Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:26, курсовая работа
Социальная организация труда является одним из основных направлений социологической науки. Объект ее исследований составляют социальные процессы и явления, связанные с трудовой деятельностью. Этим определяется ее практическое значение. Она описывает, изучает, объясняет и позволяет предсказывать особенности поведения и отношений между людьми на предприятиях, в организациях, в научных лабораториях и различных учреждениях, т.е. везде, где люди связаны единым трудовым процессом. Целью работы: является на основании научной литературы просмотреть типологию организации труда и ее дальнейшее развитие.
Введение 3
Глава 1. Историческая типология социальной организации труда 6
1.1. О. Конт 6
1.2. Э.Дюркгейм 7
1.3. К. Маркс 10
1.4. Г.Зиммель 11
1.5. М.Вебер 12
1.6. Т. Веблен 18
1.7. Ф. Тейлор 20
1.8. Э. Мейо 23
Глава 2. Практическое применение и развитие социологии труда в дальнейшем 27
2.1 Тенденции и перспективы развития управления персоналом 27
2.2. Процесс организации труда на примере ТОО «Silk Tour» 36
2.3. Организация труда на предприятии ТОО «Silk Tour» 38
2.4. Задачи и функции на туристическом предприятии «Silk Tour» 40
Заключение 43
Библиографический список 44
Другой научной заслугой Веблена стало то, что он обосновал ведущую роль в экономическом развитии общества инженерно-технических работников и управленцев (менеджеров), за что его концепция получила название технократической теории. Впоследствии социологическая концепция потребления и технократическая теория Веблена стали базовыми при формировании современных концепций общества потребления и постиндустриального общества.
Рассмотренные нами теории составили методологическую основу существующей ныне социологии труда и индустриальной социологии. Однако картина научного фундамента была бы неполной без упоминания еще одного направления - эмпирической и прикладной социологии.
Эмпирическое исследование - это установление и обобщение социальных фактов посредством регистрации совершившихся событий, характерных для изучаемых социальных явлений, объектов и процессов. В отличие от теоретического изучения социальной реальности, при котором исследователь оперирует научными понятиями и категориями, отражающими существенные свойства социальных явлений и процессов, при эмпирическом исследовании предметом анализа выступают действия и характеристики поведения конкретных индивидов и социальных общностей, а также отражение социальной реальности в их мнениях, оценках и суждениях. В то же время полученные посредством эмпирических исследований сведения составляют базу для дальнейших теоретических обобщений и создания новых теорий .
Данное определение позволяет понять роль эмпирической социологии в формировании индустриальной социологии и социологии труда. Эмпирические исследования стали, образно говоря, тем «мостиком», который позволил применить достижения классической теоретической социологии к изучению конкретных социально-трудовых процессов.
Эмпирическая социология базировалась на достижениях естественных наук и статистических данных. Методология и методика первых социальных исследований разрабатывались естествоиспытателями, которые переносили исследовательские методы, использовавшиеся в естественных науках, на изучение общества. Одновременно с этим в XIX в. наблюдалось быстрое накопление статистических данных, характеризовавших различные стороны общественной жизни (народонаселение, условия и уровень жизни людей, занятость и условия труда, уровень и распределение доходов и др.). Все это привело к тому, что наряду с теоретической социологией, основные положения которой не допускали практической проверки, сформировалось эмпирическое знание об общественных явлениях и процессах, основанное на накоплении статистических фактов и установлении взаимосвязи между ними.
Деятельность ранних научных менеджеров впоследствии послужила основой возникновения нового подхода к управлению, получившего название «научный менеджмент». Возник он на рубеже XIX-XX вв. в США, а его основоположником стал Ф. Тейлор. Содержание данного подхода заключалось в том, что управление производством Тейлор рассматривал прежде всего как управление трудом. Разработанная им система научной организации труда (НОТ) базировалась на изучении различных факторов повышения эффективности труда, к числу которых наряду с техническими нововведениями он относил такие социально-экономические факторы, как нормирование труда, его стимулирование с помощью системы поощрений и штрафных санкций, возможности обучения и переобучения работников, стиль руководства.
Научный менеджмент, таким образом, воплотил в себе подходы прикладной социологии, поскольку основывался на изучении, прежде всего, социальных аспектов организации труда, определив их приоритетность для повышения результативности труда по сравнению с техническими условиями. Следовательно, теорию и практику научного менеджмента и по содержанию, и по времени возникновения можно считать непосредственными предшественниками современной индустриальной социологии и социологии труда.
Формирование и развитие индустриальной социологии и социологии труда в XX в.
Предмет изучения индустриальной социологии и социологии труда - это трудовые отношения людей, исследуемые как на микроуровне (трудовых организаций), так и на макроуровне (общества в целом). На первом этапе своего существования данная отрасль социологии преимущественно занималась изучением трудовых организаций и разработкой практических рекомендаций по повышению эффективности труда, формируя научные подходы, относящиеся одновременно как к индустриальной социологии, так и к менеджменту. Впоследствии в рамках индустриальной социологии появились научные направления, связанные с исследованием трудовых процессов и отношений на уровне общества (например, с изучением глобальных изменений в организации и характере труда или социальных отношений на рынке труда). Некоторые из этих исследовательских направлений ныне находятся на стыке индустриальной социологии, социологии труда и экономической социологии.
«Основоположником»
Методической основой для формирования индустриальной социологии стали разработки в области эмпирической и прикладной социологии. Это направление, возникнув в XIX в., стало активно развиваться в начале XX в. Интенсивно разрабатывались методология, техника сбора информации, методы статистического анализа и обработки данных. Основной вклад в развитие эмпирической и прикладной социологии внесли представители Чикагской школы в 1920-1950-е годы. В рамках названной научной школы получили развитие как количественная, так и качественная методология и методика исследований.
Формирование количественной методологии началось в 1920-е годы, но наибольшие успехи данного направления связывают прежде всего с именем П. Лазарсфельда (его основные работы были опубликованы в 50-60-х годах XX в.). В рамках данной методологии социология рассматривалась и развивалась как точная наука, использующая при описании и объяснении социальных явлений статистическую теорию и математический аппарат. В проводимых эмпирических исследованиях стали широко применяться корреляционный и факторный анализ данных, шкалирование, моделирование, социометрия, тесты, психодиагностические процедуры, эксперимент и др.
В то же время в эмпирической социологии возник совершенно иной подход к изучению социальных явлений и процессов, получивший название качественной методологии. Начало ему положила известная работа представителей Чикагской школы У. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке» (1918). Исследуя механизм адаптации человека в новой социальной среде, Томас и Знанецкий прибегли к такому методу, как изучение биографий польских мигрантов путем анализа их писем и личных дневниковых записей. Ученые считали, что статистика (основа количественной методологии) способна дать лишь беспристрастную, отстраненную картину социальной реальности. Для изучения переживаний отдельных людей необходима эмпирическая информация, собранная другими методами. По их мнению, именно качественные методы способны дать подобные уникальные сведения.
Отметим, что в рассматриваемый нами исторический период именно в рамках индустриальной социологии методы эмпирических социологических исследований получили наибольшее применение и развитие, поскольку разработка наиболее эффективных способов управления социально-трудовыми процессами потребовала проведения значительного количества эмпирических исследований, в особенности на уровне отдельных организаций.
Среди направлений индустриальной социологии, рассматривавших социально-трудовые процессы на микроуровне, выделим следующие наиболее значимые: школа «человеческих отношений»; теории трудовой мотивации; теории стилей управления; социальная инженерия.
Исторически первым исследованием в рамках индустриальной социологии считаются Хоторнские эксперименты Э. Мейо, результатом которых стало возникновение нового научного направления - школы «человеческих отношений». В ходе пятилетней исследовательской работы в конце 1920-начале 1930-х годов на предприятии «Western Electric Company», находившемся в местечке Хоторн, недалеко от Чикаго, был собран обширный эмпирический материал, который позволил оценить влияние различных факторов на трудовую отдачу работников и их отношение к труду. Так, например, Мейо выяснил, что наряду с условиями труда, способами его организации и стимулирования важнейшую роль в обеспечении нормальной производительности труда играют межличностные отношения, система неформальных норм и правил, а также стиль руководства, сложившиеся в данной трудовой группе. Такой вывод был сделан на основе проведенных многочисленных экспериментов и опросов работников предприятия.
Вклад Хоторнских экспериментов в историю социологии состоит не только в том, что они положили начало индустриальной социологии как научной отрасли. Их результаты предопределили магистральное направление дальнейших исследований и практической деятельности по повышению результативности труда - формирование благоприятных социально-психологических условий для осуществления трудовой деятельности. Кроме того, методика проведения этого исследования до сих пор считается эталоном и используется в качестве своего рода учебного пособия для обучения методике исследований в области индустриальной социологии, социологии труда, менеджмента.
Концепция «человеческих отношений» получила дальнейшее развитие в рамках другого направления индустриальной социологии - теориях трудовой мотивации, созданных в 1950-1960-е годы. Основоположниками данного направления стали А. Маслоу, Ф. Герцберг и Д. Макклелланд . Теории мотивации были нацелены на определение человеческих потребностей, побуждающих индивидов к тем или иным действиям, в частности в сфере труда.
Так, согласно иерархической теории потребностей А. Маслоу, можно выделить пять групп (или уровней) потребностей индивидов: физиологические; потребности в безопасности; социальные потребности; потребности в уважении; потребности самовыражения. Первые две группы составляют первичные (или врожденные) потребности низшего уровня, три остальные — вторичные (или приобретенные) потребности высшего уровня, которые, как правило, возникают лишь тогда, когда удовлетворены потребности низшего уровня. Маслоу доказал, что в трудовой мотивации основную роль играют вторичные потребности, и этим объясняется тот факт, что невозможно добиться от работника высокой трудовой отдачи исключительно экономическими стимулами (размером заработной платы), поскольку истинные потребности индивида в рамках трудовой деятельности весьма разнообразны, а задача руководителя как раз и состоит в том, чтобы изучать, отслеживать потребности своих подчиненных и мотивировать их труд, предоставляя им наилучшие возможности для удовлетворения социально значимых потребностей.
Другой теорией мотивации, также основанной на выделении и изучении потребностей, стала мотивационная теория Д. Макклелланда. Как и Маслоу, он признавал особую роль в мотивационном процессе потребностей высшего уровня, к каковым относил потребности власти, успеха и причастности. Макклелланд полагал, что для успешной мотивации труда необходимо адекватно определять потребности того или иного работника, и в зависимости от доминантной потребности выстраивать мотивационную стратегию каждого участника трудового процесса.
Одной из основополагающих теорий трудовой мотивации стала и двухфакторная теория Ф. Герцберга. Опираясь на разработки своих предшественников, он сформировал собственное видение проблемы мотивации. Проанализировав результаты опросов работников, Герцберг выделил две группы факторов, оказывающих влияние на неудовлетворенность или удовлетворенность работников трудом, - гигиенические и мотивационные. Первые связаны с физической средой, в которой осуществляется работа (иными словами, с гигиеническими условиями труда), вторые же - с характером и содержанием выполняемой работы. Сравнивая данную типологию с теорией Маслоу, можно заметить, что гигиенические факторы в основном соответствуют потребностям низшего, а мотивационные - потребностям высшего уровня.
Результаты проведенных Герцбергом исследований позволили ему сделать следующий вывод: когда опрошенные сотрудники говорили о неудовлетворенности работой, они оценивали гигиенические факторы, а их удовлетворенность работой была вызвана в подавляющем большинстве случаев мотивационными факторами. Таким образом, улучшение условий труда не может само по себе служить повышению трудовой отдачи, оно лишь не приведет к неудовлетворенности работника, тогда как мотивировать его высокопроизводительный труд могут лишь факторы, определяющие содержание работы.
Наряду с теориями трудовой мотивации важнейшим элементом индустриальной социологии стали теории стилей управления. Наибольшую известность приобрела концепция стилей управления «X» и «Y», разработанная Д. Макгрегором в 1950-х годах. Данная концепция генетически связана с моделями трудовой мотивации. Она выводит их на практический уровень, поскольку описывает принципы взаимодействия руководителя с подчиненными в зависимости от доминирующих в трудовой группе мотивационных установок. Стиль управления «X» является авторитарным и применяется в организациях, для сотрудников которых характерны преимущественно потребности низшего уровня, а определяющими труд факторами являются гигиенические. В противовес этому стиль управления VY» может быть определен как демократический и, соответственно, рекомендуется в условиях реализации работниками потребностей высшего уровня и значительного влияния мотивационных факторов. Все множество конкретных стилей управления находится между этими крайними точками, а выбор их зависит от сложившейся обстановки в трудовой организации.
» Норберт Том, "Проблемы теории и практики управления"