История становления социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 23:13, контрольная работа

Описание работы

«Современная социология вышла из той стадии, когда ей было нужно доказывать право на существование. Нравится это или не нравится, но факт таков, что социология оказала и оказывает сильнейшее влияние на общественные и гуманитарные дисциплины, она заняла свое место в ряду других наук и заняла настолько прочно, что будущее ее не зависит ни от капризов власти, ни от предрассудков тех или иных ученых. Констатируем этот факт» П.А.Сорокин.

Содержание

Содержание:
Введение
Донаучный этап становления социологии
Античность
Средние века
Эпоха возрождения
Новое время
Классический этап становления социологии
Возникновение социологии, как науки. Концепция О.Конта.
Социологический эволюционизм Г. Спенсера
Социальная концепция марксизма
Социология Эмиля Дюркгейма
Концепция Вильфредо Паретто
Немецкая социология
Фердинанд Теннис
Георг Зиммель
Вернер Зомбарт
Макс Вебер
Американская социология
Чикагская школа
Колумбийская школа
Роберт Моррисон Мак-Айвер
Якоб Леви Морено
Пауль Феликс Лазарсфельд
Роберт Кинг Мертон
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

РАБОТА законченая.docx

— 75.36 Кб (Скачать)

       В социологии, говорил Вебер, формулируются  чистые идеальные типы. В отличие  от исторических идеальных типов, они  относятся к любой исторической реальности, к любому человеческому  обществу. В любой период времени  человек поступает и разумно, и традиционно и ценностно, в  любой период времени в поступках  человека есть социальные действия, которые  предполагают реакцию других людей, и действия социально не ориентированные. Множество действий человек выполняет  совершенно автоматически, не осознавая  их вовсе, иногда страсти так овладевают им, что он, как говорится, «себя  не помнит», и уж, конечно, не обращает никакого внимания на последствия своих  действий, на их смысл. Такими действиями социологи не занимаются: если смысл  действия не вычленяется, то действие не социальное, но другое. Человек не только социальное существо, но и психологическое, биологическое.

       Вот таким образом через формулировку социального действия Вебер стремился  проложить границу между социологией  и психологией и между социологией  и историей. Историк изучает конкретные события, а социолог обнаруживает в  них общий ход истории, в котором  человеческое поведение постепенно рационализируется. Что это значит? Это значит, что действий первого  и второго типа в человеческом поведении становится все больше, и главное, наиболее важные для него действия относятся к первому  и второму типу, они становятся все более значимыми в человеческой жизни.

       Занимаясь вопросами жизнедеятельности в  философско-социологическом плане, М. Вебер много внимания уделял месту  религии в обществе. Ему принадлежит  ряд серьезных исследований, положивших начало одному из самостоятельных направлений  в социологии - социологии религии. Оценивая роль и значение М. Вебера в развитии социологии, нужно иметь  в виду, что он был крупным методологом  и теоретиком - интерпретатором. Его  влияние на теоретическую социологию исключительно сильно настолько, что  его последователи называли его "буржуазным Марксом", подчеркивая  тем самым идейное влияние  М. Вебера на последующие поколения  западных социологов. 
В наше время философско-социологические взгляды М. Вебера на понимающую социологию переживают настоящее возрождение.

  • Американская социология
  • Чикагская школа

       Возникла  на рубеже XIX—XX веков. Основателями чикагской  социологической школы являются Вильям Томас и Роберт Парк. Классическим образцом этой школы является 5-томная работа В. Томаса и Ф. Знанецкого «Польский  крестьянин в Европе и Америке»(1918—1920). Эта книга об адаптации польских крестьян в Америке. Другой видной работой  была «Негры Чикаго» Р. Парка. Книги  ученых чикагской школы: «Негритянская  семья в Чикаго», «Золотое побережье  и трущоба», «Гетто», «Бурлак», «Средний город в процессе изменений». Исследование В. Уорнера «Американский город». Важнейшей чертой школы является ориентация на эмпирические исследования. Теоретической базой являются бихевиоризм и прагматизм. Роберт Парк основал направление экологии города. Основные процессы изменений в городе — это: 1) концентрация населения; 2) централизация(выделение центра); 3) сегрегация(отделенное проживание разных социальных групп); 4) инвазия(наплыв эмигрантов); 5) сукцессия(усвоение определенных образцов поведения типичных для данной зоны города). Основной метод исследования — монографический, который объединяет в себе интервью, наблюдение, анализ документов в отношении отдельного явления или территории.

       Американский  исследователь Лестер Куртц выделяет три поколения в развитии Чикагской социологической школы.

       Первое  поколение охватывает период развития с основания школы до первой мировой войны. Его бесспорным лидером был А. Смолл, будучи деканом департамента и главным редактором «Американского журнала социологии». С ним тесно сотрудничали ведущие профессора других департаментов Чикагского университета Джон Дьюи, Джордж Герберт Мид, Торстайн Веблен. Эти теоретики имели огромное влияние на своих современников. Именно благодаря им в теории и практике социальной жизни США начала века сформировалась мощная реформаторская традиция, а необходимость преобразований различных сторон жизни стала рассматриваться как один из главных приоритетов в общественном мнении США.

       Самой большой заслугой первого поколения  является установление тесных связей с городским правлением Чикаго и со всеми его административными службами. Именно эти социологи убедили людей, принимающих решения на разных уровнях городского самоуправления, что компетентное и эффективное решение острейших городских проблем возможно только на основе глубокой профессиональной социологической проработки этих проблем с учетом как возможных альтернатив существующих решений, так и с анализом вероятных долгосрочных и среднесрочных последствий каждого из вариантов решений.

       Чикагская школа развивала корпоративную  разновидность либерализма, суть которой состоит в убеждении, что без политического регулирования экономической жизни капитализм будет разрушен классовыми конфликтами. Чикагская школа выступила против неограниченной экспансии капиталистического господства, на цивилизованность, рациональность форм такого господства.

       Второе  поколение Чикагской школы охватывает социологов, в полной мере проявивших себя между первой мировой войной и серединой 30-х годов XX века. Лидерами этой генерации были Роберт Парк и Эрнест Берджесс, а основной проблематикой — различные аспекты урбанизации, социология семьи, социальная дезорганизация. Большую известность получила написанная Парком и Берджессом книга «Введение в науку социологии» (1921), долгое время бывшая основным учебником студентов-социологов в университетах США. Она считается основополагающей для формирования современной эмпирической социологии.

       Третье  поколение Чикагской школы (середина 30-х — начало 50-х годов) связывают с руководством департаментом У. Огборна (1886—1959). Он был деканом с 1936 по 1951 годы, а в университете начал работать в 1927 году. В 1929 году он избирался президентом Американского социологического общества, руководил исследовательским советом социальных наук.

       Главная его работа «Социальные изменения» (1922) была написана им, когда он еще был профессором Колумбийского университета, где он и защитил докторскую диссертацию.

       Большой резонанс в США получил подготовленный под его руководством доклад «Новейшие тенденции в США» (1933). Он занимал различные посты в правительственных ведомствах. Его главной заслугой является выведение американской социологии с местного на общенациональный уровень. Ведущие правительственные ведомства стали заказывать социологам целевые разработки. Именно при нем сформировались, работая по заданию Федерального правительства, такие исследователи, как Г. Лассуэлл.

       Четвертое поколение Чикагской школы выделяет Деннис Смит и датирует его от начала 50-х годов до нашего времени. Лидерами этого поколения он называет Герберта Блумера и Морриса Яновица. Г. Дж. Блумер — представитель психологического направления в социологии, сформулированного, в частности, Дж. Г. Мидом. Блумер продолжает традицию У. Томаса, Р. Парка, Э. Хьюза. Он сконцентрирован на изучении «Я», эго. Именно ему принадлежит термин «символический интеракционизм».

       Именно  Чикагская школа, утвердившая метод  наблюдения и другие формы полевых  исследований, создала особый облик  американской социологии. К настоящему времени это, по преимуществу, проблемно-ориентированная  поведенческая наука. 

  • Колумбийская  школа

       Колумбийский  университет, находящийся в Нью  Йорке, — одно из наиболее престижных учебных заведений в США, получившее широкую известность благодаря  уровню преподавания, и прежде всего  из-за выдающихся достижений его профессоров  и ученых в самых различных  областях научного знания. Колумбийский университет всегда славился и широтой  охвата изучаемых явлений, и смелостью, новаторской постановкой анализируемых проблем. Заметный вклад в развитие социологии в США внес и департамент социологии Колумбийского университета.

       Первым  официальным профессором социологии в США стал в 1894 году Ф. Гиддингс именно здесь, в Нью Йорке. Созданный  вторым, после Чикагского, Колумбийский департамент социологии в начале XX века был единственным его соперником как в области профессиональной подготовки кадров, так и в академической  разработке социологической проблематики. Однако серьезным и крупным исследовательским  центром международного значения он становится с 30-х годов XX века, с появлением в нем таких фигур, как Роберт Мак-Айвер, Джекоб Морено и, конечно  же, Пауль Лазарсфельд и Роберт Мертон.

       Надо  особо отметить, что если США —  это нация иммигрантов, то более, чем где бы то ни было, это чувствуется  в Нью-Йорке. После первой мировой  войны и особенно с приходом к  власти в ряде европейских стран  фашизма колумбийская социология получила новую свежую кровь за счет европейской  эмиграции, что дало свои блестящие  результаты в развитии социологической  науки.

       Остановимся подробнее на творчестве социологов, принесших известность и славу  Колумбийской школе.

  • Роберт Моррисон Мак-Айвер (1882—1970)

       Известен  в США не только как социолог, но и как политолог, философ, крупный  организатор академической науки. Он внес значительный вклад в разработку фундаментальных моральных, социологических  и философских принципов демократических  институтов и процессов.

       Занимаясь разработкой крупных теоретических  проблем, он в то же время связывал свой анализ с возможностью решения  конкретных социальных проблем. Мак-Айвер, в частности, стремился применить  социологическую методологию к  решению проблем трудовых взаимоотношений, экономических преобразований, интернационализма  и мира, межгрупповых конфликтов, религии, академической свободы, социальной работы, правонарушений несовершеннолетних, эффективного использования трудовых ресурсов.

       Его главные работы: «Община: социологическое изучение» (1924); «Общество: его структура и изменения» (1931); «Социальная каузальность» (1942); «Сети правительства» (1947); «Академическая свобода в наше время» (1955).

       В американской политической науке очень  влиятельна его концепция, согласно которой государство является агентством для реализации гуманных, человеческих целей. Государство при этом он определял  как ассоциацию, созданную общиной  для регулирования внешних условий  социального строя. Оно, таким образом, является инструментальностью в  рамках более широкой общности. Главная  задача государства — установить порядок и уважать личность, но в то же время оно является детищем  общества и связано с ним системой ценностей, для которых и посредством  которых живут люди.

       Говоря  о вкладе Мак-Айвера в развитие социологии, следует упомянуть четыре аспекта.

       Во-первых, он систематически разрабатывал и плодотворно  использовал широкую сеть фундаментальных  социологических понятий.

       Во-вторых, он способствовал отрезвлению социологии США от крайностей голого эмпирического  подхода и позитивистской методологии, в частности, с помощью акцента  на то, что теория — это методологическое орудие социологического исследования. Прогресс науки, по его мнению, —  это прежде всего прогресс мысли. Каждый ученый должен быть одновременно и специалистом в собственной  области, и мыслителем в более  широкой сфере.

       В-третьих, он убедительно подкрепил аргументами  концепцию, согласно которой человек  является существом творческим, имеющим  субъективные надежды, чувства, аспирации, мотивы, идеалы и ценности. Жизнь, считал он, носит экспансивно творческий характер.

       Наконец, в-четвертых, он наглядно продемонстрировал, что социологические работы могут  быть ясными, написанными художественно, богатым литературным языком. Исследователь  его творчества Гарри Алаэрт считает, что «в область неясности, литературного  и интеллектуального хаоса Мак-Айвер  внес и ясность мысли, и меткость выражения» 

       Большой интерес представляют предложенные Мак-Айвером типология социальных интересов, различие между общиной  и ассоциацией, его концепция  социальной эволюции, теория гармонизации отношений между обществом и  индивидом, а также сформулированная им дифференциация между институтами, сосредоточенными на средствах (цивилизация), и миром целей (культура).

       Его классификация социальных интересов, в частности, различие, проводимое между  похожими и общими интересами, нашло  очень плодотворное применение при  уяснении природы межиндивидуальных  взаимоотношений как основы групповой  организации, а также при анализе  природы социальных связей. Различие между общиной как матрицей социальной организации и ассоциацией как  специфической организацией, вырастающей  и развивающейся в рамках этой матрицы, является ключевым элементом  политических доктрин Мак-Айвера. Для  социологии же это различие оказалось  очень значимым для более глубокого  анализа проблем социальной солидарности и как методологическая основа для  более глубокого понимания природы  плюралистического общества, то есть общества, состоящего из множества  различных групп.

  • Якоб Леви Морено (1892 - 1974)

       Американский социолог и психолог румынского происхождения, создатель социометрии и групповой психотерапии как социотерапевтического средства (метод психодрамы).

       В его теории понятие роли было центральным. Он и в жизни играл много социальных ролей — был психиатром, драматургом, теологом, поэтом, философом, изобретателем, групповым психологом, психодраматургом, социодраматургом, социометристом, педагогом. Наиболее важен в обществоведении его вклад в создание и развитие психодрамы, социодрамы и социометрии.

       При создании им «классической» формы психодрамы как метода групповой психотерапии он выделил пять ее базовых элементов. Это:

Информация о работе История становления социологии