Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:13, реферат
Периоды: древность, средневековье, новое время, современность.
Древность: Конфуций,
Платон (идеальное общество(государство) базируется на социальной справедливости. справедливость – иерархическая организация общества (рабы не граждане), каждый гражданин должен работать на общее благо, ликвидация частной собственности),
Аристотель (общество – союз людей объединенных общими целями, основа общества – союз людей, объединенных общими целями).
Средневековье: Август Блаженный (общество – искаженное зеркальное отражение Града Божьего, поэтому общество – град земной),
Фома Аквинский (общество – естественное образование, государство – имущественное образование, человек – социальное существо).
Новое время: Возрождение (Томас Мор («Утопия» - идеальное общество, которое учитывает интересы гражданина),
XV-XVI (Кампанелла (общество учитывает интересы человека),
XVII (Гобсс (государство – результат договоренности граждан), Джон Локк.
Эпоха Просвещения XVIII (Монтескье (разграничение понятий «общество» и «государство» с помощью введения понятия «гражданское общество» - наличие таких отношений граждан, которые непосредственно не вмешиваются в власть (неполитические отношения граждан).
Основные условия осуществления власти
Проблема легитимации власти (типология господства)
Харизма подкрепляет и
усиливает и легальное и
Соперничество: конкуренция и конфликт
Сотрудничество: широкое неспециализированное сотрудничество и специализированное сотрудничество (кооперация) – горизонтальное взаимодействие и вертикальное взаимодействие – влияние и власть.
Власть, как социальное взаимодействие.
Основные условия
Проблема легитимации власти (типология господства)
Харизма подкрепляет и
усиливает и легальное и
«Институт» с лат. переводится как «установление, учреждение». Заимствован из правоведения.
Социальный институт – устойчивая сеть взаимосвязей, существующих на основе стандартизированных правил и моделей поведения.
Признаки социальных институтов (атрибуты):
А) в зависимости от типа потребностей, на удовлетворение которых направлена деятельность института.
Типы социальных институтов, объединяющие в себе удовлетворение ряда потребностей называется – институциональные комплексы.
Б) в зависимости от степени формализации социальных связей выделяют формальные и неформальные институты.
- формальные – связи
- неформальные – связи
- нормы формальных институтов
жестко определены и
- нормы неформальных институтов имеют моральный характер.
- в неформальных институтах отсутствуют такие признаками, как профессионализация и наличие учреждений.
Взаимозависимость и автономия социальных институтов
Взаимозависимость институтов проявляется в двух аспектах:
Автономия социальных институтов также проявляется в 2-х аспектах:
Термин «функция» употребляется как в научных дисциплинах, так и в повседневной речи.
-функцией
называют некоторое публичное
собрание или праздничное
- термин «функция» фактически эквивалентен термину «профессия».
- Термин «функция» часто употребляется для обозначения деятельности, входящей в круг обязанностей человека, занимающего некоторое социальное положение, или, более конкретно, для обозначения круга обязанностей, связанных с некоторой должностью или политической позицией.
- Лейбниц ввел понятие «функция», оно имеет самое точное значение в математике, где оно обозначает переменную, рассматриваемую в отношении к одной или большему числу других переменных, через которые она может быть выражена и от значения которых зависит ее собственное значение.
- оно обязано своим происхождением биологическим наукам, где термином «функция» обознаются «жизненные или органические процессы, рассматриваемые с точки зрения того, какой вклад они вносят в сохранение организма»
Среди большого количества терминов, используемых в настоящее время равнозначно и почти синонимично с термином «функция», мы находим следующие: «применение», «полезность», «цель», «мотив», «намерение», «стремление», «следствие». Если бы эти и аналогичные термины употреблялись для того, чтобы обозначить одно и то же строго определенное понятие, то, безусловно, в нашем перечислении их большого разнообразия было бы мало смысла. Но дело заключается в том, что небрежное употребление этих терминов при кажущемся подобии их значений приводит ко всевозрастающим отступлениям от последовательного и строгого функционального анализа. Те аспекты значения каждого из этих терминов, которые скорее различают, чем отождествляют их, делаются (непреднамеренной) основой для выводов, которые становятся все более сомнительными по мере того, как они все дальше отходят о центрального понятия функции.
Типичная формулировка этого постулата принадлежит Рэдклифф-Брауну: «Функцией отдельного социального обычая является его вклад в совокупную социальную жизнь, которая представляет собой функционирование социальной системы в целом. Такой взгляд предполагает, что социальная система (социальная структура общества в целом вместе со всеми социальными обычаями, в которых эта структура проявляется и от которых зависит ее существование) имеет определенный тип единства, который мы можем назвать «функциональным единством». Мы можем определить его как состояние, в котором все части социальной системы работают совместно с достаточной гармоничностью или внутренней согласованностью, т. е. не порождая устойчивых конфликтов, которые не могут быть ни разрешены, ни урегулированы»
«Причина, по которой религия является необходимой, по-видимому, заключается в том, что человеческое общество приобретает свое единство»
при разборе постулата функциональн
Взятый в наиболее сжатой форме, данный постулат утверждает, что все стандартизированные социальные или культурные формы имеют позитивные функции. Точно так же, как и в случае с другими аспектами функциональной теории, наиболее крайняя формулировка этого постулата была выдвинута Малиновским: «Функциональный взгляд на культуру поэтому настаивает на принципе, согласно которому в каждом типе цивилизации каждый обычай, материальный объект, идея и верование выполняют некоторую жизненную функцию...» .
Вопрос о том, являются ли последствия того или иного культурного явления функциональными, решается не априорно, а в процессе исследования. Более плодотворным методологическим принципом можно было бы считать некоторую предварительную гипотезу, согласно которой устойчивые культурные формы имеют чистый баланс функциональных последствий или для общества, рассматриваемого как единое целое, или для подгрупп, достаточно сильных, чтобы сохранить эти формы нетронутыми; путем прямого принуждения или же опосредованно с помощью убеждений. Такая формулировка одновременно помогает избежать тенденции функционального анализа сосредоточивать внимание на положительных функциях и обращает внимание исследователя также на другие типы последствий.
Последний из этого трио постулатов, широко принимаемых функционалистами в области общественных наук, в некотором отношении является самым двусмысленным. Эта двусмысленность отчетливо видна в вышеприведенном манифесте Малиновского, который утверждает что «в любом типе цивилизации любой обычай, материальный объект, идея и верования выполняют некоторую жизненную функцию, решают некоторую задачу, представляют собою необходимую часть внутри действующего целого» .
постулат необходимости содержи
Явные функции — это те объективные последствия, которые вносят свой вклад в регулирование или приспособление системы и которые входили в намерения и осознавались участниками системы.
Латентные функции, соответственно, те объективные последствия, которые не входили в измерения и не были осознаны
В основе разграничения между явными и латентными функциями лежит следующее: первые относятся к тем объективным и преднамеренным последствиям социального действия, которые способствуют приспособлению или адаптации некоторой определенной социальной единицы (индивидуум, подгруппа, социальная или культурная система); вторые относятся к непреднамеренным и неосознанным последствиям того же самого порядка.
Факторы устойчивости социальных институтов
Факторы изменчивости социальных институтов.
- признание необходимости институциональных изменений
Информация о работе Формирование и развитие социального знания: от античности до начала 19 в.