Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 16:18, курсовая работа
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотрено понятие «новосибирская экономико-социологическая школа»;
- изучена история становления НЭСШ;
- изучен период 1990-х годов и их влияние на деятельность НЭСШ;
- дана характеристика НЭСШ как школы (с точки зрения ее соответствия данному рангу);
- НЭСШ была рассмотрена как самобытный феномен российской науки;
- были подведены итоги ее деятельности и рассмотрены перспективы дальнейшего развития.
Введение 3
Глава 1. Понятие и история новосибирской экономико-социологической школы. 4
1.1 Понятие «новосибирская экономико-социологическая школа» 4
1.2 Исторические аспекты возникновения и развития новосибирской экономико-социологической школы 5
1.3 НЭСШ в 1990-е годы 9
Глава 2. Характеристика Новосибирской экономико-социологической школы 16
2.1 Характеристика Новосибирского экономико-социологического коллектива как школы 16
2.2 НЭСШ как самобытный феномен российской науки 26
Глава 3. Итоги и перспективы деятельности НЭСШ 31
3.1 Итоги деятельности НЭСШ 31
3.2 Перспективы развития НЭСШ 34
Заключение 37
Список использованной литературы 39
Однако даже самые негативные, на первый взгляд, явления и процессы несли в себе, как это ни парадоксально, некий положительный импульс, заставляя активизировать деятельность и полнее реализовать свой творческий потенциал многих сотрудников, в том числе тех, которые в благополучные времена по тем или иным причинам оставались в тени. Усилия коллектива нашли признание и поддержку со стороны международных и отечественных научных фондов, сообщества социологов [31; 69]. Система грантов как новая для России форма поддержки научных исследований на конкурсной основе, активный поиск сотрудниками отдела внебюджетных источников финансирования, участие в международных конкурсах исследовательских проектов позволили остановить отток квалифицированных кадров, а также частично решить и информационную проблему, обусловленную сокращением поступлений новой научной литературы, недостатком денег для ее приобретения, для пользования системой МБА, для формирования библиотечных фондов в крупнейших региональных библиотеках. Компьютеризация рабочих мест, осуществленная за счет средств, полученных по грантам, а также подключение к электронным средствам связи и к системе Интернет расширили возможности получения оперативной информации о разработках в соответствующих областях, организации научных симпозиумов, конференций и конгрессов [35;19].
Однако возникшие в последние годы трудности в развитии науки в определенной мере компенсируются изменением идеологического климата в обществе, раскрепощением научной мысли, расширением доступа к достижениям мировой общественной науки немарксистского толка, снятием административных барьеров в развитии научных контактов.
Успешной
адаптации коллектива к новым условиям
способствовали также определенные институциональные
изменения. В 1993 г. Ф.М. Бородкин, руководивший
отделом социальных проблем с 1989 по 1995
гг., предложил отказаться от жесткой организационно-
Демократизация управления отделом сделала возможным свободное самоопределение каждого сотрудника в выборе тематики исследований и научного микро-коллектива, способствовала появлению новых тем, новаторских подходов, поддержанию творческой атмосферы в коллективе в сложных социально-экономических условиях.
Другим важным «противовесом» деструктивным процессам стало создание в институте докторантуры и специализированного совета по защитам докторских и кандидатских диссертаций по трем социологическим специальностям: «Экономическая социология», «Социальная структура, социальные институты и социальные процессы», «Политическая социология». Это активизировало подготовку диссертационных работ, способствовало сохранению высоких научных требований, творческих дискуссий и контактов с представителями других научных центров и школ [31;69].
За этот период сотрудниками и аспирантами отдела защищены восемь кандидатских и три докторские диссертации. Сотрудники отдела успешно руководят аспирантами Института и НГУ.
Несмотря на то, что в 90-е годы по сравнению с 80-ми годами, численный состав отдела сократился примерно вдвое и на сегодняшний день составляет 30 сотрудников, в качественном отношении коллектив остается одним из мощных и высококвалифицированных подразделений института. В составе научного коллектива отдела - пять докторов наук) и 11 кандидатов наук. В декабре 1998 г. успешно защищены две докторские диссертации [29;206].
Наблюдается
и сбалансированная возрастная структура
коллектива: в его составе работают семь
перспективных молодых сотрудников (до
35 лет), что создает благоприятные условия
для безболезненной смены поколений и
продолжения традиций. Молодые ученые
активно участвуют в международных образовательных
программах, реализуя собственные проекты,
проходят длительные стажировки в зарубежных
научных центрах США, Великобритании,
Германии, Польши, Венгрии и Чехии.
Воспроизводству научных кадров отдела
способствуют непрекращающиеся связи
с Новосибирским государственным университетом.
Большинство сотрудников отдела совмещают
научную работу с преподавательской деятельностью.
Ими подготовлены оригинальные курсы
в области социологии организаций, материального
благосостояния, социальной демографии,
экономической и аграрной социологии,
социологии семьи, бизнес-организаций,
социологии труда, математических методов
анализа социологической информации и
др.
Продолжаются
традиции раннего включения студентов
в научно-исследовательскую
Ведущие сотрудники участвуют в реализации международных проектов, являются консультантами-экспертами международных Фондов, программ и организаций. В традициях коллектива - прием и консультирование зарубежных исследователей по проблемам отечественной науки и социальной практики, активное участие в международных социологических конгрессах, семинарах и конференциях.
В последние годы сотрудники отдела участвовали в реализации 17 совместных международных исследовательских проектов, а также в работе 37 международных симпозиумов, конференций и конгрессов, на которых были представлены более 50 докладов. Так, в работе XIII Мирового социологического конгресса (Билефельд, Германия, 1994 г.) приняло участие шесть сотрудников отдела, а в работе ХIV Мирового социологического конгресса (Монреаль, Канада, 1998 г.) – восемь [5].
К XIII Мировому социологическому конгрессу (Билефельд, Германия, 1994 г.) был подготовлен двухтомник докладов «Социологические аспекты перехода к рыночной экономике. Часть 1. Проблемы социальной адаптации к изменяющимся условиям жизни; часть 2. Социальные проблемы труда в новых экономических условиях» ( ред. Ф.М.Бородкин и А.Р.Михеева).
На последнем конгрессе были представлены доклады на заседаниях исследовательских комитетов по социологии образования, самоуправлению, политической социологии, социологии труда , молодежи, семьи, социологии сельского хозяйства, а также в комитете «женщина в обществе» и на тематической группе по исследованиям бюджетов времени. Доклады были подготовлены на основе новейших результатов исследований. В них отражены различные аспекты современных процессов трансформации российского общества и особенности социальной динамики в Сибири: изменение ориентаций, предпочтений, поведения людей в трудовой, общественной и семейной сферах жизни. Все представленные доклады были включены в программу Конгресса, опубликованы в сборнике «Общество и экономика: социальные проблемы трансформации», а также в сборниках социологических абстрактов, изданных оргкомитетом Конгресса и российским обществом социологов [2;107].
В 90-е годы наиболее интересные работы коллектива были отмечены грантами многих престижных отечественных и международных научных фондов: Фондов поддержки Открытого Общества системы Фондов Сороса, Института «Открытое общество» Фонда Форда, Фонда Макартуров, Российской Программы экономических исследований, Московского общественного научного Фонда, TASISCRSS, IRS, IREX, INTAS, а также Российского Фонда фундаментальных исследований ФФИ, Российского гуманитарного научного Фонда, Министерства науки РФ, Министерства Экономики РФ, Министерства Образования Российской Федерации, Президиума СО РАН IREX, INTAS и др. [32;215]
В 1995 г. в Академгородке совместно с Институтом «Открытое общество» (Нью-Йорк), Новосибирским отделением Российско-Американского фонда «Культурная инициатива», Администрацией и миграционной службой Новосибирской области отделом был организован и проведен международный семинар «Вынужденные переселенцы в Западной Сибири». Многие работы сотрудников отдела опубликованы за рубежом на английском и других европейских языках.
Все это свидетельствует о том, что высокий творческий потенциал ученых и выбранные модели адаптации помогли коллективу новосибирских социологов относительно благополучно пережить трудные времена и с оптимизмом смотреть в будущее.
Глава 2. Характеристика Новосибирской экономико-социологической школы
2.1 Характеристика Новосибирского экономико-социологического коллектива как школы
Основными критериями для определения организации как научной школы является наличие [5]:
При этом обозначенные критерии не следует понимать однозначно: как показывает опыт разных научных Школ, они могут проявляться весьма многообразно.
Феномен школы с необходимостью предполагает наличие учеников и последователей, которые обеспечивают преемственность и развитие сложившейся в рамках школы научной традиции. Эта преемственность осуществляется по разным каналам: через регулярное пополнение молодыми учеными, подготавливаемыми старшими представителями данной школы, сотрудничество разных поколений ученых, коллективный характер исследовательской работы, постоянный (формальный и неформальный) квалификационный рост ученых, работающих в парадигме данной школы.
Окончательно институционализирует научное сообщество как научную школу внешнее признание результатов ее деятельности. Речь идет не только о том, что результаты исследований отдельных (пусть и многих) представителей научного коллектива получают высокую оценку научной общественности (публикуются в ведущих зарубежных и отечественных журналах, активно цитируются, рецензируются, используются представителями других научных коллективов в качестве теоретических, методологических или методических основ их собственных исследований и пр.). Главное то, что несмотря на разноплановость научных исследований и многообразие получаемых результатов, научная общественность воспринимает данный коллектив как единое оригинальное целое, как самостоятельную научную школу [11,306].
Исходя из выделенных критериев, можно показать, что Новосибирская экономико-социологическая школа (НЭСШ) представляет собой одно из наиболее влиятельных течений в российской общественной науке 60-90-х годов, и что она оказала существенное воздействие на развитие социологии в советский период и, особенно, на институционализацию экономической социологии как самостоятельной научной дисциплины.
Лидером НЭСШ на всем протяжении ее становления и развития являлась Т.И.Заславская. Именно она разрабатывала оригинальные концепции и теории, каждая из которых открывала новый этап в поступательном развитии школы. И именно на базе возглавлявшегося Т.И. Заславской отдела социальных проблем Института экономики и ОПП СО АН, а также руководимого ею (с 1984 г.) журнала «Известия СО АН: серия экономики и прикладной социологии» организационно оформилась НЭСШ. Другим крупным теоретиком и создателем НЭСШ была д.э.н. Р.В.Рывкина. Вместе они сыграли решающую роль в социологизации преимущественно экономического коллектива, его движении от социальной экономики к экономической социологии. На подготовительном этапе большой вклад в становление НЭСШ внесли такие известные ученые, работавшие в ИЭиОПП и НГУ в 60-х годах, как акад. А. Г. Аганбегян, чл.-корр. АН СССР Г.А. Пруденский, д.э.н. В.Д. Патрушев, д.э.н. В.Э. Шляпентох, д.ф.н. В.Н. Шубкин, д.э.н. Е.Г. Антосенков и др. [8,127]
Экономико-
На
допарадигмальном этапе научный
профиль школы можно
Реализуемая на этом этапе социально-экономическая парадигма способствовала появлению ряда оригинальных теоретико-методологических концепций и оформлению коллектива как самостоятельной научной Школы российской социологии. К числу наиболее важных научных прорывов, на наш взгляд, с полным основанием можно отнести: концепцию миграции сельского населения в города; концепцию города и села как относительно самостоятельных и взаимодополняющих подсистем общества, имеющих долгую перспективу сосуществования; системный подход к изучению сельского сектора как специфической подсистемы общества; концепции социально-территориальной структуры общества и его элементов.
Информация о работе Исследования новосибирской экономико-социологической школы