Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 16:08, курсовая работа
Целью работы является рассмотреть меры государственной поддержки семей с детьми в Российской Федерации, выявить проблемы и перспективы.
Для достижения указанной цели в работе были поставлены и решены следующие основные задачи:
1. рассмотреть меры государственной поддержки семьи с детьми;
Введение……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Государственная поддержка семей с детьми в Российской Федерации……………………………………………………………………..5
1.1. Виды социальных выплат (пособия, компенсации)…………..5
1.2. Другие меры социальной поддержки………………………...11
ГЛАВА 2. Проблемы и перспективы государственной поддержки
семьи с детьми в Российской Федерации…………………………………28
2.1. Опыт зарубежных стран по поддержке семей,
имеющих детей………………………………………………………………28
2.2. Перспективы и проблемы государственной поддержки
семей, имеющих детей в Российской Федерации…………………………32
Заключение…………………………………………………………………..41
Список использованной литературы…………………………
в) справка из воинской части о прохождении отцом ребёнка военной службы по призыву ( с указанием срока службы); после окончания военной службы по призыву - из военного комиссариата по месту призыва;
г) в случае наличия соответствующих оснований - копия свидетельства о смерти матери, выписка из решения об установлении над ребенком (детьми) опеки, копия вступившего в силу решения суда, копия заключения медицинской организации.
Право на ежемесячное пособие на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, не предоставляется матери, опекуну либо другому родственнику ребенка курсанта военного образовательного учреждения профессионального образования.
Матери ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, ежемесячное пособие на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается со дня рождения ребёнка, но не ранее дня начала отцом ребёнка военной службы по призыву. Выплата прекращается по достижении ребёнком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом такого ребенка военной службы по призыву.
Иным лицам, имеющим право на это пособие, ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, выплачивается со дня смерти матери ребенка либо со дня вынесения соответствующего решения (вступившего в законную силу решения суда, решения органа опеки и попечительства, заключения учреждения здравоохранения), но не ранее дня начала отцом ребенка военной службы по призыву. Выплата прекращается по достижении ребёнком военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, возраста трех лет, но не позднее дня окончания отцом такого ребенка военной службы по призыву.
С января 2010г.размер ежемесячного пособия на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, с учетом индексации составляет 7458 руб.
1.2. Другие меры социальной поддержки
Иные меры социальной поддержки семей, имеющих детей отражены в ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», от 29 декабря 2006г.№256-ФЗ, принятый Государственной Думой 22 декабря 2006 года и одобрен Советом Федерации 27 декабря 2006 года.
Настоящий Федеральный закон устанавливает дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь.
Общеизвестно, что одной из самых острых проблем современной России является демографическая - смертность существенно превышает рождаемость, вследствие чего сокращается численность населения.
Отметим, что данная проблема характерна не только для Российской Федерации: демографический спад наблюдается в настоящее время во многих развитых государствах. Преодоление сложившейся ситуации возможно путем стимулирования рождаемости (наиболее предпочтительный способ), принятия мер, направленных на сокращение смертности, либо привлекая мигрантов из других стран[3].
Именно в целях повышения уровня рождаемости в нашей стране и принят комментируемый Федеральный закон.
Основой его идей является предоставление семьям в связи с рождением второго ребенка в период с 1 января 2007г. По 31 декабря 2016г. Так называемого материнского (семейного) капитала в размере 250 000 рублей.
Идея предоставления матери, родившей второго ребенка, некой суммы денежных средств, которая могла бы повысить ее социальный статус в семье и обществе, впервые была озвучена Президентом РФ В.В.Путиным в Послании Федеральному Собранию РФ 10 мая 2006 года в качестве одной из составляющих программы стимулирования рождаемости и улучшения демографической ситуации в стране.
Соответствующий комплекс мер помимо предоставления материнского капитала включает в себя так же:
Существенное увеличение размера пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (40% от утраченного заработка, но не менее 1500руб. за первого ребенка и не менее 3000руб.за второго ребенка, и не более 6000руб.за одного ребенка в общей сложности), а также предоставление права получать соответствующее пособие не только работающим, но также неработающим матерям и отцам;
Компенсацию родителям расходов, связанных с оплатой стоимости пребывания ребенка в детском саду (20% от стоимости пребывания первого ребенка, 50%- за второго, 70%- за третьего последующих);
Установление нового вида пособия в размере 8000руб., выплачиваемого при передаче ребенка на воспитание в семью (то есть в случае усыновления, приема под опеку или получения на воспитание приемными родителями);
Увеличение на федеральном уровне размера выплат, осуществляемых на содержание ребенка опекуном или приемными родителями (до 4000руб.), а также заработной платы приемных родителей (до 2500руб.)
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей
1. Законодательство Российской Федерации о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации. В целях единообразного применения настоящего Федерального закона при необходимости могут издаваться соответствующие разъяснения в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать своими нормативными правовыми актами дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В части 1 статьи 1 Закона указаны нормативные акты, составляющие так называемое законодательство о ДМГП. Оно основывается на Конституции, согласно которой РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь, в частности, поддержку семьи, материнства, отцовства и детства (статья 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38); защита семьи, материнства, отцовства и детства находится в совместном ведении РФ и её субъектов (пункт «ж» части 1 статьи 72).
К общепризнанным принципам и нормам международного права, на которых основывается Закон, можно отнести Всеобщую декларацию прав человека, согласно которой материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь (пункт2 статьи 25); Международный пакт о гражданских и политических прав, определяющий, что семья имеет право на защиту со стороны общества и государства( статья 23 пункт 1 ); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, в соответствии с которым семье, являющейся естественной и основной ячейкой общества , должны предоставляться по возможности самая широкая охрана и помощь, в особенности при ее образовании и пока на ее ответственности лежит забота о несамостоятельных детях и их воспитании (пункт 1 статьи 10).
Наименование статьи 1 Закона не означает появление новой отрасли законодательства. В ней имеются в виду положения, содержащиеся в различных нормативных актах, направленные на дополнительную поддержку семей и отдельных лиц, имеющих детей. Причем в отличие от статьи 1 Закона, говорящей о поддержке «семей», статья 3 Закона устанавливает право на поддержку «женщин» и «мужчин» независимо от рождения ребенка в браке.
К законодательству о ДМГП семей, имеющих детей, относится также ФЗ от 5 декабря 2006 года № 208-ФЗ «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», согласно которому средства капитала не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц; социальный налоговый вычет из налоговой базы по данному налогу не применяется, если оплата расходов на обучение производится за счет средств капитала, а имущественный налоговый вычет не применяется, если оплата расходов на строительство или приобретение жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них налогоплательщика производится за счет средств капитала. Следует отметить, что данный ФЗ был принят до комментируемого Закона.
Вместе с тем статья 1 Закона «О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», указывает на разрозненность многочисленных нормативных актов о социальной защите.
К подзаконным актам о ДМГП относятся нормативные акты Правительства, а также разъяснения, которые в порядке, определяемом Правительством, будут издавать Минздравсоцразвития и ПФ, без которых положения Закона не могут быть реализованы, а граждане – распорядиться капиталом.
Закон предусматривает принятие постановлений Правительства, устанавливающих: порядок издания разъяснений в целях единообразного применения Закона (часть1 статьи 1); форму сертификата на капитал, правила подачи заявления о выдаче сертификата (часть 2 статьи 5); правила подачи заявления о распоряжении средствами капитала и перечень документов, необходимых для реализации права на распоряжение этими средствами (часть 5 статьи 7); порядок и сроки перевода средств капитала территориальным органом ПФ в соответствии с заявлением о распоряжении этими средствами (часть 7 статьи 8); порядок перевода средств капитала из федерального бюджета в бюджет ПФ (часть 1 статьи 9); правила направления средств капитала на улучшение жилищных условий (часть 5 стать 10); перечень расходов и правила направления средств капитала на получение образования ребенком ( пункт 3 части 2 и часть 4 статьи 11); правила отказа от направления средств капитала на формирование накопительной части трудовой пенсии (часть 4 статьи 12); порядок утверждения правил подачи заявления об учете суммы капитала при определении размера накопительной части трудовой пенсии (часть 5 статьи 12).
Из всех названных актов Правительством во исполнение соответственно статей 1 и 5 Закона пока изданы постановления от 30 декабря 2006 года № 873 «О порядке выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал» и от 30 декабря 2006 года № 875 « Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона « О дополнительных мерах государственной поддержки семей , имеющих детей», которым право издавать соответствующие разъяснения предоставило Минздравсоцразвития по согласованию с министерством финансов РФ и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти[4].
Частью 2 комментируемой статьи предусмотрено право ОГВ субъектов РФ и ОМС устанавливать за счет средств собственных бюджет дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей. Например, законом субъекта РФ может быть предусмотрена выплата средств капитала сверх предусмотренных комментируемым Законом 250 000 рублей и (или) располряжение ими по направлению, не предусмотренному комментируемым Законом (например, на лечение ребёнка). Но, учитывая, что большинство субъектов РФ и муниципальных образований являются дотационными, рассчитывать на их установление либо существенный характер повсеместно не приходится. Достаточно сказать, что из всех субъектов РФ дополнительные меры материальной поддержки граждан в связи с рождением (усыновлением) ребёнка, принятые во исполнение статьи 2 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», были установлены лишь в нескольких субъектах РФ. Однако они являются дополнительными лишь по отношению к данному ФЗ, но не по смыслу части 2 комментируемой статьи.
Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей,- меры, обеспечивающие возможность приобретения жилого помещения, получение услуг в сфере образования, а также улучшение пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее - дополнительные меры государственной поддержки);
материнский (семейный) капитал- обособленные средства федерального бюджета, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, для обеспечения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, реализации указанных мер;
государственный сертификат на материнский (семейный) капитал- именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.
Определение используемых в Законе основных понятий имеет важное практическое значение для единообразного понимания его смысла не только для граждан, претендующих на распоряжение капиталом в связи с рождением второго ребенка, но и для чиновников Минздравсоцразвития и ПФ, а также судей, которым предстоит рассматривать споры, связанные с реализацией Закона.
Все три определяемых статьей 2 Закона понятия взаимосвязаны. В понятии «номер один» обозначены направления ДМГП; в понятии «номер два»- средства, за счет которых эти меры должны реализоваться;
В понятии «номер три»- документ, на основании которого средства капитала будут использованы на указанные ДМГП. Данные понятия определяют и всё последующее содержание Закона. Далее они будут обозначаться в комментарии соответственно словами ДМГП (дополнительные меры государственной поддержки), «капитал» и «сертификат».
Определение капитала комментируемой статьей подчеркивает его отличие от «традиционного» пособия в связи с рождением ребенка. Капитал- это средства федерального бюджета. Средства капитала (250 000 рублей) в отличие от пособия «наличными на руки» не будут выдаваться ни вскоре после рождения ребенка, ни по истечении трех лет со дня его рождения, ни в дальнейшем.
Расходовать капитал предполагается «в безналичном порядке» исключительно по направлениям, установленным комментируемым Законом. Подтвердить право на ДМГП можно только сертификатом.
Объясняя отказ о выдаче средств капитала наличными, высшие должностные лица РФ исходили из неуважительного отношения к родителям, полагая, что многие из них пойдут на рождение второго ребенка исключительно в своекорыстных целях, с последующим отказом от малолетнего ребенка. Отказ в направлении средств капитала на лечение ребенка они объяснить не смоги (не стали).
Информация о работе Государственная поддержка семей с детьми в Российской Федерации