Формирование и развитие социального знания: от античности до начала 19 в.

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 00:13, реферат

Описание работы

Периоды: древность, средневековье, новое время, современность.
Древность: Конфуций,
Платон (идеальное общество(государство) базируется на социальной справедливости. справедливость – иерархическая организация общества (рабы не граждане), каждый гражданин должен работать на общее благо, ликвидация частной собственности),
Аристотель (общество – союз людей объединенных общими целями, основа общества – союз людей, объединенных общими целями).
Средневековье: Август Блаженный (общество – искаженное зеркальное отражение Града Божьего, поэтому общество – град земной),
Фома Аквинский (общество – естественное образование, государство – имущественное образование, человек – социальное существо).
Новое время: Возрождение (Томас Мор («Утопия» - идеальное общество, которое учитывает интересы гражданина),
XV-XVI (Кампанелла (общество учитывает интересы человека),
XVII (Гобсс (государство – результат договоренности граждан), Джон Локк.
Эпоха Просвещения XVIII (Монтескье (разграничение понятий «общество» и «государство» с помощью введения понятия «гражданское общество» - наличие таких отношений граждан, которые непосредственно не вмешиваются в власть (неполитические отношения граждан).

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 67.77 Кб (Скачать)

Исторические типы социальной реальности

Большинство учены в основание  этой типологии кладут мотивацию  социального действия.

Исторический  тип:

- то, что возникло на  определенном этапе развития  человека

- если перестает доминировать, то это не значит, что он  вообще исчезает 

- не отображение исторической  реальности и не сама реальность, а идеально-типическая конструкция

Э.Дюркгейм в работе «О разделении общественного труда» выделил 2 типа социальной реальности:

- архаическое общество

- современное общество

В основании этой типологии 2 типа социальной связи или 2 типа солидарности: механическая и органическая.

  1. Механическая солидарность, которая связывает людей на основании сходства – архаическое общество
  2. Базируется на органической солидарности, в которой люди связаны благодаря разделению труда – современное общество.

 

 

  1. Типология мотивации социального действия М.Вебера.

«действием мы называет действие человека (независимо от того, носит ли оно внешний или внутренний характер, сводится ли к вмешательству или терпеливому приятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл.

«социальным» мы называем такое действие, которое по предлагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него»

«Мотивом называется некое смысловое единство, представляющееся действующему лицу или наблюдателю достаточной причиной для определенного действия»

Вебер сознательно выделил  типы социальной реальности, на основе типов мотиваций социальных действий:

4 типа мотиваций  социальных действий:

  1. Аффективная мотивация. На нижней границе мотивированного действия, сознание участвует минимально.
  2. Традиционная мотивация. Минимально осмысленные действия, участие сознания минимально.
  3. Ценностно-рациональное действие. Носит частично осмысленный характер. Действие ради ценностей, которые превыше цели.
  4. Целерациональное действие. Полностью осмысленное, продуманное действие.

Участие сознания в формировании мотива – основание данной типологии.

 

  1. Вебер об основных типах организации социальной реальности. Особенности развития традиционного общества.

Вебер сознательно выделил  типы социальной реальности, на основе типов мотиваций социальных действий:

4 типа мотиваций  социальных действий:

  1. Аффективная мотивация. На нижней границе мотивированного действия, сознание участвует минимально.
  2. Традиционная мотивация. Минимально осмысленные действия, участие сознания минимально.
  3. Ценностно-рациональное действие. Носит частично осмысленный характер. Действие ради ценностей, которые превыше цели.
  4. Целерациональное действие. Полностью осмысленное, продуманное действие.

Участие сознания в формировании мотива – основание данной типологии.

Традиционное общество развивается  на основе харизмы (впервые введен в  социологию Вебером, термин взят из библии: «харизма» - «дар божий»). Это необычайно сильное влияние личности лидера. В основе лежит аффективная мотивация.

 

  1. Типовые переменные социального действия Т.Парсонса и их значение в осмыслении социальной реальности.

Толкотт Парсонс. Основание социальной реальности – типовые переменные социального действия. Это тот выбор, который человек совершает, формируя свою мотивацию

  1. Универсализм (всеобщий) -  партикуляризм (частный)

Формируя мотивацию и  отношение к другому человеку. Актор руководствуется либо универсальными критериями, либо частными.

  1. Достиженчество – аскриптивность(предписывание). Индивид может руководствоваться либо его достижениями, либо предписанными качествами человека (пол, возраст, национальность).
  2. Аффективность – аффективная нейтральность (рациональные соображения).
  3. Диффузность – специализированность. Либо широким, неопределенным набором критериев, либо узко-специализированным руководствуется человек.

Для современного общества характерен обоснованный партикуляризм (в некоторых сферах жизни сохраняется  партикуляризм). Может так же быть необоснованное достиженчество (человек, стремясь к успеху, не обладая нужными  качествами и возможностями, прибегает  к аморальным средствам.

 

  1. Социальная связь, ее предпосылки и основные элементы внутреннего строения. Причины нарушения социальной связи.

Социальная  связь – зависимость, реализуемая во взаимных социальных действиях.

Зависимость – такое состояние, при котором то, что необходимо актору имеется у другого. Зависимость является предпосылкой к социальной связи.

Основные  элементы социальной связи

  1. Субъекты связи (участники)

- индивидуальные

- групповые (коллективные)

2) предмет связи

3) нормы и принципы  регуляции социальной связи («правила  игры»)

Причины нарушения  социальной связи

  1. Исчезновение субъектов связи (закрытие завода)
  2. Изменение или утрата предмета связи
  3. Несогласие хотя бы одного субъекта с «правилами игры»

Субъекты не согласны с  «правилами игры», но при этом не могут  разойтись, т.к. предмет связи неделим.

 

  1. Основные виды социальной связи. Особенности взаимодействия как вида социальной связи.

Взаимодействие, как вид  социальной связи

Контакт:

- партнер по контакту  легко заменим

- поверхностный характер  связи

- не возникает системы  сопряженных действий и устойчивых  взаимных ожиданий

Взаимодействие (более важный вид)

- партнеры по взаимодействию  сложно заменимы

- глубокий характер связи

- возникает система сопряженных  действий и устойчивые взаимные  ожидания

Виды взаимодействий:

- прямые – опосредованные (переписка, переговоры)

- договорные («правила игры»»  четко зафиксированы, оговорены)  – диффузные (базируется на  доверии партнеров друг к другу,  значение  этого взаимодействия  в том, что они носят всеобщий  и универсальный характер).

- Индивидуальные – групповые

 

  1. Принципы регуляции социальных взаимодействий.

Дж.Хоманс – американский социолог, основоположник теории социального  обмена.

С точки зрения Хоманса, социальное взаимодействие – это систематический обмен ресурсами или система вознаграждений и издержек (затрат).

Разница между вознаграждениями и издержками называется ценой взаимодействия.

1) Принцип личностной  целесообразности (принцип минимакса)

- актор сочтет взаимодействие  целесообразным для себя в  том случае, если получаемое им  вознаграждение будет превышать  затраты.

- актор стремится минимизировать  издержки и максимизировать вознаграждение

Следствие из этого:  1. взаимодействие осуществляется в том случае, если цена устраивает актора. 2. актор учитывает  совокупные издержки и вознаграждения

2) принцип взаимной  эффективности взаимодействий.

Взаимодействие должно быть целесообразным не только для деятеля, но и для партнеров

Следствие из этого: 1. в том  случае, если партнеры обладают различными по ценности ресурсами, они могут  претендовать на разное вознаграждение. 2. взаимодействие осуществляется только в том случае, если партнеры согласны на неравномерные вознаграждения.

3) единство критериев  обмена.

Все участники взаимодействия должны пользоваться одинаковыми критериями оценки.

4) принцип социальной  дифференциации.

Участники взаимодействия, обладающие различными по ценности ресурсами  занимают разное социальное положение.

Следствие: 1. Люди, обладающие особо ценными ресурсами находятся  в центре социальных взаимодействий. 2. Партнеры по взаимодействию признают за обладателями ценных ресурсов право  на привилегии. 3. Привилегии закрепляются за определенными социальными позициями. 4. Ценность ресурса относительна.

5) Принцип социального  равновесия.

Система социальных взаимодействий находится в состоянии равновесия в том случае, когда деятель  считает взаимодействие целесообразным для себя, когда так же считают  его партнеры, когда выработаны единые критерии оценки и лица, обладающие особо ценными ресурсами занимаю  в обществе более значимые позиции.

Следствие: 1. Равновесие социальной системы не тождественно равенству. 2. Равновесие зависит от принятых в  обществе критериев оценки (в первую очередь ценностей). 3. Равновесие в  системе взаимодействий исторически  изменчиво.

 

 

  1. Особенности регуляции опосредованных взаимодействий. Учение о символических посредниках.

Парсенс считал, что самое  главное – выработка единых критериев  оценки.

3 группы критериев: ценности, деньги, власть – символические посредники.

Ценности дают взаимодействующим  индивидам общее представление  о характере взаимодействий.

Деньги позволяют количественно  оценить вклад каждого участника  взаимодействия.

Власть позволяет обеспечить применение единых критериев ко всем участникам взаимодействия.

Регуляция опосредованных взаимодействий подчиняет себе регуляцию непосредственных взаимодействий.

 

  1. Основные средства обмена в ходе социального взаимодействия, их формы и иерархия.

Средства  обмена – те ценности и ресурсы, которыми партнеры обмениваются в ходе взаимодействия.

Средства  обмена могут быть следующих видов:

  1. Материальные ценности (деньги, вещи)
  2. Интеллектуальные ценности (знания, навыки, опыт)
  3. Социальные ценности (принадлежность к группе, социальные гарантии, стабильность)
  4. Моральные ценности (дружба, любовь, симпатия)
  5. Ценности престижа
  6. Уступки (изменение поведения в сторону того, что владеет ценным ресурсом)

Иерархия  средств обмена

Питер Блау

Наименее значимые средства обмена это материальные ценности (деньги)

- деньги легко исчерпаемы

- деньги легко возобновляемы

- деньги являются самым  элементарным средство обмена, доступным  всем независимо от уровня  культуры или образования

- низкое денежное вознаграждение  легко компенсировать другими  средствами обмена

Наиболее значимое средство обмена – уступки (изменение поведения  в направлениях того, кто владеет  ценным предметом). На основе уступки  возникают отношения господства – подчинения.

Отношения господства (подчинение появляется при наличии следующих  условий):

- существование различных  по социальной значимости ресурсов

- ограниченное количество  людей, владеющих ценными ресурсами

- большое количество людей,  желающих получить данный ресурс

 

  1. Взаимодействие типа «сотрудничество – соперничество».

Соперничество: конкуренция  и конфликт

Сотрудничество: широкое  неспециализированное сотрудничество и специализированное сотрудничество (кооперация) – горизонтальное взаимодействие и вертикальное взаимодействие –  влияние и власть.

Характерные черты соперничества

  1. Наличие единого неделимого объекта притязаний
  2. Наличие совпадающих целей по поводу этого объекта
  3. Стремление отстранить, опередить или устранить соперника

Характерные черты конкуренции

  1. Стремление отстранить соперника от объекта притязаний или даже устранить его
  2. Предполагается прямое воздействие соперников друг на друга.

По поводу конфликтов в социологии сложилось 2 позиции

  1. Конфликтологическая позиция. Конфликты в обществе (группе и т.д.) неизбежны, конфликты являются источником развития социальных отношений. К.Маркс, Л.Козер
  2. Функционалистская позиция. Конфликт оказывает разрушающее воздействие на социальные отношения, конфликт – симптом кризиса социальных отношений. Сорокин, Парсонс, Мертон

Характерные черты сотрудничества

  1. Взаимная эффективность взаимодействий
  2. Стремление учитывать интересы партнеров
  3. Наличие единых целей

Широкое неспециализированное сотрудничество преобладало на ранних этапах развитии человечества. В современном обществе это проявляется в виде: дружба или соседство.

Специализированное  сотрудничество (кооперация). Доминирует в современном обществе в большинстве социальных институтов. С точки зрения Дюркгейма, кооперация возникает на основе разделения труда.

Горизонтальное взаимодействие. Обмен различными по содержанию, но близкими по ценности ресурсами.

Обмен различными по ценности ресурсами – вертикальное взаимодействие (иерархизированное). Главный признак: возможность актора оказывать воздействие на поведение партнеров.

Влияние – учет позиции Другого в случае принятия собственных решений.

Оно основано на таком средстве обмена, как уважение.

Уважение (Вебер) – способность одного человека вызывать изменения в поведении другого человека, даже при наличии сопротивления.

Она базируется на таком  средстве обмена как уступка.

Власть, как социальное взаимодействие.

Информация о работе Формирование и развитие социального знания: от античности до начала 19 в.