Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 16:18, курсовая работа
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотрено понятие «новосибирская экономико-социологическая школа»;
- изучена история становления НЭСШ;
- изучен период 1990-х годов и их влияние на деятельность НЭСШ;
- дана характеристика НЭСШ как школы (с точки зрения ее соответствия данному рангу);
- НЭСШ была рассмотрена как самобытный феномен российской науки;
- были подведены итоги ее деятельности и рассмотрены перспективы дальнейшего развития.
Введение 3
Глава 1. Понятие и история новосибирской экономико-социологической школы. 4
1.1 Понятие «новосибирская экономико-социологическая школа» 4
1.2 Исторические аспекты возникновения и развития новосибирской экономико-социологической школы 5
1.3 НЭСШ в 1990-е годы 9
Глава 2. Характеристика Новосибирской экономико-социологической школы 16
2.1 Характеристика Новосибирского экономико-социологического коллектива как школы 16
2.2 НЭСШ как самобытный феномен российской науки 26
Глава 3. Итоги и перспективы деятельности НЭСШ 31
3.1 Итоги деятельности НЭСШ 31
3.2 Перспективы развития НЭСШ 34
Заключение 37
Список использованной литературы 39
3.2
Перспективы развития
НЭСШ
На сегодняшний день одним из ведущих направлений исследований НЭСШ является развитие России с точки зрения социокультурной и институциональной парадигм. Такое сочетание двух парадигм рождает позитивную социологию, которую и пропагандируют исследования современной НЭСШ.
Итак, в рамках социкультурного и институционального подходов основной интерес представляют процессы устойчивого, а потому позитивного характера, поскольку именно они обеспечивают сохранение и целостность того или иного общества, воспроизводство социальной жизни, ее непреходящий характер [36; 78]. Идея обретения целостности служит, пожалуй, целевой функцией для эволюции человечества. Поэтому она несущий элемент любой этической, духовной или религиозной системы, стержень классических научных концепций. Предлагаемое в названных подходах аналогичное смещение фокуса исследований позволяет рассчитывать на открытие механизмов общественной эволюции, тех механизмов, на основе которых жизнь социума продолжается, несмотря ни на что. Оба подхода концентрируют внимание на постоянно воспроизводящихся социальных отношениях, обеспечивающих целостность и единство общественного организма, составляющих его «скелет» и задающих рамки взаимодействия социальных субъектов, независимо от ценностей, мотивации и желаний последних [17; 25]. Институты и культурные воспроизводственные программы рассматриваются как социальная реальность, материализация общественной истории, закрепленная в нормах, правилах, санкциях, традициях, обычаях и так далее.
Таким образом, на волне развития социокультурных и институциональных исследований в России возникает новая позитивная социология. Социология, в которой основным предметом являются законы развития нашего общества, реализующиеся вопреки разнообразным мнениям ученых и политиков, давлению и кликушеству. Позитивная социология начинается с непредвзятого изучения нашей истории и современных трансформационных процессов, с выявления массово проявляющих себя устойчивых ценностных предпочтений, социальных технологий, постоянно воспроизводящихся форм и практик общественной деятельности. Особенностью позитивной социологии является отсутствие нормирования социальных феноменов и процессов, предполагающего соотнесение их с «образцовыми» моделями, представление эмпирических данных в контексте строгих научных теорий, а не в качестве обоснования той или иной позиции исследователя. Позитивная социология ориентирована на поиск и изучение базовых общественных структур, институциональных матриц, устойчивых социальных механизмов общественных связей и долговременных культурных программ [21; 147].
В основе позитивной социологии лежат предпосылки об объективном характере изучаемых социальных процессов, а потому она ориентируется на выявление присущих им естественных механизмов. Как знание подводных, невидимых течений реки позволяет гребцу лучше направлять свой корабль и, признавая стихию реки, не поддаваться ей, а использовать для движения вперед, так и понимание скрытых законов общественных процессов позволит, приняв их неизбежность, позитивно использовать это знание для корректировки социального движения.
Ряд
моментов способствуют становлению
и развитию новой позитивной социологии
в России. Во-первых, как уже сказано,
широкое распространение
Во-вторых, этому способствует прагматизм молодых и среднего возраста ученых, менее отягощенных грузом советского прошлого, которые идут на смену мэтрам старшего поколения. Прагматизм отличается ориентацией на изучение реальных процессов, практицизмом и свободой от ценностных, в том числе и критических, суждений. Кроме того, как говорили древние, «Нет истины в поношениях, и нет истины без любви». Молодое поколение ученых современной России имеет меньше оснований быть недовольными общественной ситуацией, давшей им новые горизонты и возможности, и, возможно, с большей любовью относится к стране, в которой реализуется их настоящее и будущее.
В-третьих, развитие позитивной социологии в России становится практически актуальным. В деятельности политиков, управленцев, хозяйственных руководителей, самых разнообразных групп населения обновленной России все более осознанной и очевидной становится опора на собственные силы. Это объективно требует поиска и изучения законов, обеспечивающих развитие этих сил, в противовес практике заимствования чужих чудодейственных рецептов. Позитивная социология становится нужной современному российскому обществу, переживающему новый этап самоидентификации и начинающему процесс поступательного развития. Позитивная социология соответствует и изменившемуся вектору общественного сознания. Заканчивается период, который представители российской интеллигенции определили как «время какофонии», при котором «воздух накален нетерпимостью» [15; 298]. Вера в то, что «красотою спасется мир», вновь начинает овладевать умами и душами людей. А это значит, что вновь возрождаются российская наука и культура, активизируется поиск гармонии, подлинных знаний. Приходит время для позитивной социологии.
Заключение
Таким
образом, Новосибирская экономико-
История
развития новосибирской экономико-
- допрадигмальный
- парадигмальный
- период 90-х годов (кризисный)
- современный этап.
Новосибирская
экономико-социологическая
Перспективы развития Новосибирской экономико-социологической школы в настоящее время очень хорошие. Наличие финансовой базы, молодых специалистов, возможности публиковать свои исследования – все это говорит о том, что экономическая и социологическая наука будут развиваться в рамках Новосибирской экономико-социологической школы. В последнее время были выпущены совместные работы ученых НЭСШ – «Россия, которую мы обретаем», «Россия и россияне в новом столетии: вызовы времени и горизонты развития», «Социальная траектория реформируемой России».
Список использованной литературы
Информация о работе Исследования новосибирской экономико-социологической школы