Факторы и социальные последствия воспроизводства бедности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 14:53, реферат

Описание работы

В реферате изложены причины бедности и последствия ее воспроизводства; рассмотрено, каким образом взаимодействуют структурные и культурные факторы в воспроизводстве бедности, и какие из них являются сегодня определяющими; анализируется роль социальной поддержки в решении проблем бедных и уменьшения риска формирования застойной бедности.

Содержание

Введение 3
1. Понятие бедности как социального явления 4
1.1. Причины бедности и ее воспроизводства 4
1.2. Критерии бедности 6
1.3. Последствия бедности 8
2. Социальная структура бедности в современной России 12
3. Особенности борьбы с бедностью и ее воспроизводством 14
Заключение 19
Список литературы 22

Работа содержит 1 файл

Социология.doc

— 150.50 Кб (Скачать)

Вообще, существует два  противоположных подхода к проблеме борьбы с бедностью.

Первый подход является более распространенным и заключается  в признании необходимости обеспечения бедных помощью и пособиями. Выдача денежных пособий, самый простой способ оказания помощи бедным, сам по себе не решает проблемы. Другие способы, практикуемые государствами разных стран, – это программы повышения образования или переквалификации. Но и они зачастую не меняют ситуацию, так как, даже приобретя новую профессию, человек часто не может найти рабочее место или не в силах заставить себя эффективно трудиться.

Если при первом подходе  к решению проблем бедности государство исходит из необходимости перераспределять доходы от богатых к бедным посредством прогрессивного налогообложения и социальных программ, то второй подход базируется на идее невмешательства государства в экономику. По мнению сторонников этой теории, поведение государства должно стимулировать бедных занять более активную позицию в жизни, а не паразитировать на шее более обеспеченных слоев населения. Кроме того, если богатые будут инвестировать свои средства в экономику, они создадут необходимое количество рабочих мест, что может решить проблему бедности без участия государства. Этот подход пыталось реализовать, например, в Великобритании 1970–1980-х правительство Маргарет Тэтчер.

Необходимо отметить, что хотя в любой стране правительство  устанавливает специальные критерии определения бедных, в реальности права на помощь и пособия имеют отнюдь не все те, кто отвечает данным критериям. Эта позиция государства объясняется нехваткой ресурсов для обеспечения всех нуждающихся. Для ограничения масштабов социальной помощи применяются два ужесточающих критерия. Первый ограничивает число людей путем выделения отдельных категорий бедняков, имеющих право на помощь. Например, многие виды помощи может получать безработный, но не человек, имеющий работу, хоть и низкооплачиваемую. Второй критерий основан на использовании только доходной характеристики бедности, игнорируя проблему депривации.

Что касается России, то ускоренный экономический рост и  преодоление бедности – важнейшие  стратегические задачи, поставленные перед российской экономикой. В упрощенном виде взаимосвязь между этими задачами можно представить следующим образом. С одной стороны, рост производства товаров и услуг означает рост доходов экономических субъектов, непосредственно участвующих в воспроизводственном процессе. С другой стороны, рост экономики увеличивает базу для налогообложения и расширяет возможности по перераспределению части доходов в пользу тех, кто в процессе воспроизводства не участвует. Таким образом, экономический рост создает основу для повышения благосостояния.

На практике указанная  теоретическая связь между экономическим  ростом и преодолением бедности не всегда является реализуемой. Эмпирические исследования зарубежных авторов показывают, что в одних случаях экономический  рост способствует преодолению бедности, а в других случаях – «консервирует» ее, усиливая социальное неравенство. Это обуславливается рядом факторов, таких как степень участия социальных групп в растущих сегментах экономики, условия доступа к ресурсам человеческого развития, важнейшими среди которых можно выделить образование и здравоохранение, а также неоднородностью инфляции для населения с разными доходами.

Такая диалектика российского  экономического роста обуславливает  интерес к проблеме его ориентации на повышение уровня жизни бедных слоев населения и преодоление социального неравенства.

Влияние экономического роста на снижение уровня бедности ослабляется, если в результате каких-либо причин выгоды от него распределяются неравномерно в обществе. Более того, высокая степень неравенства затрудняет или вовсе исключает доступ беднейших слоев населения к выгодам от общего улучшения в экономике, что в итоге обуславливает консервацию высоко уровня неравенства.

Среди основных причин, препятствующих равномерному распределению выигрышей экономического роста среди различных групп населения и усиливающих неравенство в обществе, можно выделить следующие:

  • несбалансированность структуры экономики, которая проявляется в непропорциональном распределении доходов и занятых по отраслям;
  • неравномерность доступа к ресурсам человеческого развития в обществе;
  • неоднородность инфляции среди различных групп населения.

Рассматривая экономический  рост как один из главных факторов, обеспечивающих благосостояние граждан, нельзя не отметить и некоторые его ”издержки”. В ходе исследований, проведенных в Скандинавских странах, выявлена следующая закономерность: экономический подъем, как правило, ведет к росту психосоциальных проблем населения. По словам академика С.Капицы, наука и техника развиваются с невероятной скоростью, человек не успевает это осмыслить, ”встроиться”. В устойчиво развивающихся странах, например в США, большинство населения нуждается в помощи психотерапевтов.

Экономический рост может  продуктивно воздействовать на улучшение  материального положения индивида, но не всегда ведет к повышению качества жизни. Например, подъем производства в ВПК, основанный даже на реализации передовых научно-технических разработок, далеко не во всем отвечает устремлениям большинства граждан. Результат активной человеческой деятельности - глобальное потепление, уже вызывающее многочисленные природные катаклизмы, наибольшие потери от которых несет в первую очередь беднейшее население. Экономический рост в теневом секторе (на который сейчас приходится не менее 30-40% российской экономики) также не отражается на повышении благосостояния беднейшего населения, но способствует дальнейшему развитию коррупции и преступности.

Бедность отнюдь не сводится к низким доходам. Неблагоприятная  окружающая среда, ограничение политических свобод, социальная отверженность и бессилие - факторы, отражающие бедность, но их влияние зачастую не сокращается в условиях экономического роста.

Теоретически издержки экономического роста должны не только компенсироваться полученными результатами, но и приносить дополнительный эффект. Однако его плодами пользуется, как правило, экономически активное, небедное население, издержки же достаются бедным.

Доходы государства  еще долгое время не позволят оказывать  эффективную социальную помощь, поэтому политика в отношении бедных не должна строиться на ожиданиях накопления определенного уровня национального богатства.

Результативными в части  преодоления бедности как воспроизводящейся  социальной патологии могут быть только комплексные меры, нацеленные на устранение ее экономических, институциональных и политических причин одновременно.

Приоритетными направлениями  при этом представляются: обеспечение  занятости, повышение эффективности  труда, развитие социального страхования, создание возможностей для активной части населения зарабатывать, реализация эффективной системы социальной помощи для социально уязвимых слоев населения. Прекращение воспроизводства бедности в России связано также с обеспечением гарантируемых Конституцией прав на бесплатное образование, медицинские услуги и т.д. Прямое воздействие на бедность должны обеспечить: государственная социальная помощь в соответствии с ФЗ ”О государственной социальной помощи”; социальное обслуживание граждан, чьи доходы ниже установленного ПМ; комплексные целевые программы преодоления бедности, включающие в себя обучение, повышение квалификации, создание и сохранение рабочих мест и т.д.

Важно также создать  благоприятные институциональные  условия неправительственным субъектам  социальной помощи бедным. Так, сегодня организации, помогающие бедным, не имеют экономических преференций, а те, кто получает благотворительную помощь, уплачивают с нее налоги.

Можно выделить следующие  основные виды социальной поддержки  в рамках активной социальной политики по борьбе с бедностью:

  • поддержка личной и общественной безопасности граждан на допустимом уровне;
  • поддержка состояния здоровья граждан, профилактики болезней и состояния социальной санитарии на допустимом уровне;
  • поддержка материнства и детства, воспроизводства населения на допустимом уровне;
  • поддержка старости как достойного образа жизни;
  • поддержка системы общего образования на допустимом уровне;
  • поддержка системы профессиональной подготовки и переподготовки на допустимом уровне;
  • поддержка материального благополучия нуждающихся граждан и групп населения на допустимом уровне;
  • поддержка системы социальной и профессиональной реабилитации нуждающихся в этом граждан и групп населения на допустимом уровне.

Из всего вышесказанного можно вывести возможную стратегию борьбы с бедностью в России.

Борьба с бедностью  – это неотъемлемая составная  часть общей социальной и экономической  политики любого государства. И здесь  отсутствуют готовые рецепты  и простые решения, возможность  копирования опыта других стран, обеспечивающих высокие жизненные стандарты для абсолютного большинства своего населения.

Применительно к России борьба с бедностью означает формирование на деле социального государства, провозглашенного в Конституции Российской Федерации, обеспечение гарантированного уровня доходов для трудоспособного населения на основе собственного труда, доступности для всех слоев населения качественных услуг образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального хозяйства и др.

Что касается специальных  мер по борьбе с бедностью, то представляется, что важнейшими приоритетами борьбы с бедностью в современной России являются: первое, - это создание условий для самообеспечения нормального уровня благосостояния всех семей с трудоспособными взрослыми на трудовой основе; второе, - формирование системы эффективной поддержки уязвимых групп населения (престарелые, инвалиды, семьи с высокой иждивенческой нагрузкой, семьи в экстремальных ситуациях) и гарантий недискриминационного доступа к бесплатным или дотационным ресурсам.

Прежде всего, следует  обеспечить недопущение дальнейшего роста масштабов бедности. В этих целях необходимо проводить экспертизу социальных последствий всех масштабных реформ, не принимать мер, которые приведут к росту бедности значительной части населения. Одновременно надо создавать условия для самостоятельного выхода из бедности трудоспособных слоев населения на трудовой основе.

В институциональной  сфере большие резервы борьбы с бедностью сосредоточены в  сфере развития партнерских отношений  между работодателями, профсоюзами  и государством. Должна быть повышена роль профсоюзов и государства в обеспечении трудовых прав работников, особенно инвалидов, женщин и родителей с малолетними детьми, работников из неполных семей, молодежи.

В сфере оплаты труда  главным фактором сокращения бедности должен стать рост минимальной оплаты труда, сокращение числа малооплачиваемых работников.

Одновременно должна быть решена задача легализации заработков и сокращения масштабов “серой”  и “теневой” экономики, скрытой  оплаты труда в сфере здравоохранения и образования и ее легализация.

Еще одно направление  содействия сокращению бедности –  это увеличение занятости населения. Эта задача может решаться за счет создания более дешевых рабочих  мест в малом бизнесе и трудоемких отраслях легкой и пищевой промышленности, ориентированных на внутренний рынок и массового потребителя. Необходимо совершенствование кредитования отечественного производителя, совершенствование системы пособий по безработице, развитие общественных работ, создание временных рабочих мест для безработных и др. меры.

Обеспечивая условия  для выхода из бедности трудоспособного  населения на трудовой основе, одновременно следует совершенствовать систему  адресной социальной помощи социально  уязвимых групп населения: инвалидов, пенсионеров, одиноких родителей, беженцев и др.

Необходимо постепенно отказаться от категориального метода социальной защиты населения, пересмотреть и сократить число льготников, ориентируясь на первоочередную поддержку  самого бедного населения, не имеющего объективной возможности получения трудовых доходов. Следует обратить особое внимание на обеспечение доступа бедного населения к минимально необходимым образовательным и медицинским услугам.

 

Заключение

Чрезмерная поляризация  общества, прогрессирующее сужение  социальных возможностей для наиболее депривированных его групп, неравенство жизненных шансов в зависимости от уровня материальной обеспеченности в скором времени приведет к активизации воспроизводства российской бедности, резкому ограничению возможностей для детей из бедных семей добиться в жизни того же, что и большинство их сверстников из иных социальных слоев. Оборотной стороной этой проблемы станет сокращение притока талантливой молодежи в экономику России и, как следствие, - снижение конкурентоспособности экономики страны. Уже сейчас бедным как четко обозначенной социальной группе довольно редко вообще удается добиться каких-либо существенных изменений своего положения, решить сложную семейную проблему, остановить падение уровня жизни, вырваться из круга преследующих их неудач. Каждый третий российский бедный уже настолько разуверился в возможности изменить ситуацию, что практически смирился с тем, что его жизнь складывается плохо (в среднем по массиву опрошенных - каждый десятый).

Разумеется, нет ничего плохого в опережающем росте уровня жизни отдельных слоев российского общества. Проблема в другом. Если скудные ресурсы бедных (зачастую не способные обеспечить им самостоятельную адаптацию, преодоление трудной материальной ситуации) будут и дальше истощаться, рост аномии, деградации, маргинализации определенной доли российского населения, а, следовательно, социального напряжения, кризисов и конфликтов в российском обществе - неизбежен. Поэтому расширение доступа к каналам занятости, интеграции, пополнения и роста материальных и социальных ресурсов, выравнивание крайне дифференцированных шансов различных групп населения - одна из центральных проблем борьбы с бедностью в России, приоритетная задача социальной политики государства и заботы общества.

Тенденция к сокращению уровня бедности в России, наблюдаемая в последние годы, связана и с наличием широкой прослойки «почти бедных», доходы которых незначительно отличаются от прожиточного минимума. В этой ситуации даже малые изменения в уровне занятости, размерах и охвате социальной помощью, уровне заработных плат и пенсий могут привести к заметным изменениям численности бедных, как в положительную, так и отрицательную стороны. При этом экономический рост в стране сопровождается усилением расслоения населения по доходу.

Информация о работе Факторы и социальные последствия воспроизводства бедности в России