Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:23, курсовая работа
Цель исследования: выявить степень удовлетворенности трудом у педагогов средней общеобразовательной школы №45 школы и ее влияние на результативность труда.
Задачи:
1. Выяснить степень удовлетворенности трудом учителей;
2. Выявить основные факторы, определяющие отношение к труду:
– влияние условий труда на удовлетворенность трудом;
– влияние состава коллектива по половому и возрастному критериям на удовлетворенность трудом.
3. Проанализировать влияние удовлетворённости трудом на его результативность.
Введение._________________________________________________________2
Глава I. Удовлетворенность трудом и его производительность.
§1. Социальная сущность удовлетворенности трудом, её структура________5
§2. Взаимосвязь удовлетворенности трудом с производительностью труда____________________________________________________________11
Глава II. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №45» города Кургана как объект социологического исследования.
§1. История школы. Общие сведения ________________________________18
§2. Предмет, цели и порядок деятельности Школы_____________________20
§3. Система управление Школой____________________________________24
Глава III. Исследование удовлетворенности трудом работников общеобразовательного учреждения на примере МОУ «Средняя общеобразовательная школа №45» города Кургана
§1. Программа социологического исследования._______________________28
§2. Анализ результатов исследования.________________________________31
Заключение.______________________________________________________37
Список использованной литературы._________________________________39
Приложения._______________________________
Совет состоит из избираемых членов, представляющих:
-
родителей (законных
- работников Школы,
- обучающихся 8-11классов.
- в Совет могут быть включены
граждане, чья профессиональная
и (или) общественная
В целях рассмотрения основополагающих вопросов образовательного процесса создается Педагогический совет. В состав Педагогического совета входят все педагогические работники Школы, исключая совместителей, заведующий библиотекой. Количественный и персональный состав Педагогического совета утверждается приказом директора Школы. Председателем Педагогического совета является директор.
К компетенции Педагогического совета относится:
- обсуждение и принятие планов работы Школы;
- принятие локальных актов, отнесенных к его компетенции;
- заслушивание информаций и
- предоставление обучающимся
- принятие решения о проведении
промежуточной аттестации, о
допуске обучающихся к
- ходатайство перед Советом
- организация разработки, рассмотрения
и принятия образовательных и
воспитательных программ и
- анализ знаний, умений и навыков
обучающихся по итогам
- утверждение списка учебников;
-
другие полномочия, связанные с
обучением и воспитанием
В целях защиты трудовых прав и обеспечения социальных гарантий сотрудников Школы создается общее собрание трудового коллектива. В общем собрании трудового коллектива принимают участие все сотрудники Школы. Общее собрание трудового коллектива Школы собирается по мере необходимости, но не реже 1 раза в год. Общее собрание трудового коллектива вправе принимать решения, если в его работе участвуют не менее половины сотрудников, для которых Школа является основным местом работы.
Решения общего собрания трудового коллектива принимаются простым большинством голосов присутствующих на собрании работников.
Глава III. Исследование
удовлетворенности
трудом работников общеобразовательного
учреждения на примере
МОУ «Средняя общеобразовательная школа
№45» города Кургана.
§1.
Программа социологического
исследования.
Объект исследования: учителя школы №45
Предмет исследования – удовлетворенность трудом и ее влияние на его результативность.
Цель исследования – анализ удовлетворенности трудом учителей школы №45 и ее влияние на результативность труда.
Задачи.
1. Выяснить степень удовлетворенности трудом учителей;
2. Выявить основные факторы, определяющие отношение к труду:
– влияние заработной платы на удовлетворенность трудом;
– влияние образования на удовлетворенность трудом;
– влияние условий труда на удовлетворенность трудом;
– влияние состава коллектива по половому и возрастному критериям на удовлетворенность трудом.
3. Проанализировать влияние удовлетворённости трудом на его результативность.
Гипотезы:
1. У большей части учителей удовлетворенность трудом имеет положительные тенденции.
2. Существующие факторы труда оказывают существенное влияние на удовлетворенность трудом:
– чем лучше условия труда, тем выше удовлетворенность трудом;
– чем разнообразней состав коллектива, тем выше удовлетворенность трудом.
3.
Чем выше удовлетворенность
Основные понятия
Труд — это целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и культурных ценностей. Труд есть основа и непременное условие жизнедеятельности людей.
Характер труда определяет технико-экономическое содержание, общественную форму, социально-экономическое качество труда
Отношение к труду - социально обусловленное, относительно устойчивое состояние познавательной (когнитивной), эмоциональной (аффективной) и поведенческой (действенной) готовности личности реагировать на всю совокупность элементов процесса труда.
Отношение к труду представляет собой сложное социальное явление, включающее три основных элемента:
1) мотивы и ориентация трудового поведения;
2)
реальное и фактическое
3) оценку работниками трудовой ситуации
Условия
труда – это комплекс социально-экономических,
технико-организационных и естественно-природных
факторов, в которых происходит трудовой
процесс.
В исследовании был использован метод опроса. В качестве инструмента исследования была выбрана анкета. Анкета разработана в соответствии с программой исследования и включает в себя следующие блоки вопросов:
1. Личностные характеристики опрашиваемого куда включаются демографические и некоторые другие данные- пол, возраст и т.д.;
2.
Вопросы, выясняющие степень
3.
Группа вопросов выявляющих
4. Вопросы, выясняющие общие факторы социализации личности (образование).
Кроме того в анкету включены вопросы, не вошедшие в названные смысловые разделы, но имеющие самостоятельное значение в изучении мотивов трудовой деятельности и опосредовано влияющих на отношение к труду.
В целом полученная информация позволяет, на наш взгляд, охарактеризовать удовлетворенность трудом учителей школы №45, а также определить наиболее значимые факторы, факторы формирующие то или иное их отношение к труду, выяснить результативность труда учителей, влияние их удовлетворенности трудом на результативность их труда
Обработка
данных, полученных в результате анкетирования,
проводилась при помощи программы
Vortex.
§2. Анализ результатов исследования.
По
данным исследования удалось выяснить,
что большая часть работников
организации (школы №45) – люди среднего
возраста – от 40 до 48 лет. И напротив,
колличество молодых
Диаграмма
1. Структура возрастного состава учителей.
Так
же удалось выяснить, что специальность
педагога самим сотрудникам организации
нравится («очень нравится» – 21,43%, «в общем
нравится» – 57,14%). Варианты «совершенно
не нравится» или «безразлична» не были
авыбраны никем. Что свидетельствует об
общей удовлетворенности трудом самими
работниками.
Диаграмма 2. Отношение педагога к своей специальности.
В качестве ответа на вопрос «Что именно в работе имеет для Вас наибольшее значение?» предлагалось выбрать не более 3 наиболее подходящих вариантов ответов. В результате чего были получены следующие данные:
В работе людей более всего интересуют такие факторы:
– работа имеет творческий характер – 64,29%;
– приносить пользу другим людям – 57,14%;
– интересен сам процесс труда – 50,00%.
Варианты
ответов «уважение со стороны
окружающих», «чувство уверенности
в себе» и «возможность обеспечить
себя» представляют для респондентов
равнозначные ценности, они оба набрали
по 28,57% выборов. Вариант «возможность
продвинуться, сделать карьеру» не
был выбран никем, так как предлогалось
выбрать не более 3 вариантов ответов и
он, судя по полученным результатам, в
тройку наиболее важных не входит.
Диаграмма 3. «Что именно в работе имеет
для Вас наибольшее значение?»
Так же по результатам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что 50% учителей (сотрудников исследуемой организации) условия и организация работы скорее удовлетворяет; 35,71% респондентов ответили, что данные условия их скорее не удовлетворяют. В свою очередь вариант ответа «Совсем не удовлетворяют» не был выбран никем.
Диаграмма 4. Удовлетворяют ли Вас
условия и организация Вашей
работы.
В качестве отрицательного момента следует отметить, что большая часть опрашиваемых проявила желание перейти на другое низкоквалифицированное, но более оплачиваемое место работы (57,14%). 28,57% респондентов ответили, что у них такого желания нет.
Диаграмма 5. Хотели бы Вы перейти на
другое низкоквалифицированное, но более
оплачиваемое место работы?
Подавляющее большинство респондентов ответили, что общение с коллегами для них «Очень важно(общение перерастает в неформальное)» – 64,29%. Не важным общение с коллегами оказалось лишь для 14,29% опрошенных. В то же время состав коллектива всех респондентов удовлетворяет в той или иной мере («Да, полностью удовлетворяет» –50%, «Удовлетворяет частично» – 50%). Вариант не удовлетворяет не был выбран ни одним респондентом.
Влияние удовлетворенности условиями и организацией труда учителей на результативность их труда, то есть на оценки, полученные учениками за сданные ими экзамены в форме ЕГЭ, вполне очевидна. Учителя, чья удовлетворенность в этом вопросе выше добились больших успехов, чем учителя с более низкой удовлетворенностью. Что позволяет сделать вывод о том, что удовлетворенность трудом, в том числе и отдельными его факторами, существенно влияет на результативность труда учителей.
Диаграмма 6. Отношение педагога к своей специальности на успешность сдачи учениками ЕГЭ (ученики набрали колличество баллов, соответствующее оценке «отлично»).
Как можно увидеть из графика, чем меньше нравится учителю работа (чем ниже показатель удовлетворенности учителя трудом и его заинтересованности в труде), тем более низким становится показатель успешности сдачи экзамена, т.е. тем меньший процент детей сдали экзамен на оценку «отлично».
Аналогичная ситуация складывается и с оценкой «хорошо» полученной детьми за экзамен.