Исследование отношения молодёжи к семейно-брачным и сексуальным отношениям

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение изменений ценности семьи в жизни молодых людей, под воздействием трансформационных процессов в современном обществе, и их влияние на брачные установки молодежи.
Для реализации заявленной цели предполагается решение следующих задач:
• исследование особенностей, состояния, функций и тенденций развития современной семьи в российском обществе и перспектив развития семьи в современных социально-экономических условиях;

Содержание

Введение.
Глава I. Теоретический аспект изучения отношения к семье и сексуального сознания молодежи в современном обществе .
1. 1. Проблемы современной семьи.
1.2. Факторы, влияющие на межличностные и сексуальные отношения.
1.3. Ценности семьи в сознании молодёжи.
1.4. Молодёжь и секс.
Глава IІ. Исследование отношения молодёжи к семейно-брачным и сексуальным отношениям.
2.1. Готовность молодежи к браку как социологическая проблема.
2.2. Особенности брачно-семейных установок у юношей и девушек.
Глава 3. Подготовка молодежи к браку: отечественный опыт и рекомендации.
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

семейно-брачные и сексуальные отношения.doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     Укрепить  понятие семьи в системе ценностей  современной российской молодежи возможно только при тщательном его изучении, формировании целостного представления  динамики развития семьи как социального  института, освобождении от стереотипов в суждениях о семье, о гендерных ролях мужчин и женщин, что является задачами также всех педагогов, социальных педагогов, а также других специалистов образования. 

     1.4. Молодёжь и секс. 

     Российская  молодёжь в сексуальном отношении  оказалась более целомудренна, чем ожидали ученые, ориентируясь на устоявшиеся в обществе стереотипы. К тому же, медленнее, чем хотелось бы, но тем не менее повышается уровень ее сексуальной образованности, что дает результат в виде снижения подростковой беременности.

     Это определили наши и голландские ученые в рамках совместного проекта "Улучшение  репродуктивного здоровья в пяти российских городах", в рамках которого в Пскове, Мурманске, Дмитрове и Мытищах  Московской области и Таганроге  Ростовской области было опрошено 1600 молодых людей в возрасте 15-18 лет по репрезентативной для России (или по крайней мере Европейской ее части) выборке. Промежуточные итоги двухгодичного финансируемого МИД Нидерландов исследования под названием "Легко ли быть молодым и влюбленным в России" были представлены в пресс-клубе "Четыре стороны" профессором Нидерландской школы общественного здоровья Эвертом Кеттингом и профессором Невского института языка и культуры Еленой Дмитриевой.

     Оттого, что выбор городов в России был обусловлен наличием у них побратимских связей с городами и провинциями Нидерландов, исследование отражает ситуацию фактически в российской провинции. Но как отметил профессор Кеттинг, отвечая на вопрос корреспондента "Страны.Ru", отличий в поведении российской молодежи от нравов их сверстников на Западе совсем не много. Например, средний возраст первого сексуального контакта у них примерно одинаков - 17 лет. Российская специфика заключается в низкой информированности молодых людей в вопросах здоровья и интимных отношений и, как следствие, высокий уровень прерывания нежелательной беременности. Причем как показали исследования, и в этой области постепенно происходят позитивные изменения. Участники проекта полагают, что значительный вклад в появление этой положительной тенденции внесла свернутая по настоянию части нашей общественности федеральная программа планирования семьи, включавшая курс сексуального воспитания школьников.

     Одна  из причин провала федеральной программы - преподавание детям и подросткам основ сексуального воспитания учителями в школах. Молодые люди меньше всего склонны получать информацию по этому вопросу от учителей. В связи с этим авторы исследования в качестве первой рекомендации назвали необходимость не сексуального воспитания подростков, а обучения родителей тому, как им нужно вести сексуальное просвещение своих детей. Сейчас же главным сексуальным воспитателем подростков являются книги, газеты, журналы, а также видео.

     При этом меньше всего при первом половом  контакте молодые люди думают о своем  здоровье. Например, профессор Дмитриева отметила, что у нас в обществе сформировался довольно устойчивый стереотип, что опасность заразиться ВИЧ-инфекцией можно главным образом при внутривенном употреблении наркотиков. Так было раньше, но уже давно все большее число случаев заражения СПИДом связано с половыми (причем, гетеросексуальными) контактами, и наркотики перестают быть основным фактором распространения ВИЧ-инфекции. Тем более что, как показало исследование, менее 6% подростков когда-либо пробовали какие-нибудь наркотики. И опасность заражения СПИДом через половой контакт оказывается для них куда актуальнее. Однако, только 10% опрошенных серьезно отнеслись к угрозе половых инфекций во время первого полового акта. 35% девушек и 47% юношей об этом даже не вспомнили. Причем 0,6% девушек и 3,2% юношей были настолько увлечены, что даже не заметили, использовал их партнер какие-либо средства защиты или нет. 40% опрошенных не использовали во время первого полового акта никаких методов предохранения, может быть потому, что половина из них даже и не ожидала, что вступит в интимные отношения. Еще одним последствием такого безрассудства является тот факт, что к 18 годам 9,3% девушек, имевших опыт сексуальных отношений, были беременны, причем 85% из них сделали аборт.

     Назвать наше население сексуально непросвещенным нельзя, но оно недостаточно сексуально грамотно. Что делается для повышения  сексуальной культуры молодежи? Прежде всего, следует отметить, что повышение сексуальной грамотности - это не просвещение, не воспитание, а так называемое половое образование, то есть целая система знаний о сексуальной культуре. Ситуация с половым образованием по сравнению с доперестроечными временами значительно ухудшилась. В советские годы в школах преподавали курс «Этика и психология семейной жизни», сейчас его нет. Более того, под давлением церкви и некоторых политиков, преимущественно коммунистических, в российской Думе провалены практически все законы, направленные на разрешение ситуации с половым образованием. Не так давно была спровоцирована публичная дискуссия о запрещении любых форм сексуального образования в школе, закончившая соответствующим постановлением Академии образования (бывшей Академии педагогических наук).

     Такая ситуация вызывает большое беспокойство, особенно в условиях эпидемии СПИДа. Известно, что только сексуальное  образование и распространение  презервативов смогли остановить катастрофический рост СПИДа в США и Европе, хотя это и привело к новой проблеме - так называемому СПИД-оптимизму. После появления новых препаратов, эффективно подавляющих вирус иммунодефицита человека, снизилась бдительность общества к этому заболеванию. Такой подход обусловил второй подъем заболеваемости в Европе и США, но странам СНГ пока что далеко до этой проблемы, мы пока еще не можем справиться с первичным ростом заболеваемости СПИДом. В России снабжение презервативами несовершеннолетних было заклеймено, как развратное действие и призыв к сексу, сексуальное образование во многих педагогических изданиях интерпретировано, как явление подобного рода.

     Между тем, наблюдается резкое несоответствие между огромным количеством хаотичной  информации сексуальной тематики, которую  выбрасывают СМИ, и практически  полным отсутствием грамотного, качественного образования молодежи в сфере сексуальных отношений. У многих молодых людей богатый сексуальный опыт сочетается с явно недостаточным пониманием сути партнерских отношений, крайне низким уровнем ответственности перед собой, партнером и перед обществом.

     Но  это все - психология переходного  периода. Мы знаем, что так складывались общественные отношения и в странах  Европы в послевоенное время, причем, как после Первой мировой войны (первая волна сексуальной революции), так и после Второй мировой войны (вторая волна). В России и Украине сейчас наблюдаются последствия сексуальной революции, когда сексуальное раскрепощение пропагандируется вызывающим поведением многих деятелей искусства и эстрады. Молодежь очень чувствительна к подобным течениям, внутренняя сторона сексуальных отношений для молодых людей часто остается неосознанной.

     Этому можно противопоставить только хорошо организованную систему образования. Сексуальное образование - это не обучение тому, как правильно проводить  половой акт, а в первую очередь - основам взаимоотношений с партнером, пониманию его. Сексуальное образование - это умение так относиться к себе и партнеру, чтобы избежать тяжелых ошибок в своей жизни, создать счастливую полноценную семью.

     Половое образование молодежи - дело психологов со специальной подготовкой по сексологии. Сексуальное образование необходимо сделать как можно более качественным, преподавание - грамотным и доступным. А врача, который приходит в школу и рассказывает детям и подросткам о болезнях и их профилактике, они никогда не будут воспринимать как человека, к которому можно обратиться со своими проблемами.

     Семья также не может быть для ребенка  источником знаний в сфере сексуального образования. Порой ребенок в  семье подвергается сексуальной обструкции, насилию, он не имеет права даже поднимать подобные темы. Или же ребенок, видя конфликтную ситуацию между родителями, не может принять подобную схему семейных отношений как здоровую, проще говоря - не доверяет родителям, не считает их авторитетом для себя в сфере сексуальных отношений и в вопросах семьи в целом.

     Подростков  нужно не только обучать здоровым сексуальным отношениям, но и предотвращать  многочисленные сексуальные девиации. Только грамотный психолог сможет оказать  помощь и поддержку при возникших или формирующихся сексуальных девиациях, избежать множества критических ситуаций, вплоть до суицидов, которые особенно часто происходят в подростковом возрасте на почве непонимания, в том числе - сексуальных потребностей.

     Насколько велика роль сексуальных проблем в обществе? Не переоценивается ли их значение? Многочисленные исследования говорят о том, что сексуальные нарушения оказывают очень большое влияние на формирование неадекватного или даже асоциального поведения человека. Особенно усугубляется ситуация при отсутствии налаженной системы профессиональной психологической и сексологической помощи.

     Сексуальная жизнь вообще очень серьезный  показатель успешности человека. И  если человек нормально функционирует  сексуально, реализуя одну из основных физиологических потребностей, он справляется со множеством больших и маленьких проблем. При отсутствии нормальных сексуальных отношений возникает целый комплекс неурядиц, в том числе и проблемы со здоровьем.

     Например, человек, который неуспешен в  сексуальной жизни, часто переключает свое внимание на профессиональную деятельность, а когда у него возникает психогенно обусловленная гипертоническая болезнь, это, как правило, является следствием именно того, что он страшно переживает свою неуспешность, а не следствием профессиональной гиперактивности, как нередко считают.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава IІ.  Исследование отношения молодёжи к семейно-брачным и сексуальным отношениям.  

     2.1. Готовность молодежи к браку как социологическая проблема.  

     Готовность  к браку - целая система социально-психологических  установок личности, определяющих ее эмоционально-положительное отношение  к семейному образу жизни, ценностям  супружества.

     Нравственная  подготовка к браку - формирование личности с высокой культурой чувств и поведения, воспитание характера, способствующего сотрудничеству супругов, родителей и детей, ответственности перед семьей.

     Психологическая подготовка к браку предполагает знание психологии личности, супружеских  взаимоотношений, методов разрешения семейных конфликтов, способов саморегуляции собственной психики и поведения.

     Выделяются  следующие общие принципы, определяющие отношение молодежи к  браку:

  1. Равноправие мужчины и женщины. Равное участие супругов в организации семейной жизни: обоюдное экономическое обеспечение семьи, общая ответственность за воспитание детей, совместное участие в решении бытовых вопросов, разделение правовой ответственности.
  2. Право человека самостоятельно, без вмешательства извне устраивать свою личную жизнь. Вступление в брак молодежь связывает с достижением экономической самостоятельности, необходимой для создания благополучной семьи.
  3. Индивидуальная любовь как основа брака. Любовь супругов - необходимое условие нормального развития детей, профилактика против возможных нервных заболеваний. Взрослые и дети в семье должны испытывать душевный комфорт, заботу и любовь родных. Учет индивидуальных потребностей и возможностей каждого члена семьи.
  4. Укрепление семьи как института общества. Семья выступает посредником между человеком, государством и другими социальными институтами. Ценностно-нормативные регуляторы. Исторически изменяющаяся форма отношений мужчины и женщины.
  5. Забота о детях. Выполнение родительских обязанностей - долг семьянина. Рождение и полноценное воспитание ребенка - непременное условие счастливой семейной жизни.[5]

     Создание  семьи начинается с выбора молодыми людьми спутника жизни. Представления  молодых людей о функциональной модели будущей семейной жизни имеют  свои особенности. Юноши и девушки  предпочитают иметь супруга/супругу, выполняющих в семье широкий спектр домашних дел - от воспитания ребенка до бытовых вопросов. Собственную роль они видят в форме руководства и контроля, или как пассивную потребительскую позицию. Значимым фактором готовности является возможность сохранить в семейной жизни свою личную свободу, круг общения, собственные интересы.

Информация о работе Исследование отношения молодёжи к семейно-брачным и сексуальным отношениям