Исследование отношения молодёжи к семейно-брачным и сексуальным отношениям

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение изменений ценности семьи в жизни молодых людей, под воздействием трансформационных процессов в современном обществе, и их влияние на брачные установки молодежи.
Для реализации заявленной цели предполагается решение следующих задач:
• исследование особенностей, состояния, функций и тенденций развития современной семьи в российском обществе и перспектив развития семьи в современных социально-экономических условиях;

Содержание

Введение.
Глава I. Теоретический аспект изучения отношения к семье и сексуального сознания молодежи в современном обществе .
1. 1. Проблемы современной семьи.
1.2. Факторы, влияющие на межличностные и сексуальные отношения.
1.3. Ценности семьи в сознании молодёжи.
1.4. Молодёжь и секс.
Глава IІ. Исследование отношения молодёжи к семейно-брачным и сексуальным отношениям.
2.1. Готовность молодежи к браку как социологическая проблема.
2.2. Особенности брачно-семейных установок у юношей и девушек.
Глава 3. Подготовка молодежи к браку: отечественный опыт и рекомендации.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

семейно-брачные и сексуальные отношения.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     У девушек существуют противоречивые представления о ролевом взаимодействии в семье, вызванные современными требованиями социальной системы - активное участие женщины в общественной жизни и выполнение ею традиционных функций матери, хозяйки дома, жены. Различны показатели личностного портрета «желаемого» и «реального» брачного партнера, что в дальнейшем может послужить источником межличностных конфликтов. Установки молодых супругов идентичны; женихи и невесты в одинаковой степени стремятся к реализации собственных профессиональных интересов. Вместе с тем они не придают значения потребностям партнера в социально-активной роли в обществе; по их мнению главным для брачного партнера должна быть забота о семье. В реальных отношениях молодые супруги отстаивают собственную независимость.

     На  процесс формирования нравственной и психологической готовности молодежи к будущей семейной жизни особое влияние оказывает родительская семья. Брачно-семейные установки формируются на примере реальной модели семейных отношений родителей. Слаженные действия родителей являются важнейшей предпосылкой успешного формирования установок молодежи в семейных отношениях.

     Женщина, живущая в условиях крупного города, приобрела новые личностные качества - социальную активность и смелость, прагматизм и агрессивность, стремление к лидерству, широкий спектр потребностей и интересов. Установки и стереотипы социального поведения части женщин стали похожими на «мужские». Большая загруженность женщин оказывает отрицательное воздействие на реализацию установки иметь многодетную семью; за счет уменьшения которой происходит снижение рождаемости, что в свою очередь приводит к ослаблению демографического потенциала общества.

     Многие  молодые люди сегодня не настроены  на сохранение семьи, что проявляется  в форме высокой толерантности  по отношению к разводу. 

     2.2. Особенности брачно-семейных установок у юношей и девушек.

     Сейчас  такое  время,  когда   большинство молодёжи  вступают  в   брак необдумав своё решение  на  столько  серьёзно,  на  сколько  требует  данный вопрос. Многие считают, что получив паспорт, могут считать себя взрослыми  и жить по своим правилам и принципам, не зависимо  от  родителей.  Мало  того, что часть из них вступает в брак не достигнув совершеннолетия, но и   делают это без согласия  родителей. Сегодня на лицо признаки семейной дезорганизации среди молодежи. А это ведет к ослаблению чувств семейного долга, семейных традиций и установок супружеской и семейной верности. В связи с последним важной становится также проблема рождаемости в молодых семьях, так как фактическое образование семьи происходит только после того, когда в результате союза двух людей появляется новая жизнь. Всё это актуализирует проблему анализа брачно-семейных установок у юношей и девушек.

     С этой целью в ходе выполнения курсовой работы, нами было проведено исследование по теме «Молодёжь: семейно-брачные и сексуальные отношения». Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы.

     На  вопрос, что для вас значит семья, большинство респондентов 70% ответили, что семья для них - трудности и радости поровну;  уверенность и защищенность- 18% среди опрошенных, 2 %-удобная жизнь и к сожалению для 2% респондентов семья - мучения и беспокойство.

     Мотивами  для вступления в брак для 45% опрошенных респондентов - желание иметь детей, 35 % считают, что основной причиной вступления в брак является обоюдное желание проживать совместно, 8 % опрошенных - возраст, 2%- материальная выгода, также были указаны другие причины- любовь и беременность -10 %.

     Идеальной моделью супружеской жизни 57 % респондентов называют опыт родителей, 30%респондентов -опыт друзей, знакомых или родственников, 13% опрошенных считают идеальными те модели супружеской жизни, которые приведены как примеры в журналах, газетах и книгах.

     На  вопрос, что в наибольшей степени  способствует распаду семьи, 86 % - супружеская измена, 12 %- различные интересы супругов, 8 % материальные причины, 5 %-образование.

     Личностные  качества, которыми должен обладать желаемый партнёр -79 %- верность, надёжность; 64%- уравновешенность, духовная зрелость51%- внимательность, понимание; 28%- интеллигентность, ум; 21 %-целеустремлённость, энергичность; 4 %- здоровье.

     Личностные  качества, которыми не должен обладать партнёр, респонденты называли, 94 %- лживость, 90%- равнодушие, 63 %-грубость, жестокость, 49 %- слабость, трусливость,41 %- ленивость, 36%- вульгарность.

     Проведенное социологическое исследование позволило  выделить факторы, оказывающие положительное влияние на благополучие семейной жизни- 94% опрошенных респондентов назвали верность, 90 % считают, что положительное влияние на благополучие семейной жизни оказывает сексуальная гармония,84 %- любовь, 71 % -дети, 30%-образование, 18 % - возраст, 13%- продолжительность знакомства.

     Как показало наше исследование по данной теме, оптимальный возраст для вступления в брак- 23 года.

     Наибольшее  количество опрошенных респондентов 84% считают, что семья должна быть двухдетной, 10%- считают, что в семье должен быть один ребёнок, 6 % считают, что в семье должно быть трое детей.

     В ходе исследования выяснилось, что 72% опрошенных получили первую информацию о сексуальных  отношениях на личном опыте, 10%-от друзей, 9-из средств массовой информации, 7-от родителей и 2 %-воспользовались интернетом.

     На  вопрос, как вы относитесь к добрачным  половым связям, мы получили следующие  результаты- положительно- 45% ,негативно- 21%, затруднились с ответом- 34% опрошенных респондентов.

     Выясняя отношения молодых людей к  добрачным половым связям, был задан вопрос, допустимы ли для вас добрачные половые отношения, 57% ответили, что допустимы, 19 %- не допустимы, 24 % опрошенных респондентов затруднились с ответом.

     Также мы выяснили мотивы добрачного сексуального контакта- 48% считают, что это возможно только при серьёзных отношениях, 40%- считают, что возможно только испытывая глубокое чувство, 12% опрошенных респондентов мотивом сексуального считают удовлетворение сексуальной потребности.

      Эти данные указывают на падение ценности семьи в ценностных ориентациях молодёжи. В настоящее время необходимо формировать у молодежи должное представление о семье, не только повышать уровень знаний, но и воспитывать позитивное отношение к семейным ценностям, готовность решать проблемы молодой семьи. Ценности семьи необходимо воспитывать начиная с родительской семьи, а затем других образовательных учреждениях, молодежных организациях. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 3. Подготовка молодежи к браку: отечественный опыт и рекомендации. 

     Как известно (к сожалению или к счастью), осуществляющаяся в старших классах подготовка к семейной жизни является последним по времени этапом формирования юношей и девушек как мужей и жен, непосредственно предшествующим их соответствующему поведению.

     Далеко  позади осталось серьезно предопределяющее их взрослую жизнь прямое усвоение родительского опыта в общении со взрослыми членами семьи и неизбежных для дошкольного возраста ролевых играх; незаметно прошел период расширения этого опыта во внутри- и внешкольном общении, и вот уже на повестку дня настоятельно встала проблема передачи юности всего необходимого для обретения счастья в их семейной жизни. И естественно, возникает вопрос: а что же должно входить в “список” этого необходимого?

     По  мнению специалистов в этот “список” входит: 
повышение ответственности молодежи перед брачной и семейной жизнью;  
увеличение социальной престижности отцовства и материнства;  
повышение психологической готовности юношей и девушек к браку;  
предоставление им необходимых знаний по гигиене и уходу за ребенком, психологии дошкольного возраста, детской психологии, психогигиене сексуальной жизни, основным проблемам взаимоотношений между супругами; 
освещение вопросов наиболее рационального ведения домашнего хозяйства, эффективной и экономной организации бюджета семьи. [3]

     В качестве позитивного отечественного опыта подготовки молодого поколения к семье следует назвать курс «Этика и психология семейной жизни» для старших классов средней школы. Курс затрагивал основные вопросы, связанные с семьей: психология семейной жизни, разрешение конфликтов, воспитание детей, ведение хозяйства и распоряжение семейным бюджетом, права и обязанности перед государством молодых граждан, вступающих в брак, сексуальная культура молодежи. Однако этот курс имел и свои недостатки:

  1. Много внимания уделялось хозяйственной функции семьи, выполнению домашних дел, хотя главным назначением семьи в социалистическом обществе считалось рождение и воспитание детей. Деторождению способствовала и политика государства в отношении семьи: развитие сети учреждений бытового обслуживания для совмещения у женщин занятости в общественном производстве и семейных обязанностей, развитие сети дошкольных и внешкольных учреждений, а также система льгот, предоставляемых многодетным семьям. Поощрялись многодетная семья, общественное воспитание наряду с семейным, а также совмещение женщиной занятости в общественном производстве с семейными обязанностями.
  2. Сексуальное поведение затрагивалось чаще всего в контексте репродуктивной функции и здорового образа жизни. Практически не затрагивалась гедонистическая функция секса. По данным исследования Голода СИ., сексуальная гармония занимает третье место среди факторов, способствующих стабильности брака. Таким образом, данный вопрос оставался вне сферы внимания.

     В целом, несмотря на недостатки, курс приносил положительные результаты, способствуя формированию среди юношей и девушек должного представления о семье, хотя не обо всех ее сферах.

     Подготовка молодежи к семейной жизни связана не только с нравственным воспитанием, формированием нравственных чувств и отношений, но и с половым воспитанием и половым просвещением, в основе которых лежит раскрытие многогранных понятий: любовь, семья, воспитание детей. А. С. Макаренко писал, что общественная нравственность признает нормальной и нравственно оправданной только такую половую жизнь, которая основывается на взаимной любви и которая проявляется в семье, т. е. в открытом гражданском союзе мужчины и женщины, союзе, который преследует две цели: человеческое счастье и рождение и воспитание детей.

     Особо остро проблема полового воспитания стоит в подростковом возрасте. Этот период характеризуется переходом  от детства к взрослости. Психическое  развитие на этом возрастном этапе  имеет свои особенности и сложности, что во многом обусловлено половым созреванием подростка, его повзрослением. Как справедливо отмечают Д. В. Колосов и Н. В. Сельверова ,у мальчиков и девочек в этот период формируется не просто чувство взрослости, а достаточно дифференцированная взрослость определенного пола — «внутренняя позиция мужчины» или «внутренняя позиция женщины». Но половое созревание само по себе ни в коем случае не определяет формирование личности подростка, оно лишь влияет на его физиологическое состояние. Общий характер чувств, привязанностей, ценностей, идеалов в этот период определяется воспитанными свойствами личности, опытом дружбы, деятельности и общения со взрослыми и сверстниками. К этому времени у подростков уже складываются сравнительно прочные представления и навыки общения с представителями другого пола. Поэтому начинать половое воспитание надо значительно раньше, с самого раннего детства, придавая этому воспитанию соответствующее содержание, направление и систематичность.[18]

     Для современной молодежи необходим курс по половому и семейному воспитанию. Среди наиболее важных вопросов, целесообразно затронуть следующие, исходя из наиболее острых проблем молодой семьи, а также из желаний самого молодого поколения: психологическая грамотность - умение общаться в семье и разрешать конфликты, правовая грамотность -права и обязанности, вступающих в брак по отношению друг к другу и детям, особенности брачного договора в современных российских условиях, а также особенности гражданского брака (его отличия от зарегистрированного), вопросы воспитания детей, сексуальная культура - контрацепция, безопасный секс, репродуктивное здоровье, гедонистическая функция секса, рациональное ведение хозяйства и распоряжение семейным бюджетом, распределение меду супругами домашних дел. Помимо этого, необходимо обеспечить доступ к информации: где и по каким вопросам молодая семья может получить помощь. Подготовка должна быть комплексной и охватывать наиболее актуальные вопросы семьи, брака, деторождения, воспитания детей, материнства, ведения домашнего хозяйства).

     Подготовка  к браку должна быть комплексной  в своей основе, так как она  призвана решить целый ряд очень  важных задач. Необходимо повысить ответственность  молодежи перед брачной и семейной жизнью, постоянно обращая внимание на социальную престижность отцовства и материнства, ориентируя женщин на брак, семью, детей.

Информация о работе Исследование отношения молодёжи к семейно-брачным и сексуальным отношениям