Исследование удовлетворенности трудом работников общеобразовательного учреждения на примере МОУ «Средняя общеобразовательная школа №45

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: выявить степень удовлетворенности трудом у педагогов средней общеобразовательной школы №45 школы и ее влияние на результативность труда.
Задачи:
1. Выяснить степень удовлетворенности трудом учителей;
2. Выявить основные факторы, определяющие отношение к труду:
– влияние условий труда на удовлетворенность трудом;
– влияние состава коллектива по половому и возрастному критериям на удовлетворенность трудом.
3. Проанализировать влияние удовлетворённости трудом на его результативность.

Содержание

Введение._________________________________________________________2
Глава I. Удовлетворенность трудом и его производительность.
§1. Социальная сущность удовлетворенности трудом, её структура________5
§2. Взаимосвязь удовлетворенности трудом с производительностью труда____________________________________________________________11
Глава II. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №45» города Кургана как объект социологического исследования.
§1. История школы. Общие сведения ________________________________18
§2. Предмет, цели и порядок деятельности Школы_____________________20
§3. Система управление Школой____________________________________24
Глава III. Исследование удовлетворенности трудом работников общеобразовательного учреждения на примере МОУ «Средняя общеобразовательная школа №45» города Кургана
§1. Программа социологического исследования._______________________28
§2. Анализ результатов исследования.________________________________31
Заключение.______________________________________________________37
Список использованной литературы._________________________________39
Приложения._______________________________

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 392.00 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение._________________________________________________________2 

     Глава I. Удовлетворенность трудом и его производительность.

§1. Социальная сущность удовлетворенности трудом, её структура________5

§2. Взаимосвязь  удовлетворенности трудом с производительностью труда____________________________________________________________11 

     Глава II. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №45» города Кургана как объект социологического исследования.

§1. История  школы. Общие сведения ________________________________18

§2. Предмет, цели и порядок деятельности Школы_____________________20

§3. Система управление Школой____________________________________24 

     Глава III. Исследование удовлетворенности трудом работников общеобразовательного учреждения на примере МОУ «Средняя общеобразовательная школа №45» города Кургана

§1. Программа  социологического исследования._______________________28

§2. Анализ результатов исследования.________________________________31 

Заключение.______________________________________________________37

Список  использованной литературы._________________________________39

Приложения._____________________________________________________41

 

Введение

     Актуальность  исследования:

     Удовлетворенность трудом является оценочным элементом  отношения к труду и связана с внутренним состоянием работника в процессе выполняемой работы и с его субъективной оценкой собственной трудовой деятельности.

     Как показывают исследования трудовой деятельности, удовлетворенность трудом является важнейшим, но неоднозначным фактором повышения производительности и эффективности труда. Снижение удовлетворенности собственным трудом отрицательно влияет на эффективность труда работника, приводя к негативным последствиям в кадровом обеспечении системы: фактам текучести кадров, ухудшении трудовой и производственной дисциплины, прогулам и невыходам на работу, фактам небрежного отношения к имуществу и т.д.

     Удовлетворенность трудом можно считать одним из критериев поведения сотрудника в организации с точки зрения его эффективности: если степень удовлетворенности трудом у сотрудника низкая, то и его поведение в организации будет неэффективным. То есть существует прямо пропорциональная зависимость между такими категориями, как удовлетворенность трудом и эффективность организационного поведения сотрудника: чем ниже степень удовлетворенности трудом, тем менее эффективно его поведение в организации

     Объект  исследования: учителя школы №45

     Предметом исследования является: удовлетворенность трудом и ее влияние на его результативность.

     Цель  исследования: выявить степень удовлетворенности трудом у педагогов средней общеобразовательной школы №45 школы и ее влияние на результативность труда.

     Задачи:

1. Выяснить  степень удовлетворенности трудом  учителей;

2. Выявить  основные факторы, определяющие  отношение к труду:

     – влияние условий труда на удовлетворенность трудом;

     – влияние состава коллектива по половому и возрастному критериям на удовлетворенность трудом.

3. Проанализировать  влияние удовлетворённости трудом  на его результативность.

     Гипотезы:

1. У  большей части учителей удовлетворенность трудом имеет положительные тенденции.

2. Существующие  факторы труда оказывают существенное  влияние на удовлетворенность трудом:

   – чем лучше условия труда, тем  выше удовлетворенность трудом;

        – чем разнообразней  состав коллектива, тем выше удовлетворенность трудом.

3. Чем  выше удовлетворенность трудом, тем выше его результативность.

     В качестве инструмента исследования была выбрана анкета. Анкета разработана  в соответствии с программой исследования включающая в себя следующие блоки вопросов:

     1. Личностные характеристики опрашиваемого  куда включаются демографические  и некоторые другие данные- пол,  возраст и т.д.

     2. Вопросы, выясняющие степень удовлетворенности  специальностью и работой: 

     3. Группа вопросов выявляющих факторы  труда (должность, зарплату); условия труда в широком смысле на предприятии и т.д.

     4. Вопросы, выясняющие общие факторы  социализации личности (образование)

     Кроме того в анкету включены вопросы, не вошедшие в названные смысловые  разделы, но имеющие самостоятельное значение в изучении мотивов трудовой деятельности и опосредовано влияющих на отношение к труду.

      Обработка данных, полученных в результате анкетирования, проводилась при помощи программы  Vortex60, при помощи одномерного и двухмерного анализа данных, представления их в виде таблиц, а также в графическом варианте.

      Выборка: генеральная совокупность составляет 45 человек, в выборочную совокупность попало 15 человек (по таблице Паниотто). Данная выборка может считаться репрезентативной и целесообразной.

      Для разработки теоретической части работы были изучены различные социологические исследования, материалы учебной и научной литературы. 

 

Глава I. Удовлетворенность трудом и его производительность. 

     §1. Социальная сущность удовлетворенности  трудом, её структура

     Удовлетворенность трудом — эмоционально окрашенное оценочное представление субъекта деятельности о результате своей  трудовой активности, о самом процессе работы и внешних условиях, в которых  она осуществляется.

     «Удовлетворенность  от труда связана с индивидуальными различиями в ожиданиях, и, в частности, в степени соответствия работы ожиданиям каждого отдельного человека. Существуют значительные различия в том, чего люди ждут от своей работы, и соответственно – различия в реакциях на нее».1 В результате у людей формируются определенные чувства по отношению к своей работе, а также к ее отдельным параметрам или аспектам, например к начальнику, коллегам, возможностям карьерного роста, зарплате и т.д.

     Существуют определенный личностный параметр, влияющий на чувство удовлетворенности трудом – позитивный аффект. «Люди с высоким уровнем позитивного аффекта отличаются активностью, живостью, энтузиазмом, воодушевленностью, заинтересованностью. Они оптимистично смотрят на жизнь, склонны рассматривать неудачи как временные трудности, обусловленные внешними обстоятельствами, проявляют большую настойчивость. Люди с низким уровнем позитивного аффекта более пессимистично смотрят на жизнь. Второй компонент модели удовлетворенностью трудом – объективные условия труда. Это фактическая основа работы, включающая уровень заработной платы, часы работы, физические условия труда. Вместе эти два компонента (уровень позитивного аффекта и объективные условия труда) формируют оценку или интерпретацию условий труда. При интерпретировании учитывается множество факторов, в том числе адекватность оплаты выполняемой работе, уровень профессионального стресса, соответствие работы способностям и навыкам человека. В целом оно порождает чувство одобрения или неодобрения, симпатии или антипатии, расположения или нерасположения и т.д., которое является основой для формирования установки по отношению к труду (удовлетворенность)». 2

     В рамках современной социологической  науки общепринятой и общепризнанной считается двухфакторная «мотивационно-гигиеническая» теория удовлетворенности трудом Ф. Херцбергера.

     К мотивационным критериям относятся:

     1) содержательные характеристики  трудовой деятельности;

     2) успехи и достижения личности  или группы в труде;

     3) перспективы квалификационно-профессионального,  в том числе и карьерного роста;

     4) признание со стороны социального  окружения, в частности, показатели  престижного и «имиджевого» характера.

     К гигиеническим критериям относят:

     1) эргономические условия труда;

     2) уровень материального вознаграждения;

     3) стиль руководства;

     4) характер межличностных отношений  в трудовом коллективе.

     Следует отметить, что удовлетворенность  трудом, как правило, повышается при  оптимизации «мотивационных» факторов. В случае же оптимизации «гигиенических»  показателей чаще всего снижается неудовлетворенность работой, но при этом не всегда изменяется показатель удовлетворенности трудом.

     Также необходимо отметить, что деление  факторов на «мотивационные» и «гигиенические»  является условным и в ряде случаев  именно «гигиенические» факторы  выступают в качестве мотивационно определяющих активность как отдельной личности, так и группы в целом.

     В группах разного уровня социально-психологического развития удельный вес различных  факторов удовлетворенности трудом также различается. Так, например, в  группах высокого уровня развития «мотивационная» составляющая и такой показатель, как «система взаимоотношений», в теории Ф. Херцбергера включенные в перечень «гигиенических» факторов, как правило, имеют решающее значение для позитивного субъективного видения и оценки своей трудовой деятельности, в то время как для групп низкого уровня развития решающими нередко становятся такие показатели, как заработная плата и эргономические условия труда.

     Удовлетворенность трудом, как показывают многочисленные исследования, выступает как серьезная составляющая социально-психологического климата в коллективе. 3

     Другой  теорией в данной сфере является теория общих ожиданий, которая разработана  в конце 60-х гг. прошлого века на базе исследований большой группы организационных психологов, в частности, В. Врума, Дж. Кэмпбелла, Л. Портера, И. Лоулера и др. Она исходит из того, что существуют группы взаимосвязанных переменных, совокупность которых опосредствует ожидания индивида, уровень его трудовой активности, а в конечном счете результаты трудовой деятельности и степень удовлетворенности ею. К ним относятся:

     1) ожидание определенного уровня  выполнения работы в зависимости  от усилий;

     2) ожидание результата в зависимости  от уровня выполнения работы;

     3) инструментальность и ценность.

     Ожидание  определенного уровня выполнения работы в зависимости от усилий отражает веру в то, что усилия приведут к  достижению желаемого уровня выполнения работы. Эта вероятность сильно зависит  от оценки человеком собственных  умений и знаний, касающихся работы, от ожиданий других людей, а также от поддержки со стороны коллег и благоприятного влияния условий труда и других средовых переменных.

     Ожидание  результата в зависимости от уровня выполнения работы - это вероятностное  понятие, сходное с предыдущим, отражает веру в то, что за выполнением работы последуют определенные прямые результаты (или результаты первого уровня) — от повышения зарплаты, продвижения по службе и чувства достижения до признания, увеличения объема работы и увеличения продолжительности рабочего дня.

     Инструментальностью называется полезность определенного  поведения или результата с точки  зрения достижения какой-либо другой значимой цели. Эта переменная отражает веру в то, что между поведением и  достижением цели существует связь. Понятие инструментальности особенно подходит для трудовых результатов второго уровня — это желательные последствия, которые не вытекают непосредственно из трудовой деятельности, но становятся возможными за счет прямых результатов (первого уровня) трудового поведения.

     Результатам первого и второго уровней  приписывается определенная ценность (иногда ее называют валентностью) —  это переменная, отражающая степень  привлекательности результатов  для человека. Повышение заработной платы (результат первого уровня), которое вытекает из повышения в должности, может иметь высокую положительную ценность, потому что оно инструментально для достижения положительно оцениваемых сотрудником результатов второго уровня, например, более высокого жизненного уровня.

Информация о работе Исследование удовлетворенности трудом работников общеобразовательного учреждения на примере МОУ «Средняя общеобразовательная школа №45