Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:23, курсовая работа
Цель исследования: выявить степень удовлетворенности трудом у педагогов средней общеобразовательной школы №45 школы и ее влияние на результативность труда.
Задачи:
1. Выяснить степень удовлетворенности трудом учителей;
2. Выявить основные факторы, определяющие отношение к труду:
– влияние условий труда на удовлетворенность трудом;
– влияние состава коллектива по половому и возрастному критериям на удовлетворенность трудом.
3. Проанализировать влияние удовлетворённости трудом на его результативность.
Введение._________________________________________________________2
Глава I. Удовлетворенность трудом и его производительность.
§1. Социальная сущность удовлетворенности трудом, её структура________5
§2. Взаимосвязь удовлетворенности трудом с производительностью труда____________________________________________________________11
Глава II. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №45» города Кургана как объект социологического исследования.
§1. История школы. Общие сведения ________________________________18
§2. Предмет, цели и порядок деятельности Школы_____________________20
§3. Система управление Школой____________________________________24
Глава III. Исследование удовлетворенности трудом работников общеобразовательного учреждения на примере МОУ «Средняя общеобразовательная школа №45» города Кургана
§1. Программа социологического исследования._______________________28
§2. Анализ результатов исследования.________________________________31
Заключение.______________________________________________________37
Список использованной литературы._________________________________39
Приложения._______________________________
Содержание.
Введение._____________________
Глава I. Удовлетворенность трудом и его производительность.
§1. Социальная сущность удовлетворенности трудом, её структура________5
§2. Взаимосвязь
удовлетворенности трудом с производительностью
труда_________________________
Глава II. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №45» города Кургана как объект социологического исследования.
§1. История
школы. Общие сведения ______________________________
§2. Предмет, цели и порядок деятельности Школы_____________________20
§3. Система
управление Школой________________________
Глава III. Исследование удовлетворенности трудом работников общеобразовательного учреждения на примере МОУ «Средняя общеобразовательная школа №45» города Кургана
§1. Программа
социологического исследования._________________
§2. Анализ
результатов исследования._____
Заключение.___________________
Список
использованной литературы.___________________
Приложения.___________________
Введение
Актуальность исследования:
Удовлетворенность трудом является оценочным элементом отношения к труду и связана с внутренним состоянием работника в процессе выполняемой работы и с его субъективной оценкой собственной трудовой деятельности.
Как показывают исследования трудовой деятельности, удовлетворенность трудом является важнейшим, но неоднозначным фактором повышения производительности и эффективности труда. Снижение удовлетворенности собственным трудом отрицательно влияет на эффективность труда работника, приводя к негативным последствиям в кадровом обеспечении системы: фактам текучести кадров, ухудшении трудовой и производственной дисциплины, прогулам и невыходам на работу, фактам небрежного отношения к имуществу и т.д.
Удовлетворенность трудом можно считать одним из критериев поведения сотрудника в организации с точки зрения его эффективности: если степень удовлетворенности трудом у сотрудника низкая, то и его поведение в организации будет неэффективным. То есть существует прямо пропорциональная зависимость между такими категориями, как удовлетворенность трудом и эффективность организационного поведения сотрудника: чем ниже степень удовлетворенности трудом, тем менее эффективно его поведение в организации
Объект исследования: учителя школы №45
Предметом исследования является: удовлетворенность трудом и ее влияние на его результативность.
Цель исследования: выявить степень удовлетворенности трудом у педагогов средней общеобразовательной школы №45 школы и ее влияние на результативность труда.
Задачи:
1. Выяснить
степень удовлетворенности
2. Выявить
основные факторы,
– влияние условий труда на удовлетворенность трудом;
– влияние состава коллектива по половому и возрастному критериям на удовлетворенность трудом.
3. Проанализировать
влияние удовлетворённости
Гипотезы:
1. У большей части учителей удовлетворенность трудом имеет положительные тенденции.
2. Существующие
факторы труда оказывают
– чем лучше условия труда, тем выше удовлетворенность трудом;
– чем разнообразней состав коллектива, тем выше удовлетворенность трудом.
3. Чем выше удовлетворенность трудом, тем выше его результативность.
В качестве инструмента исследования была выбрана анкета. Анкета разработана в соответствии с программой исследования включающая в себя следующие блоки вопросов:
1.
Личностные характеристики
2.
Вопросы, выясняющие степень
3.
Группа вопросов выявляющих
4.
Вопросы, выясняющие общие
Кроме того в анкету включены вопросы, не вошедшие в названные смысловые разделы, но имеющие самостоятельное значение в изучении мотивов трудовой деятельности и опосредовано влияющих на отношение к труду.
Обработка данных, полученных в результате анкетирования, проводилась при помощи программы Vortex60, при помощи одномерного и двухмерного анализа данных, представления их в виде таблиц, а также в графическом варианте.
Выборка: генеральная совокупность составляет 45 человек, в выборочную совокупность попало 15 человек (по таблице Паниотто). Данная выборка может считаться репрезентативной и целесообразной.
Для
разработки теоретической части работы
были изучены различные социологические
исследования, материалы учебной и научной
литературы.
Глава
I. Удовлетворенность
трудом и его производительность.
§1. Социальная сущность удовлетворенности трудом, её структура
Удовлетворенность
трудом — эмоционально окрашенное
оценочное представление
«Удовлетворенность
от труда связана с
Существуют определенный личностный параметр, влияющий на чувство удовлетворенности трудом – позитивный аффект. «Люди с высоким уровнем позитивного аффекта отличаются активностью, живостью, энтузиазмом, воодушевленностью, заинтересованностью. Они оптимистично смотрят на жизнь, склонны рассматривать неудачи как временные трудности, обусловленные внешними обстоятельствами, проявляют большую настойчивость. Люди с низким уровнем позитивного аффекта более пессимистично смотрят на жизнь. Второй компонент модели удовлетворенностью трудом – объективные условия труда. Это фактическая основа работы, включающая уровень заработной платы, часы работы, физические условия труда. Вместе эти два компонента (уровень позитивного аффекта и объективные условия труда) формируют оценку или интерпретацию условий труда. При интерпретировании учитывается множество факторов, в том числе адекватность оплаты выполняемой работе, уровень профессионального стресса, соответствие работы способностям и навыкам человека. В целом оно порождает чувство одобрения или неодобрения, симпатии или антипатии, расположения или нерасположения и т.д., которое является основой для формирования установки по отношению к труду (удовлетворенность)». 2
В
рамках современной социологической
науки общепринятой и общепризнанной
считается двухфакторная «
К
мотивационным критериям
1) содержательные характеристики трудовой деятельности;
2) успехи и достижения личности или группы в труде;
3)
перспективы квалификационно-
4)
признание со стороны
К
гигиеническим критериям
1) эргономические условия труда;
2)
уровень материального
3) стиль руководства;
4)
характер межличностных
Следует
отметить, что удовлетворенность
трудом, как правило, повышается при
оптимизации «мотивационных»
Также
необходимо отметить, что деление
факторов на «мотивационные» и «
В группах разного уровня социально-психологического развития удельный вес различных факторов удовлетворенности трудом также различается. Так, например, в группах высокого уровня развития «мотивационная» составляющая и такой показатель, как «система взаимоотношений», в теории Ф. Херцбергера включенные в перечень «гигиенических» факторов, как правило, имеют решающее значение для позитивного субъективного видения и оценки своей трудовой деятельности, в то время как для групп низкого уровня развития решающими нередко становятся такие показатели, как заработная плата и эргономические условия труда.
Удовлетворенность трудом, как показывают многочисленные исследования, выступает как серьезная составляющая социально-психологического климата в коллективе. 3
Другой теорией в данной сфере является теория общих ожиданий, которая разработана в конце 60-х гг. прошлого века на базе исследований большой группы организационных психологов, в частности, В. Врума, Дж. Кэмпбелла, Л. Портера, И. Лоулера и др. Она исходит из того, что существуют группы взаимосвязанных переменных, совокупность которых опосредствует ожидания индивида, уровень его трудовой активности, а в конечном счете результаты трудовой деятельности и степень удовлетворенности ею. К ним относятся:
1)
ожидание определенного уровня
выполнения работы в
2)
ожидание результата в
3) инструментальность и ценность.
Ожидание определенного уровня выполнения работы в зависимости от усилий отражает веру в то, что усилия приведут к достижению желаемого уровня выполнения работы. Эта вероятность сильно зависит от оценки человеком собственных умений и знаний, касающихся работы, от ожиданий других людей, а также от поддержки со стороны коллег и благоприятного влияния условий труда и других средовых переменных.
Ожидание результата в зависимости от уровня выполнения работы - это вероятностное понятие, сходное с предыдущим, отражает веру в то, что за выполнением работы последуют определенные прямые результаты (или результаты первого уровня) — от повышения зарплаты, продвижения по службе и чувства достижения до признания, увеличения объема работы и увеличения продолжительности рабочего дня.
Инструментальностью называется полезность определенного поведения или результата с точки зрения достижения какой-либо другой значимой цели. Эта переменная отражает веру в то, что между поведением и достижением цели существует связь. Понятие инструментальности особенно подходит для трудовых результатов второго уровня — это желательные последствия, которые не вытекают непосредственно из трудовой деятельности, но становятся возможными за счет прямых результатов (первого уровня) трудового поведения.
Результатам первого и второго уровней приписывается определенная ценность (иногда ее называют валентностью) — это переменная, отражающая степень привлекательности результатов для человека. Повышение заработной платы (результат первого уровня), которое вытекает из повышения в должности, может иметь высокую положительную ценность, потому что оно инструментально для достижения положительно оцениваемых сотрудником результатов второго уровня, например, более высокого жизненного уровня.