Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:21, курсовая работа
Целью исследования является изучение изменений ценности семьи в жизни молодых людей, под воздействием трансформационных процессов в современном обществе, и их влияние на брачные установки молодежи.
Для реализации заявленной цели предполагается решение следующих задач:
• исследование особенностей, состояния, функций и тенденций развития современной семьи в российском обществе и перспектив развития семьи в современных социально-экономических условиях;
Введение.
Глава I. Теоретический аспект изучения отношения к семье и сексуального сознания молодежи в современном обществе .
1. 1. Проблемы современной семьи.
1.2. Факторы, влияющие на межличностные и сексуальные отношения.
1.3. Ценности семьи в сознании молодёжи.
1.4. Молодёжь и секс.
Глава IІ. Исследование отношения молодёжи к семейно-брачным и сексуальным отношениям.
2.1. Готовность молодежи к браку как социологическая проблема.
2.2. Особенности брачно-семейных установок у юношей и девушек.
Глава 3. Подготовка молодежи к браку: отечественный опыт и рекомендации.
Заключение
Список литературы
У
девушек существуют противоречивые
представления о ролевом
На процесс формирования нравственной и психологической готовности молодежи к будущей семейной жизни особое влияние оказывает родительская семья. Брачно-семейные установки формируются на примере реальной модели семейных отношений родителей. Слаженные действия родителей являются важнейшей предпосылкой успешного формирования установок молодежи в семейных отношениях.
Женщина, живущая в условиях крупного города, приобрела новые личностные качества - социальную активность и смелость, прагматизм и агрессивность, стремление к лидерству, широкий спектр потребностей и интересов. Установки и стереотипы социального поведения части женщин стали похожими на «мужские». Большая загруженность женщин оказывает отрицательное воздействие на реализацию установки иметь многодетную семью; за счет уменьшения которой происходит снижение рождаемости, что в свою очередь приводит к ослаблению демографического потенциала общества.
Многие
молодые люди сегодня не настроены
на сохранение семьи, что проявляется
в форме высокой толерантности
по отношению к разводу.
2.2. Особенности брачно-семейных установок у юношей и девушек.
Сейчас такое время, когда большинство молодёжи вступают в брак необдумав своё решение на столько серьёзно, на сколько требует данный вопрос. Многие считают, что получив паспорт, могут считать себя взрослыми и жить по своим правилам и принципам, не зависимо от родителей. Мало того, что часть из них вступает в брак не достигнув совершеннолетия, но и делают это без согласия родителей. Сегодня на лицо признаки семейной дезорганизации среди молодежи. А это ведет к ослаблению чувств семейного долга, семейных традиций и установок супружеской и семейной верности. В связи с последним важной становится также проблема рождаемости в молодых семьях, так как фактическое образование семьи происходит только после того, когда в результате союза двух людей появляется новая жизнь. Всё это актуализирует проблему анализа брачно-семейных установок у юношей и девушек.
С этой целью в ходе выполнения курсовой работы, нами было проведено исследование по теме «Молодёжь: семейно-брачные и сексуальные отношения». Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы.
На вопрос, что для вас значит семья, большинство респондентов 70% ответили, что семья для них - трудности и радости поровну; уверенность и защищенность- 18% среди опрошенных, 2 %-удобная жизнь и к сожалению для 2% респондентов семья - мучения и беспокойство.
Мотивами для вступления в брак для 45% опрошенных респондентов - желание иметь детей, 35 % считают, что основной причиной вступления в брак является обоюдное желание проживать совместно, 8 % опрошенных - возраст, 2%- материальная выгода, также были указаны другие причины- любовь и беременность -10 %.
Идеальной моделью супружеской жизни 57 % респондентов называют опыт родителей, 30%респондентов -опыт друзей, знакомых или родственников, 13% опрошенных считают идеальными те модели супружеской жизни, которые приведены как примеры в журналах, газетах и книгах.
На вопрос, что в наибольшей степени способствует распаду семьи, 86 % - супружеская измена, 12 %- различные интересы супругов, 8 % материальные причины, 5 %-образование.
Личностные качества, которыми должен обладать желаемый партнёр -79 %- верность, надёжность; 64%- уравновешенность, духовная зрелость51%- внимательность, понимание; 28%- интеллигентность, ум; 21 %-целеустремлённость, энергичность; 4 %- здоровье.
Личностные качества, которыми не должен обладать партнёр, респонденты называли, 94 %- лживость, 90%- равнодушие, 63 %-грубость, жестокость, 49 %- слабость, трусливость,41 %- ленивость, 36%- вульгарность.
Проведенное социологическое исследование позволило выделить факторы, оказывающие положительное влияние на благополучие семейной жизни- 94% опрошенных респондентов назвали верность, 90 % считают, что положительное влияние на благополучие семейной жизни оказывает сексуальная гармония,84 %- любовь, 71 % -дети, 30%-образование, 18 % - возраст, 13%- продолжительность знакомства.
Как показало наше исследование по данной теме, оптимальный возраст для вступления в брак- 23 года.
Наибольшее количество опрошенных респондентов 84% считают, что семья должна быть двухдетной, 10%- считают, что в семье должен быть один ребёнок, 6 % считают, что в семье должно быть трое детей.
В ходе исследования выяснилось, что 72% опрошенных получили первую информацию о сексуальных отношениях на личном опыте, 10%-от друзей, 9-из средств массовой информации, 7-от родителей и 2 %-воспользовались интернетом.
На вопрос, как вы относитесь к добрачным половым связям, мы получили следующие результаты- положительно- 45% ,негативно- 21%, затруднились с ответом- 34% опрошенных респондентов.
Выясняя отношения молодых людей к добрачным половым связям, был задан вопрос, допустимы ли для вас добрачные половые отношения, 57% ответили, что допустимы, 19 %- не допустимы, 24 % опрошенных респондентов затруднились с ответом.
Также мы выяснили мотивы добрачного сексуального контакта- 48% считают, что это возможно только при серьёзных отношениях, 40%- считают, что возможно только испытывая глубокое чувство, 12% опрошенных респондентов мотивом сексуального считают удовлетворение сексуальной потребности.
Эти
данные указывают на падение ценности
семьи в ценностных ориентациях молодёжи.
В настоящее время необходимо формировать
у молодежи должное представление о семье,
не только повышать уровень знаний, но
и воспитывать позитивное отношение к
семейным ценностям, готовность решать
проблемы молодой семьи. Ценности семьи
необходимо воспитывать начиная с родительской
семьи, а затем других образовательных
учреждениях, молодежных организациях.
Глава
3. Подготовка молодежи к браку: отечественный
опыт и рекомендации.
Как известно (к сожалению или к счастью), осуществляющаяся в старших классах подготовка к семейной жизни является последним по времени этапом формирования юношей и девушек как мужей и жен, непосредственно предшествующим их соответствующему поведению.
Далеко позади осталось серьезно предопределяющее их взрослую жизнь прямое усвоение родительского опыта в общении со взрослыми членами семьи и неизбежных для дошкольного возраста ролевых играх; незаметно прошел период расширения этого опыта во внутри- и внешкольном общении, и вот уже на повестку дня настоятельно встала проблема передачи юности всего необходимого для обретения счастья в их семейной жизни. И естественно, возникает вопрос: а что же должно входить в “список” этого необходимого?
По
мнению специалистов в этот “список”
входит:
повышение ответственности молодежи перед
брачной и семейной жизнью;
увеличение социальной престижности отцовства
и материнства;
повышение психологической готовности
юношей и девушек к браку;
предоставление им необходимых знаний
по гигиене и уходу за ребенком, психологии
дошкольного возраста, детской психологии,
психогигиене сексуальной жизни, основным
проблемам взаимоотношений между супругами;
освещение вопросов наиболее рационального
ведения домашнего хозяйства, эффективной
и экономной организации бюджета семьи.
[3]
В качестве позитивного отечественного опыта подготовки молодого поколения к семье следует назвать курс «Этика и психология семейной жизни» для старших классов средней школы. Курс затрагивал основные вопросы, связанные с семьей: психология семейной жизни, разрешение конфликтов, воспитание детей, ведение хозяйства и распоряжение семейным бюджетом, права и обязанности перед государством молодых граждан, вступающих в брак, сексуальная культура молодежи. Однако этот курс имел и свои недостатки:
В целом, несмотря на недостатки, курс приносил положительные результаты, способствуя формированию среди юношей и девушек должного представления о семье, хотя не обо всех ее сферах.
Подготовка молодежи к семейной жизни связана не только с нравственным воспитанием, формированием нравственных чувств и отношений, но и с половым воспитанием и половым просвещением, в основе которых лежит раскрытие многогранных понятий: любовь, семья, воспитание детей. А. С. Макаренко писал, что общественная нравственность признает нормальной и нравственно оправданной только такую половую жизнь, которая основывается на взаимной любви и которая проявляется в семье, т. е. в открытом гражданском союзе мужчины и женщины, союзе, который преследует две цели: человеческое счастье и рождение и воспитание детей.
Особо остро проблема полового воспитания стоит в подростковом возрасте. Этот период характеризуется переходом от детства к взрослости. Психическое развитие на этом возрастном этапе имеет свои особенности и сложности, что во многом обусловлено половым созреванием подростка, его повзрослением. Как справедливо отмечают Д. В. Колосов и Н. В. Сельверова ,у мальчиков и девочек в этот период формируется не просто чувство взрослости, а достаточно дифференцированная взрослость определенного пола — «внутренняя позиция мужчины» или «внутренняя позиция женщины». Но половое созревание само по себе ни в коем случае не определяет формирование личности подростка, оно лишь влияет на его физиологическое состояние. Общий характер чувств, привязанностей, ценностей, идеалов в этот период определяется воспитанными свойствами личности, опытом дружбы, деятельности и общения со взрослыми и сверстниками. К этому времени у подростков уже складываются сравнительно прочные представления и навыки общения с представителями другого пола. Поэтому начинать половое воспитание надо значительно раньше, с самого раннего детства, придавая этому воспитанию соответствующее содержание, направление и систематичность.[18]
Для современной молодежи необходим курс по половому и семейному воспитанию. Среди наиболее важных вопросов, целесообразно затронуть следующие, исходя из наиболее острых проблем молодой семьи, а также из желаний самого молодого поколения: психологическая грамотность - умение общаться в семье и разрешать конфликты, правовая грамотность -права и обязанности, вступающих в брак по отношению друг к другу и детям, особенности брачного договора в современных российских условиях, а также особенности гражданского брака (его отличия от зарегистрированного), вопросы воспитания детей, сексуальная культура - контрацепция, безопасный секс, репродуктивное здоровье, гедонистическая функция секса, рациональное ведение хозяйства и распоряжение семейным бюджетом, распределение меду супругами домашних дел. Помимо этого, необходимо обеспечить доступ к информации: где и по каким вопросам молодая семья может получить помощь. Подготовка должна быть комплексной и охватывать наиболее актуальные вопросы семьи, брака, деторождения, воспитания детей, материнства, ведения домашнего хозяйства).
Подготовка к браку должна быть комплексной в своей основе, так как она призвана решить целый ряд очень важных задач. Необходимо повысить ответственность молодежи перед брачной и семейной жизнью, постоянно обращая внимание на социальную престижность отцовства и материнства, ориентируя женщин на брак, семью, детей.
Информация о работе Исследование отношения молодёжи к семейно-брачным и сексуальным отношениям