Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:13, контрольная работа
«Современная социология вышла из той стадии, когда ей было нужно доказывать право на существование. Нравится это или не нравится, но факт таков, что социология оказала и оказывает сильнейшее влияние на общественные и гуманитарные дисциплины, она заняла свое место в ряду других наук и заняла настолько прочно, что будущее ее не зависит ни от капризов власти, ни от предрассудков тех или иных ученых. Констатируем этот факт» П.А.Сорокин.
Содержание:
Введение
Донаучный этап становления социологии
Античность
Средние века
Эпоха возрождения
Новое время
Классический этап становления социологии
Возникновение социологии, как науки. Концепция О.Конта.
Социологический эволюционизм Г. Спенсера
Социальная концепция марксизма
Социология Эмиля Дюркгейма
Концепция Вильфредо Паретто
Немецкая социология
Фердинанд Теннис
Георг Зиммель
Вернер Зомбарт
Макс Вебер
Американская социология
Чикагская школа
Колумбийская школа
Роберт Моррисон Мак-Айвер
Якоб Леви Морено
Пауль Феликс Лазарсфельд
Роберт Кинг Мертон
Заключение
Список литературы
Шарль-Луи Монтескье (1689 – 1755 гг.) Монтескье считал, что свобода может быть обеспечена лишь законами: «Свобода есть право делать все, что дозволено законами». Считал необходимым, чтобы в любом современном государстве была власть законодательная, власть исполнительная и власть судебная. Монтескье указывал на социальное значение географического фактора.
В
18 в. просветители разграничили общество
и государство, общество и культуру.
Разработали идею прогресса, что
легло позже в основание теории
эволюции. Зарождается статистика, основы
демографии. Появилась классическая работа
Мальтуса «Очерк о народонаселении». Развивалась
этнография как описание и сравнение образа
жизни разных народов. Историки ввели
понятие класса. В понимании общества
возникло различение номинализма и реализма.
Номинализм полагал, что общество — это
лишь наименование некоего искусственного
умозрительного объекта, который на самом
деле не существует. Реализм полагал, что
общество — это реальный объект. В учении
социалистов содержалось предвосхищение
развития социальной науки. В начале 19
в. французский ученый Алекс де Токвиль
развивал теорию демократии в книге «Демократия
в Америке». Он рассматривал проблемы
соотношения свободы и равенства, индивида
и государства. В 19 веке возникли две ветви
обществознания: исторический материализм(К.
Маркс) и позитивизм, создатель которого
— О. Конт. Это и дало начало основания
социологии, как науки.
К середине XIX века социология оформляется как самостоятельная наука. Её родоначальник О.Конт (1789-1857 гг.) свое учение, основными частями которого были социальная статика (изучение структур общества, взятых как бы в застывшем виде) и социальная динамика (анализ последовательности социальных изменений), назвал «социальной физикой». Обнаружив, что А.Кетле уже использует такой термин, О.Конт в 1839 году назвал свое учение социологией. Он определял социологическое знание как знание, основанное на фактах, на эмпирическом и аналитическом исследовании социальных явлений. Это позволяет, по мнению Конта, социологии уйти от абстрактных построений, стать наукой, близкой естествознанию, использующей методы естественных наук и именно поэтому способной решать проблемы общественной жизни. Анализируя проблему взаимосвязи личности и общества, О.Конт считал, что только общество и его социальные институты являются полноправными субъектами социальных отошений, а личность всегда лишь продукт воздействия общества. Семья, а не индивид, утверждал он, составляет ту простейшую целостность, сумма которых образует общество.
О.Конт
стал основателем первого
2) полученные знания должны быть проверяемы;
3) наука должна
приносить плоды для общества,
подобно тому, как открытие законов
механики способствовало
О. Конт формулирует два основных закона:
1) Закон трех стадий. Согласно закону трех стадий, человеческий дух в своем развитии прошел три фазы: теологическую (господство идей, не имеющих доказательств), метафизическую (познание сущности, принимаемой за реальность) и научную (позитивизм, познание с помощью разума и наблюдения).
2) Закон классификации наук. Следующая концепция - это классификация наук, в которой науки располагаются от более общих к более частным и более сложным наукам: Математика – Астрономия - Физика-Химия – Биология - Социология.
Социология у Конта - самая молодая и самая сложная наука, и поэтому она должна опираться на другие развившиеся науки. От себя социология приносит "исторический метод", с помощью которого выводятся закономерности развития.
Социологию О. Конт делил на две части: социальную статику (законы функционирования социальной системы, идея порядка и гармонии) и социальную динамику(анализ законов социального развития, идея прогресса).
О.Конт
пользовался понятиями
О. Конт по праву считается «отцом» социологии, поскольку дал науке название, помог определить ее место среди других наук, наметил контуры предмета социологии.
Герберт Спенсер, младший современник Конта – он моложе на 23 года – начинает с принятия проекта Конта и принципиальной его критики – критики за метафизичность. Он принимает цель социологии, сформулированную Контом: объяснение и обоснование прогрессирующего социального порядка, но не принимает его собственного объяснения этого порядка, в первую очередь его социальную динамику. Спенсер говорит, что, пытаясь представить эволюцию общества, Конт нам дал «историю идей, а не вещей», то есть он объяснил, как меняются идеи в человеческом разуме, и это изменение идей оказалось главной причиной изменения общества. Задача же в том, чтобы объяснить, как происходит изменение общества из него самого, изменение «социального тела», социального организма.
Спенсер заинтересовался и поддерживал идею «естественного отбора» (Ч. Дарвин) применительно к общественной жизни: выживают те, кто больше всего приспособлен к превратностям жизни. Этот подход был определён как «социальный дарвинизм».
Социальный дарвинизм Спенсера свидетельствует о том, что наши представления о самих себе и Вселенной формируются под влиянием той социальной эпохи, в которую мы живем.
Вместе
с тем концепция «однолинейной»
эволюции, социал-дарвинистские
По
Спенсеру существует три вида эволюционных
процессов: 1) неорганический(камень —
песок); 2) органический(всё живое); 3)
надорганический(общество). Так как
Спенсер считал, что общество —
часть природы, где существует естественный
отбор и выживает наиболее сильный,
приспособленный. Неравенство рождается
с человеком и внутренне
Маркс
сформулировал философскую
По общественной теории К. Маркса общество основывается на материальных условиях жизни, причем экономический базис и стремление человека к удовлетворению своих основных потребностей определяют надстройку общества, т.е. культуру, духовную жизнь и окружающий мир символов.
К.
Маркс поставил своей целю раскрыть
взаимоотношения экономического базиса
и настройки общества, а также
механизмы исторического
Способы производства в материальной сфере определяют социальный, политический и духовный процесс жизни. Труд является центральным понятием в теории К. Маркса
Динамика
социального развития, по Марксу, обусловлена
постоянно возникающим
Законы
марксизма:
1. Соответствие производственных отношений
к характеру и уровню развития производительных
сил; если это соответствие нарушается,
т. е. производительные силы опережают
сложившиеся производственные отношения,
то возникают революции.
2. Закон первичности базиса по отношению
к надстройке.
3. Закон классовой борьбы и социальных
революций.
4. Закон естественноисторического развития
общества. В процессе смены пяти общественно-экономических
формаций: первобытно-общинный строй,
рабовладельческий, феодальный, капиталистический,
коммунистический.
Его социологическое творчество начинается в 90-х годах XIX века, и он, в отличие от всех остальных социологов – его современников, более всего заслужил звание первого социолога-профессионала. Как и все остальные, сам он был социологом-самоучкой, но всю жизнь свою посвятил именно социологии. В этой своей посвященной социологии жизни создал в университете Бордо первую в Европе кафедру социологии.
Дюркгеймовская социология основывается на теории социального факта. В своей работе «Метод социологии» Э. Дюркгейм излагает основные требования к социальным фактам, которые позволили бы существовать социологии в качестве науки.
Первое правило состоит в том, чтобы «рассматривать социальные факты как вещи». Это означает, что: а) социальные факты внешние для индивидов; б) социальные факты могут быть объектами в том смысле, что они материальны, строго наблюдаемы и безличны; в) устанавливаемые между двумя или множеством социальных фактов отношения причинности помогают формулировать постоянные законы функционирования общества.
Второеправило состоит в том, чтобы «систематически отмежевываться от всех врожденных идей». Это означает, что: а) социология прежде всего должна порвать свои связи со всякими идеологиями и личностными пристрастиями; б) она также должна освободиться от всех предрассудков, которыми обладают индивиды в отношении социальных фактов.
Третье правило состоит в признании примата (первенства, приоритета) целого над составляющими ее частями. Это означает признание того, что: а) источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов; б) общество есть автономная система, управляемая своими собственными законами, не сводимыми к сознанию или действию каждого индивида.
Итак, социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на познании социальных фактов. Признание объективной реальности социальных фактов являетсяцентральным пунктом социологического метода, по Дюркгейму.
Так
же согласно Дюркгейму, исторический переход
от одной общественной формы к
другой обусловлен природой и функциями
социальной солидарности. Проблему социальной
солидарности Дюркгейм исследовал в работе
«О разделении общественного труда» (1893).
Основная цель работы — доказать, что
социальная солидарность обеспечивается
разделением общественного труда.
Парето современник Дюркгейма, на 10 лет его старше, родился в 1848 году, а умер на шесть лет позже, в 1923. По жизни и в социологии полная противоположность Дюркгейму.
Уподобляя социологию точным наукам, таким, как физика, химия и астрономия, он предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными измерениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдений к обобщениям. Он отвергал этические и ценностные элементы в исследовании, которые ведут к фальсификации, искажению фактов. По сути дела, он сформулировал основные требования эмпирической социологии, которая получила распространение в XX веке, начав в 20-е годы свое бурное развитие.
Основная
сфера его интересов —