Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 16:18, курсовая работа
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- рассмотрено понятие «новосибирская экономико-социологическая школа»;
- изучена история становления НЭСШ;
- изучен период 1990-х годов и их влияние на деятельность НЭСШ;
- дана характеристика НЭСШ как школы (с точки зрения ее соответствия данному рангу);
- НЭСШ была рассмотрена как самобытный феномен российской науки;
- были подведены итоги ее деятельности и рассмотрены перспективы дальнейшего развития.
Введение 3
Глава 1. Понятие и история новосибирской экономико-социологической школы. 4
1.1 Понятие «новосибирская экономико-социологическая школа» 4
1.2 Исторические аспекты возникновения и развития новосибирской экономико-социологической школы 5
1.3 НЭСШ в 1990-е годы 9
Глава 2. Характеристика Новосибирской экономико-социологической школы 16
2.1 Характеристика Новосибирского экономико-социологического коллектива как школы 16
2.2 НЭСШ как самобытный феномен российской науки 26
Глава 3. Итоги и перспективы деятельности НЭСШ 31
3.1 Итоги деятельности НЭСШ 31
3.2 Перспективы развития НЭСШ 34
Заключение 37
Список использованной литературы 39
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Современная наука во многом стала преемницей науки советского периода. Именно в годы существования Советского Союза начали свою деятельность крупнейшие исследователи современной России. Базис, заложенный в тот период – стал основой для становления российской науки.
Новосибирская
экономико-социологическая
Данное
исследование посвящено изучению деятельности
новосибирской экономико-
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
-
рассмотрено понятие «
- изучена история становления НЭСШ;
- изучен период 1990-х годов и их влияние на деятельность НЭСШ;
- дана характеристика НЭСШ как школы (с точки зрения ее соответствия данному рангу);
- НЭСШ была рассмотрена как самобытный феномен российской науки;
-
были подведены итоги ее
Актуальность данного исследования заключается в том, что на сегодняшний день наука возрождается после того, как была ослаблена перестроечным периодом и периодом 90-х годов, когда находилась в упадке. Специфика исследований НЭСШ отражает актуальные проблемы в сфере экономики и социологии. Изучение этих исследований позволяет ответить на многие интересующие вопросы в данных сферах.
Глава
1. Понятие и история
новосибирской экономико-
1.1 Понятие «новосибирская экономико-социологическая школа»
Новосибирская экономико-социологическая школа (НЭСШ) представляет собой неформальную ассоциацию ученых, исследующих экономическую жизнь общества с помощью категорий и методов социологии, закономерности, пути и способы взаимодействия экономической и социальной сфер общества, и в первую очередь - социальные механизмы важнейших экономических процессов. Изучение социального механизма развития экономики (как устойчивой системы взаимодействий разных групп, имеющих разные интересы и ресурсы, - системы, регулируемой социальными институтами общества, текущей деятельностью органов управления и др.) - более сложная задача, чем анализ определяющих это развитие конкретных факторов [4].
Другими особенностями НЭСШ являются: работа большинства ученых «на стыке» теории и эмпирии, стремление к системному представлению предмета исследования, сбалансированное внимание к деятельностным и структурным детерминантам социально-экономических процессов, а также к проблемам города и села, индустриального и аграрного сектора экономики. Представители Школы с 1960-х годов широко используют математические методы анализа социально-экономических явлений и процессов. Исторически НЭСШ возникла в Новосибирске, но в настоящее время ее представители связаны скорее общими теоретико-методологическими взглядами и подходами, чем географическим положением. Они живут и работают в большинстве крупных городов Сибири, в Москве, а также за рубежом [3; 45].
Лидером НЭСШ на всем протяжении ее становления и развития являлась академик РАН Т.И. Заславская. Ей принадлежит ведущая роль в разработке оригинальных концепций и теорий, каждая из которых открывала новый этап в поступательном развитии Школы. Именно на базе возглавляемого Т.И. Заславской (с 1967 г.) отдела социальных проблем Института экономики и организации промышленного производства СО АН СССР, руководимой ею (с 1980 г.) социологической специализации экономического факультета НГУ, а также созданного в 1984 г. журнала «Известия СО АН СССР: Серия экономики и прикладной социологии» организационно оформилась НЭСШ. Другой теоретик, внесший крупный вклад в формирование научной школы, - доктор экономических наук Р.В. Рывкина, активно содействовавшая «социологизации» исходно экономического коллектива, его движению от социальной экономики к экономической социологии, а также воспроизводству экономико-социологических кадров Сибири. [7; 48]
1.2 Исторические аспекты возникновения и развития новосибирской экономико-социологической школы
В формировании НЭСШ можно выделить два крупных этапа, условно - допарадигмальный и парадигмальный. На первом этапе (1967-1980) научный профиль Школы можно было охарактеризовать скорее как социальную экономику. На этом этапе акцент делался на исследовании социальных факторов и социальных последствий конкретных экономических явлений и процессов. Реализуемая на этом этапе парадигма способствовала появлению ряда оригинальных теоретико-методологических концепций и оформлению коллектива как самостоятельной российской социологической школы. В этот период были разработаны: концепция миграции сельского населения в города (1966-1970); методология социологического изучения трудовой мобильности (1968-1974); концепция города и села как относительно самостоятельных и взаимодополняющих подсистем общества, имеющих долгую перспективу существования (1972-1975); методология системного изучения сельского (аграрного) сектора как специфической подсистемы общества (1975-1980); методология изучения образа жизни сельского населения (1975-1979); концепция социально-территориальной структуры общества и регионов (1979-1983) и др. [6; 79].
В итоге этих исследований выявилась необходимость разработки новой - экономико-социологической - методологии изучения экономических процессов. На следующем, парадигмальном этапе было заложено новое как для данного коллектива, так и для российской науки научное направление - экономическая социология. Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной была разработана концепция социального механизма развития социалистической экономики (СМРЭ); причем эта категория стала центральной в авторской интерпретации экономической социологии. С этого момента ученики и последователи Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной начинают исследование конкретных проекций СМРЭ на примере аграрного сектора общества и отдельных сфер городского хозяйства.
Важное влияние на формирование Школы оказало постоянное пополнение лучшими выпускниками социологической специализации экономического факультета НГУ и аспирантуры по специальности «Прикладная социология». Основными учителями, притягивавшими молодежь и уделявшими много внимания ее квалификационному росту, были Т.И. Заславская и Р.В. Рывкина. К настоящему времени Школа насчитывает уже три поколения «учеников», имеющих собственное имя в науке. Первое поколение учеников сформировалось в рамках двух концепций, разработанных Т.И. Заславской, - миграционной и механизменной. Это д.с.н. Л.В. Корель (миграция населения), к.э.н. Л.А. Хахулина (трудовая мобильность), д.э.н. С.В. Соболева (социальная демография), д.с.н. А.Я. Троцковский, к.э.н. Е.Е. Горяченко, к.э.н. В.И. Федосеев (социально-территориальная структура села, территориальная проекция СМРЭ), к.э.н. А.Н. Шапошников (социальный механизм распределительных отношений) [8; 13].
Второе поколение учеников Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной развивалось уже в рамках экономической социологии и, в частности, методологии изучения социальных механизмов. Его представители - д.с.н. О.Э. Бессонова (социальный механизм жилищных отношений, концепция раздаточной экономики), д.э.н. Л.Я. Косалс (социальный механизм инновационных процессов), к.э.н. С.Г. Крапчан (социально-региональная структура), А. Леденева (социология блата), к.ф.-м.н. М.Л. Суховский (кадровый механизм и социальные качества руководителей и специалистов), д.с.н. М.А. Шабанова (социальный механизм функционирования института «шабашничества», деятельностно-структурная концепция трансформации свободы в меняющемся обществе) и многие другие. Третье поколение НЭСШ в значительной степени формируется благодаря социологическому отделению экономического факультета НГУ, которым руководят представители второго поколения к.с.н. Т.Ю. Богомолова (социально-экономическая стратификация) и к.с.н. С.Г. Саблина (статусная рассогласованность) [10; 59].
Последователями и соратниками основных авторов концепции СМРЭ стали д.с.н. З.И. Калугина (аграрная социология), д.э.н. В.Д. Смирнов (разработка и внедрение новых форм хозяйствования на селе).
Наряду с этим магистральным направлением в рамках НЭСШ развивались и другие направления, лидеры которых также составили своего рода ядро школы: исследования бюджетов времени населения (д.ф.н. В.А. Артемов, д.с.н. З.И. Калугина), движение кадров в промышленности и строительстве (д.э.н. Е.Г. Антосенков и к.э.н. З.В. Куприянова, к.э.н. В.А. Калмык), индустриальная социология (д.с.н. В.И. Герчиков), уровень и качество жизни населения (к.э.н. Л.А. Хахулина, В.С. Тапилина), моделирование социально-демографических процессов (д.э.н. Ф.М. Бородкин, д.э.н. С.В. Соболева), математические методы обработки и анализа социологических данных (д.ф.-м.н. Б.Г. Миркин, к.ф.-м.н. В.А. Трофимов, к.ф.-м.н. П.С. Ростовцев). Однако, несмотря на сложившуюся многоядерность Школа представляла собой глубоко интегрированное научное сообщество. Становление НЭСШ прошло путь от первоначально разрозненных научных коллективов, чисто формально соединенных в рамках отдела, до коллектива, сплотившегося вокруг руководителя отдела как своего формального и неформального лидера на базе общей теоретической ориентации. Во внешней среде весь отдел, как правило, ассоциировался со школой Т.И. Заславской [13; 34].
Консолидация коллектива осуществлялась по нескольким каналам. Главный из них - научно-методологический: формирование общей теоретической платформы исследования, единой системы используемых понятий, общего языка. Важной традицией было нелицеприятное критическое обсуждение замыслов и результатов исследований на методологических семинарах и научных советах, коллективные дискуссии и «мозговые атаки», взаимное консультирование, рецензирование и пр. Способствовало интеграции и то обстоятельство, что предмет исследований Школы постепенно расширялся - от изучения отдельных актуальных процессов к комплексному исследованию социально-экономической жизни отдельных территориальных единиц. Это создавало устойчивую потребность во взаимодействии между разными элементами организационной структуры отдела, а также между его предметными ядрами (демография, труд, досуг, доходы, потребление, образ жизни, культура, социальная структура и социальные процессы) [19; 20].
Успешному развитию НЭСШ содействовала обеспеченная Сибирским отделением АН СССР надежная институциональная база и, в частности, возможность практически ежегодной организации крупных экспедиций в разные города и регионы Сибири.
Внешнее признание новосибирского социологического коллектива как самостоятельной научной школы пришло еще в период разработки ее первых теоретико-методологических концепций. Советское социологическое сообщество квалифицировало новосибирский коллектив как научную школу, характерными чертами которой были: добротность разработки теоретических и методических вопросов, системный подход, широкомасштабность исследований, фундаментальность и универсальность выводов, сочетание статистических и социологических методов, широкое использование математических моделей и методов.
«Визитной карточкой» НЭСШ стала монография Т.И. Заславской и Р.В. Рывкиной «Социология экономической жизни: Очерки теории» (Новосибирск: Наука, 1991). Несмотря на то, что в силу разных причин опубликованной оказалась лишь первая часть рукописи, для широкого круга читателей монография обозначила новый парадигмальный этап - возникновение и развитие экономической социологии. Дальнейшими шагами в этом направлении стали коллективная монография «Социальная траектория реформируемой России: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы» (Новосибирск: Наука, 1999), «Россия, которую мы обретаем: Исследования Новосибирской экономико-социологической школы» (Новосибирск: Наука, 2002), а также фундаментальная авторская монография лидера школы Т.И. Заславской «Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция» (М.: Изд-во «Дело», 2002). [25; 65]
1.3 НЭСШ в 1990-е годы
Радикальные экономические реформы, начавшиеся в стране в начале 90-х годов, не только отразились на социально-экономической ситуации в стране, но и вызвали кардинальные изменения в научной сфере, в том числе и в социологии. Много обещавшее оживление интереса к социальным и экономическим наукам, особенно к их прикладным результатам, наблюдавшееся в начале «перестройки», сменилось в 90-х годах быстрым ухудшением условий работы отечественной науки. Это проявилось в сокращении централизованного финансирования, снижении уровня заработной платы ученых, невозможности оплаты научных командировок и т.п. Из социологической науки в этот период ушло много высококвалифицированных специалистов, резко сократилось ее пополнение молодежью, уменьшилось число конференций и семинаров, где социологи могли обсуждать наиболее актуальные проблемы и обмениваться информацией. Особенно неблагоприятно складывалась ситуация в нестоличных научных центрах [25; 101].
Со всеми этими трудностями и проблемами нового времени столкнулся и новосибирский социологический коллектив. Из-за резкого сокращения государственного финансирования науки часть квалифицированных сотрудников отдела ушла в другие сферы деятельности (банки, биржи, консалтинговые фирмы и др.), а оставшиеся столкнулись с необходимостью поиска дополнительных негосударственных источников финансирования - через систему грантов отечественных и зарубежных фондов, хоздоговоров, разовых заказов и пр. Как следствие - уменьшилось время, затрачиваемое собственно на науку, дробление исследовательских групп и тем, падение престижа научной деятельности в глазах молодежи.
Информация о работе Исследования новосибирской экономико-социологической школы