Классики социологии об исторической типологии социальной организации труда и прогноз ее дальнейшего развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Социальная организация труда является одним из основных направлений социологической науки. Объект ее исследований составляют социальные процессы и явления, связанные с трудовой деятельностью. Этим определяется ее практическое значение. Она описывает, изучает, объясняет и позволяет предсказывать особенности поведения и отношений между людьми на предприятиях, в организациях, в научных лабораториях и различных учреждениях, т.е. везде, где люди связаны единым трудовым процессом. Целью работы: является на основании научной литературы просмотреть типологию организации труда и ее дальнейшее развитие.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Историческая типология социальной организации труда 6
1.1. О. Конт 6
1.2. Э.Дюркгейм 7
1.3. К. Маркс 10
1.4. Г.Зиммель 11
1.5. М.Вебер 12
1.6. Т. Веблен 18
1.7. Ф. Тейлор 20
1.8. Э. Мейо 23
Глава 2. Практическое применение и развитие социологии труда в дальнейшем 27
2.1 Тенденции и перспективы развития управления персоналом 27
2.2. Процесс организации труда на примере ТОО «Silk Tour» 36
2.3. Организация труда на предприятии ТОО «Silk Tour» 38
2.4. Задачи и функции на туристическом предприятии «Silk Tour» 40
Заключение 43
Библиографический список 44

Работа содержит 1 файл

Классики социологии об исторической типологии социальной организации труда и прогноз ее дальнейшего развития2.docx

— 76.91 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ».

 

 

 

 

Курсовая Работа

По дисциплине: «Социальная организация труда»

На тему: «Классики социологии об исторической типологии социальной организации труда и прогноз ее дальнейшего развития»

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент 2 курса факультета Экономико-математического факультета группы УПбд-21 
Иванов В.В. 
Преподаватель(проверил):

Стеклова О.Е.

 

 

 

 

 

Ульяновск 2012 г.

 

Содержание

Введение 3

Глава 1. Историческая типология социальной организации  труда 6

1.1. О. Конт 6

1.2. Э.Дюркгейм 7

1.3. К. Маркс 10

1.4. Г.Зиммель 11

1.5. М.Вебер 12

1.6. Т. Веблен 18

1.7. Ф. Тейлор 20

1.8. Э. Мейо 23

Глава 2. Практическое применение и развитие социологии труда  в дальнейшем 27

2.1 Тенденции  и перспективы развития управления  персоналом 27

2.2. Процесс  организации труда на примере  ТОО «Silk Tour» 36

2.3. Организация  труда на предприятии ТОО «Silk Tour» 38

2.4. Задачи  и функции на туристическом  предприятии «Silk Tour» 40

Заключение 43

Библиографический список 44

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Социальная организация труда является одним из основных направлений социологической науки. Объект ее исследований составляют социальные процессы и явления, связанные с трудовой деятельностью. Этим определяется ее практическое значение. Она описывает, изучает, объясняет и позволяет предсказывать особенности поведения и отношений между людьми на предприятиях, в организациях, в научных лабораториях и различных учреждениях, т.е. везде, где люди связаны единым трудовым процессом. Социальная организация труда в ряду этих наук занимает особое место, поскольку призвана оценить происходящие изменения в одной из самых важных областей деятельности человека - сфере труда, которая под воздействием рыночных реформ и технического прогресса приобретает совершенно иной облик и характеризуется качественно новыми направлениями развития. Основой жизни людей является труд, производство материальных благ. «Труд – источник всякого богатства… Он – первое основное условие всей человеческой жизни…»

Труд – это деятельность человека, в результате которой создается  общественно полезный продукт. «Труд, - указывал Маркс, - есть прежде всего  процесс, совершающийся между человеком  и природой, процесс, в котором  человек своей собственной деятельностью  опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой  и природой». В процессе труда  К.Маркс выделял три простых  момента: целесообразную деятельность, или сам труд, предмет труда  и средства труда. Человек в процессе труда производит при помощи средств  труда заранее намеченные изменения  в предметах труда, что превращает их в продукты труда. Таким образом, производство материальных благ есть результат соединения предметов  труда, средств труда и живого труда.

Однако один из указанных  элементов производства – живой  труд – особый. Он приводит в действие, вовлекает в производство остальные  элементы. Кроме того, он способен в значительных пределах изменять свою активность, что существенно сказывается на интенсивности потребления в производстве двух других элементов и на конечных результатах производства. При работе со средней интенсивностью без особого энтузиазма можно получить лишь усредненные результаты. Если же трудиться интенсивнее, с полной отдачей и творчески, то при том же, а то и меньшем количестве сырья и оборудования за счет их лучшего использования можно выпустить значительно больше продукции высокого качества. Дополнительный рост отдачи в производстве и повышение его эффективности достигаются при помощи энтузиазма в работе, творческого отношения к труду, добросовестности, работников, т.е. за счет ряда социальных факторов. Их называют еще человеческим фактором повышения эффективности производства. Изучением социальных факторов, определяющих эффективность труда в общественном производстве, занимается специальная наука – социология труда.

Социология труда –  это ставший самостоятельным  научным направлением раздел социологической  науки, изучающий социальные закономерности взаимодействия людей со средствами и предметами труда, механизмы действия и формы проявления этих закономерностей  в деятельности трудовых коллективов  и личности.

Объектом исследования: в данной работе является социальная организация труда.

Предметом исследования: историческая типология социологии труда.

Целью работы: является на основании научной литературы просмотреть типологию организации труда и ее дальнейшее развитие.

В работе представлены идеи таких социологов как: О. Конт Э, Дюркгейм, К. Маркс, Г.Зиммель,  М. Веббер,  Т.Веблен, А. Кетле, Ф. Тейлор, Э. Мейо.

Работа разделена на две главы.

Первая глава раскрывает теоретические основы социологии труда, в частности проводится анализ социологи  труда как научной дисциплины, а так же методы и задачи данной научной дисциплины.

Вторая глава посвящена  основным направлениям развития социальной организации труда в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Историческая типология социальной организации труда

1.1. О. Конт

Родоначальником социологии является французский философ О. Конт. Научная традиция, в рамках которой он рассматривал развитие общества, получила название «позитивизм». Этим термином Конт обозначил необходимость при научном анализе явлений и процессов общественной жизни опираться на данные, полученные эмпирическим путем, т.е. применять при изучении общества методы познания, использовавшиеся естественными науками.

Исследование Контом характерных  особенностей современного ему индустриального общества привело ученого к следующему выводу: важнейшим законом, обусловившим общественное развитие, является закон разделения и кооперации труда. Действие этого закона влечет за собой как положительные, так и отрицательные последствия для общества.

Разделение и кооперация труда способствуют в исторической перспективе повышению производительности труда и уровня материального благосостояния населения, приводят к разнообразию форм экономической жизни. В то же время важнейшим следствием действия данного закона становится усложнение социальной структуры по причине появления в обществе различных профессиональных групп. Профессионализация в итоге приводит к обеднению содержания труда и, соответственно, обеднению самой личности. Но самое главное состоит в том, что разделение труда и его профессионализация порождают конкуренцию и разрушают общественную солидарность, заменяя ее узкопрофессиональной. В результате противопоставления отдельных социальных групп, созданных по профессиональному признаку и действующих в обществе в рамках собственной корпоративной морали, возникает угроза разрушения единства общества и общественного согласия. Единственной силой, способной поддерживать социальную солидарность, является, по мнению Конта, государство.

1.2. Э.Дюркгейм

Эти идеи были впоследствии развиты другим представителем позитивистского направления французской социологии Э. Дюркгеймом. В значительной степени углубив и усовершенствовав позитивистскую методологию, Дюркгейм применил ее к изучению социальных явлений, выделив также в качестве основы формирования современного общества и, самое главное, возможной основой его оздоровления.

Позитивизм как научная  методология сыграл огромную роль в дальнейшем становлении социально-трудовых теорий, которые, несмотря на единую теоретическую базу, отличались разнообразием подходов к объяснению закономерностей общественного развития. Проблема социального порядка и беспорядка, общественной нормы и социальной патологии была одной из основных для многих первых социологов, в том числе и для Дюркгейма. Разработка французским ученым проблемы коллективного сознания, социальной солидарности, методологии структурно-функционального анализа, разделения труда, а также исследование самоубийств - все это различные способы решения одной и той же проблемы общественной гармонии.

С точки зрения Дюркгейма, социальная солидарность - определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами  общества.

Отталкиваясь от типичной для социологии ХIХ века идеи конструирования  двух идеальных типов общества, между  которыми существует историческая преемственность, Дюркгейм выдвигает свою концепцию  общества с механической и органической солидарностью.

Механическая солидарность, по мнению Дюркгейма, характерна для  архаических, примитивных и неразвитых обществ. Эти общества характеризуются тем, что составляющие их элементы или компоненты мало зависят друг от друга, существуют почти автономно. Они самодостаточны, ибо выполняют одинаковые, или сходные функции. В качестве их модели можно рассматривать натуральное хозяйство.

Другая отличительная  черта таких обществ - слабое развитие индивидуального, личного начала в  человеке. В рамках таких обществ  объединяющим, интегрирующим фактором может быть только коллективное, общее, надындивидуальное сознание, выраженное как в репрессивном праве, так  и в религии.

Коллективное сознание практически  полностью поглощает индивидуальное. Особенность механической солидарности - растворение индивида в коллективе. Чем меньше развита индивидуальность, чем меньше индивидуальных отклонений, тем более интенсивно и ярко выражено всё заполняющее коллективное сознание и, следовательно, социальная солидарность. Такое сознание неизбежно приобретает  религиозный характер. Религия формирует  собой общественную жизнь, состоящую  исключительно из общих обрядов  и ритуалов. Дюркгейм вообще отождествляет  убеждения сильной интенсивности  с религиозными, что дает ему основание  сводить сильные, интенсивные социальные взаимодействия к религиозным: «все, что социально, религиозно; оба слова  суть синонимы».

Таким образом, единство общества, социальный порядок в примитивных  обществах достигается через  подавление всего того, что выходит  за рамки, объем коллективного сознания, которое регламентирует всю жизнь  индивидов без остатка.

Постепенное развитие общественных связей, увеличение средств и путей  сообщения, рост городов и народонаселения, обусловливающий интенсификацию социальной жизни - все это ведет к усилению разделения труда. Последнее, подтачивая целостность коллективного сознания, его всеобъемлющий характер, само становится, в конечном счете, основой  новой солидарности - органической.

Профессиональная специализация  людей, выполнение ими особых строго определённых функций наносит ущерб  сплоченности и единству общества. Она обусловливает также различия индивидов, развитие ими индивидуальных способностей и талантов. Но вследствие все увеличивающейся специализации  труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять  взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое. Сознание этого, понимание того, что все связаны  системой отношений, вне которой  существовать не могут, вызывает чувство  зависимости друг от друга, своей  связи с обществом, т.е. солидарность. Не коллективное сознание, которое  потеряло целостность, дифференцировалось, сократилось, стало более рациональным и ориентированным на индивида, а  именно разделение труда, точнее - осознание  его социальных следствий, восстанавливает  целостность общества.

Э. Дюркгейм, разумеется, был  далек от того, чтобы не замечать реальной дисгармонии в современном  ему обществе, кризисных явлений  в экономике и политике Европы конца ХIХ века. Он выделял три  основные «ненормальные» формы разделения труда: аномию, социальное неравенство  и неадекватную организацию труда. Преодоление «ненормальных» форм разделения труда, этих социальных патологий, мыслилось  Дюркгеймом на пути мирного разрешения конфликтов, уменьшения борьбы и конкуренции  до приемлемых размеров, установления свода правил, жёстко регламентирующих отношения классов, введения справедливости и равенства «внешних условий», т.е. равенства социальных возможностей и воздаяния всем по заслугам.

 

1.3. К. Маркс

К числу научных направлений, оказавших значительное влияние на развитие социально-экономических учений, относится марксизм. Использовав в качестве методологической основы рассмотренный позитивистский подход, К. Маркс предложил принципиально иную трактовку закономерностей развития общества и социально-трудовых отношений.

Так же как и Дюркгейм (но задолго до него), Маркс, рассматривая процесс разделения труда, отводил  ему прогрессивную роль двигателя  общественного развития. В то же время он абсолютизировал многие негативные последствия разделения труда (такие, как возникновение эксплуатации, имущественной дифференциации, безработицы), считая их неизбежным результатом общественного развития. Разделение труда, по его мнению, приводит к формированию особой структуры общества, характеризующейся наличием социальных групп, экономические интересы которых всегда противоположны. Одни живут за счет эксплуатации труда других. Таков общий негативный результат разделения труда.

Обострившееся до предела  противоречие невозможно разрешить путем постепенного реформирования, единственным выходом из него является революция и построение нового справедливого общества, основанного (в соответствии с позитивистской терминологией) на органической солидарности.

С исторической точки зрения марксизм оказался бесперспективным, поскольку опыт радикального революционного разрешения открытого Марксом противоречия между трудом и капиталом на сегодняшний день можно считать неудачным. История подтвердила правоту его научных оппонентов, предполагавших возможность и необходимость постепенного реформирования общества. Что же касается научной значимости марксизма, то она несомненна. Многие элементы созданного Марксом социально-трудового учения (в частности, теория отчуждения труда, постулаты об абстрактном и конкретном труде, трудовая теория стоимости и др.) явились основой для создания социологии труда и индустриальной социологии в XX в. В то же время трудно найти другое научное направление, подвергавшееся столь многосторонней критике, как марксизм, и в этом плане он тоже сыграл положительную роль, поскольку таким образом способствовал появлению ряда новых социально-трудовых теорий.

Информация о работе Классики социологии об исторической типологии социальной организации труда и прогноз ее дальнейшего развития