Исследования новосибирской экономико-социологической школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотрено понятие «новосибирская экономико-социологическая школа»;
- изучена история становления НЭСШ;
- изучен период 1990-х годов и их влияние на деятельность НЭСШ;
- дана характеристика НЭСШ как школы (с точки зрения ее соответствия данному рангу);
- НЭСШ была рассмотрена как самобытный феномен российской науки;
- были подведены итоги ее деятельности и рассмотрены перспективы дальнейшего развития.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и история новосибирской экономико-социологической школы. 4
1.1 Понятие «новосибирская экономико-социологическая школа» 4
1.2 Исторические аспекты возникновения и развития новосибирской экономико-социологической школы 5
1.3 НЭСШ в 1990-е годы 9
Глава 2. Характеристика Новосибирской экономико-социологической школы 16
2.1 Характеристика Новосибирского экономико-социологического коллектива как школы 16
2.2 НЭСШ как самобытный феномен российской науки 26
Глава 3. Итоги и перспективы деятельности НЭСШ 31
3.1 Итоги деятельности НЭСШ 31
3.2 Перспективы развития НЭСШ 34
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

Исследования новосибирской экономико-социологической школы.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

 
 
 
3.2 Перспективы развития  НЭСШ

     На  сегодняшний день одним из ведущих направлений исследований НЭСШ является развитие России с точки зрения социокультурной и институциональной парадигм. Такое сочетание двух парадигм рождает позитивную социологию, которую и пропагандируют исследования современной НЭСШ.

     Итак, в рамках социкультурного и институционального подходов основной интерес представляют процессы устойчивого, а потому позитивного характера, поскольку именно они обеспечивают сохранение и целостность того или иного общества, воспроизводство социальной жизни, ее непреходящий характер [36; 78]. Идея обретения целостности служит, пожалуй, целевой функцией для эволюции человечества. Поэтому она  несущий элемент любой этической, духовной или религиозной системы, стержень классических научных концепций.  Предлагаемое в названных подходах аналогичное смещение фокуса исследований позволяет рассчитывать на открытие  механизмов общественной эволюции, тех механизмов, на основе которых жизнь социума продолжается, несмотря ни на что. Оба подхода концентрируют внимание на постоянно  воспроизводящихся социальных отношениях, обеспечивающих целостность и единство общественного организма, составляющих его «скелет» и задающих рамки взаимодействия социальных субъектов, независимо от ценностей, мотивации и желаний последних [17; 25]. Институты и культурные воспроизводственные программы рассматриваются как  социальная реальность, материализация общественной истории, закрепленная в нормах, правилах, санкциях, традициях, обычаях и так далее.

     Таким образом, на волне развития социокультурных и институциональных исследований в России  возникает новая позитивная социология. Социология, в которой основным предметом являются законы развития нашего общества, реализующиеся вопреки разнообразным мнениям ученых и политиков, давлению и кликушеству. Позитивная социология начинается с непредвзятого изучения нашей истории и современных трансформационных процессов, с выявления массово проявляющих себя устойчивых ценностных предпочтений, социальных технологий, постоянно воспроизводящихся форм и практик общественной деятельности. Особенностью позитивной социологии является отсутствие нормирования социальных феноменов и процессов, предполагающего соотнесение их с «образцовыми» моделями, представление эмпирических данных в контексте строгих научных теорий, а не в качестве обоснования той или иной позиции исследователя. Позитивная социология ориентирована на поиск и изучение базовых общественных структур, институциональных матриц, устойчивых социальных механизмов общественных связей и долговременных культурных программ [21; 147].

     В основе позитивной социологии лежат  предпосылки об объективном характере изучаемых социальных процессов, а потому  она ориентируется на выявление присущих им естественных механизмов. Как  знание подводных, невидимых течений реки позволяет гребцу лучше направлять свой корабль и, признавая стихию реки, не поддаваться  ей, а использовать для движения вперед,  так и понимание скрытых законов  общественных процессов позволит, приняв их неизбежность,  позитивно использовать это знание для корректировки социального движения.

     Ряд моментов способствуют становлению  и развитию новой позитивной социологии в России. Во-первых, как уже сказано, широкое распространение социокультурных  и институциональных исследований, как в разных регионах, так и отраслях обществоведения, ориентирует социолога на поиск и выявление культурных программ и институтов как устойчивых механизмов воспроизводства общества [19; 374].

     Во-вторых, этому способствует прагматизм молодых  и среднего возраста ученых, менее  отягощенных грузом советского прошлого, которые идут на смену  мэтрам старшего поколения.  Прагматизм отличается ориентацией на  изучение реальных процессов, практицизмом и свободой от ценностных, в том числе и критических, суждений. Кроме того, как говорили древние, «Нет истины в поношениях, и нет истины без любви». Молодое  поколение  ученых  современной России имеет  меньше оснований быть недовольными  общественной ситуацией, давшей им новые горизонты и возможности, и, возможно,  с большей любовью относится к стране,  в которой реализуется их настоящее и будущее. 

     В-третьих, развитие позитивной социологии в России становится практически актуальным. В деятельности политиков, управленцев, хозяйственных руководителей, самых  разнообразных групп населения  обновленной России все более осознанной и очевидной становится опора на собственные силы. Это объективно требует поиска и изучения законов, обеспечивающих развитие этих сил, в противовес практике заимствования чужих чудодейственных рецептов. Позитивная социология становится нужной современному российскому обществу, переживающему новый этап  самоидентификации и начинающему процесс  поступательного развития. Позитивная социология  соответствует и изменившемуся вектору общественного сознания. Заканчивается период,  который представители российской интеллигенции определили как «время какофонии», при котором «воздух накален нетерпимостью» [15; 298]. Вера в то, что «красотою спасется мир», вновь начинает овладевать умами и душами людей. А это значит, что вновь возрождаются российская наука и культура, активизируется поиск гармонии, подлинных знаний. Приходит время для позитивной социологии.

 

Заключение

     Таким образом, Новосибирская экономико-социологическая  школа - неформальная ассоциацию ученых, исследующих экономическую жизнь общества с помощью категорий и методов социологии, закономерности, пути и способы взаимодействия экономической и социальной сфер общества, и в первую очередь - социальные механизмы важнейших экономических процессов.

     История развития новосибирской экономико-социологической школы пережила несколько основных этапов:

     - допрадигмальный 

     - парадигмальный

     - период 90-х годов (кризисный)

     - современный этап.

     Новосибирская экономико-социологическая школа  отвечает всем признакам научной  школы. В ней имеется и основной лидер в лице Т.Н. Заславской, и ее последователи, среди которых происходит преемственность парадигм данной школы, и основные направления исследований. При этом в настоящее время имеет место быть рост количества молодых специалистов в возрасте до 35 лет. Это говорит о том, что наука стала более интересной не только в плане своих исследований и их результатов, но и более оплачиваемой, нежели это было в течение кризисного периода 1990-х годов.

     Перспективы развития Новосибирской экономико-социологической школы в настоящее время очень хорошие. Наличие финансовой базы, молодых специалистов, возможности публиковать свои исследования – все это говорит о том, что экономическая и социологическая наука будут развиваться в рамках Новосибирской экономико-социологической школы. В последнее время были выпущены совместные работы ученых НЭСШ – «Россия, которую мы обретаем», «Россия и россияне в новом столетии: вызовы времени и горизонты развития», «Социальная траектория реформируемой России».   

 

Список  использованной литературы

  1. Россия, которую мы обретаем // Отв. ред. Т.Н. Заславская, З.И. Калугина, - Новосибирск: Наука, 2003.
  2. Россия и россияне в новом столетии: вызовы времени и горизонты развития. Исследования Новосибирской экономико-социологической школы// Отв.ред. Т.Н. Заславская, З.И. Калугина, О.Э Бессонова, - СО РАН, Институт экономики и организации промышленного производства. Новосибирск: изд-во СO РАН, 2008.
  3. Социальная траектория реформируемой России // Отв.ред. Т.Н. Заславская, З.И. Калугина, - Новосибирск: Наука, Сибирское предприятие РАН, 1999.
  4. Новосибирская экономико-социологичская школа [http://slovari.yandex.ru/~книги/Энциклопедия%20социологии/Новосибирская%20экономико-социологическая%20школа/]//Яндекс-словари. URL: http://slovari.yandex.ru
  5. Новосибирская экономико-социологическая школа [http://nesch.ieie.nsc.ru/index.html]// Официальный сайт Новосибирской экономико-социологической школы. URL: http://nesch.ieie.nsc.ru
  6. Социологические аспекты перехода к рыночной экономике.(Материалы к XII Всемирному социологическому конгрессу) Ч. 1. Проблемы социальной адаптации к изменяющимся условиям жизни; Ч. 2. Социальные проблемы труда в новых экономических условиях/ Под ред. д.э.н. Ф.М.Бородкина, к.э.н. А.Р.Михеевой. - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1994.
  7. Общество и экономика: социальные проблемы трансформации.… Сборник научных докладов к XIY Конгрессу Всемирной Социологической Ассоциации / Под ред. А.Р.Михеевой. - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1998; Sociological abstracts. Montreal, 1998;
  8. Russian Sociology Today. (Abstracts of reports Submitted by Russian Sociologists to the ISA XIY World Congress of Sociology). Moscow, 1998.
  9. Собственность и трудовые отношения: варианты трансформации. Сборник кейсов / Под ред. В.Герчикова и М.Кошман. - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1996
  10. Барсукова С.Ю., Герчиков В.И. Приватизация и трудовые отношения: От единого и общего - к частному и разному. - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1996.
  11. Сибирская деревня в период трансформации социально-экономических отношений / Под ред. д.с.н. З.И.Калугиной. - Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1996.
  12. Бессонова О.Э., Кирдина С.Г., О'Салливан Р.Рыночный эксперимент в раздаточной экономике России: Демонстрационные проекты в жилищном хозяйстве. - Новосибирск: НГУ, 1996.
  13. O. Bessonova, S.Kirdina, R.O'Sullivan. Market Experiment in the Housing Economy of Russia. - Novosibirsk, 1996.
  14. Бессонова О.Э. Институты раздаточной экономики России: Ретроспективный анализ.  Новосибирск: Изд-во ИЭиОПП СО РАН, 1997.
  15. Основные положения экономико-социологической концепции трансформации свободы изложены в серии статей, опубликованных в центральных журналах: Социологический журнал К 3/4, 1996; К 4, 1997; Полис К 4, 1996; Свободная мысль К 4, 1996, К 1, К 10, 1998.
  16. Корель Л.В. Социология адаптаций: Этюды апологии. Новосибирск: Изд-во ИЭиОПП СО РАН, 1997.
  17. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. /  Пер. с англ. М.: Смысл, 1999, с. 344.
  18. Социальная траектория реформируемой России: Исследования новосибирской экономико-социологической школы. Новосибирск: АО «Наука РАН», 1999, с. 124.
  19. Тощенко Ж. Т. О понятийном аппарате в социологии. .// СОЦИС. № 9, 2002.
  20. Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта (Социокультурная динамика России). Т. 1. От прошлого к будущему. 2-е изд., перераб. и доп. Новосибирск: Сибирский хронограф, 1997.
  21. Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации, - М.: Институт философии РАН, 2000.
  22. Ходжсон Дж. М. Жизнеспособность институциональной экономики // Эволюционная экономика на пороге XXI века. Доклады и выступления участников международного симпозиума (г. Пущино, 23—25 сентября, 1996 г.). М.: Изд-во «Япония сегодня», 1997.
  23. Радаев В. В. Новый институциональный подход: построение исследовательской схемы // Журнал социологии и социальной антропологии. 2001. Том IV. № 3.
  24. Калугина З.И. Новое время – новые задачи: институциональный подход к изучению трансформационных процессов. / Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы. Новосибирск: АО «Наука РАН», 1999.
  25. Вебер М. Основные социологические понятия // Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1980, с. 602-603.
  26. Радаев В.В. Рынок как объект социологического исследования // Социологические исследования, 1999, № 3.
  27. Радаев В. В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М.: Центр политических технологий, 1998.  
  28. Заславская Т. И. Трансформационный процесс в России: социоструктурный аспект. /Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской  экономико-социологической школы.
  29. Бессонова О.Э. Раздаток как нерыночная система // Известия СО РАН. Сер. Регион: экономика и социология. 1993. Вып. 1;
  30. Бессонова О.Э. Институты раздаточной экономики России: ретроспективный анализ. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1997;
  31. Бессонова О. Э. Раздаток: институциональная теория хозяйственного развития России. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 1999.
  32. Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России. М.: ТЕИС, 2000;
  33. Кирдина С. Г. Институциональные матрицы и развитие России (2-е изд., пер. и дополн.). Новосибирск: СО РАН, 2001;
  34. Кирдина С. Г. Об институциональных матрицах: макросоциологическая объяснительная  гипотеза. // СОЦИС, 2001, № 2, с. 13-23.
  35. Тюрин Д.Ф. «Запад» и «Восток» в институциональном подходе к цивилизации // Социологический журнал, № 4, 2001.
  36. Плотников В. Не надо делать деньги из сотрясения воздуха. // Известия, 18 апреля 2002 г.

Информация о работе Исследования новосибирской экономико-социологической школы