Формирование и развитие социального знания: от античности до начала 19 в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:13, реферат

Описание работы

Периоды: древность, средневековье, новое время, современность.
Древность: Конфуций,
Платон (идеальное общество(государство) базируется на социальной справедливости. справедливость – иерархическая организация общества (рабы не граждане), каждый гражданин должен работать на общее благо, ликвидация частной собственности),
Аристотель (общество – союз людей объединенных общими целями, основа общества – союз людей, объединенных общими целями).
Средневековье: Август Блаженный (общество – искаженное зеркальное отражение Града Божьего, поэтому общество – град земной),
Фома Аквинский (общество – естественное образование, государство – имущественное образование, человек – социальное существо).
Новое время: Возрождение (Томас Мор («Утопия» - идеальное общество, которое учитывает интересы гражданина),
XV-XVI (Кампанелла (общество учитывает интересы человека),
XVII (Гобсс (государство – результат договоренности граждан), Джон Локк.
Эпоха Просвещения XVIII (Монтескье (разграничение понятий «общество» и «государство» с помощью введения понятия «гражданское общество» - наличие таких отношений граждан, которые непосредственно не вмешиваются в власть (неполитические отношения граждан).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 67.77 Кб (Скачать)
  1. Формирование и развитие социального знания: от античности до начала 19 в.

Периоды: древность, средневековье, новое время, современность.

Древность: Конфуций,

Платон (идеальное общество(государство) базируется на социальной справедливости. справедливость – иерархическая организация общества (рабы не граждане), каждый гражданин должен работать на общее благо, ликвидация частной собственности),

Аристотель (общество – союз людей объединенных общими целями, основа общества – союз людей, объединенных общими целями).

Средневековье: Август Блаженный (общество – искаженное зеркальное отражение Града Божьего, поэтому общество – град земной),

Фома Аквинский (общество – естественное образование, государство – имущественное образование, человек – социальное существо).

Новое время: Возрождение (Томас Мор («Утопия» - идеальное общество, которое учитывает интересы гражданина),

XV-XVI (Кампанелла (общество учитывает интересы человека),

XVII (Гобсс (государство – результат договоренности граждан), Джон Локк.

Эпоха Просвещения XVIII (Монтескье (разграничение понятий «общество» и «государство» с помощью введения понятия «гражданское общество» - наличие таких отношений граждан, которые непосредственно не вмешиваются в власть (неполитические отношения граждан).Общество должно формировать государство. Общество – союз людей, но не сами люди.) Руссо.

XIX (Анри Сен-Симон (при изучении социального явления необходимо пользоваться теми же методами, которые пользуются естественные науки).

 

  1. Возникновение социологии как науки «о порядке и прогрессе» (О.Конт, Г.Спенсер).

«курс позитивной философии» - основная работа Огюста Конта.

Конт основоположник позитивизма.

Позитивизм – такое направление в науке, которое противостояла себя умозрительным заключениям философии.

Общая цель новой науки  об обществе (социологии): открытие объективных  законов порядка и прогресса  в обществе.

Для реализации цели 3 основных концепции:

1)Классификация наук

2)учение о социальной  стадии и динамике

3)закон 3-х стадий развития

Классификация наук: теоретические (концептуальный характер): конкретные и абстрактные. От наименее абстрактных к наиболее абстрактным – биология – химия – физика – астрономия – математика – социология

Социальная статика и  динамика. Все общественные явления  предлагает рассматривать в рамках статики и динамики.

Статика – строение, структура, институты, группа

Динамика – прогресс, развитие, процессы в обществе.

Описывает: 1)развитие человеческого общества 2)интеллектуальное развитие (мыслительное) 3)развитие личности – общество, мышление, личность.

Закон Конта  о трех стадиях:

1-я стадия развития – теологическая (до XIII в в целом находилось человечество) все явления объяснялись идеей сверхъестественного: воля божья. Вопросы: происхождение мира.

2-я стадия развития – интелекто-метафизическая (от XIII – XVIII вв). метафизика – сверхфизика, за физикой – философское знание, синоним философии ( во времена Конта вопросы те же, объяснение другое) – при помощи философских абстракций или умозрительных рассуждений. Выстраиваются абстрактно-умозрительные концепции.

3-я стадия – позитивная (позитивизм) (с XVIII в.) возникает подлинно-научное знание. Возникает социология. Позитивное знание, характеристики:

- является  точным,

- доказательным, 

-полезным,

- опирается на факты,  при этом умеет за фактами  видеть закономерности,

- не стремится к абсолютному  знанию, к абстрактным истинам,  осознающее свою относительность, 

- знание, отказывающееся  от исследования тех вопросов, которые не поддаются эмпирической  проверке.

Не стремится извлечь  пользу из любого знания.

Младший современник –  английский ученый Гебер Спенсер (1820 – 1903).

Под влиянием теории эволюции Дарвина возникает «социальный  дарвинизм) – представитель Спенсер.

Возникший социальный фактор по Спенсеру – естественный отбор.

 Главных  типа общества в рамках социального  дарвинизма: - воинственный (военные конфликты, порабощение побежденных – проявление борьбы за существование) - промышленный (конкуренция – фактор естественного отбора). Слабейшие люди – с низкими интеллектуальными и моральными качествами.

 

  1. Основные типы познания социальной жизни. М.Вебер о соотношении философии и социологии.

1) Обыденное  познание, характеристика:

- является результатом  повседневного житейского опыта,  имеющего случайный характер

- оно не оформлено в  виде теории (теория – целостное,  систематизированное знание об  объекте, полученное на основе  выявления закономерностей

- утверждения, как правило,  постулируются, а не доказываются

- имеет аксиологический  характер (ценносто-оценочный характер)

- решает в 1-ю очередь  практические задачи

2) философское  познание. Отдельный тип познания, характеристика

- философия является результатом  совокупного культурного опыта  человечества. Проблемы философии  имеют «вечный» характер.

- философия – теоретическое  знание

- философия доказывает  свои утверждения на основе  логических процедур, т.е. использует  умозрительные методы

- имеет аксиологический  характер

- решает в 1-ю очередь  мировоззренческие задачи

Что дает философия  социологии?

  1. Владение философскими методами (обобщение, абстрагирование, систематизирование)
  2. Знание основополагающих философских идей

3)  опытно-рациональное (научное) познание, характеристика:

- является результатом  специально организованного научного  поиска

- теоретическое познание, при этом теория обязательно  опирается на факты

- утверждения доказываются  эмпирическим (опытным) так и логическим  путем

- решает в 1-ю очередь  познавательные задачи.

 

Философия более абстрактная  наука. Философия создает ценности, идеалы, а социология их изучает.

 

  1. Возникновение социологии: социально-исторические и научно-теоретические предпосылки.

 

Научно-теоретические  предпосылки возникновения социологии. (в XVII в – эпоха научной революции – Декарт, Паскаль). Изменения произошли в естественных науках. В XVII появилась новая модель научного знания: произошел переход от умозрительно-философской модели знания к опытно-рационалистической. Умозрительный – это не опирающийся на факты рассуждения.

Социально-исторические предпосылки возникновения социологии. В середине XIX века возникает потребность в новом типе знания об обществе, которое имеет точный, доказательный характер.

3 основные  группы:

- формирование гражданского  общества

- общество становится  сложно-структурированным и внутридифференцируемым

- возникает рыночная экономика

 

  1. Классический период развития социологии (социологические идеи К.Маркса, Э.Дюркгейма, М.Вебера).

Идеи  Маркса:

  1. Бытие определяет сознание (диалектический материализм). 2) Исторический материализм или учение об обществе). 3)Общественное бытие определяет общественное сознание. 4)Общественно-экономические формации – особый этап и тип развития общества. 5 ОЭФ: 1) первобытно-общинная, 2) рабовладельческая, 3) феодальная, 4) капиталистическая, 5) коммунистическая

5)  способ производства материальных благ: Способ производства: - производственные силы: средства производства – орудие – предметы. Рабочая сила: - производственные отношения: владения ; собственность; использование – экономический базис – надстройка (неэкономические отношения в обществе) 6) развитие общества. В основе развития общество лежит социальный                                    конфликт – социальная революция – классовый конфликт.

Эмиль Дюркгейм (1858 – 1917) – французский социолог

Работы: «Общественное разделение труда» - диссертация, «Правила социологического метода», «Самоубийство».

Идеи:

- социология должна ориентироваться  на естественные науки - социология должна изучать социальные факты - правила изучения социальных фатов как вещей (устранение предпонятий) - социальные факты следует объяснять другими социальными фактами.

Макс  Вебер – немецкий социолог (1864 – 1920)

«Метод социологии», «Протестанская этика и дух капитализма»

Два класса наук Макса Вебера:

- наука о природе (естественные) – вещи – объяснение – выявление  причинно-следственных связей

- наука о культуре (социальные) – изучают людей – метод  понимания  – выявление субъективных  смыслов, человеческих действий.

«Понимающая социология» - трактовка  Вебера

Метод различения оценки и  отнесения реальности к ценностям  – применяется чтобы из субъективных смыслов сделать объективные 

Принцип идеологической нейтральности = неоценочность

  1. Западная социология  20 – начала 21 вв.

Чикагская школа  социологии:

Представители школы: Знанецкий, Томас, Парк.

Определила эмпирическую направленность социологии.

Практические задачи намного  важнее теоретического размышления

Гарвардский университет

Возглавил: Питирим Сорокин  – возглавил социальный факультет

Основоположник  теории стратификации мобильности.

Толкот Парсонс  – ученик Сорокина. Основоположник направления социологии «Структурно-функциональный анализ» доминирующее направление социологии

«Можно изучать человека, как часть общества, а можно  изучать общество, как результат  деятельности человека» Дюркгейм

«Общество задает людям определенные культурные образцы, с которыми человек  должен считаться, в свою очередь, человек  может менять эти культурные образцы» Парсонс.

В обществе нужно выделять структурная элементы, а элементы на основе выполняемых ими функций  – структурный функционализм.

Р.Мертон – тенденция  плюралистичности.

В 40е годы возникает направление:

Этнометодология. Основоположник Гарфинкель

Общество понимается как  языковое взаимодействие на основе здравого смысла.

Феменологическая  социология – основоположник Щюц.

Социология должна изучать  феномены повседневной жизни человека.

Франкфуская школа считается неомарксисткого направления. (Андро, Фром, Маркузе).

 

  1. З.Бауман о предмете социологии, соотношении социологии и других социальных наук.

«социология – непрерывная  активность: пытливый интерес, постоянная проверка полученных знаний в новом  опыте, непрекращающееся пополнение накопленного  знания и его видоизменение в  этом процессе»

«предмет социологии несколько  ближе к области знаний, обозначаемых словами «политическая наука» или  «экономика»

«история, право, экономика, политическая наука, социология – все  они рассматривают человеческие действия и их последствия»

« история занимается действиями, происходившими в прошлом и не имеющими места теперь, а социология сосредоточена на настоящих событиях и действиях или на таких общих  свойствах действий, которые не меняются со временем; антропология говорит  о человеческих действиях, происходящих в обществах, пространственно  удаленных  и отличных от нашего, а социология обращает внимание на действия, происходящие в нашем обществе, или на такие  аспекты этих действий, которые остаются неизменными в различных обществах».

«социология является остаточной дисциплиной, пробавляющейся тем, что  остается вне поля зрения других дисциплин»

«предмет интереса экономики  и политической науки (как и других гуманитарных наук) никоим образом  не чужд социологии…….И все же социология, как и другие отрасли социального  исследования, имеет собственную  познавательную перспективу, т.е. свой угол зрения и набор вопросов для  изучений человеческих действий, а  так же совокупность принципов интерпретации  фактов».

«что отличает социологию и придает ей особый характер, - это  привычка рассматривать человеческие действия как элементы более широких  структур, т.е. отнюдь не случайных совокупностей  действующих лиц, замкнутых в  сети взаимной зависимости».

 

  1. З.Бауман о соотношении социологии и здравого смысла.

Социология более, чем  другие отрасли науки, обнаруживает свою связь со здравым смыслом (с  эти богатым, хотя и неорганизованным, несистематическим, зачастую не передаваемым словами знанием, которым мы пользуемся в нашей обыденной жизни), чреватую существенными для ее существования  и практики проблемами.

«какое бы социологическое  понятие мы не взяли, оно всегда будет  отягощено значениями (смыслами), данными  ему обыденным знанием и здравым  смыслом «простых» людей, вроде  нас с вами»

«4 отличия социологии и  здравого смысла:

  1. В отличие от здравого смысла социология пытается подчиняться строгим правилам ответственных высказываний, которые считаются атрибутом науки
  2. Отличие касается размеров поля, на котором собирается материал для суждений
  3. Социология и здравый смысл различаются тем, каким способом они придают смысл человеческой реальности, какими удовлетворяются объяснениями по поводу того, почему все устроено так, а не иначе
  4. Сила воздействия здравого смысла на способ нашего понимания мира и себя самих (иммунитет здравого смысла к сомнениям, его способность к самоутверждению) зависит от кажущийся самоочевидности предписаний»

Информация о работе Формирование и развитие социального знания: от античности до начала 19 в.