История становления социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:13, контрольная работа

Описание работы

«Современная социология вышла из той стадии, когда ей было нужно доказывать право на существование. Нравится это или не нравится, но факт таков, что социология оказала и оказывает сильнейшее влияние на общественные и гуманитарные дисциплины, она заняла свое место в ряду других наук и заняла настолько прочно, что будущее ее не зависит ни от капризов власти, ни от предрассудков тех или иных ученых. Констатируем этот факт» П.А.Сорокин.

Содержание

Содержание:
Введение
Донаучный этап становления социологии
Античность
Средние века
Эпоха возрождения
Новое время
Классический этап становления социологии
Возникновение социологии, как науки. Концепция О.Конта.
Социологический эволюционизм Г. Спенсера
Социальная концепция марксизма
Социология Эмиля Дюркгейма
Концепция Вильфредо Паретто
Немецкая социология
Фердинанд Теннис
Георг Зиммель
Вернер Зомбарт
Макс Вебер
Американская социология
Чикагская школа
Колумбийская школа
Роберт Моррисон Мак-Айвер
Якоб Леви Морено
Пауль Феликс Лазарсфельд
Роберт Кинг Мертон
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

РАБОТА законченая.docx

— 75.36 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛАРУСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

Факультет философии и социальных наук 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Контролируемая самостоятельная работа

«История  становления социологии» 
 
 
 
 

                    Студентка I курса

                    ФФСН  БГУ

                    Хильманович А.Д. 
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     
                     

Минск

2011 
 
 
 
 
 

Содержание:

  • Введение
  • Донаучный этап становления социологии
    • Античность
    • Средние века
      • Эпоха возрождения
    • Новое время
  • Классический этап становления социологии
    • Возникновение социологии, как науки. Концепция О.Конта.
    • Социологический эволюционизм Г. Спенсера
    • Социальная концепция марксизма
    • Социология Эмиля Дюркгейма
    • Концепция Вильфредо Паретто
    • Немецкая социология
      • Фердинанд Теннис
      • Георг Зиммель 
      • Вернер Зомбарт
      • Макс Вебер
    • Американская социология
      • Чикагская школа
      • Колумбийская школа
        • Роберт Моррисон Мак-Айвер
        • Якоб Леви Морено
        • Пауль Феликс Лазарсфельд
        • Роберт Кинг Мертон
  • Заключение
  • Список литературы

    

  • Введение

       «Современная  социология вышла из той стадии, когда ей было нужно доказывать право на существование. Нравится это или не нравится, но факт таков, что социология оказала и оказывает сильнейшее влияние на общественные и гуманитарные дисциплины, она заняла свое место в ряду других наук и заняла настолько прочно, что будущее ее не зависит ни от капризов власти, ни от предрассудков тех или иных ученых. Констатируем этот факт» П.А.Сорокин.

       Но  так было не всегда. Социология в  своем развитии прошла через многие этапы и периоды. Многие люди сделали  огромный вклад в историю становления  социологии. Их основные теории, предположения, факты и научные труды дали толчок, начало и продолжение  социологии - науке, которая и в данный момент развивается, и будет развиваться, ведь социология – неотъемлемая часть  жизни общества.

       В этой работе я хочу рассказать об истории  становления социологии, как науки: о её основателях, этапах, периодах, последователях и о месте социологии, как науки, в наше время и в  нашем обществе. 

  • Донаучный этап (до начала XIX века)
  • Античность

       Первые  в истории европейской мысли  теории общества возникли в рамках античной философии. Наиболее значительные из них принадлежат двум крупнейшим древнегреческим философам Аристотелю и Платону. Существовало две традиции по отношению к обществу: «Общество естественно.»Аристотель, и «Общество искусственно.»Платон.

       Социальные  взгляды Платона наиболее полно  отражены в диалоге «Государство». Главная его мысль заключается  в том, что человеческое общество должно воплотить в жизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемую интеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности. Принадлежность к интеллектуальной элите, согласно Платону, обусловлена только происхождением. Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могут только те, кто от рождения наделен высшими качествами души, — мудрецы и философы. Они должны сохранять нравственную высоту и быть абсолютным образцом поведения для низших слоев общества.

       У Аристотеля опорой порядка выступает  зажиточное среднее сословие. Кроме него, существуют еще два сословия: богатая плутократия и лишенные собственности бедняки. Государство лучше всего управляется в том случае, когда масса лишенных собственности бедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богатой плутократии ограничены, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других.

       Аристотель  учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему  равенству, а к выравниванию жизненных шансов.

       На  Востоке критичское переосмысление социальных установок, заложенных в  мифологическом сознании, было осуществлено в учениях Будды, Конфуция и Заратоустры, ставших рациональным оправдаением, а затем и религиозно-этической  опорой, поддерживающей социальную стабильность в преодолевшем первобытную неструктурированность  в обществе. Конфуций переосмыслил два ключевых традиционных понятия китайского мировоззрения дэ и дао. Дао теперь стало не исключительной собственностью правителя, знание чего дается по наследству, а образом мудрого и справедливого порядка, правильного пути общества и государства, дорогу к которому, к этому самому дао, может осилить любой человек, кроме разве что «самых глупых».

       Конфуций  в своей концепции никак не революционер. Важнейшей основой  порядка для него была почтительность, сыновняя почтительность потому уважаемых  и мудрых. Образом государства  была семья, объединенная послушанием  мудрому отцу-правителю, а в семье  немыслимы мятежи и восстания. Конфуций избрал путь глубоко эволюционный: обратился к людям с призывом самосовершенствоваться, учиться, чтобы  достичь уровня «цзюнь цзы», в надежде, что придет такое время, когда  эти «благородные мужи», воспитанные  по его заветам, займут ключевые посты  в администрации, в государстве  и установят мудрый порядок естественным образом.

  • Средневековье

       В эпоху средневековья человек  выступает как гражданин мира, речь идет о человечестве в целом. Мир — это большое государство. Человечество в нём едино. Доминировала идея регресса: человек изначально греховен.

       В период Средневековья развитие социальных отношений осуществлялось преимущественно  под контролем системы нравственных, религиозных норм, что оказало  влияние и на развитие социальной мысли. 

       Господствовали  религиозные теории общества. Так, Августин Блаженный противопоставлял общество земное и небесное.

       В социальной мысли на новом уровне возраждаются противостояние идей «индивидуализма» и «коллективизма». Идея приоритета индивидуального интереса над общественным утверждается в качестве ядра идеологии  формирующегося класса предпринимаьелей, буржуазии.

       При переходе от Средневековья к Новому времени взаимодействие двух направлений  начнает обретать форму борьбы индивидулистической(либеальной) и социалистической доктрин в  качестве основных элементов идеологий двух нарождающихся классов буржуазного общества.

  • Эпоха Возрождения

       В средневековье отдельно можно выделить эпоху Возрождения.

       В конце эпохи средневековья, после периода, когда человеческая мысль была очень жестко ограничена церковными нормами и доктринами наступила эпоха возрождения, когда человечество стало выходить из-под гнета церкви, и естественно в обществе стали появляться новые теории, идеи и мысли. Свободные и разнообразные. Появилось много ученых, исследовавших общество и людей.  В том числе такие ученые, как : Томас Мор (14781538) , Томмазо Кампанелла (15681639), Фрэнсис Бэкон (15611626), которые изучали и развивали утопические идеи.   Суть утопии, по Мору, в следующем: Утопия – идеальная страна, своеобразная федерация из 54 городов. В Утопии нет частной собственности и, следовательно, споры между утопийцами редки и преступления немногочисленны; поэтому утопийцы не нуждаются в обширном и сложном законодательстве. 

       Т. Кампаелла задается «восстановлением наук», то есть созданием новой универсальной  науки на развалинах средневековой  схоластики. Источниками истинной философии  он признает внешний опыт, внутренний смысл и откровение. Исходная точка  познания есть ощущение. Сохраняемые  памятью и воспроизводимые воображением мозговые следы ощущений дают материал рассудку, который приводит их в  порядок по логическим правилам и  из частных данных посредством индукции делает общие выводы, создавая, таким  образом, опыт – основание всякой «мирской» науки. Мировоззрение  Кампанеллы совмещает в себе три  основных направления новой философии  – эмпирическое, рационалистическое и мистическое.

       Фрэнсис Бекон, в свою очередь, великое достоинство науки считал очевидным и выразил это в совеем афоризме « Знание – сила». Однако, изучив нападки, делавшиеся на науку, Бэкон пришел к выводу о том, что Бог не запрещал познание природы, наоборот, он дал человеку ум, который жаждет познания Вселенной. Люди только должны понять, что существуют два рода познания: 1) Познание добра и зла; 2) Познание вещей, сотворенных Богом. Бэкон считал, что предназначение науки в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им  богатую и достойную жизнь.

       Таковы  были идеи Мора, Кампанеллы и Бэкона. Однако, сама по себе идея создания утопического общества очень сильно оторвана от реальности, хотя самые разнообразны модели утопичских обществ возникают и по сей день, они не получают масштабного и глубокого развития, поскольку не могут быть применимы к человечеству в целом. Построение таких моделей общества требует исключить из нашей жизни очень много реальных, действующих факторов, на которые нельзя закрыть глаза. Поэтому, параллельно с идеями утопии стали возникать идеи рассмотрения общества с точки зрения политического реализма, которые знаменовали переход от средневековья к новому времени.

       Николло Макиавелли знаменует переход от социального утопизма к политическому реализму. Он создал теорию разделения государства и гражданского общества. Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов. Николо Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности .

  • Новое время

       В 17 веке образцом науки считались  математика, механика, астрономия. Возникло понимание о социальной физике, в  рамках которой общество рассматривалось, как часть природы.

       Социальную  философию Нового времени для  нас будет представлять прежде всего  Томас Гоббс, поскольку его концепция  является ключевой. Все остальные  есть в той или иной степени  реакция на сформулированные им взгляды. Получилось так, что Гоббс почти  на полтора столетия оказался в центре дискуссии об обществе, о социальном порядке. Свою концепцию он изложил  в книге «Левиафан», вышедшей в 1651 году. Левиафан – так называется всемогущее библейское чудовище, единственный недостаток которого в том, что оно смертно. Концепция Гоббса получила название «концепции общественного договора»

       В XVIII в. В трудах французских просветителей (Ж-Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье и др.) получили дальнейшее развитие учения об обществе, принципах его совершенствования; оформились так называемая гражданская концепция, согласно которой преодоление всех форм несвободы осуществляется методом длитеьного морального совершенствования личности и общества.

       Жан Жак Руссо (1712 - 1778 гг.) разработал концепцию «ordre naturel» (естественного порядка), который благодаря общественному договору превращается в «ordre positif» («порядок позитивный»). Руссо решил проблему эффективности средств контроля за деятельностью правительства, обосновал разумность принятия законов с самим народом, рассмотрел проблему социального неравенства и признал возможность её законодательного решения. Руссо считал, что прогресс противоречив, увеличение знания не увеличивает мудрость. Он автор теории отчуждения. Различались различные виды отчуждения: политическое, экономическое(неравенство); моральное(стараясь жить лучше, люди приходят к моральной нищете); психологическое(чувство одиночества); общекультурное(ложь, фальшь проникает в искусство, в отношения между людьми).

Информация о работе История становления социологии