Динамика конфликта

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 09:05, контрольная работа

Описание работы

Цель контрольной работы состоит в том, чтобы показать процесс конфликта, какие составляющие в него входят, из чего состоит динамическая модель конфликта и какие существуют пути разрешения конфликтов.
Задачи: представить ход развития динамической модели конфликта, его изменение под воздействием внутренних механизмов конфликта, внешних факторов и условий; выделить в динамике конфликта периоды и этапы.

Содержание

Введение………………………………………………………………….2
Типы конфликта …………………………………………………………5
Причины конфликта……………………………………………………..5
Модель процесса конфликта……………………………………………6
Последствия конфликтов………………………………………………..7
Динамическая модель конфликта………………………………………8
Предконфликтная ситуация…………………………………………….9
Послеконфликтный период…………………………………………….16
Заключение……………………………………………………………...19
Список литературы

Работа содержит 1 файл

КОНФЛИКТ.docx

— 39.23 Кб (Скачать)
  Содержание

     Введение………………………………………………………………….2

     Типы  конфликта …………………………………………………………5

     Причины конфликта……………………………………………………..5

     Модель  процесса конфликта……………………………………………6

     Последствия конфликтов………………………………………………..7

     Динамическая  модель конфликта………………………………………8

     Предконфликтная ситуация…………………………………………….9

     Послеконфликтный  период…………………………………………….16

     Заключение……………………………………………………………...19

     Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 

     Тема, которую я выбрала для написания своей контрольной работы, актуальна, так как конфликты разного рода пронизывают не только всю историю человечества и историю отдельных народов, но и жизнь каждого конкретного человека.

     Как у многих понятий  у конфликта  имеется множество определений  и толкований. Одно из них определяет конфликт как отсутствие согласия между  двумя или более сторонами, которые  могут быть конкретными лицами или  группами. Каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне  делать то же самое.

     Если  говорить о самом общем определении  конфликта, то его можно было бы дать следующим образом: конфликт представляет собой столкновение интересов различных  групп, сообществ людей, отдельных  индивидуумов. При этом само по себе столкновение интересов должно быть осознано обеими сторонами конфликта: люди, действующие лица, участники  общественных движений, в самом развитии конфликта начинают понимать его  содержание, приобщаются к тем  целям, которые выдвигают конфликтующие  стороны и воспринимают их как  свои собственные. Разумеется, что конфликт может быть вызван существенными  причинами, затрагивающими сами основы существования соответствующих  конфликтующих групп, но он может  быть и иллюзорным, воображаемым конфликтом, когда люди полагают, что их интересы несовместимы и взаимоисключают  друг друга, а «на самом деле»  можно не обострять конфликт, жить в мире и согласии. В этом, на мой  счёт, и состоит актуальность данного  реферата. Конфликт можно вообще не начинать, но если он уже начат, то его  обязательно надо завершить, и желательно благополучным образом.

     Современная точка зрения заключается в том, что даже в организациях  с  эффективным управлением  некоторые  конфликты не только возможны, но даже могут быть и желательны. Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личности и достижению целей организации в целом. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем и т.д. Это делает процесс принятия решений группой более эффективным, а также дает людям возможность выразить свои мысли и тем самым удовлетворить личные потребности в уважении и власти. Это также может привести к более эффективному выполнению планов, стратегий и проектов, поскольку обсуждение различных точек зрения на эти документы проходит до их фактического исполнения.

     Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к  повышению эффективности  организации. Или он может быть дисфункциональным  и приводит к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности  организации. Роль конфликта, в основном, зависит от того, насколько эффективно им управляют. Чтобы управлять конфликтом, необходимо понимать причины возникновения  конфликтной ситуации.

     Цель  конфликта – субъективные мотивы его участников, обусловленные их взглядами и убеждениями, материальными  и духовными интересами.

     Цель  контрольной работы состоит в том, чтобы показать процесс конфликта, какие составляющие в него входят, из чего состоит динамическая модель конфликта и какие существуют пути разрешения конфликтов.

     Задачи: представить ход развития динамической модели конфликта, его изменение  под воздействием внутренних механизмов конфликта, внешних факторов и условий; выделить в динамике конфликта периоды  и этапы.  

     Типы  конфликта 

     Конфликт  — это столкновение, он возникает  там, где сталкиваются разные желания, различные альтернативы и принятие решения затруднено. Конфликты возникают и там, где сталкиваются разные школы, разные манеры поведения, их может питать и желание получить что-то, не подкрепленное соответствующими возможностями.

     Чем больше разброс критериев при  принятии решений и возможных вариантов этих решений, тем глубже может быть конфликт.

     Существуют  четыре основных типа конфликта: внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой  и межгрупповой конфликт.   

     Причины конфликта 

     У всех конфликтов есть несколько причин, по которым они происходят.

     Распределение ресурсов. Даже в самых крупных  организациях ресурсы всегда ограничены. Руководство должно решить, как распределить материалы, людские ресурсы и  финансы между различными группами, чтобы наиболее эффективным образом  достигнуть целей организации.

     Взаимосвязь задач.  Возможность конфликта  существует везде, где один человек  или группа зависят в выполнении задачи от другого человека или группы. Поскольку все организации являются системами, состоящими из взаимосвязанных  элементов, при неадекватной работе  одного подразделения или человека взаимосвязь задач может стать  причиной конфликта.

     Различия  в целях. Возможность конфликта  увеличивается по мере того, как организации становятся более специализированными и разбиваются на подразделения. Это происходит потому, что специализированные  подразделения сами формулируют свои цели и могут  уделять большее внимание  их достижению, чем целей всей организации.

     Различия  в представлениях и ценностях. Представление  о какой-то ситуации зависит от желания  достигнуть определенной цели. Вместо того, чтобы объективно оценить ситуацию, люди могут рассматривать только те взгляды, которые, по их мнению, благоприятны для их группы и личных потребностей.

     Различия  в манере поведения и жизненном  опыте. Эти различия так же могут  вызвать конфликт. Люди с агрессивными и враждебными характерами создают  вокруг себя атмосферу, чреватую конфликтом. Различия в жизненном опыте, ценностях, образовании, стаже и возрасте уменьшают  степень взаимопонимания.

     Неудовлетворительные  коммуникации. Плохая передача информации является как причиной, так и следствием конфликтов – неоднозначные критерии качества, неспособность точно определить должностные обязанности и функции  всех сотрудников, а так же предъявление взаимоисключающих требований к  работе.   

     Модель  процесса конфликта 

     Модель  конфликта как процесса представлена на рис. 2. Из нее видно, что существование  одного или более источников конфликта  увеличивает возможность возникновения  конфликтной  ситуации  в  процессе  управления.   Однако,  даже и  при большей возможности возникновения  конфликта, стороны могут не захотеть реагировать так, чтобы и дальше усугублять ситуацию. Одна группа исследователей обнаружила, что люди не всегда реагируют  на конфликтные ситуации, которые влекут за собой малые потери  или которые они считают малоопасными. Другим словами, иногда люди понимают, что потенциальные выгоды участия в конфликте не стоят затрат. Их отношение к этой ситуации выражается следующим: “На этот раз я разрешу ему поступить по-своему”.

     Однако, во многих ситуациях человек будет  реагировать так, чтобы не дать другому  добиться желаемой цели. Настоящий  конфликт часто проявляется при  попытке убедить другую сторону  или нейтрального посредника, что  “вот почему он не прав, а моя точка  зрения правильная”. Человек может  попытаться убедить других принять  его точку зрения или заблокировать  чужую с помощью первичных  средств влияния, таких как принуждение, вознаграждение, традиция, экспертные оценки, харизма, убеждения или участие.  

     Последствия конфликтов 

     Одной из стадий конфликта как процесса - это управление им. В зависимости  от того, насколько эффективным будет  управление конфликтом, его последствия  станут функциональными или дисфункциональными, что, в свою очередь, повлияет на возможность  будущих конфликтов: устранит причины  конфликтов или создаст их.

     Функциональные  последствия конфликта.

     1. Проблема может быть решена  таким путем, который приемлем  для всех сторон.

     2. Стороны будут больше расположены  к сотрудничеству, а не к противостоянию  в будущих ситуациях, чреватых  конфликтом.

     3. Уменьшение возможности группового  мышления и синдрома покорности, когда подчиненные не высказывают  мнений, которые могут не понравиться  руководителям. 

     4. Повышение качества принимаемых  решений, так как позволяет  использовать новые идеи и разрабатывать дополнительные альтернативы и критерии их оценки.

     Дисфункциональные последствия конфликта. Если не найти  эффективного способа управления конфликтом, могут образоваться следующие  дисфункциональные  последствия, т.е. условия, которые мешают достижению целей.

     1. Неудовлетворенность, плохое состояние  духа, рост текучести кадров и  снижение производительности.

     2. Меньшая степень сотрудничества  в будущем.

     3. Сильная преданность своей группе  и больше непродуктивной конкуренции  с другими группами организации.

     4. Представление о другой стороне,  как о “враге”; представление  о своих целях как о положительных,  а о целях другой стороны  как об отрицательных.

     7. Смещение акцента: придание большого  значения “победе” в конфликте,  чем решению реальной проблемы.   

     Динамическая  модель конфликта 

     Общество, как и отдельный человек, находится  в постоянном развитии. Одним из способов этого развития является конфликт, представляющий собой процесс, состоящий  из определенных этапов. Динамическая модель конфликта - это и есть динамика конфликта, т.е. процесс его изменения.

     Всякий  конфликт в собственном смысле слова  может быть представлен тремя  этапами:

     1) начало,

     2) развитие,

     3) завершение.

     К конфликту примыкают еще два  периода:

     1) предконфликтный,

     2) послеконфликтный.

     Динамическая  модель конфликта включает в себя понятия этапов конфликта и его  фаз. Динамические характеристики это  все изменения, происходящие в конфликте, все особенности развития данного  процесса. Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие  развитие конфликта от его возникновения  до разрешения:

     Таким образом, общая схема динамики конфликта  складывается из следующих периодов:

     1) предконфликтная ситуация (латентный  период);

     2) открытый конфликт (собственно конфликт):

     инцидент (начало конфликта),

     эскалация (развитие) конфликта,

     завершение  конфликта;

     3) послеконфликтный период.  

     Предконфликтная ситуация 

     Предконфликтная ситуация - это возможность, а не действительность конфликта, который  не возникает на пустом месте, а вызревает  постепенно, по мере развития и обострения противоречий, его вызывающих. Эти  противоречия и факты, приводящие к  противоборству, вначале не обнаруживаются ясно и отчетливо, они скрыты за множеством случайных и второстепенных явлений. Это период накопления факторов и  процессов, которые могут привести к конфликту. Поэтому довольно часто  и вполне справедливо его называют латентным периодом конфликта, предконфликтным  периодом или инкубационным состоянием конфликта.

     В предконфликтной ситуации будущие  оппоненты еще не осознают в полной мере последствий уже наметившихся в действительности различий и даже противоречий интересов.

     Так, заказ на установление нового оборудования в организации объективно уже  связан с теми противоречиями интересов, которые возникнут в связи  с необходимостью увольнения части  работников, вызванного внедрением новой  техники. Но пока конфликта еще нет  и его угроза может и не осознаваться будущими оппонентами противоборства за сохранение рабочих мест на производстве.

     Другой  пример. Рабочим предприятия длительное время не выплачивают зарплату. Администрация, как обычно, пытается найти объективные  и, конечно, временные причины. До поры до времени к этим объяснениям  прислушиваются и работники надеются, что не сегодня-завтра зарплата будет  выплачена. Конфликта еще нет, рабочие  не бастуют, но он уже "вызревает" в виде негативного общественного  мнения, отрицательных эмоций и все  увеличивающейся готовности к открытой борьбе за свои права.

     Предконфликтная ситуация характеризуется, таким образом, тем что она создает реальную возможность конфликта. Но она может  быть разрешена и "мирным", бесконфликтным путем.

     При этом следует иметь в виду, что  само осознание причин потенциального конфликта в предконфликтной  ситуации может быть как адекватным (правильным), так и неадекватным. В последнем случае конфликт не может  быть устранен окончательно, ибо истинные причины конфликта рано или поздно дадут о себе знать, а задержка с разрешением конфликта может  только усилить его остроту.

     Неадекватное  осознание проблемной ситуации может  иметь двоякого рода последствия. 1) оно может способствовать сдерживанию, затягиванию возникновения открытого  конфликта. Это происходит, когда  опасность проблемной ситуации недооценивается  или преуменьшается; 2) оно может  способствовать форсированию наступления  явного конфликта, его искусственному подталкиванию. Это случается тогда, когда опасность противоречий на стадии предконфликтной ситуации преувеличивается.

     Важно также отметить, что различные  оппоненты потенциального конфликта  могут быть заинтересованы в неадекватной оценке и неадекватном восприятии опасности  противоречий и факторов, возникших  в предконфликтной ситуации, и  сознательно вводить в заблуждение  других участников конфликта.

     Таким образом, адекватное и своевременное  осознание и оценка предконфликтной  ситуации является важнейшим условием наиболее оптимального разрешения предконфликтной  ситуации и эффективным способом предотвращения возможного конфликта. Правильное осмысление противоречий на этой стадии позволяет предпринять  меры по их урегулированию еще до начала открытого конфликта.

     Профилактика  конфликта на этом этапе должна включать следующие действия со стороны его  участников:

     1) переговоры и договоренности  относительно степени опасности  предконфликтной ситуации и возможности  возникновения конфликта в будущем; 

     2) сбор возможно более полной  информации о сути и причинах  создавшейся предконфликтной ситуации. Главная задача на этой стадии - выявление реальных интересов  и целей сторон, которые могут  привести их к конфликту. 

     3) выяснение степени вероятности  и возможности безконфликтного  и безболезненного разрешения  обнаруженных проблем; 

     4) разработку конкретных задач  и действий по конструктивному  разрешению предконфликтной ситуации, то есть решение имеющихся  проблем, не доводя дела до  конфликта. 

     Если  намечающиеся на предконфликтной стадии противоречия интересов разрешить  не удается, рано или поздно предконфликтная  ситуация переходит в открытый конфликт. Наличие противоборства становится очевидным всем. Противоречие интересов  достигает такой степени зрелости, что их уже невозможно не замечать или скрывать. Они становятся фактором, мешающим нормальному взаимодействию, стороны которого превращаются с этих пор в открытых оппонентов, противостоящих друг другу. Каждая сторона начинает, открыто защищать свои собственные интересы.

     На  этой стадии развития конфликта его  оппоненты начинают апеллировать к  третьей стороне, обращаться в юридические  органы для защиты или утверждения  своих интересов. Каждый из субъектов  противоборства старается привлечь на свою сторону как можно больше союзников и средств давления на другого, в том числе материальные, финансовые, политические, информационные, административные и другие ресурсы. В ход пускаются не только "дозволенные", общепринятые, но и "грязные" средства, способы и технологии давления на оппонента, который с этого времени  считается не иначе как "противником", "врагом".

     На  стадии открытого конфликта становится также очевидным, что ни одна из сторон не хочет идти на уступки или компромисс, напротив, доминирует установка на противоборство, на утверждение собственных  интересов. При этом на объективные  противоречия в группах часто  накладываются межличностные трения и различия, усугубляющие ситуацию.

     Такова  общая характеристика второго этапа  развития конфликта. Однако и внутри этого - открытого периода можно  выделить свои внутренние этапы, характеризующиеся  различной степенью напряженности, которые в конфликтологии обозначаются как:

     1) инцидент,

     2) эскалация,

     3) завершение конфликта. 

     Инцидент.

     Переход конфликта из латентного состояния  в открытое  противоборство происходит в результате того или иного инцидента.

     Инцидент - это тот случай, который инициирует открытое противоборство сторон. Инцидент конфликта следует отличать от его  повода.

     Повод - это то конкретное событие, которое  служит толчком, предметом к началу конфликтных действий. При этом оно  может возникнуть случайно, а может  и специально придумываться, но во всяком случае повод еще не есть конфликт. В отличие от этого инцидент - это уже конфликт, его начало.

     Инцидент  обнажает позиции сторон и делает явным деление на "своих" и "чужих", друзей и врагов, союзников и противников. После инцидента становится ясным "кто есть кто", ибо маски  уже сброшены. Однако реальные силы оппонентов еще до конца не известны и неясно, как далеко в противоборстве может пойти тот или иной участник конфликта. И эта неопределенность истинных сил и ресурсов (материальных, физических, финансовых, психических, информационных и т.д.) противника является весьма важным фактором сдерживания  конфликта на его начальной стадии. Вместе с тем эта неопределенность способствует и дальнейшему развитию конфликта.

     Таким образом, инцидент часто создает  амбивалентную ситуацию в установках и действиях оппонентов конфликта. С одной стороны, хочется быстрее "ввязаться в драку" и победить, а с другой - трудно входить в  воду "не зная броду".

     Важными элементами развития конфликта на этой стадии являются: "разведка", сбор информации об истинных возможностях и намерениях оппонентов, поиск союзников  и привлечение на свою сторону  дополнительных сил. Поскольку в  инциденте противоборство носит  локальный характер, весь потенциал  участников конфликта еще не демонстрируется. Хотя все силы уже начинают приводиться  в боевое состояние.

     Однако  даже после инцидента сохраняется  возможность решить конфликт мирным путем, посредством переговоров придти к компромиссу между субъектами конфликта. И эту возможность следует использовать в полной мере.

     Эскалация конфликта.

     Если  после инцидента найти компромисс и предотвратить дальнейшее развитие конфликта не удалось, то за первым инцидентом следуют второй, третий и т.д. Конфликт вступает в следующий  этап - происходит его эскалация (нарастание). Эскалация конфликта - это ключевая, самая напряженная его стадия, когда происходит обострение всех противоречий между его участниками и используются все возможности для победы в  противоборстве.

     Вопрос  стоит только так: "кто кого", ибо это уже не локальный бой, а полномасштабная битва. Происходит мобилизация всех ресурсов: материальных, политических, финансовых, информационных, физических, психических и других.

     На  этой стадии становятся затруднительными какие-либо переговоры или иные мирные способы разрешения конфликта. Эмоции часто начинают заглушать разум, логика уступает чувствам. Главная  задача состоит в том, чтобы любой  ценой нанести как можно больший  вред противнику. Поэтому на этой стадии могут теряться первоначальная причина  и основная цель конфликта и на первое место выдвигаться новые  причины и новые цели. В процессе этой стадии конфликта возможно и  изменение ценностных ориентаций. Развитие конфликта приобретает спонтанный неуправляемый характер.

     Среди основных моментов, характеризующих  этап эскалации конфликта, можно  выделить в первую очередь следующее:

     1. создание образа врага;

     2. демонстрацию силы и угрозу  ее применения;

     3. применение насилия;

     4. тенденцию к расширению и углублению  конфликта. 

     Завершение  конфликта.

     Это последний этап открытого периода  конфликта. Он означает любое его  окончание и может выражаться в конкретной перемене ценностей  субъектами противоборства, появлении  реальных условий его прекращения  или сил, способных это сделать. Часто завершение конфликта характеризуется  тем, что обе стороны осознали безрезультатность продолжения  конфликта и вообще, что "так  больше жить нельзя". Хотя завершение конфликта, вообще говоря, может быть связано и с уничтожением одного или даже обоих его субъектов.

     На  этой стадии развития противоборства возможны самые различные ситуации, которые побуждают обе стороны  или одну из них к прекращению  конфликта. К таким ситуациям  относятся:

     - явное ослабление одной или  обеих сторон или исчерпание  их ресурсов, не позволяющее вести  дальнейшее противоборство;

     - очевидная бесперспективность продолжения  конфликтов и ее осознание  участниками. Эта ситуация связана  с убеждением, что дальнейшая  борьба не дает преимуществ  ни одной из сторон и конца  края этой борьбе не видно; 

     - обнаружившееся преобладающее превосходство  одной из сторон и ее способность  подавить оппонента или навязать  ему свою волю;

     - появление в конфликте третьей  стороны и е способность и  желание прекратить противоборство.

     С названными ситуациями связаны и  способы завершения конфликта, которые  могут быть также весьма разнообразны. Наиболее типичные из них следующие:

     1. устранение (уничтожение) оппонента  или обоих оппонентов противоборства;

     2. устранение (уничтожение) объекта  конфликта;

     3. изменение позиций обеих или  одной из сторон конфликта;

     4. участие в конфликте новой  силы, способной завершить его  путем принуждения;

     5. обращение субъектов конфликта  к арбитру и завершение его  при посредстве третейского судьи;

     6. переговоры как один из наиболее  эффективных и часто встречающихся  способов разрешения конфликта.  

     Послеконфликтный  период 

     Последней стадией в динамике конфликта  является послеконфликтный период, когда  ликвидируются основные виды напряженности, отношения между сторонами окончательно нормализуются и начинают преобладать  сотрудничество и доверие.

     Однако  следует иметь в виду, что не всегда завершение конфликта приводит к миру и согласию. Случается и  так, что окончание одного конфликта  может дать толчок другим, производным  конфликтам, причем совершенно в других сферах жизнедеятельности людей. Так, завершение конфликта в экономической  сфере может дать импульс для  его возникновения в политической области; после решения политической проблемы может наступить период идеологического противостояния т.д. За завершение конфликта может следовать, таким образом, постконфликтный  синдром, выражающийся в напряженных  взаимоотношениях бывших оппонентов конфликта. А при обострении противоречий между  ними постконфликтный синдром может  стать источником следующего конфликта, причем с другим объектом, на новом  уровне и с новым составом участников.

     Способы регулирования и конструктивного  завершения конфликтов.

     Современная конфликтология выработала многообразные  способы регулирования и конструктивного  завершения конфликтов. Но основной способ, который приводит не только к надежному  устранению противоборства, но и установлению сотрудничества в послеконфликтной стадии - это совместная деятельность людей, направленная на достижение общей цели. Там, где есть общие интересы, общие цели и задачи деятельности, там различия и даже противоречия отступают на задний план, устанавливаются дружеские отношения и благоприятный психологический климат.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Таким образом, в контрольной работе были рассмотрены следующие вопросы.

     Конфликт - это особый вид взаимодействия субъектов организации (оппонентов), при котором действия одной стороны, столкнувшись с противодействием другой, делают невозможным реализацию ее целей  и интересов. Конфликт помогает выявить  разнообразие точек зрения, дает дополнительную информацию, позволяет проанализировать большое количество альтернатив  и т.д. Это делает процесс выработки  решения более эффективным, дает возможность людям выразить свои мысли и чувства, удовлетворить  потребности.

       Динамическая модель конфликта  представляет собой ход развития, его изменение под воздействием  внутренних механизмов конфликта,  а также внешних факторов и  условий. В динамике конфликта  выделяют ряд периодов и этапов. Латентный период включает: возникновение  объективной проблемной ситуации, осознание ее субъектами взаимодействия, попытки сторон разрешить ситуацию  неконфликтными способами и возникновение  предконфликтной ситуации. Открытый  период, который часто называют  собственно конфликтом, включает: инцидент, эскалацию конфликта, сбалансированное  противодействие и завершение  конфликта.  Часто в конфликте  происходит быстрое обострение  борьбы, что свидетельствует об  эскалации конфликта. Признаки  эскалации: создание образа врага,  демонстрация силы и угроза  ее применения, применение насилия,  тенденция к расширению и углублению  конфликта.

     К потенциальным отрицательным последствиям конфликта относятся: снижение производительности, неудовлетворенность, снижение морального состояния, увеличение текучести кадров, ухудшение социального взаимодействия, ухудшение коммуникаций и повышение лояльности к подгруппам и неформальным организациям. Однако при эффективном вмешательстве конфликт может иметь положительные последствия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

1.Авдеев А.С. Конфликтология. – М.: Смарт, 2006 
2. Амосов А.Е. Конфликтология. – М.: ПРИОР. 2005

3. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник. — М.: Юнити, 1999.

4. Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт! — Новосибирск: «Наука», 2001.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди/ Пер. с англ., общ. ред. М. С. Мацковского. – М.: Прогресс, 2002.

6. Гришина Н. В. Психология конфликта. — СПб.: Питер, 2000.

7. Линчевский Э. Э. Социальная психология торговли. — М.: Экономика, 1985.

8. Психология  конфликта/Сост. Гришина Н.В. Спб, 2001 
9. Рубин Дж, Пруйт Д., Ким Хе Сунг Социальный конфликт: эскалация, тупик, разрешение. - Спб.: Прайм Еврознак, 2001

10. Уткин Э. А. Конфликтология. Теория и практика. М.: Экмос, 2000.

 
 
 
 
 
 
 
 
     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Динамика конфликта