Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 23:23, курсовая работа
Цель исследования: выявить степень удовлетворенности трудом у педагогов средней общеобразовательной школы №45 школы и ее влияние на результативность труда.
Задачи:
1. Выяснить степень удовлетворенности трудом учителей;
2. Выявить основные факторы, определяющие отношение к труду:
– влияние условий труда на удовлетворенность трудом;
– влияние состава коллектива по половому и возрастному критериям на удовлетворенность трудом.
3. Проанализировать влияние удовлетворённости трудом на его результативность.
Введение._________________________________________________________2
Глава I. Удовлетворенность трудом и его производительность.
§1. Социальная сущность удовлетворенности трудом, её структура________5
§2. Взаимосвязь удовлетворенности трудом с производительностью труда____________________________________________________________11
Глава II. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №45» города Кургана как объект социологического исследования.
§1. История школы. Общие сведения ________________________________18
§2. Предмет, цели и порядок деятельности Школы_____________________20
§3. Система управление Школой____________________________________24
Глава III. Исследование удовлетворенности трудом работников общеобразовательного учреждения на примере МОУ «Средняя общеобразовательная школа №45» города Кургана
§1. Программа социологического исследования._______________________28
§2. Анализ результатов исследования.________________________________31
Заключение.______________________________________________________37
Список использованной литературы._________________________________39
Приложения._______________________________
Гораздо более удобной с практической точки зрения при оценке степени удовлетворенности трудом представляется теория справедливости Дж. Адамса. Согласно этой концепции, люди сравнивают соотношения между тем, что они получают в своей рабочей ситуации (своими результатами), и затраченными на это усилиями (своими вложениями) с соотношением результатов и вложений других людей. К результатам относятся заработная плата, статус и должностной уровень. Наиболее значимыми вложениями являются умения, знания, опыт, стаж работы и образование. Согласно теории справедливости, удовлетворенность трудом будет высокой, если индивидуальное соотношение результат/усилия будет равно или несколько выше среднего значения для данного вида деятельности. Вполне очевидно, что удовлетворенность резко падает, если это соотношение ниже среднего — данная ситуация воспринимается как явная несправедливость.
Тем не менее, как показал ряд исследований, удовлетворенность трудом часто снижается и в тех случаях, когда данное соотношение существенно выше среднего. Многие индивиды в подобных случаях испытывают чувство вины и стремятся избавиться от него за счет увеличения своего вклада в трудовую деятельность, тем самым исправляя выявленную несправедливость.
Основным недостатком теории справедливости является то, что в ее рамках существенно ограничен, а в целом ряде случаев и попросту невозможен учет таких факторов, обусловливающих удовлетворенность трудом, как система межличностных отношений, статусно-ролевая позиция личности в неформальной групповой структуре и т. п.
На сегодняшний день в рамках организационной психологии накоплен огромный массив данных, связанных с проблемой удовлетворенности работой. Их анализ позволил выявить ряд интересных закономерностей. В частности, установлено, что на протяжении всего периода трудовой деятельности человека его удовлетворенность работой меняется как в большую, так и в меньшую сторону. В возрастной группе от 20 до 30 лет удовлетворенность работой снижается по мере того, как дает знать о себе расхождение между идеалами и реалиями работы на определенной должности. По мере того как человек приспосабливается к этим реалиям и достигает определенных профессиональных целей, его удовлетворенность постепенно увеличивается. Пик ее приходится на возраст около 40 лет. За этим периодом следует «кризис середины карьеры», который обычно наблюдается в возрасте от 45 до 50 лет. После разрешения этого кризиса уровень удовлетворенности опять повышается, но снова начинает падать, когда человек готовится к уходу на пенсию («предпенсионный возраст»). 4
Другой большой блок исследований был направлен на выявление взаимосвязи между удовлетворенностью работой и качеством ее выполнения. Вопреки ожиданиям, результаты целого ряда изысканий не подтвердили напрямую предположение о том, что удовлетворенность приводит к лучшему выполнению работы. Подобные результаты возможно объясняются тем, что удовлетворенность работой во многом является субъективной характеристикой, во многом зависящей от личностных особенностей индивида.
§2. Взаимосвязь удовлетворенности трудом
с производительностью труда.
Социология
и психология труда выделились как
самостоятельные отрасли в
Однако
вопрос о связи между
«Трудноразрешимая проблема, с которой сталкиваются все изучающие эту область, заключается в том, что не обнаруживается однозначной связи между уровнем удовлетворённости работой и реальным производственным поведением работника... Можно сказать, что это последнее обстоятельство создало подлинно кризисную ситуацию в исследованиях удовлетворенности трудом и работой».5
Со времён хоторнского эксперимента стало понятно, что частная удовлетворенность каким-то образом может быть связана с общей удовлетворенностью трудом и производительностью труда, но каков именно характер связи между этими тремя переменными не до конца ясно. Общеизвестен факт, что удовлетворённость отдельными элементами условий и организации труда, психологическим климатом, значимо коррелирует с общей удовлетворенностью трудом. Установлено также, что частная удовлетворенность может быть связана с производительностью труда. Так, если рассматривать тот же психологический климат, то в трудовых группах с благоприятным психологическим климатом производительность труда больше, чем с неблагоприятным. Но этот и подобные ему факты не дают возможности прямо объяснить характер связи между частной и общей удовлетворенностью трудом, между этими видами удовлетворенности и производительностью.
Проблема соотношения частной и общей, интегральной удовлетворенности трудом является весьма сложной, она не анализировалась никем детально. Более того, некоторые исследователи, придерживаются мнения, что наличие корреляций между частной и общей удовлетворённостью трудом ещё не доказывает, что некоторая совокупность частных удовлетворенностей может быть сведена к общей удовлетворенности трудом. Так, Н.Ф. Наумова считает, что «общая удовлетворенность не является агрегацией частной удовлетворенности, она представляет собой самостоятельную оценку, связанную с другими элементами ориентирования".6
Что касается связи между частной удовлетворенностью и производительностью труда, то в этом вопросе существует бoльшая, хотя и далеко не полная определенность. Известно, что в результате проведения отдельных мероприятий по улучшению условий и организации труда может одновременно увеличиваться и удовлетворенность этим аспектом производственной ситуации и производительность труда. Однако, по истечении времени возможно некоторое уменьшение производительности, или её полное снижение до уровня, соответствующего тому, который был до начала проведения мероприятий. Эти различия в продолжительности эффекта, видимо, объясняются степенью позитивности связи между проводимым мероприятием и выполнением трудовых операций работником. При наличии прямой позитивной связи между изменяемым параметром производственной ситуации и спецификой трудовой деятельности указанный эффект может со временем уменьшиться, но в целом остается.
В зависимости от специфики производства, оптимизация таких параметров условий труда, как уровень шума, вибрация, освещенность, температура и др., может иметь стабильное положительное влияние на производительность труда. В тех же случаях, когда проводимые мероприятия по улучшению условий труда непосредственно не оптимизируют трудовую деятельность, они могут иметь временное влияние на производительность труда за счет «эффекта новизны». Относительно влияния мероприятий по улучшению организации труда можно сказать следующее: они по своему содержанию являются мероприятиями, направленными на увеличение производительности труда, и потому, в случае своей адекватности, имеют стабильный положительный эффект на производительность.
Что касается общей направленности связи между производительностью и удовлетворённостью условиями и организацией труда, то производительность является следствием удовлетворенности условиями и организацией труда. Поэтому, касаясь соотношения удовлетворенности производственной ситуацией, общей удовлетворённости трудом и производительности, можно заключить следующее: увеличение удовлетворенности производственной ситуацией и увеличение общей удовлетворенности являются следствиями мероприятий по улучшению условий и организации труда, которые оптимизируют трудовую деятельность с точки зрения работника. Эта оптимизация, субъективно воспринимаемая как улучшение существующих сторон производственной ситуации, вызывает увеличение удовлетворенности ею и общей удовлетворенности.
Существует так же другая модель, в которой исследуется прямая связь между общей удовлетворенностью трудом и производительностью.
Существуют различные подходы к анализу этой проблемы. Объясняя удовлетворенность трудом как оценку того, насколько полно в производственной ситуации осуществляются ожидания индивида, Л. Портер и Э. Лоулер выдвинули свою так называемую «теорию ожиданий», где доказывают, что не увеличение удовлетворенности ведет к увеличению производительности, а рост производительности может привести к повышению вознаграждений, которые и способны вызвать увеличение удовлетворённости.
Теория
ожиданий следующим образом объясняет
низкую корреляцию между производительностью
и удовлетворенностью трудом или
её отсутствие — многие индивиды могут
получать те вознаграждения в процессе
их труда, которые имеют незначительное
отношение к их трудовой деятельности,
и, в частности, к производительности труда.
Например, некоторые работники могут получать
удовольствие, разговаривая со своими
коллегами, это, хотя и увеличивает их
удовлетворенность трудом, но не обязательно
вызывает увеличение его производительности.
Модель связи между производительностью и удовлетворённостью трудом согласно концепции Л. Портера и Э. Лоулера:7
В вопросе о направленности связи между удовлетворенностью и производительностью труда авторы монографии «Человек и эго работа» пришли к выводу: «Удовлетворенность работой отражается на результатах труда и, наоборот, результаты труда — на степени удовлетворенности работой».8
Э. Лоулер и Л. Портер также полагают, что увеличившаяся удовлетворённость может оказать обратное воздействие на производительность, если данный индивид будет стремиться к ещё большему вознаграждению. При таком подходе к проблеме затрагивается связь производительности с отношением к труду и потребностью в труде. Если труд для работника является процессом, который сам себя стимулирует (реализуется потребность в активности), тогда увеличение производительности может вызывать возрастание удовлетворенности. Если труд представляет средство достижения некоторых опосредованных им результатов (удовлетворение потребностей посредством результатов трудовой деятельности), тогда также увеличение производительности может повышать удовлетворённость трудом.
Обнаруживаемая
в некоторых исследованиях
Вследствие этого, в ситуации крайней неудовлетворенности условиями и организацией труда, эта неудовлетворенность может доминировать в структуре общей удовлетворённости трудом и формировать отрицательную корреляцию с производительностью труда. То есть отрицательная корреляция между ответом на прямой вопрос об общей удовлетворенности трудом и производительностью является, вероятно, индикатором крайне отрицательного состояния производственной ситуации — условий и организации труда.
Улучшение
условий и организации труда,
оптимизирующее выполнение рабочих
операций вызывает увеличение и производительности
труда и удовлетворенности производственной
ситуацией, соответственно влияющей на
общую удовлетворённость трудом. Соответствие
психофизиологической конституции индивида
содержанию труда также одновременно
влияет на производительность и, через
удовлетворённость работой, на общую удовлетворенность
трудом.
Глава II. МОУ «Средняя общеобразовательная школа №45»
города Кургана как объект социологического исследования.
§1. История школы. Общие сведения.
Муниципальное общеобразовательное учреждение города Кургана «Средняя общеобразовательная школа № 45» исчисляет свою историю с 1 сентября 1967 года. Школа распахнула свои двери школьникам 1-9-х классов. Порог школы переступили дети, родившиеся в 1960 году. Их учителями были: Розина А.В., Норицина Ф.Н., Галкина М.Г., Прокопьева Л.Я., Брютова З.М., Кунгурцева Н.В. Первым директором школы был Уваров Евгений Иванович.