Исследование отношения молодёжи к семейно-брачным и сексуальным отношениям

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение изменений ценности семьи в жизни молодых людей, под воздействием трансформационных процессов в современном обществе, и их влияние на брачные установки молодежи.
Для реализации заявленной цели предполагается решение следующих задач:
• исследование особенностей, состояния, функций и тенденций развития современной семьи в российском обществе и перспектив развития семьи в современных социально-экономических условиях;

Содержание

Введение.
Глава I. Теоретический аспект изучения отношения к семье и сексуального сознания молодежи в современном обществе .
1. 1. Проблемы современной семьи.
1.2. Факторы, влияющие на межличностные и сексуальные отношения.
1.3. Ценности семьи в сознании молодёжи.
1.4. Молодёжь и секс.
Глава IІ. Исследование отношения молодёжи к семейно-брачным и сексуальным отношениям.
2.1. Готовность молодежи к браку как социологическая проблема.
2.2. Особенности брачно-семейных установок у юношей и девушек.
Глава 3. Подготовка молодежи к браку: отечественный опыт и рекомендации.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

семейно-брачные и сексуальные отношения.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     Одновременно  с этим необходимо повысить психологическую  готовность молодежи к браку, дать молодежи, вступающей в брак, емкие, концентрированные  знания: по гигиене ухода за ребенком, психологии детского возраста, детской педагогике, психогигиене сексуальной жизни, осветить основные проблемы психологических взаимоотношений между супругами и т.д.

     Естественно, следует постоянно обращать внимание молодых супругов на пагубное влияние на психическое здоровье детей семейных конфликтов и ссор, учитывая, что семейные конфликты часто являются источником неврозов и других нервно-психических расстройств самих супругов. В комплексной программе подготовки молодежи к браку нельзя оставить без внимания и такие вопросы, как наиболее рациональное ведение домашнего хозяйства, эффективное и экономное распределение бюджета семьи. Подлинный смысл и значение семейных  ценностей открываются человеку тогда, когда он приобретает достаточный жизненный, опыт, начинает задумываться над смыслом своего личного бытия. Кроме того, по-видимому, существуют определенные этапы формирования жизненных ценностей у молодежи: на первом плане стоят вопросы выбора жизненного пути, призвания, профессии, обретения гражданской самостоятельности и т.д.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение. 

     Положение молодежи в обществе, тенденции и  перспективы ее развития представляют для общества большой интерес  и практическое значение, прежде всего  потому, что они определяют его  будущее. Здесь существенное место занимают отношение молодежи к браку и семье как основной ячейке общества.

В современных условиях общественных трансформаций России семейно-брачные отношения затронул кризис, который выразился в деформации семейных ценностей у большинства населения. Кризис также выразился в изменении самой семьи и отказом от единой модели семьи для всех групп населения.

     Семья остается основной ценностью для  молодежи, при этом рассматривается как семья родителей, в которую они входят, так и их собственная будущая семья. Но при этом теряет свои позиции по сравнению с материальными ценностями.

    В настоящее время необходимо формировать у молодежи должное представление о семье, не только повышать уровень знаний, но и воспитывать позитивное отношение к семейным ценностям, готовность решать проблемы молодой семьи. Ценности семьи необходимо воспитывать начиная с родительской семьи, а затем других образовательных учреждениях, молодежных организациях.

     Устойчивость  брачно-семейных отношений зависит  от готовности молодых людей к семейной жизни, где готовность к браку понимается как система социально-психологических установок личности, определяющая эмоционально положительное отношение к семейному образу жизни.

     Воспитание  культуры брачно-семейных отношений  происходит под воздействием многих факторов. Отсюда очевидно, что задача современной науки — не только раскрыть механизм их влияния, но и найти пути и методы научного управления ими, практически показать, чему учить, где учить, когда учить и как учить молодых людей, готовя их к браку. При этом освоение культуры брачно-семейных отношений должно происходить при активном и заинтересованном участии молодежи.

     Анализ  исследования свидетельствует, что  сегодня в области семейной и  демографической политики требуются срочные меры, связанные:

     - ориентацией молодежи на добро,  ценность семейной жизни и  брака, целомудрия, осуждения порока  и безнравственности;

     - созданием реальных гарантий  от проникновения в сферу образования  и медицинской профилактики программ, дезориентирующих молодежь по вопросам брака, семейной жизни, представляющих как норму асоциальное и безнравственное поведение, в том числе в вопросах пола;

     - пропагандой среди молодежи уважения  к духовным, культурным и историческим  традициям;

     - заботой о физическом и психологическом здоровье семьи, направленной прежде всего на родительские права в области деторождения и воспитания здорового поколения;

     - с внесением изменений в существующее  законодательство в области семьи  и детства, здравоохранения, образования,  средств массовой информации, реально защищающих интересы семьи и ребенка.

    Поэтому по вопросам семейно-брачных отношений  необходимо существенно улучшить подготовку будущих учителей, обучить работающих в школах и вузах преподавателей. Но эффективность их работы зависит не только от уровня подготовки самих учителей, лекторов, но и от качества разработки программ и методик подготовки молодежи к браку и семье. Культура брачно-семейных отношений — явление сложное. А поэтому подготовка будущих учителей к просветительской деятельности по проблемам брака и семьи должна охватывать различные компоненты культуры брачно-семейных отношений и строиться на основе знания возрастных особенностей юношей и девушек, их физической, экономической, интеллектуально-нравственной и психической зрелости. В качестве позитивного опыта формирования позитивного отношения в семье можно назвать опыт советской школы. В настоящее время необходимо, используя положительный опыт советской школы, готовить молодежь к созданию семьи заранее. Помимо основных вопросов молодой семьи целесообразно затронуть следующие: 1) в правовой сфере -отличия и особенности гражданского и зарегистрированного брака; 2) в сексуальной сфере - гедонистическая функция секса; 3) в сфере психологической грамотности - основы семейной конфликтологии и умение общаться в семье. Наибольший интерес у молодых людей  вызывают те программы, которые включают в себя весь комплекс проблем брачно-семейных отношений. Здесь предпочтение отдается нравственно-психологическим основам брака и семьи. Следует отметить, что профессиональный интерес вызывает и соответствующая литература. И это очень важно, так как ответ старшего не просто запоминается молодыми, а расширяет кругозор и дает информацию, формирует нравственную позицию.

      
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы. 

  1. Rokeach M. Beliefs, attitudes, and values. A theory of organization and change. San-Francisco, 1972; Rokeach M. Understanding human values. N.Y., 1979.
  2.    www.vbrake.info/2009/05/08…semejjnojj-zhizni.html
  3. Алешина Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни: Дисс… канд. Психол. Наук. - М., 1985. С. 25-27..
  4. Антонов А.И. Социология рождаемости. М., 1980.
  5. Антонов А.И., Борисов В.А. Динамика населения России в ХХI веке и приоритеты демографической политики. М., 2006.
  6. Антонюк Е.В. Представления супругов о распределении ролей и становление ролевой структуры молодой семьи: Дисс. …канд. Психол. Наук. - М., 1992. С. 40.
  7. Белова В.А, Дарский Л.Е. Статистика мнений в изучении рождаемости. М., 1972;
  8. Белова В.А. Число детей в семье. М., 1975;
  9. Борисов В.А. Демография и социальная психология. (Доклад для VII Межд. социолог. конгр. Варна, 1970). Сов. социологическая ассоциация. М., 1970;
  10. Борисов В.А. Перспективы рождаемости. М., 1976;
  11. Волков А.Г. Семья – объект демографии. М., 1984;
  12. Голод С. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л., 1984.
  13. Дарский Л.Е.  Формирование семьи. М., 1972;
  14. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда // Западно-европейская социология ХIХ – начала ХХ веков. М., 1996; Самоубийство. Социологический этюд. СПб., 1998.
  15. Карел Витек , Проблемы супружеского благополучия. М.:1988
  16. Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. СПб., 1895;
  17. Ковалевский М.М. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. СПб., 1914. С. 118.
  18. Колесов Д. В., Сельверова Н. В. Физиолого-педагогические аспекты полового созревания. М., 1978.
  19. Макаренко А. С. Собрание сочинений в 7-ми томах, т. 6. М., 1951—1954.             
  20. Маргарет Мид. Отцовство у человека — социальное изобретение // Мид М. Мужское и женское. Исследования полового вопроса в изменяющемся мире. М., РОССПЭН, 2004, с. 174—188
  21. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. СПб., 1999;
  22. Маслоу А.Г. Новые рубежи человеческой природы. М., 1999;  
  23. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики / Под ред. Г.С. Батыгина. - М.: Наука, 1989. С. 79.
  24. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики / Под ред. Г.С. Батыгина. - М.: Наука, 1989. С. 81-83..
  25. Михайловский Н. К. Полное собрание сочинений. СПб., 1906-1914.
  26. омас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В.И.Добренькова. М., 1996
  27. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002;
  28. Социология молодежи. Энциклопедический словарь /Отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. — М: Academia. — 2008. — C. 267—269
  29. Харчев А.Г., Мацковский М.С. Современная семья и ее проблемы. М., 1978.
  30. Ходаков Н.М. Молодым супругам. - 6-е изд., стереотипное. - М.: Медицина, 1990.

Информация о работе Исследование отношения молодёжи к семейно-брачным и сексуальным отношениям