Исследования новосибирской экономико-социологической школы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 16:18, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотрено понятие «новосибирская экономико-социологическая школа»;
- изучена история становления НЭСШ;
- изучен период 1990-х годов и их влияние на деятельность НЭСШ;
- дана характеристика НЭСШ как школы (с точки зрения ее соответствия данному рангу);
- НЭСШ была рассмотрена как самобытный феномен российской науки;
- были подведены итоги ее деятельности и рассмотрены перспективы дальнейшего развития.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Понятие и история новосибирской экономико-социологической школы. 4
1.1 Понятие «новосибирская экономико-социологическая школа» 4
1.2 Исторические аспекты возникновения и развития новосибирской экономико-социологической школы 5
1.3 НЭСШ в 1990-е годы 9
Глава 2. Характеристика Новосибирской экономико-социологической школы 16
2.1 Характеристика Новосибирского экономико-социологического коллектива как школы 16
2.2 НЭСШ как самобытный феномен российской науки 26
Глава 3. Итоги и перспективы деятельности НЭСШ 31
3.1 Итоги деятельности НЭСШ 31
3.2 Перспективы развития НЭСШ 34
Заключение 37
Список использованной литературы 39

Работа содержит 1 файл

Исследования новосибирской экономико-социологической школы.doc

— 196.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение

     Современная наука во многом стала преемницей науки советского периода. Именно в годы существования Советского Союза начали свою деятельность крупнейшие исследователи современной России. Базис, заложенный в тот период – стал основой для становления российской науки.

     Новосибирская экономико-социологическая школа  - одна из крупнейших в стране организаций, занимающаяся исследованиями в сфере  экономики и социологии.

     Данное  исследование посвящено изучению деятельности новосибирской экономико-социологической  школы.

     Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

     - рассмотрено понятие «новосибирская  экономико-социологическая школа»;

     - изучена история становления  НЭСШ;

     - изучен период 1990-х годов и  их влияние на деятельность  НЭСШ;

     - дана характеристика НЭСШ как школы (с точки зрения ее соответствия данному рангу);

     - НЭСШ была рассмотрена как самобытный феномен российской науки;

     - были подведены итоги ее деятельности  и рассмотрены перспективы дальнейшего  развития.

     Актуальность  данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день наука возрождается после того, как была ослаблена перестроечным периодом и периодом 90-х годов, когда находилась в упадке. Специфика исследований НЭСШ отражает актуальные проблемы в сфере экономики и социологии. Изучение этих исследований позволяет ответить на многие интересующие вопросы в данных сферах.

 

Глава 1. Понятие и история  новосибирской экономико-социологической  школы.

1.1 Понятие «новосибирская экономико-социологическая школа»

     Новосибирская экономико-социологическая школа (НЭСШ) представляет собой неформальную ассоциацию ученых, исследующих экономическую жизнь общества с помощью категорий и методов социологии, закономерности, пути и способы взаимодействия экономической и социальной сфер общества, и в первую очередь - социальные механизмы важнейших экономических процессов. Изучение социального механизма развития экономики (как устойчивой системы взаимодействий разных групп, имеющих разные интересы и ресурсы, - системы, регулируемой социальными институтами общества, текущей деятельностью органов управления и др.) - более сложная задача, чем анализ определяющих это развитие конкретных факторов [4].

     Другими особенностями НЭСШ являются: работа большинства ученых «на стыке» теории и эмпирии, стремление к системному представлению предмета исследования, сбалансированное внимание к деятельностным и структурным детерминантам социально-экономических процессов, а также к проблемам города и села, индустриального и аграрного сектора экономики. Представители Школы с 1960-х годов широко используют математические методы анализа социально-экономических явлений и процессов. Исторически НЭСШ возникла в Новосибирске, но в настоящее время ее представители связаны скорее общими теоретико-методологическими взглядами и подходами, чем географическим положением. Они живут и работают в большинстве крупных городов Сибири, в Москве, а также за рубежом [3; 45].

     Лидером НЭСШ на всем протяжении ее становления  и развития являлась академик РАН  Т.И. Заславская. Ей принадлежит ведущая  роль в разработке оригинальных концепций и теорий, каждая из которых открывала новый этап в поступательном развитии Школы. Именно на базе возглавляемого Т.И. Заславской (с 1967 г.) отдела социальных проблем Института экономики и организации промышленного производства СО АН СССР, руководимой ею (с 1980 г.) социологической специализации экономического факультета НГУ, а также созданного в 1984 г. журнала «Известия СО АН СССР: Серия экономики и прикладной социологии» организационно оформилась НЭСШ. Другой теоретик, внесший крупный вклад в формирование научной школы, - доктор экономических наук Р.В. Рывкина, активно содействовавшая «социологизации» исходно экономического коллектива, его движению от социальной экономики к экономической социологии, а также воспроизводству экономико-социологических кадров Сибири. [7; 48]

1.2 Исторические аспекты возникновения и развития новосибирской экономико-социологической школы

     В формировании НЭСШ можно выделить два  крупных этапа, условно - допарадигмальный и парадигмальный. На первом этапе (1967-1980) научный профиль Школы можно было охарактеризовать скорее как социальную экономику. На этом этапе акцент делался на исследовании социальных факторов и социальных последствий конкретных экономических явлений и процессов. Реализуемая на этом этапе парадигма способствовала появлению ряда оригинальных теоретико-методологических концепций и оформлению коллектива как самостоятельной российской социологической школы. В этот период были разработаны: концепция миграции сельского населения в города (1966-1970); методология социологического изучения трудовой мобильности (1968-1974); концепция города и села как относительно самостоятельных и взаимодополняющих подсистем общества, имеющих долгую перспективу существования (1972-1975); методология системного изучения сельского (аграрного) сектора как специфической подсистемы общества (1975-1980); методология изучения образа жизни сельского населения (1975-1979); концепция социально-территориальной структуры общества и регионов (1979-1983) и др. [6; 79].

     В итоге этих исследований выявилась необходимость разработки новой - экономико-социологической - методологии изучения экономических процессов. На следующем, парадигмальном этапе было заложено новое как для данного коллектива, так и для российской науки научное направление - экономическая социология. Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной была разработана концепция социального механизма развития социалистической экономики (СМРЭ); причем эта категория стала центральной в авторской интерпретации экономической социологии. С этого момента ученики и последователи Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной начинают исследование конкретных проекций СМРЭ на примере аграрного сектора общества и отдельных сфер городского хозяйства.

     Важное  влияние на формирование Школы оказало  постоянное пополнение лучшими выпускниками социологической специализации экономического факультета НГУ и аспирантуры по специальности «Прикладная социология». Основными учителями, притягивавшими молодежь и уделявшими много внимания ее квалификационному росту, были Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина. К настоящему времени Школа насчитывает уже три поколения «учеников», имеющих собственное имя в науке. Первое поколение учеников сформировалось в рамках двух концепций, разработанных Т.И. Заславской, - миграционной и механизменной. Это д.с.н. Л.В. Корель (миграция населения), к.э.н. Л.А. Хахулина (трудовая мобильность), д.э.н. С.В. Соболева (социальная демография), д.с.н. А.Я. Троцковский, к.э.н. Е.Е. Горяченко, к.э.н. В.И. Федосеев (социально-территориальная структура села, территориальная проекция СМРЭ), к.э.н. А.Н. Шапошников (социальный механизм распределительных отношений) [8; 13].

     Второе  поколение учеников Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной развивалось уже  в рамках экономической социологии и, в частности, методологии изучения социальных механизмов. Его представители - д.с.н. О.Э. Бессонова (социальный механизм жилищных отношений, концепция раздаточной экономики), д.э.н. Л.Я. Косалс (социальный механизм инновационных процессов), к.э.н. С.Г. Крапчан (социально-региональная структура), А. Леденева (социология блата), к.ф.-м.н. М.Л. Суховский (кадровый механизм и социальные качества руководителей и специалистов), д.с.н. М.А. Шабанова (социальный механизм функционирования института «шабашничества», деятельностно-структурная концепция трансформации свободы в меняющемся обществе) и многие другие. Третье поколение НЭСШ в значительной степени формируется благодаря социологическому отделению экономического факультета НГУ, которым руководят представители второго поколения к.с.н. Т.Ю. Богомолова (социально-экономическая стратификация) и к.с.н. С.Г. Саблина (статусная рассогласованность) [10; 59].

     Последователями и соратниками основных авторов  концепции СМРЭ стали д.с.н. З.И. Калугина (аграрная социология), д.э.н. В.Д. Смирнов (разработка и внедрение новых  форм хозяйствования на селе).

     Наряду  с этим магистральным направлением в рамках НЭСШ развивались и другие направления, лидеры которых также  составили своего рода ядро школы: исследования бюджетов времени населения (д.ф.н. В.А. Артемов, д.с.н. З.И. Калугина), движение кадров в промышленности и строительстве (д.э.н. Е.Г. Антосенков и к.э.н. З.В. Куприянова, к.э.н. В.А. Калмык), индустриальная социология (д.с.н. В.И. Герчиков), уровень и качество жизни населения (к.э.н. Л.А. Хахулина, В.С. Тапилина), моделирование социально-демографических процессов (д.э.н. Ф.М. Бородкин, д.э.н. С.В. Соболева), математические методы обработки и анализа социологических данных (д.ф.-м.н. Б.Г. Миркин, к.ф.-м.н. В.А. Трофимов, к.ф.-м.н. П.С. Ростовцев). Однако, несмотря на сложившуюся многоядерность Школа представляла собой глубоко интегрированное научное сообщество. Становление НЭСШ прошло путь от первоначально разрозненных научных коллективов, чисто формально соединенных в рамках отдела, до коллектива, сплотившегося вокруг руководителя отдела как своего формального и неформального лидера на базе общей теоретической ориентации. Во внешней среде весь отдел, как правило, ассоциировался со школой Т.И. Заславской [13; 34].

     Консолидация  коллектива осуществлялась по нескольким каналам. Главный из них - научно-методологический: формирование общей теоретической платформы исследования, единой системы используемых понятий, общего языка. Важной традицией было нелицеприятное критическое обсуждение замыслов и результатов исследований на методологических семинарах и научных советах, коллективные дискуссии и «мозговые атаки», взаимное консультирование, рецензирование и пр. Способствовало интеграции и то обстоятельство, что предмет исследований Школы постепенно расширялся - от изучения отдельных актуальных процессов к комплексному исследованию социально-экономической жизни отдельных территориальных единиц. Это создавало устойчивую потребность во взаимодействии между разными элементами организационной структуры отдела, а также между его предметными ядрами (демография, труд, досуг, доходы, потребление, образ жизни, культура, социальная структура и социальные процессы) [19; 20].

     Успешному развитию НЭСШ содействовала обеспеченная Сибирским отделением АН СССР надежная институциональная база и, в частности, возможность практически ежегодной организации крупных экспедиций в разные города и регионы Сибири.

     Внешнее признание новосибирского социологического коллектива как самостоятельной  научной школы пришло еще в  период разработки ее первых теоретико-методологических концепций. Советское социологическое сообщество квалифицировало новосибирский коллектив как научную школу, характерными чертами которой были: добротность разработки теоретических и методических вопросов, системный подход, широкомасштабность исследований, фундаментальность и универсальность выводов, сочетание статистических и социологических методов, широкое использование математических моделей и методов.

     «Визитной карточкой» НЭСШ стала монография Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной «Социология экономической жизни: Очерки теории» (Новосибирск: Наука, 1991). Несмотря на то, что в силу разных причин опубликованной оказалась лишь первая часть рукописи, для широкого круга читателей монография обозначила новый парадигмальный этап - возникновение и развитие экономической социологии. Дальнейшими шагами в этом направлении стали коллективная монография «Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы» (Новосибирск: Наука, 1999), «Россия, которую мы обретаем: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы» (Новосибирск: Наука, 2002), а также фундаментальная авторская монография лидера школы Т.И. Заславской «Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция» (М.: Изд-во «Дело», 2002). [25; 65]

1.3 НЭСШ в 1990-е годы

     Радикальные экономические реформы, начавшиеся в стране в начале 90-х годов, не только отразились на социально-экономической  ситуации в стране, но и вызвали  кардинальные изменения в научной  сфере, в том числе и в социологии. Много обещавшее оживление интереса к социальным и экономическим наукам, особенно к их прикладным результатам, наблюдавшееся в начале «перестройки», сменилось в 90-х годах быстрым ухудшением условий работы отечественной науки. Это проявилось в сокращении централизованного финансирования, снижении уровня заработной платы ученых, невозможности оплаты научных командировок и т.п. Из социологической науки в этот период ушло много высококвалифицированных специалистов, резко сократилось ее пополнение молодежью, уменьшилось число конференций и семинаров, где социологи могли обсуждать наиболее актуальные проблемы и обмениваться информацией. Особенно неблагоприятно складывалась ситуация в нестоличных научных центрах [25; 101].

     Со  всеми этими трудностями и  проблемами нового времени столкнулся и новосибирский социологический коллектив. Из-за резкого сокращения государственного финансирования науки часть квалифицированных сотрудников отдела ушла в другие сферы деятельности (банки, биржи, консалтинговые фирмы и др.), а оставшиеся столкнулись с необходимостью поиска дополнительных негосударственных источников финансирования - через систему грантов отечественных и зарубежных фондов, хоздоговоров, разовых заказов и пр. Как следствие - уменьшилось время, затрачиваемое собственно на науку, дробление исследовательских групп и тем, падение престижа научной деятельности в глазах молодежи.

Информация о работе Исследования новосибирской экономико-социологической школы