Классы и слои современной России

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - дать анализ социальной структуре современного российского общества.
Задачи данной работы: 1) рассмотреть историю возникновения классов;
2) дать определение понятиям «социальная стратификация» и «социальные классы»; раскрыть их сущность;
3) раскрыть сущность классовой структуры;
4) проанализировать социальную структуру общества постсоветской России;
5) проанализировать средний слой российского общества;
6) рассмотреть пути решения проблемы классового неравенства в России.

Работа содержит 1 файл

Курсовая.docx

— 58.05 Кб (Скачать)

Введение

Современное общество характеризуется наличием групп, обладающих значительно большими ресурсами богатства и власти, чем другие группы. Границы таких групп трудно определить. Часто сами индивиды, входящие в эти группы, не представляют не только их размеров и границ, но и собственного статуса в этой сложной социальной системе. Однако без знания реальной социальной структуры, характера распределения ценностей между различными группами и степени неравенства между ними невозможно понять, как функционирует и развивается общество.

Социологи расходятся во взглядах на источники социальной стратификации, но они едины в  том, что социальное неравенство  является структурным аспектом современной  жизни. Принадлежность к конкретному  социальному классу в гораздо  большей мере влияет на поведение  и мышление людей, чем другие аспекты  социальной жизни, она определяет их жизненные шансы. Принадлежность к  социальному классу влияет также  на активность политической жизни: во многих странах участие в выборах  пропорционально социально-экономическому статусу. Можно сказать, что социальный класс человека определяет почти  все сферы его жизни.

Изучение классовой  структуры интересно само по себе. Кроме того, ее понимание - это ключ к пониманию поведения людей, включенных в нее. Классовая принадлежность в существенной мере формирует образ  жизни людей, стили потребительского поведения, электоральный выбор. На Западе, особенно в Великобритании, много исследований посвящается  вопросам связи классовой принадлежности и электорального поведения. И она  явно прослеживается. В России пока классовый статус слабо влияет на действия избирателей. И причина  не в том, что нет классовой  структуры, а в отсутствии, во-первых, четких представлений о классовых  интересах и, во-вторых, реальных партий, способных эти интересы представлять и отстаивать не на словах, а на деле.

Цель данной работы - дать анализ социальной структуре  современного российского общества.

Задачи данной работы: 1) рассмотреть историю возникновения  классов;

2) дать определение  понятиям «социальная стратификация»  и «социальные классы»; раскрыть  их сущность;

3) раскрыть  сущность классовой структуры;

4) проанализировать  социальную структуру общества  постсоветской России;

5) проанализировать  средний слой российского общества;

6) рассмотреть  пути решения проблемы классового  неравенства в России.

Теории  социальной стратификации

 

Большинство исследователей полагают, что социальная стратификация - иерархически организованная структура  социального неравенства, которая  существует в определенном обществе, в определенный исторический отрезок времени. Иерархически организованную структуру социального неравенства можно представить себе в виде разделения всего общества на страты (это слово происходит от латинского stratum - слой, настил). По сравнению с простым расслоением социальная стратификация имеет, по крайней мере, два существенных отличия. Во-первых, стратификация представляет собой ранговое расслоение, когда высшие слои находятся в более привилегированном положении (в отношении обладания ресурсами или возможностями получения вознаграждения), чем низшие слои. Во-вторых, верхние слои значительно меньше по количеству входящих их членов общества. Так, элита, верхние слои составляют, безусловно, меньшинство по сравнению с низшими слоями общества. То же можно сказать и об остальных слоях, если их рассматривать последовательно сверху вниз. Однако в современных, высокоразвитых, благополучных обществах этот порядок нарушается. Неимущие слои в количественном отношении могут уступать слою, составляющему так называемый «средний класс», и некоторым другим слоям населения [5, c. 223].

Платон (427 – 347 гг. до н.э.).

     Все  граждане входят в один из  трех классов – 1) правителей, 2) воинов и 3) работников (земледельцев, ремесленников, врачей, актеров). Платон  считал, что правители не должны  владеть какой – либо частной  собственностью, кроме минимально необходимой, с тем, чтобы они не защищали свои собственные интересы. Они должны сосредоточиться только на общественном благополучии.

Аристотель (384 – 322 до н.э.).

     Во  всех государствах есть три  элемента: один класс – очень  богат; другой – очень беден;  третий же – средний. Этот  третий – наилучший, поскольку  его члены по условиям жизни  наиболее готовы следовать разумным  правилам. Именно из бедняков  и богачей одни вырастают преступниками,  а другие мошенниками. Государство,  где средний класс многочисленнее  и сильнее, чем оба других, вместе  взятых, управляется лучше всего,  ибо обеспечено общественное  равновесие.

     Взгляды  Аристотеля на собственность  развивались в прямом споре  с Платоном, который защищал общественную  собственность. Аристотель не  считал, что частная собственность  вредит моральному совершенству, доказывая это четырьмя соображениями:

     1) «Когда  у людей есть личные интересы, они не ропщут одни на другого, а заняты каждый своим делом, и прогресс ускоряется».

     2) Обладание  чем-то доставляет удовольствие, «ибо все, или почти все,  любят деньги и другие подобные  вещи».

     3) При  общественной собственности никто  не может быть щедрым и великодушным, так как ни у кого ничего  нет. В системе частной собственности  богатство и неравенство «дают  возможность проявлять щедрость  и милосердие».

     4) Идея  частной собственности глубоко  укоренилась в душе человека»  если существует так долго  – «нельзя пренебрегать опытом  веков». «Если б строй с общественной  собственностью был хорош, то  за столько лет примеры его  были бы известны». 

   А. Смит

  Адам Смит  различал три класса: 1) земледельцев, 2) капиталистов и 3) рабочих, считая  основой их появления различные  источники дохода 1) ренту, 2) прибыль  с капитала и 3) заработную плату. 

К. Маркс (1818 – 1883).

     Неравенство  определяется разным отношением  к собственности. 

     Социальная  структура: 2 основных класса – пролетарии и буржуазия + остаточный класс – крестьянство. Один класс эксплуатирует другой – в результате между двумя классами возникает непримиримый конфликт, который можно преодолеть через социалистическую революцию, которая уничтожит частную собственность.

     Карл  Маркс: 

     «Что  касается меня, то мне не принадлежит  ни та заслуга, что я открыл  существование классов в современном  обществе, ни та, что я открыл  их борьбу между собой… То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов». 

М. Вебер.

     В противовес  Марксу, Макс Вебер, кроме экономического  аспекта стратификации, учитывал  также такие аспекты как власть  и престиж. Вебер рассматривал 1) собственность, 2) власть и 3) престиж  как три отдельных, взаимодействующих  фактора, лежащих в основе любого  общества. Различия в собственности  порождают 1) экономические классы; различия, имеющие отношение к  власти, порождают 2) политические  партии, а престижные различия  дают 3) статусные группировки, или  страты.   

В. Ленин:

     «Классами  называются большие группы людей,  различающиеся 1) по их месту  в исторически определенной системе  общественного производства, 2) по  их отношению к средствам производства, 3) по их роли в общественной  организации труда, а следовательно, 4) по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, их которых одна может присваивать себе труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».  

У. Л. Уорнер (1898 – 1970).

     Позиция  в социальной структуре (статус) зависит от уровня образования,  рода занятий, величины состояния  и дохода.

     1) Высший  слой высшего класса – это  богатые аристократы, например, принц  Чарльз.

     2) Низший  слой высшего класса – это  миллионеры в первом поколении,  которые часто связаны с преступным  миром, выставляют напоказ своё  богатство, иногда связаны с  преступным миром, обладают сильным  характером и феноменальной предприимчивостью. 

     3) Высший  слой среднего класса – это  высокообразованные интеллектуалы  (врачи, юристы) и деловые люди (владельцы капитала). Эти интеллектуалы  сумели изобрести выдающееся  изобретение и получить большую  прибыль от продажи этого изобретения. 

     4) Средний  слой среднего класса.

     5) Низший  слой среднего класса – это  канцелярские служащие, секретари,  кассиры, рядовые врачи, школьные  учителя. 

     6) Высший  слой низшего класса – это  квалифицированные рабочие. К  ним относятся квалифицированные  электрики, слесари по ремонту  контрольно-измерительных приборов  и автоматики, сварщики, токари, водители  автомобилей и т.д.

     7) Низший  слой низшего класса – это  бездомные бродяги, нищие, преступники  и безработные.

П. Сорокин

Представим себе социальное пространство, в котором  расстояния по вертикали и горизонтали  неравны. Так или примерно так  мыслил социальную стратификацию П.Сорокин - человек, первый в мире давший полное теоретическое объяснение явления, причем подтвердивший свою теорию с помощью огромного, простирающегося на всю человеческую историю, эмпирического материала [2, с. 94].

Точками в пространстве являются социальные статусы. Расстояние между токарем и фрезеровщиком  одно, оно горизонтальное, а расстояние между рабочим и мастером другое, оно вертикальное. Мастер - начальник, рабочий - подчиненный. У них разные социальные ранги. Хотя дело можно представить  и так, что мастер и рабочий  расположатся на равном расстоянии друг от друга. Так произойдет, если мы будем  рассматривать того и другого  не как начальника и подчиненного, а как всего лишь работников, выполняющих  разные трудовые функции. Но тогда мы перейдем из вертикальной в горизонтальную плоскость.

П. Сорокин полагает, что стратификация в обществе может быть трех видов: экономическая, политическая и профессиональная. Это  означает, что мы должны разделять  общество по критериям дохода (и  богатства, т.е. накопления), по критериям  влияния на поведение членов общества и, наконец, по критериям, связанным  с успешным исполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков  и интуиции, которая оценивается  и вознаграждается со стороны  членов общества[5, с. 224].

Т. Парсонс

Точку зрения П. Сорокина успешно развивает его ученик, один из видных представителей Гарвардской  школы в социологии, представитель  функционализма Т. Парсонс, который полагает, что в основе стратификации лежат ценностные ориентации членов общества. При этом оценивание и приписывание людей к определенным социальным слоям осуществляется по следующим основным критериям:

- качественным характеристикам  членов общества, которые определяются  генетическими чертами и предписанными  статусами (происхождение, родственные  связи, личностные качества и  способности);

- ролевым характеристикам,  которые определяются тем набором  ролей, которые индивид исполняет  в обществе (должность, уровень  профессионализма, уровень знаний  и т.д.);

- характеристиками  владения материальными и духовными  ценностями (деньгами, средствами производства, произведениями искусства, возможностями  духовного и идеологического  влияний на другие слои общества  и т.д.) [5, с. 224-225].

К.Дэвис и У. Мур

В настоящее время  наиболее влиятельной точкой зрения на процесс формирования социальных страт можно считать теорию стратификации  К. Дэвиса и У. Мура. Согласно этой теории, каждое общество должно решить проблему размещения и мотивации индивидов в социальной структуре. Социальный порядок в обществе основан на распределении индивидов по социальным статусам (в соответствии с их функциональными возможностями, т.е. их максимальным вкладом в достижение целей общества) и побуждать их выполнять социальные роли, соответствующие данным статусам. Общество может избрать два пути мотивации для наилучшего исполнения социальных ролей. Так, конкурентная система направлена прежде на мобилизацию индивидов в отношении достижения наиболее привлекательного статуса, в то время как неконкурентная система в отношении социальных статусов больше внимания уделяет мотивации к выполнению функциональных обязанностей, т.е. вклада в деятельность общества как целого. Общество с любой социальной структурой использует обе эти системы, только в разной степени. Для осуществления распределения индивидов по социальным статусам и их мотивации реализуется практика вознаграждения, которое может использоваться как для побуждения успешного выполнения индивидами своих ролей, так и для поддержания системы неравного распределения этого вознаграждения в соответствии с занимаемыми статусами. Таким образом, в любой социальной системе вознаграждение должно распределяться дифференцированно в соответствии с занимаемыми социальными статусами. Для этой цели создаются и узакониваются права каждого социального статуса в отношении вознаграждения со стороны общества [5, с. 225-226].

Информация о работе Классы и слои современной России