История становления социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:13, контрольная работа

Описание работы

«Современная социология вышла из той стадии, когда ей было нужно доказывать право на существование. Нравится это или не нравится, но факт таков, что социология оказала и оказывает сильнейшее влияние на общественные и гуманитарные дисциплины, она заняла свое место в ряду других наук и заняла настолько прочно, что будущее ее не зависит ни от капризов власти, ни от предрассудков тех или иных ученых. Констатируем этот факт» П.А.Сорокин.

Содержание

Содержание:
Введение
Донаучный этап становления социологии
Античность
Средние века
Эпоха возрождения
Новое время
Классический этап становления социологии
Возникновение социологии, как науки. Концепция О.Конта.
Социологический эволюционизм Г. Спенсера
Социальная концепция марксизма
Социология Эмиля Дюркгейма
Концепция Вильфредо Паретто
Немецкая социология
Фердинанд Теннис
Георг Зиммель
Вернер Зомбарт
Макс Вебер
Американская социология
Чикагская школа
Колумбийская школа
Роберт Моррисон Мак-Айвер
Якоб Леви Морено
Пауль Феликс Лазарсфельд
Роберт Кинг Мертон
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

РАБОТА законченая.docx

— 75.36 Кб (Скачать)

       1) протагонист — человек, изображающий  свою жизненную ситуацию на  сцене;

       2) директор — обычно это хорошо  подготовленный психодраматург, ведущий  сессию;

       3) дополнительные Я — лица, играющие  роли, значимые для протагониста  как другие люди, части его  самого, объекты или символы;

       4) аудитория — присутствующие, из  которых выбираются до полнительные  участники и которые участвуют  в начальной разминке и в  завершении сессии;

       5) сцена или область действия (сам  Морено в 1922 году изобрел для  этих целей трехъярусную вращающуюся  сцену), где протагонист может  представить свой мир, реальность  или жизненное пространство.

       Хотя  в психодраме применяется много  технических приемов и Процедур, главным образом посредством  обмена ролей со значимыми другими  протагонист достигает эмоционального катарсиса, а затем и новых  горизонтов посредством катарсиса  интеграции. В финальных сценах драмы  протагонисту предоставляется возможность  для ролевого обучения, практики по выработке необходимых Навыков  поведения или же возможность  почувствовать себя в идеальной  ситуации. По Морено, эти процедуры  позволяют людям выйти за пределы действительности с тем, чтобы создать «добавочную действительность».

       Социодраму  он определял как метод глубокого  действия, имеющего дело с межгрупповыми  взаимоотношениями и коллективными  идеологиями. Если в психодраме акцент сделан на индивида, то истинным субъектом  социодрамы является группа. В основе подхода социодрамы лежит понимание  того, что люди — это исполнители  ролей и что каждая культура характеризуется  определенным набором ролей, навязанных, с различной степенью успеха, членам этой культуры. Социодраматический подход имеет дело с социальными проблемами, возникающими из ролевых конфликтов, а в качестве цели социодрамы определено достижение социального катарсиса. По методам и основным процедурам социодрама аналогична психодраме.

       Основные  элементы социометрической, психодраматической и социодраматической концепций  — по существу, те же, поскольку все  они являются частью общей интегральной теории. Разница состоит главным  образом в акцентах, и проистекает  она из тех методов, которые применяются  в каждом из трех случаев. Для социометрии  главной целью является создание таких сообществ, которые позволяют  индивиду выжить в качестве творческого  человеческого существа. Практику достижения социального здоровья всем обществом  Морено иногда называл «социатрией».

       Он  рассматривал индивидов в группах  как части «социальных атомов», в которых индивид окружен  лицами, с которыми он или она  имеют позитивные или негативные взаимоотношения. Морено использует термин «теле» для обозначения двусторонних связей, объединяющих элементы эмпатии  и переноса. Индивиды также рассматривались  им как ключевой пункт в структуре  ролевых отношений, которую они  делят с другими людьми, в их «культурном атоме». Если группу можно  реорганизовать таким образом, чтобы  каждый индивид был окружен лицами со взаимоотношениями положительных  «теле» и с минимальным конфликтом ролей, тогда индивиды могут стать более спонтанными. При достижении этой спонтанности она будет генерировать творческие реакции на ситуации, которые затем можно будет передавать другим людям в форме «культурных консервов».

  • Пауль Феликс Лазарсфельд (1901—1976)

       Австрийско-американский социолог, внесший значительный вклад в развитие математических методов в социологии.

       Сторонник деидеологизации науки. Наиболее известен своими методологическими теориями, в частности, полемикой с моделью «укола». Ввел понятия двухступенчатая коммуникация и лидер мнения.

       Наиболее значительным исследованием Лазарсфельда в первом — венском институте был проект, посвященный социальным и психологическим последствиям безработицы, который он предпринял по совету друга дома, лидера социал-демократической партии Отто Бауэра. Местом проведения стал городок Мариенталь, основными методами — включенное наблюдение, анализ биографий и различные неискаженные измерения последствий безработицы. Например, исследователи замеряли скорость, с которой ходят люди. Вывод: мужчины ходят медленней, чем женщины, поскольку у них больше свободного времени, которое надо убить. Исследователи, в частности, заметили, что с повышением уровня безработицы снижается распространение газеты социалистической партии, но возрастает тираж газеты, посвященной спорту и развлечениям. Это интерпретировалось как степень ухода от участия в политических делах. В библиотеках упало количество читаемых людьми книг почти наполовину, несмотря на отмену платы за пользование книгами. Этот индикатор интерпретировался как показатель растущей апатии.

       Основные интересы Лазарсфельда концентрировались на проблемах эмпирических социологических исследований. П.Лазарсфельд заложил основы «социологической» концепции электорального поведения, при котором акт голосования определяется принадлежностью избирателя к большим социальным группам. Пол Лазарсфельд и другие исследователи разработали модель двухуровневой коммуникации, согласно которой в любом обществе существуют восприимчивые к воздействию политической пропаганды «лидеры общественного мнения» (opinion leaders), распространяющие политическую информацию по каналам межличностного общения. Методика Пола Лазарсфельда получила значительное распространение и применяется вплоть до настоящего времени.

       Одним из крупных достижений Лазарсфельда в области методики является создание им панельного метода. Изучая радиоаудитории, он заметил их тенденцию к самоизбирательности. Следовательно, для того, чтобы выявить причинно-следственные связи воздействия СМИ и отделить их от таких проблем, как влияние установок на типы восприятия, требовалось выработать метод изучения временного порядка переменных. Результатом стало создание панельного метода, в котором выборочная совокупность респондентов многократно интервьюируется с интервалом во времени. По своей сути панельный метод является полевым экспериментом, в котором изучается скорее «естественная», нежели экспериментальная популяция.

       Он стал известен как выдающийся методолог. Однако выбор метода для него был не отделим от содержания изучаемых явлений. По Лазарсфельду, методолог — это не просто специалист, внедряющий количественные методы в исследовательский проект, но тот, кто «говорит другим исследователям, что они сделали или могут сделать, а не просто что они должны сделать»

       В 1940-1950-х гг. Лазарсфельд вместе с Робертом Мертоном возглавил движение за преобразование американской социологии путем сочетания социологической теории с эмпирическими исследованиями. 
 

  • Роберт Кинг Мертон (род. 1910)

       Одна  из основных работ Мертона — вышедший под его редакцией коллективный фундаментальный труд «Социальная  теория и социальная структура» (1949), в котором он определил взаимоотношения  между социальной теорией и эмпирическими  исследованиями, продолжив дальнейшую разработку структурно-функционального  подхода применительно к обществу и создав понятия явных и латентных  функций и дисфункций.

       В области социологии науки он изучил связи между пуританской мыслью и подъемом науки. Главные его  труды в этой области — «Наука, технология и общество в Англии семнадцатого века» (1938) и «Социология науки» (1973).

       Другими значительными его работами являются: «Массовое убеждение» (1946), «На плечах гигантов» (1965), «О теоретической социологии» (1967), «Социальная теория и функциональный анализ» (1969), «Социальная амбивалентность  и другие очерки» (1976).

       Мертон  впервые ввел в социологию понятие  дисфункции, разграничил явные и  латентные социальные функции.

       Среди тем известных работ Мертона  — изучение им механизмов массового  убеждения, бюрократических структур, взаимосвязи между пуританской  этикой и возникновением современной  науки, формирование профессиональных ценностей и установок врачей в период их обучения в медицинских  вузах.

       Наиболее  известна его книга «Социальная  теория и социальная структура» (1949), являющаяся сборником теоретических  и исследовательских эссе. В одном  из них, «Явные и латентные функции», он выделил два типа деятельности, обуславливающей нормальную работу социальной системы: явная деятельность предполагает, что ее последствия  ожидаются и принимаются участниками, а латентная — это такая  деятельность, когда ее последствия не предполагались, тем более не являются желательными.

       В работе «Социальная структура и  аномия» он доказывает, что источником анемического поведения является расхождение  между социально предписываемыми  целями и приемлемыми средствами их достижения, например, в ситуации, когда образовательные и профессиональные средства достижения успеха отрицаются индивидами или группами.

       Будучи  энергичным и убедительным сторонником  необходимости создания теорий среднего уровня в социологии, он много сделал для их становления, сам дал блестящие  разработки подобного рода (так, он был одним из создателей социологии науки).

       В США высокую оценку получил вклад  Мертона в изучение средств массовой коммуникации: телевидения, кино, прессы, радио. 

  • Заключение

       Первые теории общества возникли уже в рамках античной философии в трудах таких философов, как Платон и Аристотель. Их идеи стали использовать мыслители уже в эпоху нового времени. Далее происходило становление социологии как науки, связанной с такими именами как А. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс. Но начало XX века внесло существенные поправки в прежнее представление о социологии.

       Многообразие  связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются теми функциями, которые она выполняет. Наиболее важными среди них являются познавательная, связанная с изучением  закономерностей социального развития, тенденцией изменения различных  социальных явлений и процессов; практическая, определяется степенью участия социологии в разработке практических рекомендаций и предложений  по повышению эффективности управления различными социальными процессами; идеологическая, обусловленная участием социологии в идеологической деятельности.

       Практическая  функция социологии тесно связана  с познавательной. Единство теории и практики – характерная черта  социологии. Вскрывая закономерности развития различных сфер общества, социологические исследования дают конкретную информацию, необходимую  для осуществления действенного социального контроля над социальными  процессами и выдвигают научно обоснованные прогнозы относительно развития общества в будущем, которые являются теоретической  основой построения перспективных  планов социального развития.

       Социология  может служить и улучшению  взаимопонимания между людьми, формированию у них чувства близости, что  способствует совершенствованию общественных отношений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  • Список  литературы

       1. Е.И. Трошкин /История социологии/ Учебное пособие/ Челябинск 2006г./ Издательство ЮУрГУ – 200с.

       2. Г.В. Осипов /История социологии в Западной Европе и США /Учебник для вузов/ Москва 2001г./ Издательство «НОРМА» – 576с.

       3. М. Канон /История теоритической социологии – М;/ 2000г., 1998г., 1997г., Т1, Т2, Т3, Т4

       4. В.П. Култыгин /Классическая социология – М;/ 2000г.

       5. Э.А. Капитонов /История и теория социологии /Учебное пособие для вузов /2000 г. /Издательство «ПРИОР» - 368с.

       6.  http://ru.wikipedia.org/wiki/История_социологии

       7. http://www.immemorial.com  

       8. А. Тернер /Структура социологической теории – М; /1985г.

       9.  А.И Кравченко /Введение в социологию – М; / 1994г.

    10. А. Н. Елсуков / Социология / Учебное пособие для студентов /    Минск 2000г. 
     
     
     

Информация о работе История становления социологии