Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:13, контрольная работа
«Современная социология вышла из той стадии, когда ей было нужно доказывать право на существование. Нравится это или не нравится, но факт таков, что социология оказала и оказывает сильнейшее влияние на общественные и гуманитарные дисциплины, она заняла свое место в ряду других наук и заняла настолько прочно, что будущее ее не зависит ни от капризов власти, ни от предрассудков тех или иных ученых. Констатируем этот факт» П.А.Сорокин.
Содержание:
Введение
Донаучный этап становления социологии
Античность
Средние века
Эпоха возрождения
Новое время
Классический этап становления социологии
Возникновение социологии, как науки. Концепция О.Конта.
Социологический эволюционизм Г. Спенсера
Социальная концепция марксизма
Социология Эмиля Дюркгейма
Концепция Вильфредо Паретто
Немецкая социология
Фердинанд Теннис
Георг Зиммель
Вернер Зомбарт
Макс Вебер
Американская социология
Чикагская школа
Колумбийская школа
Роберт Моррисон Мак-Айвер
Якоб Леви Морено
Пауль Феликс Лазарсфельд
Роберт Кинг Мертон
Заключение
Список литературы
В социологии, говорил Вебер, формулируются чистые идеальные типы. В отличие от исторических идеальных типов, они относятся к любой исторической реальности, к любому человеческому обществу. В любой период времени человек поступает и разумно, и традиционно и ценностно, в любой период времени в поступках человека есть социальные действия, которые предполагают реакцию других людей, и действия социально не ориентированные. Множество действий человек выполняет совершенно автоматически, не осознавая их вовсе, иногда страсти так овладевают им, что он, как говорится, «себя не помнит», и уж, конечно, не обращает никакого внимания на последствия своих действий, на их смысл. Такими действиями социологи не занимаются: если смысл действия не вычленяется, то действие не социальное, но другое. Человек не только социальное существо, но и психологическое, биологическое.
Вот
таким образом через
Занимаясь
вопросами жизнедеятельности в
философско-социологическом
В наше время философско-социологические
взгляды М. Вебера на понимающую социологию
переживают настоящее возрождение.
Возникла на рубеже XIX—XX веков. Основателями чикагской социологической школы являются Вильям Томас и Роберт Парк. Классическим образцом этой школы является 5-томная работа В. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский крестьянин в Европе и Америке»(1918—1920). Эта книга об адаптации польских крестьян в Америке. Другой видной работой была «Негры Чикаго» Р. Парка. Книги ученых чикагской школы: «Негритянская семья в Чикаго», «Золотое побережье и трущоба», «Гетто», «Бурлак», «Средний город в процессе изменений». Исследование В. Уорнера «Американский город». Важнейшей чертой школы является ориентация на эмпирические исследования. Теоретической базой являются бихевиоризм и прагматизм. Роберт Парк основал направление экологии города. Основные процессы изменений в городе — это: 1) концентрация населения; 2) централизация(выделение центра); 3) сегрегация(отделенное проживание разных социальных групп); 4) инвазия(наплыв эмигрантов); 5) сукцессия(усвоение определенных образцов поведения типичных для данной зоны города). Основной метод исследования — монографический, который объединяет в себе интервью, наблюдение, анализ документов в отношении отдельного явления или территории.
Американский исследователь Лестер Куртц выделяет три поколения в развитии Чикагской социологической школы.
Первое поколение охватывает период развития с основания школы до первой мировой войны. Его бесспорным лидером был А. Смолл, будучи деканом департамента и главным редактором «Американского журнала социологии». С ним тесно сотрудничали ведущие профессора других департаментов Чикагского университета Джон Дьюи, Джордж Герберт Мид, Торстайн Веблен. Эти теоретики имели огромное влияние на своих современников. Именно благодаря им в теории и практике социальной жизни США начала века сформировалась мощная реформаторская традиция, а необходимость преобразований различных сторон жизни стала рассматриваться как один из главных приоритетов в общественном мнении США.
Самой большой заслугой первого поколения является установление тесных связей с городским правлением Чикаго и со всеми его административными службами. Именно эти социологи убедили людей, принимающих решения на разных уровнях городского самоуправления, что компетентное и эффективное решение острейших городских проблем возможно только на основе глубокой профессиональной социологической проработки этих проблем с учетом как возможных альтернатив существующих решений, так и с анализом вероятных долгосрочных и среднесрочных последствий каждого из вариантов решений.
Чикагская школа развивала корпоративную разновидность либерализма, суть которой состоит в убеждении, что без политического регулирования экономической жизни капитализм будет разрушен классовыми конфликтами. Чикагская школа выступила против неограниченной экспансии капиталистического господства, на цивилизованность, рациональность форм такого господства.
Второе
поколение Чикагской школы
Третье поколение Чикагской школы (середина 30-х — начало 50-х годов) связывают с руководством департаментом У. Огборна (1886—1959). Он был деканом с 1936 по 1951 годы, а в университете начал работать в 1927 году. В 1929 году он избирался президентом Американского социологического общества, руководил исследовательским советом социальных наук.
Главная его работа «Социальные изменения» (1922) была написана им, когда он еще был профессором Колумбийского университета, где он и защитил докторскую диссертацию.
Большой резонанс в США получил подготовленный под его руководством доклад «Новейшие тенденции в США» (1933). Он занимал различные посты в правительственных ведомствах. Его главной заслугой является выведение американской социологии с местного на общенациональный уровень. Ведущие правительственные ведомства стали заказывать социологам целевые разработки. Именно при нем сформировались, работая по заданию Федерального правительства, такие исследователи, как Г. Лассуэлл.
Четвертое
поколение Чикагской школы
Именно
Чикагская школа, утвердившая метод
наблюдения и другие формы полевых
исследований, создала особый облик
американской социологии. К настоящему
времени это, по преимуществу, проблемно-ориентированная
поведенческая наука.
Колумбийский
университет, находящийся в Нью
Йорке, — одно из наиболее престижных
учебных заведений в США, получившее
широкую известность благодаря
уровню преподавания, и прежде всего
из-за выдающихся достижений его профессоров
и ученых в самых различных
областях научного знания. Колумбийский
университет всегда славился и широтой
охвата изучаемых явлений, и смелостью,
новаторской постановкой
Первым
официальным профессором
Надо особо отметить, что если США — это нация иммигрантов, то более, чем где бы то ни было, это чувствуется в Нью-Йорке. После первой мировой войны и особенно с приходом к власти в ряде европейских стран фашизма колумбийская социология получила новую свежую кровь за счет европейской эмиграции, что дало свои блестящие результаты в развитии социологической науки.
Остановимся подробнее на творчестве социологов, принесших известность и славу Колумбийской школе.
Известен
в США не только как социолог,
но и как политолог, философ, крупный
организатор академической
Занимаясь
разработкой крупных
Его главные работы: «Община: социологическое изучение» (1924); «Общество: его структура и изменения» (1931); «Социальная каузальность» (1942); «Сети правительства» (1947); «Академическая свобода в наше время» (1955).
В
американской политической науке очень
влиятельна его концепция, согласно
которой государство является агентством
для реализации гуманных, человеческих
целей. Государство при этом он определял
как ассоциацию, созданную общиной
для регулирования внешних
Говоря о вкладе Мак-Айвера в развитие социологии, следует упомянуть четыре аспекта.
Во-первых, он систематически разрабатывал и плодотворно использовал широкую сеть фундаментальных социологических понятий.
Во-вторых,
он способствовал отрезвлению
В-третьих,
он убедительно подкрепил
Наконец,
в-четвертых, он наглядно продемонстрировал,
что социологические работы могут
быть ясными, написанными художественно,
богатым литературным языком. Исследователь
его творчества Гарри Алаэрт считает,
что «в область неясности, литературного
и интеллектуального хаоса Мак-
Большой
интерес представляют предложенные
Мак-Айвером типология
Его
классификация социальных интересов,
в частности, различие, проводимое между
похожими и общими интересами, нашло
очень плодотворное применение при
уяснении природы межиндивидуальных
взаимоотношений как основы групповой
организации, а также при анализе
природы социальных связей. Различие
между общиной как матрицей социальной
организации и ассоциацией как
специфической организацией, вырастающей
и развивающейся в рамках этой
матрицы, является ключевым элементом
политических доктрин Мак-Айвера. Для
социологии же это различие оказалось
очень значимым для более глубокого
анализа проблем социальной солидарности
и как методологическая основа для
более глубокого понимания
Американский социолог и психолог румынского происхождения, создатель социометрии и групповой психотерапии как социотерапевтического средства (метод психодрамы).
В его теории понятие роли было центральным. Он и в жизни играл много социальных ролей — был психиатром, драматургом, теологом, поэтом, философом, изобретателем, групповым психологом, психодраматургом, социодраматургом, социометристом, педагогом. Наиболее важен в обществоведении его вклад в создание и развитие психодрамы, социодрамы и социометрии.
При создании им «классической» формы психодрамы как метода групповой психотерапии он выделил пять ее базовых элементов. Это: