Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:13, реферат
Периоды: древность, средневековье, новое время, современность.
Древность: Конфуций,
Платон (идеальное общество(государство) базируется на социальной справедливости. справедливость – иерархическая организация общества (рабы не граждане), каждый гражданин должен работать на общее благо, ликвидация частной собственности),
Аристотель (общество – союз людей объединенных общими целями, основа общества – союз людей, объединенных общими целями).
Средневековье: Август Блаженный (общество – искаженное зеркальное отражение Града Божьего, поэтому общество – град земной),
Фома Аквинский (общество – естественное образование, государство – имущественное образование, человек – социальное существо).
Новое время: Возрождение (Томас Мор («Утопия» - идеальное общество, которое учитывает интересы гражданина),
XV-XVI (Кампанелла (общество учитывает интересы человека),
XVII (Гобсс (государство – результат договоренности граждан), Джон Локк.
Эпоха Просвещения XVIII (Монтескье (разграничение понятий «общество» и «государство» с помощью введения понятия «гражданское общество» - наличие таких отношений граждан, которые непосредственно не вмешиваются в власть (неполитические отношения граждан).
Периоды: древность, средневековье, новое время, современность.
Древность: Конфуций,
Платон (идеальное общество(государство) базируется на социальной справедливости. справедливость – иерархическая организация общества (рабы не граждане), каждый гражданин должен работать на общее благо, ликвидация частной собственности),
Аристотель (общество – союз людей объединенных общими целями, основа общества – союз людей, объединенных общими целями).
Средневековье: Август Блаженный (общество – искаженное зеркальное отражение Града Божьего, поэтому общество – град земной),
Фома Аквинский (общество – естественное образование, государство – имущественное образование, человек – социальное существо).
Новое время: Возрождение (Томас Мор («Утопия» - идеальное общество, которое учитывает интересы гражданина),
XV-XVI (Кампанелла (общество учитывает интересы человека),
XVII (Гобсс (государство – результат договоренности граждан), Джон Локк.
Эпоха Просвещения XVIII (Монтескье (разграничение понятий «общество» и «государство» с помощью введения понятия «гражданское общество» - наличие таких отношений граждан, которые непосредственно не вмешиваются в власть (неполитические отношения граждан).Общество должно формировать государство. Общество – союз людей, но не сами люди.) Руссо.
XIX (Анри Сен-Симон (при изучении социального явления необходимо пользоваться теми же методами, которые пользуются естественные науки).
«курс позитивной философии» - основная работа Огюста Конта.
Конт основоположник позитивизма.
Позитивизм – такое направление в науке, которое противостояла себя умозрительным заключениям философии.
Общая цель новой науки об обществе (социологии): открытие объективных законов порядка и прогресса в обществе.
Для реализации цели 3 основных концепции:
1)Классификация наук
2)учение о социальной стадии и динамике
3)закон 3-х стадий развития
Классификация наук: теоретические (концептуальный характер): конкретные и абстрактные. От наименее абстрактных к наиболее абстрактным – биология – химия – физика – астрономия – математика – социология
Социальная статика и динамика. Все общественные явления предлагает рассматривать в рамках статики и динамики.
Статика – строение, структура, институты, группа
Динамика – прогресс, развитие, процессы в обществе.
Описывает: 1)развитие человеческого общества 2)интеллектуальное развитие (мыслительное) 3)развитие личности – общество, мышление, личность.
Закон Конта о трех стадиях:
1-я стадия развития – теологическая (до XIII в в целом находилось человечество) все явления объяснялись идеей сверхъестественного: воля божья. Вопросы: происхождение мира.
2-я стадия развития – интелекто-метафизическая (от XIII – XVIII вв). метафизика – сверхфизика, за физикой – философское знание, синоним философии ( во времена Конта вопросы те же, объяснение другое) – при помощи философских абстракций или умозрительных рассуждений. Выстраиваются абстрактно-умозрительные концепции.
3-я стадия – позитивная (позитивизм) (с XVIII в.) возникает подлинно-научное знание. Возникает социология. Позитивное знание, характеристики:
- является точным,
- доказательным,
-полезным,
- опирается на факты, при этом умеет за фактами видеть закономерности,
- не стремится к абсолютному
знанию, к абстрактным истинам,
осознающее свою
- знание, отказывающееся
от исследования тех вопросов,
которые не поддаются
Не стремится извлечь пользу из любого знания.
Младший современник – английский ученый Гебер Спенсер (1820 – 1903).
Под влиянием теории эволюции Дарвина возникает «социальный дарвинизм) – представитель Спенсер.
Возникший социальный фактор по Спенсеру – естественный отбор.
Главных
типа общества в рамках
1) Обыденное познание, характеристика:
- является результатом
повседневного житейского
- оно не оформлено в виде теории (теория – целостное, систематизированное знание об объекте, полученное на основе выявления закономерностей
- утверждения, как правило,
постулируются, а не
- имеет аксиологический характер (ценносто-оценочный характер)
- решает в 1-ю очередь практические задачи
2) философское познание. Отдельный тип познания, характеристика
- философия является
- философия – теоретическое знание
- философия доказывает свои утверждения на основе логических процедур, т.е. использует умозрительные методы
- имеет аксиологический характер
- решает в 1-ю очередь мировоззренческие задачи
Что дает философия социологии?
3) опытно-рациональное (научное) познание, характеристика:
- является результатом
специально организованного
- теоретическое познание, при этом теория обязательно опирается на факты
- утверждения доказываются эмпирическим (опытным) так и логическим путем
- решает в 1-ю очередь познавательные задачи.
Философия более абстрактная наука. Философия создает ценности, идеалы, а социология их изучает.
Научно-теоретические
предпосылки возникновения
Социально-исторические
предпосылки возникновения
3 основные группы:
- формирование гражданского общества
- общество становится
сложно-структурированным и
- возникает рыночная экономика
Идеи Маркса:
5) способ производства материальных
благ: Способ производства: - производственные
силы: средства производства – орудие
– предметы. Рабочая сила: - производственные
отношения: владения ; собственность; использование
– экономический базис – надстройка (неэкономические
отношения в обществе) 6) развитие общества.
В основе развития общество лежит социальный
Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) – французский социолог
Работы: «Общественное разделение труда» - диссертация, «Правила социологического метода», «Самоубийство».
Идеи:
- социология должна
Макс Вебер – немецкий социолог (1864 – 1920)
«Метод социологии», «Протестанская этика и дух капитализма»
Два класса наук Макса Вебера:
- наука о природе (естественные)
– вещи – объяснение –
- наука о культуре (социальные)
– изучают людей – метод
понимания – выявление
«Понимающая социология» - трактовка Вебера
Метод различения оценки и отнесения реальности к ценностям – применяется чтобы из субъективных смыслов сделать объективные
Принцип идеологической нейтральности = неоценочность
Чикагская школа социологии:
Представители школы: Знанецкий, Томас, Парк.
Определила эмпирическую направленность социологии.
Практические задачи намного важнее теоретического размышления
Гарвардский университет
Возглавил: Питирим Сорокин – возглавил социальный факультет
Основоположник теории стратификации мобильности.
Толкот Парсонс – ученик Сорокина. Основоположник направления социологии «Структурно-функциональный анализ» доминирующее направление социологии
«Можно изучать человека, как часть общества, а можно изучать общество, как результат деятельности человека» Дюркгейм
«Общество задает людям определенные культурные образцы, с которыми человек должен считаться, в свою очередь, человек может менять эти культурные образцы» Парсонс.
В обществе нужно выделять структурная элементы, а элементы на основе выполняемых ими функций – структурный функционализм.
Р.Мертон – тенденция плюралистичности.
В 40е годы возникает направление:
Этнометодология. Основоположник Гарфинкель
Общество понимается как языковое взаимодействие на основе здравого смысла.
Феменологическая социология – основоположник Щюц.
Социология должна изучать феномены повседневной жизни человека.
Франкфуская школа считается неомарксисткого направления. (Андро, Фром, Маркузе).
«социология – непрерывная активность: пытливый интерес, постоянная проверка полученных знаний в новом опыте, непрекращающееся пополнение накопленного знания и его видоизменение в этом процессе»
«предмет социологии несколько ближе к области знаний, обозначаемых словами «политическая наука» или «экономика»
«история, право, экономика, политическая наука, социология – все они рассматривают человеческие действия и их последствия»
« история занимается действиями,
происходившими в прошлом и не
имеющими места теперь, а социология
сосредоточена на настоящих событиях
и действиях или на таких общих
свойствах действий, которые не меняются
со временем; антропология говорит
о человеческих действиях, происходящих
в обществах, пространственно удаленных
и отличных от нашего, а социология
обращает внимание на действия, происходящие
в нашем обществе, или на такие
аспекты этих действий, которые остаются
неизменными в различных
«социология является остаточной дисциплиной, пробавляющейся тем, что остается вне поля зрения других дисциплин»
«предмет интереса экономики и политической науки (как и других гуманитарных наук) никоим образом не чужд социологии…….И все же социология, как и другие отрасли социального исследования, имеет собственную познавательную перспективу, т.е. свой угол зрения и набор вопросов для изучений человеческих действий, а так же совокупность принципов интерпретации фактов».
«что отличает социологию и придает ей особый характер, - это привычка рассматривать человеческие действия как элементы более широких структур, т.е. отнюдь не случайных совокупностей действующих лиц, замкнутых в сети взаимной зависимости».
Социология более, чем другие отрасли науки, обнаруживает свою связь со здравым смыслом (с эти богатым, хотя и неорганизованным, несистематическим, зачастую не передаваемым словами знанием, которым мы пользуемся в нашей обыденной жизни), чреватую существенными для ее существования и практики проблемами.
«какое бы социологическое
понятие мы не взяли, оно всегда будет
отягощено значениями (смыслами), данными
ему обыденным знанием и
«4 отличия социологии и здравого смысла:
Информация о работе Формирование и развитие социального знания: от античности до начала 19 в.