Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2012 в 23:17, контрольная работа
Конфликт – это обострение отношений, когда позиции и цели сторон становятся несовместимыми или воспринимаются таковыми.
По определению М.И. Леонова: конфликт – это операциональное определение = форма проявления противоречия, не разрешенного в прошлом и разрешаемого в настоящем, которая возникла в ситуации непосредственного взаимодействия из-за противоположно выбранных целей осознаваемых или неосознаваемых участниками действия и направленных на снятие противоречий.
Ведение.
Глава I. Функции конфликта:
1. Конструктивные функции.
2. Деструктивные функции.
3. Влияние конфликта на непосредственных участников.
Глава II. Процесс и динамика конфликта:
1. Определение компонентов и основных структурные элементов конфликта.
2. Четыре модели предполагаемых альтернатив и притязаний.
3. Динамика конфликта.
Заключение.
Список используемой литературы.
Контрольная работа на тему:
«Функции и динамика конфликтов»
План:
Ведение.
Глава I. Функции конфликта:
1. Конструктивные функции.
2. Деструктивные функции.
3. Влияние конфликта на непосредственных участников.
Глава II. Процесс и динамика конфликта:
1. Определение компонентов и основных структурные элементов конфликта.
2. Четыре модели предполагаемых альтернатив и притязаний.
3. Динамика конфликта.
Заключение.
Список используемой литературы.
Введение.
Конфликт – это обострение отношений, когда позиции и цели сторон становятся несовместимыми или воспринимаются таковыми.
По определению М.И. Леонова: конфликт – это операциональное определение = форма проявления противоречия, не разрешенного в прошлом и разрешаемого в настоящем, которая возникла в ситуации непосредственного взаимодействия из-за противоположно выбранных целей осознаваемых или неосознаваемых участниками действия и направленных на снятие противоречий.
Стороны конфликта (участники) могут быть отдельные индивиды, социальные группы и организации, государства, коалиции государств и так далее. С точки зрения специальных интересов социальной психологии, исследующей внутриличностные (интраперсональные), межличностные (интерперсональные) и межгрупповые (интергрупповые) конфликты, наиболее типичными сторонами конфликта являются, по-видимому, отдельные аспекты личности, сами личности и социальные группы. В социально-психологическом отношении участники конфликта характеризуются в первую очередь мотивами, целями, ценностями, установками и т.д.
В целом, в психологии является общепризнанным представление о значении позитивной и деструктивной стратегиях конфликта. По мнению специалистов, принципиальные различия между позитивными и деструктивными стратегиями совладания со своими психологическими трудностями и проблемами связаны с их направленностью, целями, которые они преследуют.
Позитивные стратегии направлены на “работу” с самой проблемой, с содержанием возникшего противоречия и имеют своей целью преодоление тех препятствий, которые создает данная проблема на пути возможности самореализации личности и её полноценной жизни. Иначе говоря, можно оценивать выход человека или социальной группы из конфликта как позитивный, если в результате они действительно “освобождаются” от породившей конфликт проблемы таким образом, что ее переживание делает участников конфликта более зрелыми, психологически адекватными и интегрированными.
Общим признаком деструктивных стратегий является нежелание (человека или социальной группы) или неспособность “работать” со своей проблемой. Неготовность к принятию решений, к ответственности за них, страх за их последствия и потому надежда на то, что “все как-нибудь устроится само собой”. Каковы же основные функции конфликта? Их можно разделить на позитивные и деструктивные.
Глава I. Функции конфликта.
Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития. Необходимо учитывать, для кого из участников этот конфликт конструктивен, а для кого деструктивен. Если целью одной из сторон может быть устранение противоречия, уклонение от конфликта или разрешение противоречия без противоборства.
Итак, по отношению к участникам конфликта, он может выполнять конструктивные и деструктивные функции.
1. Конструктивные функции:
Конфликт устраняет полностью или частично противоречия, возникающие в силу несовершенства организа
Конфликт позволяет более полно оцени
Конфликт высвечивает ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, выявляет психологич
Конфликт позволяет ослабить психологическую напряженность, являющуюся реакцией участников на конфликтную ситуацию. Конфликтное взаимодействие, сопровождаемое
Конфликт служит источником развития личности, межличностных отношений. При условии кон
Конфликт может улучшить кач
При отстаивании справедливых целей повышается авторитет одного из участников, заметно улучшается отношение сослуживцев к нему. Независимо от результата конфликта это происходит в четыре раза чаще чем по отношению к оппоненту, отстаивающему сомнительные цели.
Межличностные конфликты служат средством социализации человека, способствуют самоутверждению личности.
2. Деструктивные функции:
Выраженное негативное воздействие большинства конфликтов на психическое состояние участников. Как правило, после завершения конфликта настроение в целом ухудшается в 31 случае из 100 и практически никогда не улучшается сразу после завершения конфликта.
Неблагополучно развивающиеся конфликты могут сопровождаться психологическим и физическим насилием, травмированием оппонентов. По статистике большинство умышленных убийств совершается в результате эскалации конфликта.
Конфликт сопровождается стре
Конфликт формирует негативны
Если победа в конфликте одержана с помощью насилия, велика вероятность того, что впоследствии человек прибегнет в подобной ситуации к такому же спосо
Поражение в конфликте отрицательно влияет на Я-концепцию человека.
3. Влияние конфликта на непосредственных участников.
Конфликт оказывает воздействие не только на участвующие в нем стороны, но иногда и на макро- и микросреду. Степень влияния конфликта на группу
Конструктивные функции:
Конфликт выступает как средство активизации социальной жизни группы или общества (например, инновационный конфликт).
Конфликт высвечивает нерешенные проблемы. Межличностные конфликты в организациях почти в три раза чаще положительно влияют на эффективность совместной деятельности, чем
отрицательно.
Конфликт проявляет общественное мнение.
Конфликт иногда способствует созданию новых, более благоприятных условий деятельности человека.
Конфликт может выполнять фу
В научных коллективах конфликты создают интеллектуально-эмоциональную напряженность, которая сопутствует столкновению различных стратегий исследования, что способствует продуктивному поиску верного решения.
Завершение конфликта часто
Деструктивные функции:
Конфликт всегда сопровождает
Если конфликт завершился принятием деструктивного решения, взаимоотношения в коллективе ухудшаются в 19-30% случаев.
Частые конфликты ведут к снижению групповой сплоченно
Иногда ухудшается качество совместной деятельности во время конфликта. Если конфликт не разрешился, а медленно затухает или перевес на стороне того, кто, с точки зрения группы, неправ, качество совместной деятельности снижается и после завершения конфликта.
Можно сделать вывод, что конфликт должен быть не слишком частым и умело управляемым. Только в этом случае он приносит максимальную пользу.
Глава II. Процесс и динамика конфликта.
1. Определение компонентов и основных структурные элементов конфликта.
Компонентами конфликтов являются обостренные противоречия, несовпадение точек зрения, целей, подходов, видения способов решения производственных задач, которые так или иначе затрагивают личные интересы.
“Интересы” подразумевают под собой чувства людей относительно того, что является желаемым для них. Интересы обычно определяют образ мыслей и действия людей, они лежат в основе их установок, целей, стремлений. Перед тем как интересы одной стороны сталкиваются с интересами другой, эти интересы должны перейти в притязания, выражающиеся в формах поведения каждой стороны, стремления достичь или что-то превзойти.
Относительная депривация – это опыт, получаемый одной из сторон, когда она терпит неудачу в достижении своих притязаний, и это является для нее тяжким ударом. Относительная депривация приводит к двум результатам:
1. Она наводит одну сторону на мысль о существовании несовместимых интересов.
2. Испытанные в подобных случаях фрустрация и унижение становятся источниками энергии, которая усиливает вероятность и интенсивность действий, направленных на ее преодоление.
Стороны конфликта – это субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или же явно или неявно поддерживающие конфликтующих.
Предмет конфликта – это то, из-за чего возникает конфликт.
Образ конфликтной ситуации – это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия.
Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).
Позиции конфликтующих сторон – это то, о чем они заявляют друг другу в ходе конфликта или в переговорном процессе.
Конфликт = участники + объект + конфликтная ситуация + инцидент, где участники – это субъекты, непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта, непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны.
объект – это предмет, явление, событие, проблемы, цель, действие, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликты;
конфликтная ситуация – это ситуация скрытого или открытого противоборства двух или нескольких участников (сторон), каждый из которых имеет свои цели и мотивы, средства и способы решения лично значимой проблемы;
инцидент – это практические действия участников конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса.
2. Четыре модели предполагаемых альтернатив и притязаний.
1. Нет предполагаемого расхождения интересов, потому что уже известная альтернатива удовлетворяет притязаниям обеих сторон.
2. Притязания первой стороны поднимаются до такого уровня, что альтернативу, способствующую взаимному удовлетворению, подобрать уже невозможно.
3. Притязания второй стороны достигают уровня, при котором невозможно подобрать альтернативу, способствующую взаимному удовлетворению.
4. Взаимоприемлемая альтернатива более недосягаема, а оставшиеся альтернативы имеют характер игры с нулевой суммой, в которой выигрыш одной стороны означает проигрыш другой.
3. Динамика конфликта.
Развитие конфликта проходит три стадии – предконфликтную, конфликтную и послеконфликтную.
Предконфликт (латентный период):
Возникновение объективной проблемной ситуации – состоит в появлении противоречия которое ещё не осознано и конфликтных действий нет.
Осознание объективной проблемной ситуации. Реальность воспринимается как проблемная, возникает потребность принять меры для разрешения противоречия.