «Невский»
(Санкт-Петербург)

 

Государственное учреждение «Подростковый центр «Невский» создан при Администрации Невского района г.Санкт-Петербурга в 1991 году. В его состав на правах структурных подразделений входят 30 подростковых клубов. Приоритетным направлением работы Центра является целенаправленная деятельность, направленная на организацию досуга подростков из «группы риска» и социально-незащищенных слоев населения. Подобная «узкая специализация» подростковых клубов, постоянная связь педагогов-организаторов с сотрудниками ОППН позволили привлечь в них около 50 % детей и подростков, состоящих на учете в органах внутренних дел. Для всех клубов, входящих в структуру Центра, была разработана единая программа работы с «трудными» подростками.

 

Цели и задачи Программы

Цели:

- профилактика правонарушений несовершеннолетних;

- реабилитация и социальная адаптация неблагополучных подростков;

- воспитание социально активных и законопослушных граждан.

Задачи:

- привлечение «трудных» подростков в клубы;

- организация индивидуально-профилактической работы с несовершеннолетними;

- организация досуга для неорганизованных и неблагополучных подростков;

- оказание методической помощи педагогам, работающим с подростками «группы риска».

Основные принципы работы

1. Клуб – это место общения подростков, а не только кружковой работы.

2. Клуб предназначен в первую очередь для подростков.

3. Особое внимание уделяется подросткам «группы риска».

Направления работы

1. Профилактика правонарушений и безнадзорности.

2. Адаптация и социальная реабилитация подростков, состоящих на учете в ОППН.

3. Учет реальных досуговых интересов подростков.

4. Оказание помощи в защите прав и законных интересов подростков.

     Методические подходы к реализации Программы

В клубе существует зона свободного отдыха и общения. Это одно или несколько помещений, которые могут посещать подростки без ограничений для реализации потребностей в общении и игре, где педагог-организатор способствует их социализации, применяя косвенные методы воспитательного воздействия в процессе личного неформального общения с ним.

Для части подростков зона свободного отдыха и общения - единственное место в клубе, которое они будут посещать, так как в организации ее работы применяется минимум ограничений. Педагогическое воздействие на подростков в зоне свободного отдыха осуществляется через игру, неформальное общение, доверительный разговор. Характер отношений педагога с подростками - ненавязчивый, вариантный, партнерский. Педагог-организатор является не учителем, а товарищем и другом.

Посещение зоны свободного отдыха и общения для подростков может перерасти в их участие в работе любительского объединения, которое является промежуточным звеном между зоной свободного отдыха и кружком. Посещение подростками любительских объединений не регламентируется, а определяется их потребностями и желанием. Ставка в такой форме работы делается не на достижения, а на участие. Любительское объединение может быть создано как на непродолжительное время, например, подготовка праздника, туристического слета, так и на длительное время.

              Кружковая работа в Центре строится на принципах массовости и приоритета подросткового возраста. Поэтому подросток, «созревший» до систематических занятий, приходит в кружок или секцию для приобретения умений и навыков, которые он сможет реализовать в работе клуба и повседневной жизни. Спортивно-массовая работа строится на принципах вовлечения дворовых, неорганизованных подростков. В ежегодную спартакиаду подростковых клубов района помимо таких, например, интересных для ребят видов, как футбол, мини-футбол, футбол на снегу, включено «Клубное троеборье». Это командное соревнование состоит из трех игровых видов: шашек, настольного тенниса и бильярда.

Педагоги-организаторы тесно взаимодействуют с инспекторами ОППН, которые направляют в клубы «трудных» подростков, посещают клубные дискотеки, проводят индивидуальные и групповые беседы, являются единомышленниками в работе.

Клубные работники учитывают каждый положительный шаг подростка, состоящего на учете в ОППН, и путем поощрения, поручения ответственного дела, назначения руководителем конкретной работы  способствуют его социальной реабилитации.

Администрация Центра использует систему моральных и материальных стимулов для поощрения работы педагогов-организаторов. Ежемесячно сотрудники администрации и члены Совета Центра посещают клубы. Ни одно изменение к лучшему в работе не остается без внимания.

Механизм реализации Программы

1. Усилие роли мест свободного отдыха и общения в работе с неблагополучными подростками. Организация в клубах комнат психологической разгрузки. Оснащение их столами настольного тенниса, бильярдами, телевизорами, видеоплеерами, игровыми приставками «Сега», мебелью, аптечками, журналами и газетами.

2. Проведение культурно-массовой работы с неорганизованными подростками и подростками «группы риска».

2.1. Культурно-массовые мероприятия малых форм: шарады, викторины, развлекательные тесты, кроссворды, головоломки.

2.2. Культурно-массовые мероприятия крупных форм: «А ну-ка, парни», «Поле чудес», «Караоке», конкурсные программы, дни именинников.

2.3.Дискотеки и вечера отдыха для подростков. Конкурс клубных дискотек.

2.4.Организация школы ди-джеев и ведущих развлекательных программ для подростков.

3. Проведение спортивно-массовой работы с неорганизованными подростками и подростками «группы риска».

3.1. Соревнования, ориентированные на неподготовленных подростков и дворовые команды: клубное троеборье, мини-футбол, стрельба, настольный теннис, шахматы-шашки, стритбол.

3.2. Физкультурно-развлекательное мероприятие «Спортивная тусовка».

3.3. Туристический слет.

3.4. Многодневные туристические походы для «трудных» подростков.

4. Развитие подросткового самоуправления и самодеятельности.

4.1. Создание наглядного оформления в клубах руками подростков: стенды, газеты, альбомы. Съемка видеофильмов о жизни клубов.

4.2. Проведение в клубах мелкого ремонта руками подростков.

4.3. Поддержание порядка на массовых мероприятиях силами подростков.

5. Замена части кружков и спортивных секций на любительские объединения и привлечение в них «трудных» подростков (музыкальные любительские объединения, клубы любителей борьбы, клубы игрового общения).

Информация о работе Клубные формы работы с детьми