Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:13, реферат
Периоды: древность, средневековье, новое время, современность.
Древность: Конфуций,
Платон (идеальное общество(государство) базируется на социальной справедливости. справедливость – иерархическая организация общества (рабы не граждане), каждый гражданин должен работать на общее благо, ликвидация частной собственности),
Аристотель (общество – союз людей объединенных общими целями, основа общества – союз людей, объединенных общими целями).
Средневековье: Август Блаженный (общество – искаженное зеркальное отражение Града Божьего, поэтому общество – град земной),
Фома Аквинский (общество – естественное образование, государство – имущественное образование, человек – социальное существо).
Новое время: Возрождение (Томас Мор («Утопия» - идеальное общество, которое учитывает интересы гражданина),
XV-XVI (Кампанелла (общество учитывает интересы человека),
XVII (Гобсс (государство – результат договоренности граждан), Джон Локк.
Эпоха Просвещения XVIII (Монтескье (разграничение понятий «общество» и «государство» с помощью введения понятия «гражданское общество» - наличие таких отношений граждан, которые непосредственно не вмешиваются в власть (неполитические отношения граждан).
Исторические типы социальной реальности
Большинство учены в основание этой типологии кладут мотивацию социального действия.
Исторический тип:
- то, что возникло на определенном этапе развития человека
- если перестает доминировать, то это не значит, что он вообще исчезает
- не отображение исторической
реальности и не сама
Э.Дюркгейм в работе «О разделении общественного труда» выделил 2 типа социальной реальности:
- архаическое общество
- современное общество
В основании этой типологии 2 типа социальной связи или 2 типа солидарности: механическая и органическая.
«действием мы называет действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к вмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл.
«социальным» мы называем такое действие, которое по предлагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него»
«Мотивом называется некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достаточной причиной для определенного действия»
Вебер сознательно выделил типы социальной реальности, на основе типов мотиваций социальных действий:
4 типа мотиваций социальных действий:
Участие сознания в формировании мотива – основание данной типологии.
Вебер сознательно выделил типы социальной реальности, на основе типов мотиваций социальных действий:
4 типа мотиваций социальных действий:
Участие сознания в формировании мотива – основание данной типологии.
Традиционное общество развивается на основе харизмы (впервые введен в социологию Вебером, термин взят из библии: «харизма» - «дар божий»). Это необычайно сильное влияние личности лидера. В основе лежит аффективная мотивация.
Толкотт Парсонс. Основание социальной реальности – типовые переменные социального действия. Это тот выбор, который человек совершает, формируя свою мотивацию
Формируя мотивацию и отношение к другому человеку. Актор руководствуется либо универсальными критериями, либо частными.
Для современного общества характерен обоснованный партикуляризм (в некоторых сферах жизни сохраняется партикуляризм). Может так же быть необоснованное достиженчество (человек, стремясь к успеху, не обладая нужными качествами и возможностями, прибегает к аморальным средствам.
Социальная связь – зависимость, реализуемая во взаимных социальных действиях.
Зависимость – такое состояние, при котором то, что необходимо актору имеется у другого. Зависимость является предпосылкой к социальной связи.
Основные элементы социальной связи
- индивидуальные
- групповые (коллективные)
2) предмет связи
3) нормы и принципы
регуляции социальной связи («
Причины нарушения социальной связи
Субъекты не согласны с «правилами игры», но при этом не могут разойтись, т.к. предмет связи неделим.
Взаимодействие, как вид социальной связи
Контакт:
- партнер по контакту легко заменим
- поверхностный характер связи
- не возникает системы
сопряженных действий и
Взаимодействие (более важный вид)
- партнеры по взаимодействию сложно заменимы
- глубокий характер связи
- возникает система сопряженных
действий и устойчивые
Виды взаимодействий:
- прямые – опосредованные (переписка, переговоры)
- договорные («правила игры»»
четко зафиксированы,
- Индивидуальные – групповые
Дж.Хоманс – американский социолог, основоположник теории социального обмена.
С точки зрения Хоманса, социальное взаимодействие – это систематический обмен ресурсами или система вознаграждений и издержек (затрат).
Разница между вознаграждениями и издержками называется ценой взаимодействия.
1) Принцип личностной целесообразности (принцип минимакса)
- актор сочтет взаимодействие
целесообразным для себя в
том случае, если получаемое им
вознаграждение будет
- актор стремится
Следствие из этого: 1. взаимодействие осуществляется в том случае, если цена устраивает актора. 2. актор учитывает совокупные издержки и вознаграждения
2) принцип взаимной эффективности взаимодействий.
Взаимодействие должно быть целесообразным не только для деятеля, но и для партнеров
Следствие из этого: 1. в том случае, если партнеры обладают различными по ценности ресурсами, они могут претендовать на разное вознаграждение. 2. взаимодействие осуществляется только в том случае, если партнеры согласны на неравномерные вознаграждения.
3) единство критериев обмена.
Все участники взаимодействия должны пользоваться одинаковыми критериями оценки.
4) принцип социальной дифференциации.
Участники взаимодействия, обладающие различными по ценности ресурсами занимают разное социальное положение.
Следствие: 1. Люди, обладающие
особо ценными ресурсами
5) Принцип социального равновесия.
Система социальных взаимодействий
находится в состоянии
Следствие: 1. Равновесие социальной системы не тождественно равенству. 2. Равновесие зависит от принятых в обществе критериев оценки (в первую очередь ценностей). 3. Равновесие в системе взаимодействий исторически изменчиво.
Парсенс считал, что самое главное – выработка единых критериев оценки.
3 группы критериев: ценности, деньги, власть – символические посредники.
Ценности дают взаимодействующим индивидам общее представление о характере взаимодействий.
Деньги позволяют
Власть позволяет обеспечить применение единых критериев ко всем участникам взаимодействия.
Регуляция опосредованных взаимодействий подчиняет себе регуляцию непосредственных взаимодействий.
Средства обмена – те ценности и ресурсы, которыми партнеры обмениваются в ходе взаимодействия.
Средства обмена могут быть следующих видов:
Иерархия средств обмена
Питер Блау
Наименее значимые средства обмена это материальные ценности (деньги)
- деньги легко исчерпаемы
- деньги легко возобновляемы
- деньги являются самым элементарным средство обмена, доступным всем независимо от уровня культуры или образования
- низкое денежное
Наиболее значимое средство обмена – уступки (изменение поведения в направлениях того, кто владеет ценным предметом). На основе уступки возникают отношения господства – подчинения.
Отношения господства (подчинение появляется при наличии следующих условий):
- существование различных
по социальной значимости
- ограниченное количество
людей, владеющих ценными
- большое количество людей,
желающих получить данный
Соперничество: конкуренция и конфликт
Сотрудничество: широкое неспециализированное сотрудничество и специализированное сотрудничество (кооперация) – горизонтальное взаимодействие и вертикальное взаимодействие – влияние и власть.
Характерные черты соперничества
Характерные черты конкуренции
По поводу конфликтов в социологии сложилось 2 позиции
Характерные черты сотрудничества
Широкое неспециализированное сотрудничество преобладало на ранних этапах развитии человечества. В современном обществе это проявляется в виде: дружба или соседство.
Специализированное сотрудничество (кооперация). Доминирует в современном обществе в большинстве социальных институтов. С точки зрения Дюркгейма, кооперация возникает на основе разделения труда.
Горизонтальное взаимодействие. Обмен различными по содержанию, но близкими по ценности ресурсами.
Обмен различными по ценности ресурсами – вертикальное взаимодействие (иерархизированное). Главный признак: возможность актора оказывать воздействие на поведение партнеров.
Влияние – учет позиции Другого в случае принятия собственных решений.
Оно основано на таком средстве обмена, как уважение.
Уважение (Вебер) – способность одного человека вызывать изменения в поведении другого человека, даже при наличии сопротивления.
Она базируется на таком средстве обмена как уступка.
Власть, как социальное взаимодействие.
Информация о работе Формирование и развитие социального знания: от античности до начала 19 в.