Социальная реклама в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 16:51, сочинение

Описание работы

Задачами социальной рекламы являются формирование общественного мнения, привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни, стимулирование действий по их решению, формирование позитивного отношения к государственным структурам, демонстрация социальной ответственности бизнеса, укрепление социально значимых институтов гражданского общества, формирование новых типов общественных отношений, изменение поведенческой модели общества.

Содержание

Введение. 2
Проблемы социальной рекламы в России 4
Значение социальной рекламы в формировании гражданского общества. 5
Заключение. 9
Список литературы. 10

Работа содержит 1 файл

Социальная реклама в России.doc

— 78.00 Кб (Скачать)

       Научный исследовательский университет  – высшая школа экономики

       Факультет: менеджмент 
 
 
 
 
 
 

       Эссе  по основам маркетинговых  коммуникаций

       На  тему: «Социальная реклама в России» 
 
 
 
 
 
 

       Выполнила: студентка 4-ого курса

       420 группы

       Бычкова Ольга Николаевна 
 
 
 

       Москва

       2011г. 

       Содержание: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Введение.

       Последние два года стали необыкновенно  «урожайными» на социальную рекламу - не только в плане появления огромного количества конкурсов, тендеров, конференций и продуктов социальной направленности, но и формирования основ теории русской социальной рекламы. Если говорить о мировых тенденциях, то на Западе тренд на социальную рекламу появился давно и в настоящее время становится все более востребованным. В Германии, например, квалификация «менеджер социальных технологий» или «режиссер социальных проектов» выходит на одно из наиболее приоритетных мест в выборе профессии для тинэйджеров. Подобную тенденцию следует ожидать и в России. Однако пока мало кто ясно представляет, что такое социальная реклама и каковы ее отличия от коммерческой.

       Существует  множество способов классификации  рекламы. Термины «политическая» и  «коммерческая» реклама широко распространены и внедрены в повседневную жизнь. Однако ее обилие при недостаточном  масштабе рекламного пространства (небольшое по сравнению со странами Запада количество рекламоносителей - телеканалов, радиостанций, рекламных площадей) на данном этапе развития российского общества вызывает значительное отторжение и неприятие этих видов рекламы. В сложившихся условиях внимание производителей рекламы, креаторов и заказчиков стало переключаться на новый вид рекламы - социальную рекламу.

       Зарубежные  и отечественные ученые выделяют четыре подвида социальной рекламы - некоммерческая, общественная, государственная и, собственно, социальная. Необходимо отметить, что термин «социальная реклама» применяется только в России. Во всем мире ему соответствуют понятия «некоммерческая» и «общественная» реклама. Отсюда и разница в их толковании. «Некоммерческая реклама - реклама, спонсируемая некоммерческими институтами или в их интересах и имеющая целью стимулирование пожертвований, призыв голосовать в чью-либо пользу или привлечение внимания к делам общества». «Общественная реклама передает сообщение, пропагандирующее какое-либо позитивное явление. Профессионалы создают ее бесплатно (корректнее говорить об этической позиции отказа от прибыли), место и время в СМИ также предоставляются на некоммерческой основе».

       Следующий термин сформулирован практикой. Речь идет о важнейшем подвиде социальной рекламы - государственной. Государственная реклама - реклама государственных институтов (таких как армия, военно-воздушные силы, налоговая полиция) и продвижение их интересов. Четвертый вид, который мы считаем наиболее соответствующим реалиям нашей страны, - социальная реклама. Социальная реклама - вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям, ориентированный на актуализацию проблем общества. Ее предназначение - гуманизация общества и формирование его нравственных ценностей. Миссией социальной рекламы является изменение поведенческих моделей в обществе.

       Выделяют  два уровня социальной рекламы: реклама, призванная внедрять или закреплять конкретные правила и нормы (что  связано с набором определенных действий), а также рисующая «образ мира», призванная легитимизировать уже существующие или же только предлагающиеся моральные и поведенческие нормы. Реклама второго уровня не просто призывает, пользоваться презервативами (или не бросать мусор мимо урны), а дает идеальную картинку «стратегического» отношения к жизни, в которую предполагаемые правильные действия «встраиваются» в качестве логичного элемента. Такая реклама эффективнее и интереснее, однако в России ее почти нет. Отечественная социальная реклама пока более «инструментальна»: она описывает действие, которое необходимо совершить.

       Исходя  из определения социальной рекламы  в Федеральном законе от 18 июля 1995 г. ¹108-Ф «О рекламе», она представляет общественные и государственные  интересы, направлена на достижение благотворительных целей и социально-полезных результатов. Под последними понимаются улучшение криминогенной обстановки в стране, предупреждение распространения наркомании и заболеваний, связанных с ней, побуждение населения к выполнению обязанностей перед государством (воинская обязанность, уплата налогов, соблюдение нормативно-правовых актов, охрана окружающей среды) и иные результаты, связанные с положительным эффектом в общественной жизни.

       Принцип социальной рекламы заключается  в невозможности преследования коммерческих или политических целей, а также упоминаний конкретных коммерческих брэндов, организаций, марок товаров, а также политических партий и отдельных политиков.

       Задачами  социальной рекламы являются формирование общественного мнения, привлечение внимания к актуальным проблемам общественной жизни, стимулирование действий по их решению, формирование позитивного отношения к государственным структурам, демонстрация социальной ответственности бизнеса, укрепление социально значимых институтов гражданского общества, формирование новых типов общественных отношений, изменение поведенческой модели общества.

Проблемы  социальной рекламы  в России

       Низкую долю социальной рекламы в России можно объяснить следующим образом. 

       Во-первых, отсутствием единого органа, координирующего деятельность в области социальной рекламы. Пока только существует множество различных организаций, как государственных, так и не зависимых от государства, но все они действуют разрозненно и несогласованно. К ним можно отнести Рекламный Совет России (РСР), созданный в 1995 году с целью развития системы саморегулирования рекламы в России, а также Союз создателей социальной рекламы (СССР), созданный в 2003 году с целью способствовать росту общественного и профессионального интереса к теме социальной рекламы. 

       Во-вторых, многое объясняется и тем, что российское законодательство практически не регулирует сферу социальной рекламы. Из-за нечетко прописанной законодательной базы до сих пор бытует мнение, что социальную рекламу СМИ и операторы наружной рекламы обязаны размещать бесплатно. Но в законе ничего подобного не написано. В статье 10 ФЗ «О рекламе» говорится об обязательном договоре на распространение социальной рекламы в пределах 5% от общего объема рекламы, но ни слова – о характере ее размещения. Поэтому вся выходящая в свет социальная реклама либо оплачена заказчиками, либо из области благотворительности, т. е. по усмотрению владельцев СМИ. 

       В-третьих, неэффективным использованием государственного бюджета, так как со стороны государства практически не производится никаких работ по планированию и распределению средств на рекламу. Чаще всего все действия государства в этом отношении сводятся к простому выделению денег, без продумывания и просчитывания рекламного бюджета, а, соответственно, и без последующей оценки её эффективности. 

       В качестве примера можно привести реализацию социальных программ в г. Владивостоке. Разработкой и контролем за реализацией программ в нашем городе занимается Управление по исполнению программ по поддержке населения, а непосредственно реализацией этих программ занимаются районные отделы города. Причем, основной проблемой их реализации является отсутствие целенаправленной деятельности по донесению информации об этих программах до целевой аудитории. Во-первых, выделяя средства из городского бюджета на реализацию программ, администрация не всегда предусматривает затраты на рекламную деятельность. Во-вторых, если даже и выделяются средства на изготовление рекламных буклетов и брошюр, то не производится никаких действий, направленных, опять же, на доведение необходимой информации до целевой аудитории. Часто доходит до абсурда: все изготовленные буклеты вручают людям только во время оказания помощи гражданам. То есть, если это программа «Социальный пакет дачника» (выдача семян одиноким пенсионерам, имеющим дачные участки), то буклеты, в которых освещается эта программа, отдаются в руки пенсионерам вместе с набором семян. Хотя изначальное предназначение их – это ознакомить население с проводимыми мероприятиями и пригласить их прийти в районные отделения для оказания помощи. 

       В связи с этим, многие в нашем городе даже и не подозревают, что правительство хоть как-то, но помогает своим жителям, разрабатывая и реализуя эти программы. А из-за этого неизменно ухудшается и имидж государства в глазах общества. 

       Кроме того, низкое качество производимой социальной рекламы создает у людей ощущение пренебрежительного отношения к ним со стороны государства, ощущение того, что «социалка» производится просто «для отвода глаз». 

       Главной проблемой в отношении социальной рекламы на сегодняшний день я считаю то, что в нашей стране социальная реклама носит нерегулярный, периодический характер, то есть проведение рекламных мероприятий такого характера наблюдается только в Дни Здоровья, Дни Защиты детей, Дни борьбы с наркоманией и т. д. 

       Так, например, 2008 год был объявлен в России Годом семьи, поэтому масштабы социальной рекламы в этот период возросли. 

       2009 год был объявлен Годом Молодежи, объемы рекламы социального характера в стране хоть и возросли, но качество оставляет желать лучшего. 

       Для улучшения и оздоровления современного общества, необходимо повышать качество, как самой социальной рекламы, так и увеличивать возможную эффективность её воздействия на окружающих. А для этого нужно, чтобы государство изменило, в первую очередь, свое отношение к вопросу о необходимости и важности социальной рекламы в России. 

Значение  социальной рекламы  в формировании гражданского общества.

 

       Сегодня сложно переоценить значение социальной рекламы в жизни современного общества. Этот универсальный и лаконичный инструмент информационной работы окружает нас со всех сторон. Часто мы не замечаем социальной рекламы и даже не можем определить принадлежность попавшей к нам информации к сфере социальнозначимой информации. Но стоит сказать, что эти рекламные девизы, приходящие к нам из мира социального служения, даруют нам возможность стать участниками очень важной и необходимой для многих людей работы. Эти лозунги и слоганы, часто вырывая нас из мира суеты и потребительской спешки, вдруг пробуждают наше сострадание и сочувствие к социальным проблемам и «узким» местам человеческой жизни. Эти малозаметные слова и цитаты, рисунки и сюжеты часто побуждают многих из нас к добрым делам и глубоким размышления о качестве своей жизни. Стоит отметить, что социальная информация, во многом скрытая в прессе и телепередачах, по своему существу все также является социальной рекламой, призывающей нас к социальному служению, к вере, к благотворительности и добровольчеству. Именно из подобных нравственных практик социальной рекламы рождается наша гражданская и человеческая позиция. Для более глубокого восприятия аспекта реализации в жизни современного общества социальной рекламы мы должны видеть весь ее потенциал, а не удовлетворяться плакатами и роликами, посвященными исключительно борьбе с наркоманией, СПИДом, а также украшению наших городов к праздничным мероприятиям. Социальная реклама – это один из наиболее активных инструментов быстрого реагирования и целевого воздействия в решении социальных проблем. Часто агитационный материал отделяют от социальной рекламы, что не позволяет многим из нас в этом инструменте информационного воздействия распознать важнейший механизм нравственного воспитания и демократизации общества. Мало того, не стоит забывать, что социальная реклама также может являться к нам в образе образовательной информации, тем самым, вовлекая наших детей и молодежь в активную гражданскую жизнь с самого раннего возраста. Именно в образовательной сфере социальная реклама и социальное участие молодых людей может содействовать решению социальной проблематики наших дней наиболее коренным и решительным образом. Когда мы говорим о построении гражданского общества, о воспитании демократических принципов, о плюрализме и толерантности, то самым первым шагом к этим гуманистическим понятиям является воспитание этих качеств и соответствующего понимания в юных сердцах молодых людей и наших детей. Какова их позиция, как она рождается и формируется, что дает им способность стать активными и инициативными? Вот вопросы, которые указывают нам на сферу применения социальной рекламы. Практика показывает, что ответы на подобные вопросы, прежде всего, приходят к людям через личный опыт, через дела и сопереживание. Именно опыт социального участия посредством социальной рекламы может даровать нашим детям способность приобщиться к культуре и духовным истокам культурного и правового мира людей. Особенность социальной рекламы состоит в том, что она требует интерактивности, понимания и сочувствия той проблеме, которую хочет отразить, а главное решить в своем творчестве юный журналист, дизайнер или работник социальной сферы. Именно эта удивительная необходимость изучать и проникать в саму суть проблемы, а именно социальной проблемы, дарует нашим детям настоящее, личное понимание краеугольных камней, возникновения социальных затруднений жизни людей. Таким образом, дети, вставая на сторону борцов и помощников здорового образа жизни, экологического баланса, нравственности и толерантного отношения друг к другу, тем самым уже воспитывают в себе столь сокровенные, но столь необходимые всем нам принципы гуманизма. Именно из подобных изысканий и личного труда каждого человека и особенно ребенка рождается гражданская позиция человека. Именно активная гражданская позиция способна дать молодым людям и обществу в целом всеобъемлющее понимание самоценности человеческой жизни, воспитать уважение прав и суверенитета личности и установить осознаваемый нами мир во всем мире. На этих столпах можно и должно выстроить свое бытие современное гражданское общество. Единство и перспектива гуманистических целей, нравственность истоков жизни и социальное творчество помогут нам не только преодолеть ряд социальных проблем, но и уверенно шагнуть в наше доброе, позитивное, одухотворенное будущее. Все эти слова бесспорно должны звучать лейтмотивом в социальной рекламе, призывающей нас прекратить распри, оторваться от потребительства и уделить своему гуманистическому началу соответствующее внимание.

       Сегодня российское государство вынесло точное определение своего отношения к социальной рекламе. Мы утвердились в том, что социальная реклама стала бюджетной, приравненной к коммерческой рекламе. В этом шаге есть свои положительные и сомнительные стороны. Точное определение механизмов реализации социальной рекламы посредством финансового эквивалента внесло в бюджет всех субъектов государства статью о расходах на социальную рекламу. Тем самым основным заказчиком социальной информации стало государство, так как общественному и некоммерческому сектору подобные расходы сегодня не по карману. Подобная глобализация процесса воспитания гуманистических и нравственных аспектов общества является важным и должным шагом. Теперь перед россиянами встала задача по формированию государственных и общественно-государственных институтов утверждающих нравственные и гуманистические каноны столь необходимые для создания соответствующей социальной рекламы. Нам необходимо коллегиально определилось место общественной инициативы в качестве консультанта и экспертного советника государственной инициативы по формированию и воспитанию гражданского общества. Таков на сегодняшний день облик социальной рекламы и российской демократии. Бесспорно, что подобная ситуация дала толчок к развитию общественной инициативы по созданию новых видов социальных рекламоносителей и даже целевых сетей. Мы видим, что «пионерские» настроения третьего сектора воспринимаются государством с огромным скептицизмом. Это отражает извечную проблему российского законодательства, когда реальные шаги законотворчества опережают осознание тех событий, которые происходят, что рождает мириады вопросов и противоречий. Мы видим необходимость по формированию гражданского, правового государства. Мы ощущаем готовность, общественной инициативы сотрудничать с государственными и политическими силами страны. Практика жизни требует решений и особенно мудрых и своевременных решений в деле создания и ведения воспитания молодых людей. Именно из этих потребностей формируется наше современное и будущее гражданское общество. Социальная реклама - это инструмент. Наедятся на то, что он может что-то сделать за нас без нашего живого участия является заведомой ошибкой. Именно поэтому мы ищем, сегодня пути решения этих задач и учимся использовать этот инструмент по назначению с максимальной эффективностью.

       Мы видим, что социальная реклама является важным аспектом и инструментом формирования развитого гражданского общества. Мы видим, что ее место в образовании, в воспитании детей и молодежи, в решении социальных проблем экономического характера - Приоритетных Национальных проектов России, в сфере информатизации и популяризации нравственных устоев общества, в сфере веры и духовно-патриотического воспитания, в сфере экологии и правового образования широких масс населения. Но необходимо понимать, что кроме понимания требуется и соответствующая практика. Сегодня не хватает ресурсов, чтобы дать социальной рекламе проявить себя в должном качественном и количественном образе. Государству и общественной инициативе, прежде всего, сегодня не хватает кадров, не хватает финансовых ресурсов и развитого правового поля, не хватает взаимного уважения и терпимости, во многом все эти благие начинания тормозит отсутствие инициативы на местах, как со стороны общественной инициативы, так и со стороны государства. Социальная реклама готова стать должным инструментом формирования и воспитания гражданского общества, ей нужны силы, средства и должное уважение. В этой работе сложно переоценить значение социальной рекламы, поэтому, определяя по существу, сложившуюся ситуацию общество и государство должны совместно осмыслить раскрывающиеся перед нами перспективы и дать им возможность воплотиться в новое качественное, гражданское, нравственное бытие.

Информация о работе Социальная реклама в России