Государственная поддержка семей с детьми в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:08, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотреть меры государственной поддержки семей с детьми в Российской Федерации, выявить проблемы и перспективы.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие основные задачи:
1. рассмотреть меры государственной поддержки семьи с детьми;

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Государственная поддержка семей с детьми в Российской Федерации……………………………………………………………………..5
1.1. Виды социальных выплат (пособия, компенсации)…………..5
1.2. Другие меры социальной поддержки………………………...11
ГЛАВА 2. Проблемы и перспективы государственной поддержки
семьи с детьми в Российской Федерации…………………………………28
2.1. Опыт зарубежных стран по поддержке семей,
имеющих детей………………………………………………………………28
2.2. Перспективы и проблемы государственной поддержки
семей, имеющих детей в Российской Федерации…………………………32
Заключение…………………………………………………………………..41
Список использованной литературы…………………………

Работа содержит 1 файл

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СЕМЕЙ С ДЕТЬМИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.doc

— 216.50 Кб (Скачать)

Назначение и выплата ежемесячных компенсационных выплат производится по месту службы лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел на основании личного заявления, к которому прилагаются копия свидетельства о браке, справка кадрового органа о прибытии и фактическом проживании жены по месту службы мужа и трудовая книжка жены.

Если жена до обращения за ежемесячными компенсационными выплатами не начинала трудовую деятельность, ее трудовая книжка не предоставляется. В этом случае служащий в своем обращении указывает, что его жена не начинала трудовую деятельность.

Решение о назначении ежемесячных компенсационных выплатах принимается руководителем органа внутренних дел в 10-дневный срок со дня поступления документов.

В случае отказа в назначении компенсационных выплат заявителя письменно извещают об этом в 5-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причины отказа и порядка его обжалования. Одновременно возвращаются все документы.

Ежемесячные компенсационные выплаты назначаются на период с месяца, следующего за месяцем, в котором поступило заявление о назначении данных выплат, по месяц (включительно) возникновения обстоятельств, влекущих прекращение их выплаты (трудоустройство жены, выплата пособия по безработице, переезд жены на постоянное место жительства в другую местность, назначение ей пенсии).

Назначенные ежемесячные компенсационные выплаты, не выплаченные своевременно, выплачиваются за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за их получением, в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации на каждый соответствующий период. Ежемесячные компенсационные выплаты, не выплаченные своевременно по вине органа внутренних дел, их назначающего и выплачивающего, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

Ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются в установленном порядке за счет средств, выделяемых Министерству внутренних дел Российской Федерации.

Для лиц, проживающих в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер ежемесячных компенсационных выплат определяется с применением этих коэффициентов.

Споры по вопросам назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат разрешаются вышестоящим органом или судом в порядке, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

 

 

ГЛАВА 2. Проблемы и перспективы государственной поддержки семей с детьми в Российской Федерации.

2.1.           Опыт зарубежных стран по поддержке семей, имеющих детей.

 Соединенные Штаты Америки – страна с либеральной моделью демократии. Это означает, что ответственность за благополучие гражданина – социальное, экономическое, медицинское, психологическое – лежит на нем самом.

Государство в такой ситуации берет на себя ответственность за оказание помощи наиболее уязвимым, неблагополучным категориям населения.

Система социальной защиты в США не имеет единой системы, а регулируется множеством программ социальной помощи, осуществляемых в масштабах страны, отдельных штатов, общин, муниципальных образований.

При этом, существуют определенные условия (как впрочем, и везде) при которых семья может претендовать на получение социальной помощи. Это, во-первых, доход семьи ниже прожиточного минимума, и, во-вторых, безработица одного из родителей. В качестве критерия для определения нуждаемости выступают показатели черты бедности, которые определяются и публикуются Бюро переписи США ежегодно, для различных категорий населения.

В целом, все программы социальной поддержки семей с детьми похожи и включают определенные формы поддержки. Вот приблизительный их состав:

1. программы поддержки доходов – временная помощь нуждающимся семьям, налоговые льготы;

2. продовольственная помощь – продовольственные талоны, бесплатные и льготные школьные обеды и завтраки, специальное дополнительное питание для женщин с детьми до 5 лет, питание детей в дневных детских центрах;

3. медицинская помощь – государственное медицинское обслуживание, центры медицинского обслуживания;

4. жилищная помощь – строительство социального жилья для бедных, субсидии на приобретение и строительство собственного жилья, субсидии на аренду и отопление жилища;

5. образовательные услуги – содействие в получении образования и специальной подготовки;

6. социальные услуги – обеспечение ухода за детьми учащихся и работающих получателей, содействие усыновлению детей и помощь приемным родителям, помощь сбежавшим из дома и беспризорным детям, юридическая и психологическая помощь подросткам, помощь жертвам преступлений и семейного насилия, розыск отцов, уклоняющихся от уплаты алиментов[8].

Одной из наиболее значимых социальных программ, была программа Помощи семьям с детьми на иждивении (ПСД). Которая была введена в 1935 году как средство преодоления последствий Великой депрессии и завершилась в 1996 году.

К 1990 году эта программа была распространена на семьи безработных и расширила спектр оказываемых услуг. Все штаты были обязаны ввести специальные программы по профессиональной подготовке и трудоустройства получателей социальной помощи по этой программе.

Право на ПСД имели:

1.  неполные семьи, где нет отца или матери;

2.  полные семьи, где отец безработный (пособие получают мать, отец и все живущие в семье дети);

3.  полные семьи, где отец нетрудоспособен;

4.  семьи, где нет собственных детей, но живут дети родственников – в таком случае пособие получают только дети.

Затем программу ПСД заменила программа Временная помощь нуждающимся семьям (ВПНС). Она охватывала те же категории населения, только теперь помощь получала вся семья, а не отдельные ее члены.

Главным условием предоставления ВПНС является семейный доход ниже установленного уровня. Также в программу попадают дети, оставшиеся без попечения родителей и живущие в семье других родственников.

С 1996 года продолжительность получения пособий ограничивалась 5 годами, а также условием получения ВПНС стала трудовая деятельность. То есть в течение двух лет со дня включения в программу один из родителей должен устроится на работу или на профессиональное обучение.

Введение ВПНС привело к сокращению числа получателей и размера пособий.

По данным последнего отчета программы ВПНС, представленного Конгрессу США, в 2002 году государство потратило на программу 25,4 миллиарда долларов, в том числе из федерального бюджета 14,6 миллиардов долларов.

Реформа социальной помощи не привела к улучшению положения бедных семей с детьми, что вызвало резкую критику со стороны общественности.

Во Франции, как и в других странах мира, существовало три основных подхода к решению проблем семьи и рождаемости:

1.  ограничение доступа к средствам контрацепции и абортам;

2.  экономическое поощрение семей к рождению детей – декретные отпуска, различные пособия и др.;

3.  пропаганда семейных ценностей.

В последнем случае, примечательно, что даже правительство Виши (1940-1945 годы) настаивало на роли женщины как домохозяйки; при приеме на работу предпочтение отдавалось мужчинам, которые имели семью и детей. Таким образом, они должны были финансово обеспечивать семью, в то время как женщина выполняла функции по воспитанию детей.

Экономические меры поддержки рождаемости всегда были во Франции основными.

Уже в 1932 году был принят закон, который обязывал работодателей делать ежемесячные взносы в специальный фонд, созданный для поддержки многодетных семей.

В 1938 году такие пособия стали выплачиваться женщинам, ухаживающим за усыновленными детьми.

В современной Франции существует целый ряд способов помочь семьям.

На сегодняшний момент во Франции действуют следующие виды пособий:

1.  пособия многодетным семьям (более двух детей в семье);

2.  пособие матерям (с пятого месяца беременности до трехмесячного возраста ребенка);

3.  родительское пособие (для семей с тремя и более детьми, если один из них младше трех лет);

4.  пособие на няню (для работающих родителей, чьи дети младше трех лет);

5.  еще одно пособие на няню (для работающих родителей, чьи дети младше 6 лет);

6.  пособие поддержки многодетных семей (для бедных семей с тремя и более детьми);

7.  пособие родителю-одиночке (до достижения ребенком трехлетнего возраста);

8.  пособие на подготовку ребенка к школе (только для бедных семей) и др.

Модель социальной поддержки семьи с детьми во Франции достаточно продуктивна, но для применения подобного опыта в нашей стране нет достаточной материальной, юридической, организационной, научно-методической базы.

             

 

 

 

 

2.2. Проблемы и перспективы государственной поддержки семьи с детьми в Российской Федерации

В настоящее время появление ребенка в семье, как правило, существенно снижает уровень ее жизни, а наличие трех и более детей делает семью в подавляющем числе случаев бедной. Уровень семейной бедности в России в основном определяется вкладом многодетных семей в общую картину. Доля семей с 3 и более детей с уровнем ежемесячного среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума в общем числе семей, имеющих детей, в четвертом квартале 2005 года (по материалам выборочных исследований бюджетов домашних хозяйств) составляла 65,2%.

При этом многодетные семьи, особенно неполные семьи с тремя и более детьми, отличаются максимальными риском и степенью бедности. В силу более высокой иждивенческой нагрузки и меньшего относительного числа занятых членов семьи они выделяются по сравнению с другими категориями семей по всем социально-экономическим показателям уровня жизни.

Подавляющее большинство семей c детьми попадают в категорию бедных, имеют неполноценное и несбалансированное питание, обременены существенными жилищными проблемами.

 В целом по Российской Федерации эффективность социальной поддержки многодетных семей является недостаточной.

Среди направлений государственной поддержки семей с детьми наименее разработанным и обеспеченным адекватными мерами реализации, является информационное обеспечение государственной демографической политики в части пропаганды семейных ценностей в средствах массовой информации.

Эффективная государственная поддержка семей с детьми и многодетных семей позволяет повысить не только демографический потенциал, но и экономический потенциал Российской Федерации. Обеспечение поддержки семей в сельской местности в перспективе является одним из условий решения проблем социально-экономического развития аграрных регионов.

Важным направлением государственной демографической политики в Российской Федерации должно стать наряду с предоставлением материальной поддержки оказание моральной поддержки семьям с детьми. Поддержка семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, требует разработки и реализации комплекса мероприятий по поощрению сознательного и ответственного материнства и отцовства на основе индивидуализированного подхода, учитывающего все факторы неблагополучия многодетных семей.

В целях смягчения негативных последствий экономического спада для населения рабочая экспертная группа Общественного совета Центрального федерального округа по инициативе председателя Совета Е.Л. Юрьева разработала пакет антикризисных мер социальной поддержки семей с детьми. Они получили поддержку на общественных слушаниях, организованных Комиссией Общественной палаты по социальной и демографической политике. В Комитете Госдумы по вопросам семьи, женщин и детей началась работа по формированию антикризисного пакета законопроектов и, судя по проведенным Комитетом слушаниям, – с учетом наших предложений.

Представляется необходимым внести изменения в федеральное законодательство. Это законы «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», «О занятости населения в РФ», «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», «О федеральном бюджете на 2009-2011 гг.», Налоговый и Семейный кодексы РФ.

Меры по фактору безработицы, ухудшающей положение семей в связи с увольнением матери или отца в сложном периоде рождения и воспитания детей, включают:

предоставление права в случае ликвидации предприятия или прекращения срока трудового договора

‑ матери или отцу, имеющим право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, получать одновременно и пособие по безработице в случае признания ее (его) безработной (безработным);

‑ беременной женщине получать одновременно пособие по беременности и родам, а также пособие по безработице (одинокой беременной женщине – в повышенном размере) в случае признания ее безработной. Понятно, что уволенной женщине в таком положении бессмысленно предлагать подходящую работу для трудоустройства, но в то же время за ней должно быть сохранено право на обучение и переобучение с перспективой на будущее. А признание за нею право на выплаты по безработице подтверждает значимость в нашем обществе именно социальных гарантий за труд;

Информация о работе Государственная поддержка семей с детьми в Российской Федерации