Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:21, курсовая работа
Целью исследования является изучение изменений ценности семьи в жизни молодых людей, под воздействием трансформационных процессов в современном обществе, и их влияние на брачные установки молодежи.
Для реализации заявленной цели предполагается решение следующих задач:
• исследование особенностей, состояния, функций и тенденций развития современной семьи в российском обществе и перспектив развития семьи в современных социально-экономических условиях;
Введение.
Глава I. Теоретический аспект изучения отношения к семье и сексуального сознания молодежи в современном обществе .
1. 1. Проблемы современной семьи.
1.2. Факторы, влияющие на межличностные и сексуальные отношения.
1.3. Ценности семьи в сознании молодёжи.
1.4. Молодёжь и секс.
Глава IІ. Исследование отношения молодёжи к семейно-брачным и сексуальным отношениям.
2.1. Готовность молодежи к браку как социологическая проблема.
2.2. Особенности брачно-семейных установок у юношей и девушек.
Глава 3. Подготовка молодежи к браку: отечественный опыт и рекомендации.
Заключение
Список литературы
Содержание.
Введение.
Глава I. Теоретический аспект изучения отношения к семье и сексуального сознания молодежи в современном обществе .
1. 1. Проблемы современной семьи.
1.2. Факторы, влияющие на межличностные и сексуальные отношения.
1.3. Ценности семьи в сознании молодёжи.
1.4. Молодёжь и секс.
Глава IІ. Исследование отношения молодёжи к семейно-брачным и сексуальным отношениям.
2.1. Готовность молодежи к браку как социологическая проблема.
2.2. Особенности брачно-семейных установок у юношей и девушек.
Глава 3. Подготовка молодежи к браку: отечественный опыт и рекомендации.
Заключение
Список литературы
Приложения
Вместе с тем, многочисленные факты и данные научных исследований свидетельствуют о том, что в настоящее время ценность семьи, как на институциональном, так и на личностном уровне неуклонно снижается. Семья как социальный институт перестает выполнять свои неспецифические функции, которые всё в большей мере перехватываются другими социальными институтами, прежде всего – государством. В результате отмирают и существенно изменяются её специфические функции, в том числе главная из них – репродуктивная, что выражается в нарастающих темпах падения рождаемости ниже уровня простого воспроизводства во многих странах мира.
Эти неблагоприятные явления, а также другие негативные тенденции, наблюдающиеся в современном обществе, приобрели устойчивый характер. Переход к массовой малодетности, рост разводов, добровольное безбрачие, увеличение числа временных сожительств, одиночек, неполных семей, деградация межпоколенных связей и родственных отношений в связи с отсутствием братьев и сестер, отчуждение в семьях и многие другие негативные явления – всё это говорит об углубляющемся кризисе и семьи как социального института, и самого общества.
Существенные
изменения в материально-
В содержательном плане анализ места семьи в системе ценностных ориентаций молодёжи и его изменений является актуальным, поскольку это характеризует динамику кризиса семьи как социального института и его последствий как для каждого молодого человека, так и для всего общества.
В России проблемы семьи в контексте социологической науки изучались М.М. Ковалевским[16], Н.К. Михайловским [25] и др. Разработке вопросов семейной и демографической политики уделялось внимание в работах А.Г. Вишневского, А.Г. Волкова [11], В.А. Беловой, [7] Л.Е. Дарского [13], С.В.Захарова, О.Д. Захаровой и др. В работах А.Г. Харчева [29], Б.Ц.Урланиса, А.И. Антонова [4], В.А. Борисова [9] и др. всесторонне анализируются вопросы семьи и семейных изменений, в том числе их ценностные аспекты.
Объектом курсовой работы являются семейные ценностные ориентации молодёжи.
Предметом анализа являются влияние ценностных установок современного молодёжи, как на традиционное брачное поведение, так и на переход к новым формам организации семьи.
Целью
исследования является изучение изменений
ценности семьи в жизни молодых людей,
под воздействием трансформационных процессов
в современном обществе, и их влияние на
брачные установки молодежи.
Для реализации заявленной цели предполагается
решение следующих задач:
• исследование особенностей, состояния,
функций и тенденций развития современной
семьи в российском обществе и перспектив
развития семьи в современных социально-экономических
условиях;
• анализ факторов, влияющих на межличностные и сексуальные отношения молодых людей;
• изучение нравственно-этических брачных установок молодежи, отношения молодежи к семье как ценности;
• выявление специфики распространенных у молодежи ценностных ориентации на семью на примере студенчества г. Ельца;
• определение основных задач и направлений работы, направленных на повышение ценности семьи в жизни молодежи.
Гипотеза курсовой работы заключается в том, что семья как ценность утратила свои лидирующие позиции в мировоззренческих установках современной молодёжи.
Теоретической и методологической базой исследования являются общенаучные принципы познания общественных явлений, диалектический, системный, междисциплинарный подходы; методологические положения и выводы, сформулированные в работах ученых, исходящих из признания кризиса ценностей семейного образа жизни. Эмпирические методы исследования: анкетирование, наблюдение.
Эмпирическую
базу исследования составляют: данные,
полученные в ходе проведенных автором
социологического исследования: брачных
установок студенческой молодежи вузов
г. Ельца. Исследования проводилось методом
анкетного опроса (п=100 человек).
Глава 1. Теоретический аспект изучения
отношения к семье и сексуального сознания
молодежи в современном обществе.
1.1.Проблемы
современной семьи.
Существуют значительные отличия между началом XXI ст. и 25-летним прошлым, которое, в свою очередь, не похоже на семейные реалии 1960-х. В 1990-х годах страна имела определенные ценностные ориентации. Мы не собираемся их анализировать, поскольку наша тема другая. Их можно подвергать критике, осуждать, опровергать, или, наоборот, одобрительно отзываться о них, однако методологический подход в оценке себя как личности - гражданина определенного общества - был единым. Ныне исследуемая ситуация совсем другая: с распадом СССР произошли значительные изменения в психологии людей, а итак, и в психологии семьи, которая обуславливает формирование мировоззрения подрастающей личности и взрослого окружения. Дети, родившиеся с средины 1980-х, т.е. в период, когда в СССР приобретали силу государственные разрушительные тенденции, сами уже вступают в брак. Поскольку их мировоззрение формировалось в условиях принципиально других социально-экономических реалий, целиком закономерно, что оно значительно изменилось сравнительно с мировоззрением ровесников 1980-х лет: ныне доминируют меркантильные, потребительские расположения духа, индивидуалистские тенденции, которые непосредственно угрожают общественной этнопсихологии. С 1990-х годов усиленное пропагандирование этих расположенй духа по принципу «давай все и немедленно» сформировало системный прагматический интеллект у граждан, которые за минимальных собственных усилий добиваются максимального удовлетворения исключительно собственных биологических нужд.[12] В свою очередь, такие типы являются идеальными невольными ценностными образцами, на которые ориентируется прежде всего молодежь. Биологические нужды вытесняют духовные, что является признаком кризиса духовности общества. Молодежная среда, которая исторически всегда была важным источником новейших идей, даже отрицательных, ныне в целом не способна вырабатывать их на уровне своих ровесников предыдущих десятилетий, так как решает именно биологические проблемы. Как следствие, семьи с практическим интеллектом есть более защищенными в условиях общественных трансформаций, так как быстрее приспосабливаются к условиям «дикого рынка». Поэтому закономерно, что комфортно чувствуют, прежде всего, люди, которые имеют посредственный, а иногда и откровенно низкий уровень интеллектуального развития, их жизненное кредо - «живи сегодня, так как завтра может не быть». Семьи с теоретическим интеллектом, которые живут не только настоящим, а и завтрашним днем, ограничены в формах приспособления к отрицательным социально-экономическим и культурно-историческим реалиям современности, а поэтому наиболее незащищенные перед отрицательными влияниями бытия.[3]
Вообще, имеющий место быть, кризис духовности послужил причиной потери обычных моральных идеалов, которым не обнаружилось достойных заменителей, превратил государство в огромную ярмарку. Аналогичные процессы происходят и в семье, члены которой встревожены не проблемами духовного роста личности, а реализацией принципов современной рыночной экономики. Тем не менее, несмотря на различные нелады, основные семейные ценности еще остаются неизменными благодаря старшему поколению, например, забота о детях, взаимопомощь, взаимопонимание и т.п. Постоянство традиционных семейных представлений удостоверяет вечность общечеловеческих ценностей, которые сохраняются при любых, даже экстремальных обстоятельствах. Они не были утрачены и потому, что в период продолжительных, не определенных во времени общественных трансформаций нуждаются в стабилизации механизмы психологической защиты от неблагоприятных социальных влияний. Они являются предпосылкой стабильных взаимоотношений во вторичных группах, которая обязательно гарантирует необходимую стабильность уже на уровне государства.
Все
множество проблем, связанные с
современной семьей, можно разделить
на следующие:социально-
Социально-экономические включают в себя низкий уровень дохода, неспособность удовлетворить необходимые потребности членов семьи.
Группа проблемы стабильности – меняющееся законодательство, отсутствие последовательности и законных гарантий в социальной политике.
Социально-
Социально-бытовые – это проблемы обеспеченности жильем, недоступность покупки жилья, а также низкое качество жилищных услуг.
Проблемы семей «группы риска»: антисоциальное поведение, отсутствие мониторинга, « равнодущие » общества.
Проблемы семейного воспитания выражаются в потере авторитета старшего поколения, росте детского суицида.[23]
Таким
образом, ряд семейных проблем по
общему правилу не зависят от социального
статуса семьи и могут
1.2.
Факторы, влияющие на межличностные и
сексуальные отношения.
Кроме согласия относительно целей брачного союза, в семейной жизни важно совпадение представлений по ролевому поведению и ролевым ожиданиям. Каждый имеет свой образ-эталон мужа, мужчины, отца, жены, женщины, матери. Ведь семейная жизнь строится на распределении обязанностей: кто-то должен покупать продукты, готовить обед, забирать детей из детского сада, мыть полы и посуду. Причем распределить необходимо в соответствии с желаниями, с возможностями каждого супруга, чтобы выполнение их не казалось тягчайшей карой. Лет 50—70 назад все было проще. Мужчина, муж, отец обеспечивал семье материальное благополучие, в этом заключалась его основная семейная функция. Женщина, жена, мать рожала и воспитывала детей, организовывала весь быт. Теперь же, при экономическом и правовом равенстве мужчины и женщины, необходимо по-новому оценить и распределить семейные обязанности и роли. Чтобы существующее равноправие женщины было действительно реальным, необходимо учитывать, что она является ядром новой семьи и одновременно выполняет внесемейные функции (работа, общественная деятельность). Нередко женщина обременена двойной нагрузкой: она работает дома в той же мере, как и прежде, и работает на производстве. И какая из этих работ тяжелее, сказать трудно, особенно если в семье маленький ребенок. Хотят мужчины того или нет, они должны взять на себя больше семейных обязанностей. В социологических работах отмечается, что более счастливыми и устойчивыми являются семьи, в которых мужья помогают женам в ведении домашнего хозяйства.
Какие последствия имеет ситуация, когда женщина, не разгибая спины, с утра до вечера работает на работе и дома? Грубо говоря, она сломается. Мужчина, любящий свою жену, хочет видеть ее красивой, здоровой, жизнерадостной и не издерганной заботами. А для этого необходима его постоянная помощь и поддержка в быту, участие в домашнем труде. Но не следует забывать еще одну трудность: современная семья строится на произвольном распределении обязанностей, нигде не записан свод правил, по которым это происходит. Поэтому притирка супругов в этом аспекте отношений всегда индивидуальна в каждой паре. Здесь имеет значение, какие образцы семейного уклада, распределения обязанностей вынесли супруги из родительских семей, что они наблюдали в знакомых семьях. Нередко выработка собственного семейного уклада и распределения семейных обязанностей является долгим и довольно сложным процессом. ( Не последнее место в ряду факторов супружеского согласия занимает такой базис отношений, как совместимость личностей. Не случайно социологи выделяют «несходство характеров», непонимание в ряду основных причин распада брака.
Информация о работе Исследование отношения молодёжи к семейно-брачным и сексуальным отношениям